Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Рукавицы, перчатки, нарукавники и украшения славян
Этнография - Восточнославянская этнография

Рукавицы, перчатки, нарукавники и украшения славян

У всех восточнославянских народов употреблялись рукавицы, или вареги, варежки, с одним пальцем, вязаные, кожаные, матерчатые (иначе — рукавки, верхдньки, кджанки, шубницы, дёльницы, делёнки, мохнатки, голки, вачуги). Большей частью іих носили в два слоя. Еще в XVIII в. отмечалось, что русские всех сословий «рукавицы имеют длинные кожаные, досягающие почти до локтей, в которые вложены, для зимы, валишки, или шерстяные валяные рукавицы, которые покороче кожаных». У белорусов в холодное время под рукавицы также надевали исподки. Варежки, вязёнки, исподки вяжут из овечьей или коровьей шерсти, иногда с узором. Рукавицы, надеваемые поверх исподок, шьют большей частью из сукна, кожи или меха (овечьего или козьего), а на Севере, кроме того, из оленьего, собачьего, волчьего, медвежьего, мехом наверх. Варежки со своеобразным геометрическим многоцветным узором изготовляют на Севере (Поморье, Пинега, Печора, Мезень), в Псковской обл., а также у белорусов. Орнаментация вязаных изделий характерна особенно для народов коми, для эстонцев и других народов Прибалтики. Черты сходства геометрических узоров в этих изделиях позволяют гово­рить об общности элементов культуры народов коми, Прибалтики и сосед­него русского населения.

Упоминания о «перщатых рукавицах» (от славянского «перст» — палец с пятью пальцами, т. е. о перчатках, встречаются в документах XVII в. В русской деревне XIX в. они назывались персчатки, перчанки, перстанницы. У белорусов (в наиболее западных районах) перчатки на­зывались «скарпётки». Перчатки преимущественно вязали из овечьей, козь­ей и другой шерсти, или же шили кожаные на меху. Иногда праздничные вязаные перчатки так же, как и варежки, делали узорными. В Вологод­ской обл., в б. Сольвычегодском уезде женщины шили перчатки из сукна (или сафьяна, смотря по зажиточности), расшивали сверху серебряной или золотой нитью; их надевали в особые дни, на пасху в них ходили звонить на колокольню.

Повидимому под влиянием городской моды, к концу XIX в. деревен­ские франтихи стали одевать в праздники вязаные нитяные перчатки осо­бого вида без пальцев, длиной до локтя. На Севере (б. Олонецкая губер­ния) такие перчатки получили своеобразное местное название «накулач- ники».

Варежки, рукавицы, перчатки крестьянки изготовляли сами или поку­пали на базарах и ярмарках. Производство их было сосредоточено преиму­щественно в нечерноземных губерниях (в городах и селах). Шитьем кожа­ных рукавиц на продажу занимались в б. Вятской, Владимирской губер­ниях, в Западной Сибири; вязанием варежек на продажу — в Нижегород­ской, Владимирской, а вязанием перчаток — в Петербургской губерниях.

Нарукавники, рукавички, рукава — холщевые рукава с завязками при помощи .которых они укрепляются ниже плеча. Один или два таких рукава надевали жнеи для предохранения рук и одежды от повреждений.

Следует сказать о нарукавниках другого рода — о «нарйквицах». На- раквицы — это поручи (в виде широкого браслета) из ткани или же вя­заные, а иногда (для зимы) из овчины, сшитые мехом внутрь, с застежкой из пуговиц и петель. Ношение их не характерно для восточнославянских народов. Носят их в Закарпатской и Черновицкой областях и кое-где у бе­лорусов мужчины и женщины, поверх рукавов или под широкими рукава­ми рубахи. Тканые нарукавники украшают вышивкой шерстью (например, красные суконные нарукавники у гуцулов); праздничные овчинные — так­же орнаментируются. Вязаные из разноцветной шерсти узорные нарукав­ники (рдквици) девушки изготовляют как подарок молодым людям.

Украшения

Украшения восточных славян разделяются на носимые на руках, на голове (висках и ушах), на груди, спине и у пояса.

Некоторые украшения имели одновременно и утилитарное назначе­ние— для скрепления одежды, застегивания пояса (например, фибулы, запонки, чапраги); другие являлись только украшающими предметами (например, серьги, ожерелье и др.).

Обильный и разнообразный материал о древних восточнославянских украшениях дают археологические раскопки и ряд письменных свиде­тельств, а об украшениях XIX—XX вв.— этнографические данные.

Ручные украшения

Запястья — браслеты металлические (медные, серебряные и др.) и стеклянные встречаются в женских и мужских погребениях восточных славян, однако в первых — значительно чаще. Металлические браслеты делались пластинчатыми, литыми и из проволоки. Браслеты из витой про­волоки известны у всех восточных славян, особенно у ильменских словен, кривичей и вятичей К Браслеты, по мнению археологов, украшали пред­плечья обеих рук. В каждом из женских вятичских погребений обнаружено по нескольку браслетов. Стеклянные браслеты, в изобилии встречаемые на территории от Ладоги до Тьмутаракани, как полагают, первоначально были привозными, а затем их производство развилось в Киевской Руси. Стеклянные браслеты были, повидимому, украшением горожанок, так как они встречаются преимущественно в городищах.

По этнографическим данным XIX — начала XX в. в этот период брас­леты не принадлежали к числу распространенных народных украшений у восточнославянских народов. Они появились в крестьянском быту в это время под влиянием сравнительно поздней городской моды, большей частью среди сельской буржуазии.

Перстни и кольца из меди, а иногда серебряные и золотые в изобилии представлены в курганных находках. По документам XV— XVII вв. перстни, кольца, напалки, жуковйны, жуковйцы являлись муж­скими и женскими украшениями. Напалком назывался массивный пер­стень, носимый на указательном пальце; жуковиною — перстень с резною вставкою. Кольца и перстни  изготовлялись из золота и серебра,

Со второй половины XIX в. получили распространение фабричные кольца, в частности обычные обручальные кольца из белого или желтого сплава (на Украине называвшиеся каблучки). Были оригинальные пер­стни и кольца местного изготовления: у гуцулов — мужские перстни из меди с тремя пирамидальными шишками и женские — с орнаментиро­ванными щитками, усаженными врезанными в медь бусинами, или с ин­крустацией из цветной пасты — имитации эмали, а у русских Сибири и у украинцев — перстни-печатки.

Височные украшения

Височные кольца были широко распространены у славян и, как считают археологи, составляли одну из наиболее характерных черт, которая позволяет выяснить расселение древних восточнославянских племен.

Для вятичей характерны были так называемые семилопастные под­вески — с семью расширяющимися книзу лопастями; для радимичей — семилучевые подвески — с семью сужающимися книзу лучами; для иль­менских словен — проволочные кольца с ромбическими расширениями и многобусинные кольца: для северян — спиральные кольца; для кривичей — большие проволочные кольца, отличающиеся по размеру от колец всех остальных славянских племен.

Металлические височные украшения в XVIII — начале XX в., судя по этнографическим данным, не бытовали. Однако девушки и за­мужние женщины носили некоторые другие виды височных укра­шений, в большинстве перечисленные выше при описании женских головных уборов (из бисера и стекляруса, из перьев и из искусственных цветов):

1. Подвески в виде спускающихся от висков бисерных или стеклярус­ных нитей или кистей, которые нередко прикреплялись к полосе ткани, повязанной на голове.

3. Пучки из искусственных цветов, также называемые косицами, кото­рые носили девушки в Закарпатье вместе с венком

Ушные украшения

Ушными украшениями у восточных славян являются серьги (чусы, чускиу ушники, кблтуши, колтки). В деревне XIX —начала XX в. серьги медные или серебряные, а у более богатых и золотые служили в основном женским украшением. В древней же Руси серьги составляли украшение как женщин, так и мужчин. Князь Святослав, как известно по описанию современников, носил серьгу в одном ухе. Традиция ношения мужчинами одной серьги сохранялась у русских и у запорожских казаков в XVI— XVII вв.; даже в XIX — начале XX в. местами ношение серьги молодыми крестьянами считалось признаком щегольства.

Восточнославянские украшения вообще и серьги в частности недоста­точно изучены этнографически. Среди коллекций старинных русских серег большой интерес представляет коллекция ГМЭ, собранная Н. Л. Шабель- ской. В ней наиболее многочисленны серьги с подвижными подвесками.

а) Длинные, довольно разнообразной формы литые серебряные серьги, иногда с орнаментом, выполненным насечк&й, или филигранные, с четырьмя или пятью подвесками из металлических пластин со вставками из камня, стекла, бусин.

б) Серьги из двух длинных неподвижных подвесок-стержней с мел­кими бусинами, пластинами и крупными бусинами в центре/

в) Серьги грушевидные  или в виде винограда из граненого стекла ил» самоцветов. В Новгородской и Псковской губерниях их носили с кокошником. Металлические серьги с длинными подвесками по всему Северу назывались чускиу кдлтушиу колтки. Там же носили серьги, низан­ные из жемчуга; короткие жемчужные серьги назывались пясы, а длин­ные — петли.

В южновеликоруоских областях, цроме серег новейшего фабричного или кустарного производства, носили самодельные серьги — двойчатки из мелкой проволоки и бусин, которые делали особые деревенские масте­рицы — «сережницы». Наиболее ценились серьги с перламутровыми буси­нами; кроме них, использовали хрустальные бусины и костяные шарики, а в начале XX в.— дутые стеклянные бусины. Серьги из бусин носили также белоруски и украинки; более состоятельные — из кораллов.

У гуцулов изготовлялись разнообразные металлические серьги, среди которых были и грушевидной формы (рис. 88,8); серьги с подвесками, так же как у русских, назывались ковтки. Гуцульские серьги, а также и другие украшения гуцулов из металла заслуживают специального изуче­ния, представляя большой интерес для этнографа и искусствоведа.

У южных великорусок еще в XIX — начале XX в. ушным украшением были пушки — шарики из белого (редко из черного) гусиного пуха или заячьих шкурок; как бы их имитацией были шарики или розетки из разно­цветной шерсти. Девушки надевали их с лентой, замужние женщины — с сорокой, а изредка с кокошником. Пушки прикреплялись к серьгам или к небольшим колечкам, продетым в ухо; иногда их надевали на ушную раковину при помощи ремешка.