Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Женские прически и головные уборы
Этнография - Восточнославянская этнография

Женские прически и головные уборы

У восточных славян прически и головные уборы девичьи и замужних женщин значительно разнились между собой. Девушки не закрывали волос головным убором, замужние же тщательно их прятали.

Древнейшей девичьей прической у восточны славян были, ВИДИхМО, распущенные волосы, о чем свидетельствует ряд данных. Рисунок заглав­ной буквы Евангелия XIII в. изображает девушку с распущенными воло­сами и в чёлке — девичьем венце. Гравюры Мейерберга XVII в. представ­ляют с той же прической московских девушек, а рисунок Ригельмана 1786 г.— украинскую крестьянскую девушку. П. С. Ефи­менко отмечает, что девушки в Архангельской губ. в 1880-х годах ходили обычно с одной косой, спущенной по спине, с вплетенными в нее яркими лентами, но когда в праздник надевали повязку или чёлку, то, по ста­ринному обычаю, волосы не заплетали в косу, а распускали.

Венчали и хоронили девушек также с распущенными волосами. Во время траура, а также при выполнении некоторых обрядов, например опахивания, девушки распускали волосы.

С этим связан особый тип девичьего головного убора в виде перевязки из ткани, обруча из луба или из другого материала, венка, венца и тому подобного, как бы сдерживающего распущенные волосы. Верхняя часть головы оставалась открытой (что у украинок называлось до лисіни). Заплетание волос в одну или две косы — видимо, более поздняя восточ­нославянская прическа. У русских преобладала девичья прическа в одну косу (поэтому девушка называлась «однокоской»); украинки чаще носили две косы. Кое-где на Украине (в западной ее части) отмечен обычай заплетания волос в несколько кос (в дрібници, дрібушки). Обычно косы плетут в три пряди. Плетение косы в четыре-семь прядок (писаная коса, бесчисленница) было в обычае у южных великорусок. В косу вплетали косники (рус.), кісники (укр.) в виде ленты, шнура, полоски ткани (часто кумача, иногда укрепленного на колечке) или кисточки — гарус­ной, мишурной, а у южных великорусок чаще из бисера (. Рус­ские косники, хранящиеся в музейных коллекциях, представляют собой украшения разнообразной формы из ткани, иногда на твердой основе, плоские в виде сердечка, розетки, с золотым шитьем, а иногда дешевыми камнями и бусами.

Древние девичьи головные повязки, найденные в славянских курга­нах Поднепровья, сделаны из ткани или шнура с нанизанными стеклян­ными, металлическими бусинами или пластинками. В Киеве найдены были богатые девичьи ди­адемы XII—XIII вв. из золотых и серебряных пластин, иногда покрытых эмалью. Верх такого ме­таллического девичьего венца имел замысловатые фигуры в виде «зубцов», «теремов» и другие, а по нижнему краю шли низа­ная жемчугом «поднизь» (спереди), «рясы» (у ушей), «косник» (сзади), Такой «венец с городы», «венец теремчат о де­сяти верхехъ» завещал князь Михаил Андреевич Верейский своей дочери в 1486 г.

Общеславянское назва­ние девичьего венца — че­ло, чёлка. В русских па­мятниках чело впервые упоминается в духовном завещании Ивана Дани­ловича Калиты в 1328 г.; «перевязка», «перевязь», «венец» встречаются в документах XV—XVII вв.

Девичий убор в народ­ном быту в XVIII—XX вв., как известно по этногра­фическим данным, имел ту же основную форму, что и в древности. Кроме со­хранившихся у всех во­сточных славян общесла­вянских терминов — венок (вінок, вянбк), перевязка, чело, чільце, почёлок, есть и другие названия: у се­верных великорусов его называют головодец, ко­руна, грибкй, голошйнка, рефёть, рефйль, красная красота и другие; у юж­ных великорусов также — тканка, а у всех велико­русов (повидимому, более позднее) —лента; у украинцев также — лубок, намітка (последний термин есть и у белорусов). Старинный девичий го­ловной убор в виде венца или ленты со второй половины XIX в. Стали заменять платком. Однако как праздничный (на гулянье, в хоровод) и свадебный головной убор он сохранялся местами еще в начале XX в.) Можно выделить несколько групп такого рода девичьих головных уборов:

1. Полоса ткани, идущая по лбу и завязанная сзади или спереди:

а) Полотнище холста с узорными концами у украинцев и белорусов (намитка, или намётка), сложенное в 4—6 раз; у русских сохранялось в XX в. только в Брянской и Орловской областях.

б) Перевязка, тканка, почёлок, лента — полоса ткани, иногда вышитая золотом, большей частью широкий позумент, парча с бисерной и жемчуж­ной поднизью,— например почелок Архангельской и Вологодской обла­стей. Эту полосу ткани делали па подкладке и с широкими шелковыми завязками.

Сюда же следует отнести девичьи повязки из платка, например под- пластик у южных великорусов: из платка и поднизей — бисерной бахромы с Селезневыми «кудрями». В Архангельской обл. в конце XIX в. девушки повязывали платок таким образом, что концы его торчали надо лбом, на­поминая рога, а верх головы оставался открытым.

2. Обруч с твердой основой из луба, коры, картона. У южных велико­русов:

а) налдбень из луба, обтянутый тканью, с нашитым бисером и бусами;

б) венок — с лубяным остовом, обернутым шелковым платком с на­шитым стеклярусом и бусинами;

в) лентка с ковылем (Пензенская обл.) в виде маленького обруча, ко­торый носили на темени с пучком ковыля спереди и лентами сзади и т. д.;

г) у северных великорусов перевязка (Архангельская область) — пло­ский обруч из бересты или картона, обтянутый кумачом или шелком и спереди украшенный жемчугом или бисером;

д) у белорусов вянок — обруч из луба или бересты, обернутый тканью; в праздники и как убор невесты этот обруч украшали живыми или искусственными цветами;

е) у украинок лубок, корабуля (Подольская обл.), капілюшня (Чер­новицкая обл.) — высокий картонный обруч, обтянутый тканью и укра­шенный полосками узора из бисера и искусственных цветов;

ж) девичий убор в виде узкого обруча, украшенный монетами, в За­карпатье.

3. Венец, коруна, чёлка — покрытый тканью полукруг из картона — праздничный и Свадебный головной убор девушек в Архангельской, Воло­годской и.Новгородской губерниях; он напоминает по своей форме старинный венец «с городы» с узорной прорезью. Концы венца не смыкались друг с другом — к ним были пришиты ленты для завязывания сзади. Венец украшали жемчугом, цветными стеклышками, иод сквозные узоры подкладывали фольгу и пр.

У девушек из богатых крестьянских семей жемчуг на венце был на­стоящий, у остальных же — обычно поддельный. В песнях и причитаниях невесты Архангельской обл. упоминается «бусовая перевязочка», украшен­ная бусинами.

Головной убор с поднизью, ряской или рясами из жемчуга и разно­цветных камушков называли рефетка, рефиль.

Термин «коруна» (от латинского corona) был известен в боярском быту XVI—XVII вв., так же как и рясы, рефедь, рефидь (или рафиль), обозначавшие низаные из жемчуга сетки. Однако форма девичьего вен­ца, бытовавшего в среде господствующих классов того времени, являлась народной общеславянской.

4. Венки из искусственных или живых цветов и листьев; особенным богатством и разнообразием отличались такие венки украинцев и лишь частично были известны у южных великорусов и у белорусов. Свадебные венки украинок составляют из листьев барвинка с добавлением воско­вых или бумажных цветов, бисера, стекляруса, павлиньих перьев, укра­шений из сусального золота; сзади спускаются разноцветные ленты.

5. Искусственные косы — уплітки из длинных волокон конопляной ку­дели, обмотанные красным rapyfcoivr, гуцулки укладывали вокруг головы, иногда спуская их концы сзади. У плитки носили с венком или без него.

6. Налобники с металлическими подвесками — архаичная форма го­ловного убора. Гуцульское чільце — налобник из проволоки с подвешен­ными к ней узкими пластинками, имеющими форму маленьких стручков или лепестков цветка, или из ремешка или шнурка с нанизанными на него пластинками из желтой меди, также в виде лепестка или трилистников. Подобные украшения находят в славянских курганах Поднепровья; из­вестны они и у южных славян, где частично заменялись налобниками из монет.

Обычай украшать головные уборы окрашенными в яркие цвета птичьими перьями — петушиными, гусиными, индюшиными или натураль­ными Селезневыми и павлиньими — был распространен среди украинок и южных великорусок. В Подолии делали венки из птичьих перьев, окра­шенных в зеленый, синий, желтый и красный цвета. Южновеликорусский убор, состоявший из полосы ткани или твердой лубяной основы в виде обруча, украшали разноцветными перьями. Праздничный убор девушек и молодаек (в Новосильско.м уезде Тульской губ.), сделанный из перьев, назывался крашоные перья. Перья укрепляли на толовном уборе или подтыкали и подклеивали под платок. В южновеликорусских областях девушки, кроме того, носили пуш­ки — шарики из гусиного пуха. Иногда втыкали в головную повязку, пла­ток или укрепляли на обруче пучки ковыл.

Iз девичьих головных уборах верх головы закрывался только в особых случаях: так, просватанная девушка в Архангельской обл. носила пере­вязку с натемником — кружком, прикрепленным к повязке и прикрывав­шим волосы сверху; в Вологодской обл. еще в начале XX в. по праздни­кам просватанная девушка носила белый вязаный честный колпак

Девушки, не вышедшие замуж, до старости ходили с косой и не меня­ли головного убора. Женщин, родивших внебрачного ребенка, нередка заставляли менять прическу и головной убор: у белорусов в Гродненской губ., например, в середине XIX в. им запрещали носить косу, а украин­цы называли их «покритками», так как они должны были закрывать свои волосы головным убором, как замужние женщины.

Замужние и девушки иногда носили один и тот же головной убор, но разными способами (например, намитку, полотенце, лубяной обруч). Ино­гда девичий головной убор оставался частью более сложного, закрываю­щего волосы головного убора замужних, — особенно как свадебный и в первые годы замужества.

Так, в Ветлужском крае повойник с твердым дном — самшуру — но­сили в первые годы замужества с девичьей лентой, повязанной по око­лышу; в Олонецкой губ. молодые женщины носили чёлку с бисерной или жемчужной поднизью вместе с бархатным вышитым повойником, за­крывающим волосы. Головной убор замужней женщины в Подолье со­ставляли чіпець и бавниця — обруч из красиво вышитой ткани.