Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Техника тканья у славян
Этнография - Восточнославянская этнография

Техника тканья у славян

Результат тканья — тканина, ткань. По технике изготовления разли­чают: 1) тканье на подножках (двух, трех, четырех и более), 2) закладки, 3) браньё, 4) сложное тканье, где комбинируется техника тканья на под­ножках с браной или закладной техникой: тканье на четырех поднож­ках с бральницами, тканье на куколках.

Тканье на подножках

На двух подножках

Самый простой и распространенный способ тканья в текстильной тех­нике называется полотняным переплетением. При этом способе нити ткани располагаются крестообразно, нити утка —перпендикулярно ни­тям основы. Каждой нити основы соответствует одна нить утка. Эта тех­ника известна уже со времен неолита. Такое переплетение обнаружено на двух фрагментах тканей, найденных в Младшей Волосовской стоянке конца II тысячелетия до н. э., одна из которых шерстяная, дру­гая — из еще не определенного растительного волокна .

Этой техникой тканья у нас изготовляются: ватола, холст (полотно, точиво) из льна или конопли (последнее время — с утком из хлопчато­бумажной нити), пониточная шерстяная ткань.

Холст в большинстве случаев ткется белого цвета, только у севе- ровеликорусов и средневеликорусов было широко распространено тканье клетчатых и полосатых тканей; частично они бытовали у южно- великорусов. Узор получался от сочетания цветных ниток основы и утка.

Шерстяная ткань, изготовленная этим способом, под названием пониточной, известна в Рязанской, Тульской, Калужской областях, а под названием волосень — в Курской и Воронежской. Она бывает одноцвет­ной (черная, синяя, красная), клетчатой, кубиками.

Черная пониточная ткань употребляется для понев, для верхней одежды — понитков, для черных плащей — кодманов, известных в южно­великорусских областях среди той части населения, которая, по мнению некоторых исследователей, происходит от меланхленов-черноплащников, описанных Геродотом .

Эта же ткань шла на нагрудники — туникообразную женскую одежду (Данковский район Липецкой обл.), на онучи — повилы у «русской мещеры».

Черные повилы известны также у мари, чувашей и мордвы-мокши.

Клетчатые пониточные ткани чрезвычайно разнообразны и варьируют по отдельным селам, а в поневах замечается разница по возрастным группам и в пределах одного и того же села: в выборе нитей, которые образуют клетку, и узора. В Пригородных слободах б. Сапожковского уезда Рязанской губ. в поневе-белоглазке (траурная и «старушечья») клетка характеризуется тремя белыми нитями в основе и в утке, окай­мленными одной красной и двумя зелеными нитями на синем поле; в желтоглазке — тремя желтыми нитями в середине клетки; в красноглазке (понева молодых) —тремя красными и т. д.

В Скопинском районе Рязанской обл. в селах Вослебы, Ильинское, Секирино и Чулково клетка образуется двумя красными, двумя белы­ми, двумя синими, тремя зелеными, двумя синими, двумя белыми и дву­мя красными нитями в основе и утке; в Петрушине клетка такая же, только зеленых нитей берется четыре, а в Полянах в середине пропу­скается пять зеленых нитей; в деревне Пупки клетка образуется теми же нитями, только белая заменяется голубой.

Черная клетчатая понева встречается довольно редко; она известна в западной части Орловской обл. (г. Льгов) и в Курской обл. (с. Кубань), в Данковском уезде Липецкой обл., а также в районе села Салтыково (Бу­ты) Рязанской обл.— как одежда пожилых женщин; для молодых там была типична красная браная понева.

Синяя клетчатая понева  широко распространена у южно- великорусов (Рязанская, Тульская, Калужская, Орловская, Тамбовская, Курская области) и на западе до самой Десны. Известна она и в б. Ду- ховщинском и Вельском уездах Смоленской губ. Иными словами, она зафиксирована в древней области вятичей и небольшом очаге расселения кривичей; отсюда она распространялась на юг и восток вместе с колони­зацией южновеликорусов. По данным археологических раскопок, она существовала здесь уже с XII—XIII вв.; синяя краска, которая употреб­лялась для ее крашения,— индиго, была привозной из Индии.

В красный цвет клетчатая пониточная ткань для понев красилась мареной. Большое разнообразие красных понев дает с. Роговатое Ша- таловского района Курской обл. Красная понева встречена в районе с. Рождествено и в некоторых других селах Тульской обл. Красные клет­чатые ткани для понев иного покроя бытовали в 1925 г. в б. Трубчевском районе Брянской обл. (Орельск), где эти ткани изготовляли с двумя узо­рами: цыганка и бровка. Узор «цыганка» с клеткой 2 X 1 см образуется двумя белыми, двумя черными, двумя желтыми, двумя черными и двумя белыми нитями. Фон красный из шерсти, окрашенной мареной. Узор «бровка» имел клетку 3,5 X 2,5 см, образованную двумя белыми, двумя черными, двумя белыми нитями. Основная клетка разделена на четыре части двумя взаимноперпендикулярными полосами, образованными дву­мя желтыми, двумя черными и двумя желтыми нитями. Этот тип поневы известен на правом берегу Десны у тех групп населения, которые гене­тически связываются с северянами.

Шерстяная ткань кубиками (шашечница)  образуется из красных и синих полос в основе и таких же полос в утке. Когда красный уток попадает на синюю основу или синий уток попадает на красную ос­нову, получаются полутоны. Этот тип понев известен в Рязанской обл. (Бусаево Спас-Клепиковского района).

Понева такого типа, как считают некоторые этнографы  заменила синюю браную поневу, тканную на четырех подножках.

К тканью на двух подножках относится тканье с портяной основой и шерстяным утком, сученным из двух толстых прядей. Этот тип ткани известен у «русской мещеры» (Рязанской, Пензенской, Саратовской, Тамбовской областей). Расцветка тканей — синяя, чаще красная, с чер­ными или синими поперечными полосами. Б. А. Куфтин относит этот тип тканья к упрощенному подтипу тяжелой браной поневы, осно­вываясь на том, что ее носят там, где ранее носили браную поневу, причем в качестве реликта теперь у нее сохраняется шерстяной браный подольник — нижний край ее, затканный узорами или иногда при­шивной.

Думается, однако, что этот тип поневы является очень старым и что такая понева бытовала как будничная, при наличии парадной браной. Для этой ткани характерен толстый уток, а переплетение достигается раз­ными способами. Можно предположить, что мещерская понева ранее тка­лась также на дощечках, которые существуют на территории расселения мещеры с эпохи неолита. К тому же тканье на дощечке с двумя отвер­стиями сохранялось и на территории восточных славян; такая дощечка с дырочками называется вертлюг (в Вятской губ. она употреблялась для тканья шлей). Характерным в этом тканье является толстый уток из мочала или пеньки, который пропускается пучками.

На трех подножках в три «цепка» (нита)

Этот тип тканья употребляется в основном при изготовлении тяжи- ны — холщевой ткани с белыми и синими полосами в основе и с белым утком. Для тканья на трех подножках служило особое приспособление, называемое коромыслом, с двумя отверстиями (дер. Зайцы Псковской обл.). К одному отверстию коромысла подвязывалось два нита; при тканье опускались то два нита, то один. Эта ткань у русских шла на мужские штаны.

Шерстяные ткани для полосатых юбок ткали на трех подножках одно­дворцы, жившие на территории Рязанской, Тульской, Тамбовской, Орлов­ской и Курской областей.

Загадка говорит про полоски на этих юбках: «От поясницы до ног семьдесят семь дорог». Узор получается от применения различных нитей в основе. Уток всегда красный. Ткут эти ткани на трех подножках, при­чем две связываются вместе, а третья ходит одна. Замечается различие между узорами ткани в сочетании полос по отдельным селам. В с. Ягод­ном (б. Сапожковский уезд Рязанской губ.) название узоров юбок за­висит от того, какими полосами окаймляется основа: узор, желчью осно­ванный (две желтые полосы по бокам); узор, зеленью основанный (две зеленые полосы по бокам); бель в красе положена (белая полоса между красными); зелень с гблубью (зеленая полоса между голубыми) и т. д.

В с. Сурках Данковского района Липецкой обл. узоры: в три кра­си— три красные полосы в полотнище для праздничной юбки; в одну крась — одна полоса в сочетании с темными и желтыми полосами — для юбки траурной и «старушечьей»; гулевкин узор — в селе была повитуха Гулёвка, которая первая набрала этот узор, другие заимствовали у нее; чилйкин узор — впервые был подобран в семье Чиликиных.

Узор весь «подбирается в основе», т. е. при сновании берутся разно­цветные нити, а «затыкают» всегда красными; для тканья идет пряжа, крученная в две нитки; красится она в мотках покупными анилиновыми красками.

Полосатая ткань для юбок употреблялась у русских в Рязанской обл. (Сараевский район между реками Вердой и Прой и Скопинский район), Тульской обл. (например, в с. Левенском) и Орловской обл., а также у белорусов (в окрестностях Минска и Гродна, на Могилевщине) и у украинцев (на Киевщине). Была она известна и у латышей, литовцев, поляков. У русских полосатой юбочной ткани во всех указанных мест­ностях предшествовали другие местные типы тканей. У западных и юж­ных славян и у народов Прибалтики полосатые юбки известны с XVI— XVII вв.; у южновеликорусов они связаны с однодворческим костюмом и, вероятно, существуют здесь также с XVI в. Ношение полосатых юбок у южновеликорусов отмечено мною именно в бывших однодворческих селениях.

На четырех подножках

Шерстяные ткани, из которых хотят "получить сукно, т. е. валяную ткань, ткут на четырех подножках, нажимая их подряд. Для узора «елочка» и «круги» (рис. 31) ход подножек: 1-я, 2-я, 3-я, 4-я, 3-я, 2-я, 1-я, но разный порядок накидки основы в ниты; для узора «дорожки» — 1-я, 2-  я, 3-я, 4-я, 1-я, 2-я, 3-я, 4-я и т. д.

Тканье на четырех подножках широко распространено у русских и белорусов. Оно было известно уже в Киевской Руси. В Гродненском го­родище в слое XII—XIII вв. найдены «обрывки грубой шерстяной тка­ни — «сукна» коричневого цвета, вытканного в елочку». На четырех подножках ткут также одеяла и скатерти. Стан, заправленный (навитой) на узорное тканье (узор хрёщик) на четырех подножках, был приобретен мною для Центрального музея народоведения а 1927 г. в с. Пуховичи на Мозырщине (хранится в фондах ГМЭ). Основа накидана: пять пар на 1- й и 2-й нит (т. е. 1-я нить из пары в 1-й нит, 2-я нить из пары во 2-й нит) и пять пар на 3-й и 4-й ниты (т. е. 1-я нить из пары в 3-й нит и 2-я нить из пары в 4-й нит). Затем накидывание узора начинается сначала.

На бумаге проведены четыре линии; каждая линия соответствует од­ному ниту; на них ставят значки, каждому из которых соответствует пара нитей, причем одна нить проходит через глазок одного нита, а другая, парная первой, через глазок парного нита. Судя по схеме, парными ни- тами являются 1-й и 4-й, 2-й и 3-й. Основа черная портяная. Два утка: черный портяной ткет полотно, шерстяной четырех цветов ткет узор. Ход подножек: 1-я и 4-я для тканья полотна, 2-я. и 3-я — для тканья узора. Проткав 30 раз одинаковый узор, его ткут в обратном порядке. Полу­чается середина и одинаковые края узора.

В Белоруссии и у русских в западных областях во второй половине XIX в. широко развилось ткачество на 8, 12, 16 подножках. Этот вид ткачества появился под влиянием фабричного тканья, а также спе­циальных инструкторских школ для кустарного производства. Аналогич­ное явление наблюдалось у литовцев, латышей и эстонцев.

Закладки

Этот способ тканья заключается в том, что для утка берутся нитки разных цветов и уток пропускается не во всю ширину основы. Каждый цвет нитки ткет определенную часть узора. В тех местах, где нитки по­ворачивают назад, в ткани получается отверстие, вернее — узенькая щель.

Закладная техника тканья применяется как на горизонтальных, так и на вертикальных станах, но особенно удобно ее применять при ра­боте на последних. Она была широко распространена при изготовлении ковров у южновеликорусов (Курской и Орловской областей) и у укра­инцев, а также при изготовлении крас для рубах и передников-«занаве- сок» у русских

Большое распространение она получила у южновеликорусов (узоры челноки, крюки, медведи, лягушки и т. д.). В Рязанской области встре­чаются целые очаги бытования закладной техники: Курша, Пригород­ные слободы Сапожка, район Скопина (рис. 31, 2); Рождествено Туль­ской обл., где отмечено большое количество изготовленных этой техникой крас — тканей с узорами копьеца, барабанчики, крестцы, челноки и др.; Алексеевка около ст. Навля Брянской обл.; отдельные районы Курской обл. и др. В западных областях Украины эта техника хорошо известна при тканье передников-«запасок».

В Белоруссии она мало распространена, однако в некоторых местах ее еще помнят. Там, где не развилась широко закладная техника тканья, встречаются ее отдельные элементы, например, когда ткут с пропуском дополнительной уточной нити на определенных участках. Так именно дела­лись поневы в Брянской обл. (с. Бояновичи), в западной части Орлов­ской обл. (г. Льгов). Закладная техника широко применяется при изго­товлении ковров в Курской и Орловской областях.

Название браная техника тканья происходит от «брать», «выбирать». Сзади за бердом отдельные нити основы выбирают, прокладывают прут­ком или подвязывают петлями из ниток. Выбранные нити поднимают сверх обычного получения зева, под них подкладывают дощечки или пру­тики, отчего нередко этот способ называется также тканьем на дощечке, тканьем на прутиках.

Есть два способа тканья на дощечках — с одним и с двумя утками.

Браное тканье с одним утком заключается в следующем: при образо­вании очередного зева под группу выбранных ниток подкладывают до­ску, обычный зев при этом несколько нарушен; пропускается уток. Если выбрана одна группа ниток, то это называется тканьем в доску, если вы­браны две группы — тканьем в две доски и т. д. Этот способ тканья при­меняется при производстве скатертей у всех групп восточных славян, но наибольшее развитие получил у северовеликорусов, средневеликорусов и белорусов.

Очень развита также браная техника у литовцев.

Раскопки курганов XII—XIII вв., произведенные Булычевым на р. Угре (коллекция ГИМ), обнаружили шерстяную ткань с клетками, выполненную браной техникой. Широко применялось «бранье» в Москве в царской мануфактуре XVI—XVII вв. В описаниях дворцового имущества постоянно упоминаются «браные» скатерти, «браные убрусцы».

Все нитки, поднятые вверх, подвязываются в каждом ряду петлями.

Вторая половина узора начнется с подкладывания дощечки под группу нитей, выбранных в 8-м ряду, потом под группу нитей, выбранных в 7-м ряду, и так до первого ряда.

Набирание узора—процесс медленный. Для того чтобы набрать ука­занный узор для холста шириной в 5 пасм (250 нитей), ткачихе нужно за­тратить 6 часов. Но раз узор набран, можно наткать большое количество одинакового узора с небольшими промежутками между полосами. Эти по­лосы, отрезанные одна от другой, можно пришивать к разным вещам. Но это не всегда делается, так как для каждой вещи нужен свой узор. Если бы ткачиха наткала 200 одинаковых полос, то не смогла бы употребить их в течение многих лет; к тому же пришивные полосы считаются худшим ук­рашением, чем непосредственно вытканные с полотнищем, предназначен­ным для той или другой вещи. Иногда эти полосы все же шли на прода­жу (например, на рынке в г. Скопине Рязанской обл. в 1930-х годах). Ткачиха обычно заранее высчитывает, какой длины будет, например, ру­баха, сколько нуж'но бранок для полика, для рукава, чтобы через извест­ное количество нитей утка пропустить узор. Готовый холст поэтому представляет собой белое поле, прерываемое на разных расстояниях за­бранными, обычно красными полосами.

Сама техника бранья интересна тем, что здесь в станке с ремизками и подножками для получения добавочного зева применяются дощечки,— прием, который в истории развития ткацкого стана предшествовал разви­тию ремизки и берда и который до оих пор известен у казахов и у чер­кесов.

Браная техника известна всем группам восточных славян. Слабее она выражена у украинцев, а наиболее широкое применение получила у южно- великорусов и у белорусов. Узоры, вытканные последними, очень близки по характеру к узорам, выполненным браной техникой у литовцев. Узоры выполнены красной бумагой и весьма разнообразны: круги, репьи, кресты.

Севернорусская экспедиция Института этнографии Академии наук в СССР в 1948 г. установила очаги многоцветного браного тканья в Воло­годской (Велико-Устюжский район) и в Архангельской (Приморский и Каргопольский районы) областях. Узоры забранных подолов-юбок и утиральников выполнены красной бумагой, шерстью и разноцветным га­русом. Забиранье гарусом у северновеликорусов Г. С. Маслова относит ко второй половине XIX в.; известно оно также южновеликорусам и литов­цам и относится у них к тому же периоду. Узоры располагаются попереч­ными полосами с наиболее широкой центральной полосой. Элементы узо­ра — геометрические фигуры (ромбы, кресты, меандры) и геометризиро- ванные фигуры животных (олени).

Браная техника тканья очень близка к браной технике при вышивании иглой. По готовым образцам трудно различить, сделана ли ткань на ткац­ком стане или «выбрана» иглой.

Сложное тканье

На четырех подножках при двух основах с бральницам»

При этой технике тканья снуют двойную основу — две нитки белые «портяные» и две нитки «суконные», т. е. шерстяные. Эта техника описана Б. А. Куфтиным. Ткут на четырех подножках — «2 цапка белых и 2 цапка суконных» (красных и синих), т. е. двумя ремизками захвачены все белые нитки, каждой ремизкой через одну, а двумя остальными — суконные. Работают при челнока — один с белой портяной ниткой, другой с шерстя­ной красной, третий с шерстяной синей. При первом нажиме подножек пропускают белый уток, при втором нажиме — красный или синий уток. Мастерица так объясняла собирателю этот способ тканья: «Сначала одну белую потоплю, ширяю белый уток внизу, потом одну красную подыму, пускаю красный уток наверху».

Судя по готовой ткани, можно предположить, что при ходе подножек — 1-я, 3-я, 2-я, 4-я — получается двойная ткань: «портяная» подкладка и «суконный» верх. Цветной узор достигается путем вкладывания дополни­тельных дощечек позади нита (бральниц), которые образуют дополни­тельный зев, т. е. нарушают правильное чередование нитей основы, выпол­няемое ремизками.

Таким образом, этот тип тканья является своеобразным сочетанием тканья на подножках с браной техникой; поневы, тканные этой техникой, дают большое разнообразие орнамента. Наименование узоров отмечает не наиболее бросающиеся в глаза части узоров, а менее с первого взгляда заметный рисунок сетки тканья. Линия меандра называется косит- ницей; прерывающийся меандр — полукоситницей; меандр, расположен­ный четырехугольником,— гребенкой, грабельницей. Четырехугольник с зубчиками, тканный на шесть ниток, называется репетница или конитни- ца. Меандрический орнамент ведет свое начало от эпохи ранней бронзы и известен и в восточнославянских культурах Оки и верхнего Днепра. Сей­час он встречается у касимовских и тамбовских татар. Одна группа их — древнее тюркоязычное население, другая — военно-служилые люди, посе­ленные в XVI в.; обе группы смешались здесь с мещерой и восприняли от нее местный орнамент, восходящий к эпохе бронзы.

В конце XIX в. тип понев, выполненных описанной техникой, был рас­пространен в Рязанской губ.: в б. Парахинской волости Касимовского уезда, в Тумском районе по р. Нарме, в селах Палищи, Кузьмино; более древняя его разновидность известна в б. Прудковской и Палищинской во­лостя. Соседние селения называют их поневами со змеями и ястребами.

Другой разновидностью этого типа тканья является понева со свое­образным орнаментом, ромбическая сетка которого называется челноки (рис. 33); основа у нее конопляная, заправлена на четыре ремизки, ход подножек—1-я, 2-я, 3-я, 4-я; для получения узора применяются браль- ницы; уток у нее — сученая шерстяная нитка. Основной район ее бытова­ния— семь селений по р. Курше (у «куршаков»), по тракту Касимов — Темников и к северу от Мокш.

Летом 1950 г. автором этой работы и Б. А. Васильевым был найден но­вый очаг бытования этого типа поневы в Рязанской обл. около ст. Салты­ковка по линии Сасово — Вернадовка; здесь жительницы пяти селений — Салтыкове, Шафторка, Каменец, Студенец, Ряньзя носят такие по­невы до сих пор и умеют их ткать. У мастериц-ткачих имеются образцы узора поневы, редко затканные, по ним они и выбирают нити.

Поневы эти встречаются двух цветов — красные и синие. Делают их в упрощенном виде, с двумя ремизками «в три цапка», т. е. нита. В б. Каси­мовском уезде Рязанской губ. в селах Жданово, Телебукино, Шостье, Ко- лесниково, Акулово узор называется огнивцы в селах Ибердус, Вол- ково-Марьино — челночки, ушки; в селах Колесниково, Акулово, Телебу­кино — развилки; в селах Чарус, Китово — репьи и т. д.

Б. А. Куфтин считает, что такую поневу носили женщины у древних славян, представлявших «остатки того же самого населения, которое, некогда занимая обширную область вдоль берегов Оки, оказалось разо­рванным более новым потоком южной колонизации», принесшим с собой окающий говор и клетчатую синюю поневу и оттесненным затем за Оку.

В другом месте он высказывает мысль, что обладателем этого типа поневы было «ядро туземного населения, лишь к XIII веку становивше­гося заметно русским»

На четырех подножках при одной основе с бральніицами

Этот тип тканья связан с изготовлением плахт на Украине, близким по технике к тканью понев в северных районах Рязанской обл. Разница в тканье заключается в том, что здесь имеется одна основа и один уток и двойной ткани не получается. Узор достигается движением подножек и по­лучением второго зева от движения бральницы. Образцом может служить плахта из с. Великие Сорочинцы на Полтавщине (ГМЭ, фонд Музея наро­дов СССР). Эта плахта сделана в 1860-х годах, крашена растительными красками, в ее основе лежат красные и синие нити, расположенные широ­кими полосами. Уток красный и синий. Сочетание основы и утка дает тип шашечного тканья. Белые нити основы, поднимаемые Зральницами, обра­зуют узор. Растительный узор называется рожава — это цветок «бабья рожа», который здесь передается в несколько стилизованном виде на од­ной плоскости. Подобным же образом выткана плахта из с. Головчинцы (хранящаяся там же) (рис. 34,

На куколках

Другой вид тканья украинских плахт — тканье на куколках. Оно назы­вается так потому, что нити для узора наматываются на круглые бумаж­ные трубочки — куколки. Здесь имеет место сочетание тканья на двух подножках с закладной техникой. Полотно ткется как простой холст, при помощи двух подножек; узор ткется вторым утком разноцвет­ными нитями закладной техникой, т. е. узор как бы вышивается по гото­вой ткани.

Близко к этой технике бранье шлёнкой на ткани, идушей на изготовле­ние фартуков, когда второй уток не пропускается насквозь, а укладывается на определенных участках. Оно известно у тех же «куршаков», у литовцев и удмуртов.

Происхождение способа тканья на куколках, повидимому, связано с вышиванием понев браной техникой, которое было известно, например, еще в XIX — начале XX в. в Орловской, Курской и Воронежской областях.