Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Повойники, сборники, чепцы у восточных славян
Этнография - Восточнославянская этнография

Повойники, сборники, чепцы у восточных славян

Повойник-сборник — мягкий головной убор, сшитый в виде чепца или шапочки, облегающей голову, известен всем восточным славянам под различными названиями: повой, повдец, повойник, волоснйк, сбор­ник, чепчик, чепец, чехол, чёхлик, чехлушка, шлык, шлычёк, колпак, чупйрник, полетушка (рус.); очіпок, чіпець, чепець (уіф.) і каптур (белор.). Термин «чепец» является общеславянским.

В русских письменных памятниках чепец впервые упоминается в XV в. Славянский термин «повой» встречается в Ипатьевской летописи (1158 г.), где рассказывается, как супруга князя Глеба раздала по мона­стырям золото «и все да и до повоя».

У великорусов различались две разновидности этого убора — повой­ник и сборник.

Повойник состоял из круглого или овального дна и околыша, концы которого не сшиты друг с другом, и к ним прикреплены завязки. Шили его из покупной, нередко тяжелой ткани (бархата и др.). На Севере, у поморов, овальное дно повойника украшали золотой вышивкой. Пла­ток в свернутом виде повязывали по околышу так, что нарядная зад­няя часть этого головного убора оставалась открытой.

Сборник шили из более легкой материи — из ситца или другой хлоп­чатобумажной ткани, иногда из шелка. Характерная черта его — сбор­ки спереди, идущие от очелья, и сзади, где он собран на вздержке.

Повойник и сборник вытеснили сороку и кокошник. Повойник по­явился раньше, чем сборник: последний в ряде селений стали носить лишь в конце XIX— начале XX в. Носили их обычно под платком.

Очипки украинок, кроме рассмотренных выше, приближающихся к ки- балкообразным головным уборам и двухгребенчатому кокошнику «сед­лом», имеют много разновидностей, среди которых есть близкие к рус­скому повойнику и сборнику. Очипок был основным головным убором1 замужних женщин в восточной и центральной частях Украины, где являл­ся, видимо, сравнительно старым головным убором, вошедшим в состав украинского национального костюма. Праздничные очипки шили из парчи или по ткани вышивали золотой нитью. Поверх очипка повязывали на- митку, называемую иногда склендячкою, или платок.

Такого же типа головной убор — чапец, чап, каптур, сшитый из до­мотканной или фабричной ткани и собранный на вздержке, носили и белоруски.

Колпаки

Следует упомянуть здесь о колпаках — большей частью вязаных  конической формы, известных в очень немногих местах.

В. Броневский пишет, что донские казачки из небогатых семей но­сили «разноцветные колпачки», повязывая сверху торкачем (платком) Колпак казачек близко напоминает по форме (как и по названию) го­ловной убор татарских женщин, от которых, повидимому, он был заимст­вован. Вязаный колпак носили украинские крестьянки в Черниговщине; в качестве девичьего убора — в Вологодской, Вятской и Воронежской губерниях.

Нами рассмотрены основные группы женских головных уборов у во­сточнославянских народов. Дальнейшая работа в этой области поможет учесть все их многообразие. Различные головные уборы, созданные на­родом в течение веков,— одни раньше, другие позднее,— в дальнейшем нередко соединялись, отдельные черты одних головных уборов переноси­лись на другие. Так, например, мягкие головные уборы — повойник и сборник, приобретая твердую основу, сближались с кокошником; в сам- шуре имеются элементы рогатой кички, сороки или повойника; сборник (иногда под названием повойника) заменяет сороку — верхнюю часть в сложном головном уборе южных великорусок, и его носят с кичкой и позатыльником; повойник соединяется с бисерным позатыльником, ха­рактерным для сороки, и т. д.

Женские восточнославянские головные уборы — сороки, кокошники, очипки и другие — обильно украшались. Характерное украшение восточ­нославянской наметки, ширинки, хустки составляют прямолинейно-гео­метрические узоры, тканные или вышитые преимущественно красной нитью — бумажной, в некоторых случаях шерстяной и шелковой, иногда с дополнением ниток других цветов, выполненные разнообразными швами по счету нитей холста. Орнамент этого типа был известен славя­нам с глубокой древности. Кроме геометрических узоров, встречаются сложные фигурные изображения — например, на великоустюжских косынках. Один из основных мотивов браных узоров этих косынок — фигура всадника или всадницы на коне или на двухголовом животном — восходит, видимо, еще к языческой древности, как и узоры на других головных уборах. Узоры на сороках, кроме геометрических фигур, изо­бражают птиц и животных, иногда и человека; встречаются мотивы ле­бедей, обращенных друг к другу, коньков или птиц, расположенных по бокам дерева, и др. Наибольшее развитие этот орнамент получил у вели­корусов.

Вышивка кокошников, очипков, бумажных и шелковых головных платков имеет много общих черт как по технике, так и по характеру растительного орнамента (выполненного преимущественно гладью мишур­ной золотой ниткой, канителью и т. п.). Этот орнамент менее древен, чем описанный выше.

Шапки

Шапка в женском народном костюме восточных славян не имела та­кого значения, как в мужском, даже для защиты от холода. Из названий «шапка», «каптур», «колпак», «чебак», «малахай» — последние три во­сточного происхождения. Сравнивая их с чисто славянскими названиями других женских головных уборов, можно прийти к заключению о сравни­тельно меньшей древности шапок в качестве женских уборов.

Путешественники, посетившие Московию в XVI—XVII вв., все же рассказывают о шапках, которые носили девушки и замужние женщины, и изображают на гравюрах девушек из «простого» народа в низких ши­роких меховых шапках и боярышень в горлатных высоких шапках, подобных мужским. На боярынях изображен каптур — шапка с наушни­ками и лопастью, закрывавшей шею. Верх такой шапки обычно покры­вался дорогой тканью, низ подбивался собольим мехом, и вся она нередко украшалась жемчугом. На миниатюрах XVII в., которыми иллю­стрированы рукописи библейского содержания, изображены костюмы того времени, в частности горлатые шапки; имеется изображение шапки с наушниками и меховой опушком.

Женские шапки, по этнографическим данным XIX в., имели распро­странение главным образом на Севере в качестве зимних головных убо­ров. Это чебак — шапка из оленьего меха с наушниками и хвостом, спущенным сзади; верх и боковые части шапки покрывали материей.

Близок к ней треух, сшитый из материи и опушенный мехом, который носили поверх сороки и платка.

Была известна своеобразная женская шапка с меховой отделкой — кораблик. По рисункам Ригельмана кораблик — головной убор дворя­нок и мещанок на Украине в XVIII в. В литературе имеются упоминания о «корабликах»,которые носили также бога­тые крестьянки Архангельской губ. в середине XIX века Кораблики иа сукна с бархатными отворотами носили в Харьковской и Воронежской губерниях еще в конце XIX — начале XX в.    .

Рассмотренные девичьи и женские головные уборы позволяют пред­ставить себе лишь в общих чертах все их многообразие у восточных славян и те особенности, которыми отличаются головные уборы русских, украинок и белорусок. Нельзя не отметить славянское происхождение богатой терминологии большинства головных уборов, значительная часть которой уводит в глубокую древность.

Девичьи головные уборы довольно однотипны у всех восточнославян­ских народов (состоят из обруча или мягкой перевязки), но различаются: множеством черт, составляющих специфику отдельных групп.

Так, например, венки из цветов наибольшее развитие получили у ук­раинок, затем у белорусок; узорчатые венцы с прорезью — коруна, рефедь и другие — у северных великорусок; венки с украшениями из крашеных перьев характерны для южных великорусок, а металлическое чильце, имевшее в XIX в. локальное распространение,— для некоторых групп украинцев.

Среди головных уборов замужних женщин, которые более разнооб­разны по своему устройству, чем девичьи, выделяется как древний и об­щеславянский головной убор — наметка, убрус с основой из обруча, (кибалки, хомовки). По данным XIX в., он составлял типичный убор. белорусок, украинок и лишь частично имелся у русских.

У русских были созданы другие уборы, ставшие наиболее для них типичными,— кичкообразные и кокошники.

Элементы этих уборов могли зародиться в глубокой древности, но получили развитие и распространение в период формирования велико­русской народности; кичкообразные уборы были наиболее распростра­нены на юге, а кокошники на севере.

Среди кокошников выделяются две группы: собственно кокошник — цельный головной убор на твердой основе И КОКОШНИК, ЯВЛЯЮЩИЙСЯ' мягкой частью составного убора, как и сорока.

Собственно-кокошник в виде богато украшенного, нарядного убора на твердой основе в XV—XVII вв. был связан с бытом горожан. Возник он из древних составных кичкообразных головных уборов в их местных народных формах.

Самшура имела локальное распространение на северо-востоке Евро­пейской России, и одна из разновидностей ее, собственно самшура с твердым дном, близка к убору коми-пермяков и коми-зырян. Сам- шура-кичка более напоминает русские кичкообразные головные уборы, составляя комплекс: кичка (самшура), кокошник, позатыльник.

Мягкие головные уборы — типа чепца, повойника, сборника, — ви­димо, распространились позднее, чем полотенчатые и кичкообразные, и затем в свою очередь были вытеснены платком.

Шапка как женский головной убор для восточных славян не характер­на.