Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Нагрудная одежда восточнославянских женщин
Этнография - Восточнославянская этнография

Нагрудная одежда восточнославянских женщин

Нагрудник, нарукавники, душегрейка, безрукавка, корсетка (рус.); кожушок, китлик (белор. и укр.) —короткая плечевая женская одежда восточных славян, покрывающая верхнюю часть корпуса.

Нагрудник

По этнографическим данным XIX — начала XX в. нагрудная одежда из домашней ткани туникообразного покроя, напоминающая рубаху, была распространена преимущественно у южных великорусов, составляя там часть поневного комплекса, и лишь частично — у средних и северных великорусов.

Различают два варианта этой одежды туникообразного покроя: а) с центральным полотнищем, перегнутым по утку, на сгибе которого проре­зан ворот, с пришитыми бочками; б) из двух перегнутых на, плечах по­лотнищ со швами в центре и по бокам, аналогичная эрзянскому панар.

Нагрудник наиболее простого покроя без рукавов очень напоминает четырехугольный мешок с отверстиями для головы и рук. Боковые полот­нища — прямые. Иногда их несколько скашивают или же вставляют клинья по бокам, большей частью кумачовые. Вставку клиньев следует рассматривать как усложнение первоначального прямого покроя этой одежды. Так, например, в Елатомском уезде Тамбовской губ. в конце XIX в. носили навершник с клиньями, а более старый покрой — без клинь­ев — сохранялся только у старух.

Одежда эта, единообразная по основному покрою, различается по на­личию или отсутствию рукавов, форме выреза ворота, длине, материалу,расцветке и украшениям. Кроме термина «нагрудник», для этого типа одежды имеется ряд названий: шушпан, шушун, шушка (Тульская, Ря­занская, Калужская, Псковская области); косталан (Калужская, Смолен­ская, Калининская области); чупрун (Тульская, Рязанская, Калужская. Пензенская области); сукман (Тульская обл. и ниже по Дону); сукня (Ка­лужская обл.); сарахван, короткий сарахван, навершник, коротай, синюш- ка, желтйк, юпочка (Рязанская обл.); насоу, носывка (Псковщина, Смо­ленщина и Витебщина); чёхлик, балахон (Брянская обл.); серяк, ка­танка (Тульская обл.). Термин «сукня», «сукман» — общеслайянский. Л. Нидерле  указывает на «сукню», как на древнейшую общеславянскую одежду из домашнего сукна, которую надевали поверх рубахи. Сукман донских казачек — туникообразная одежда с короткими рукавами,— как справедливо отметил Б. А. Куфтин, как бы объединяет «признаки двух различных 'морфологических групп, носящих одно, название, северных сушпанов (шушунов) и южных шушунов с рукавами»

Название («насоу», «насоУка» (Калининская, Смоленская, Витебская и Псковская области) П. В. Шейн связывает с глаголом «носить», а Н.   И. Лебедева — с глаголом «насовывать» в смысле натягивать, на­девать поверх чего-нибудь, что более убедительно. Ряд названий опреде­ляется длиной нагрудника (коротай), способом ношения сверху рубахи (навершник), цветом (желтик, серяк, синюшка), техникой изготовления ткани (катанка).

Нагрудники можно подразделить на безрукавные и с рукавами, ко­роткими и сравнительно длинными; на глухие и распашные. Глухой нагрудник, надеваемый через голову, нужно считать, повиди­мому, более старым типом, чем распашной. Распашной по покрою оди­наков с глухим, но разрезан спереди посередине от ворота до подола; за­стежки нет.

К этому типу относятся шушпаны Рязанской и Тульской областей, юпочка из «Богословщины» Рязанской обл., серяк и катанка Туль­ской обл.

Повсеместно преобладает нагрудник с прямым разрезом ворота; раз­рез на левой стороне груди, возможно, стали делать в подражание покрою мужских рубах (известен в Калужской и Рязанской областях). Вырез во­рота круглый, треугольный и четырехугольный. Чаще всего нагрудник спускается несколько ниже талии (как, например, навершник Рязанской обл.), иногда доходит до колен и даже ниже (например, сукман донских казачек, серяк Тульской обл., юпочка Рязанской обл.). Нагрудники в Липецкой обл. в Данковском, Чаплыгинском (б. Раненбургском) рай­онах едва достигали талии: их шили из шерстяной черной или красной ткани, со скошенными бочками и клиньями и со сравнительно широкими проймами или с лямками. Последний вариант, возможно, обусловлен влия­нием одежды типа душегрейки на лямках, известной в Рязанской обл. под названием бастрбг.

Нагрудник составлял принадлежность костюма преимущественно за­мужних женщин и был у них более коротким. Девушки, не носившие по­неву, кое-где надевали такую же по покрою, но длиной до колен холще­вую одежду — «сарахваны» (Рязанская обл.).

Нагрудник с разрезом спереди чаще не подпоясывали и не застеги­вали, а носили нараспашку; нагрудник же без разреза подпоясывали (например, желтик Рязанской обл. или косталан Калужской обл.), но не всегда (например, навершник Рязанской обл.). Шушпан из шерстяной ткани нередко надевали не только поверх рубахи и поневы, но и поверх «занавески» — фартука, и он служил главным образом верхней выходной летней одеждой.

Нагрудники шили обычно из домашней ткани: сукню, шушун, шуш­пан, серяк, катанку, нагрудник южной части Рязанской обл., юпочку желтик — из шерстяной или полушерстяной легкой тонкой материи; на­вершник севера Рязанской обл., носов на Смоленщине — из льняной ткани. В Калужской обл. косталан шили обычно также из льняной ткани, а такого же покроя одежду на зиму — из шерстяной, и тогда она полу­чала название «сукня».

Портяную одежду шили обычно из белёного холста, реже — из на­бойки или подсиненного холста (синюшка Рязанской обл.). Иногда пришивали рукава из цветного ситца, что нужно считать поздним явлением.

Шерстяные и полушерстяные шушпаны были цвета овечьей шерсти — белого или серого. Наличие черных шушпанов, одного из старейших эле­ментов народной одежды, у населения верховий Дона (Тульская обл. и юг Рязанской обл.) и у донских казаков свидетельствует о древних взаимных связях населения бассейна Дона. Локальное распространение имели нагрудники из тонкой шерстяной ткани, обработанной желтой растительной краской (желтик Михайловского, Пронского районов Ря­занской обл.) и из красной тонкой шерстяной домотканной материи (Рязанская, Тульская и Тамбовская области).

Ворот, полы и края рукавов шушпана часто обшивали красной тканой шерстяной тесьмой — мутовизом. Бывали нарядные шушпаны, украшен­ные на рукавах, а иногда и по подолу широкой полосой многоцветного узора, выполненного закладной техникой (Сапожковский и Скопинский районы Рязанской обл. и Тульская обл.).

Будничные, рабочие нагрудники обычно совсем не имели украшений. Наиболее обильно украшались нагрудники молодых женщин, особенно праздничные: подол имел тканые красные узоры, нашивки из полос кума­ча, к краю его пришивали самодельйые кружева или бахрому из цветной шлёнки. На рис. 50 изображены навершники молодой женщины и старухи из дер. Жуково Рязанской обл. (б. Елатомского уезда Тамбовской губ.). Первый имеет кумачевые клинья, широкую многоцветную вышивку шер­стью у ворота и на рукавах, тканые узоры (затканка) и т. д.; второй укра­шен ткаными узорами, узкой вышивкой шерстью, черным шнуром и бе­лыми кружевами.

Обилием аппликации отличаются желтик и юпочка из района «Бо- гословщины» Рязанской обл.

Нагрудник, связанный в основном с южновеликорусской народной средой, отмечен и на северо-западе — в Смоленщине, Псковщине.

У белорусов, видимо, также была известна подобная одежда. «Носо­вом» у них назывался как кафтан, так и рабочая женская и мужская одежда из холста туникообразного покроя, близкая к носывке соседней Смоленщины, которую носили поверх кожуха или свиты.

У украинцев подобная одежда бытовала в местах соприкосновения с великорусами (например, в Воронежской обл.).

Очень любопытны данные о наличии у украинцев названия «шушун» для длинной ситцевой распашной кофты, отделанной оборкой. В коллек­ции МАЭ хранится подобный «шушун» из г. Прилуки. Это — «стару­шечья» одежда 1880-х годов, которую сберегали «на смерть»; как указано р легенде, такие «шушуны» были также и неотъемлемой частью на­ряда невесты в Киевской губ., по Днепру, и изредка в Полтавской и Херсонской губерниях. Возможно, что ношение шушана на Украине связано с русским влиянием, но не исключено и то, что он составлял (конечно, в ином виде) древнюю одежду у некоторых групп украинцев, на что, может быть, указывает его обрядовое назначение.

По покрою южновеликорусский нагрудник примыкает к типу туни­кообразной мужской восточнославянской рубахи, с одной стороны, и к покрою рубах, а также нагрудной женской одежды мордвы, мари, с дру­гой стороны. Одежда из легкой льняной или шерстяной ткани туникооб­разного покроя с украшениями получила распространение в славянских странах в начале нашей эры не только как нижняя, но и как верхняя.

В некоторых областях эта одежда испытала влияние сарафана (что прослежено Н. П. Гринковой по материалам Ржевского уезда Твер­ской губ.) или же верхней одежды — свитки (что, видимо, произошло с носовом белорусов в некоторых местах Витебщины). Со второй поло­вины XIX в. нагрудники, как и другие виды одежды, стали украшать фабричными материалами и аппликацией из покупной ткани.

Нарукавники

У северных великорусов (Вологодская, Архангельская и другие обла­сти) была известна одежда под названием нарукавники, обжймка, коба- туха, кобатушка — короткая прямого покроя кофта с рукавами, чаще с разрезом посредине или же застегивающаяся на левой стороне. Ее шили больше из домотканины, иногда подбивали ватой или льняными очесами и делали на подкладке. Образец одежды такого рода имеется в коллекции ГМЭ: короткая, не доходящая до талии кофта с разрезом посредине спереди сшита из домотканной материи, сплошь украшенной браным узором красной шерстью.

Безрукавка

Разнообразные безрукавки в виде лифа наиболее распространены у белорусок и украинок.

О характерных украинских овчинных безрукавках — киптарях, кожуш­ках упоминалось выше.

Овчинный киптарь — распашную безрукавку — носили, а кое-где носят и теперь, женщины в горных областях Украины. Лицевая сторона кип- таря орнаментируется аппликацией из сафьяна, вышивкой цветной шер­стью и шелком, расположенной по борту, вороту и низу. В прошлом у наиболее богатых крестьянок нередко вышитым орнаментом покрывался сплошь весь киптарь.

В предгорных и равнинных областях западной части Украины жен­щины носят безрукавку из фабричного сукна или другой материи — бруслик, или лейбик, катанку.

Такая же безрукавка в виде лифа была широко распространена и у бе­лорусов (лейбик, китлик, кабат, илнуроука, карсэт, гарсзцік).

Носили безрукавку поверх рубахи с юбкой. Ее шили обычно из цвет­ной, чаще всего фабричной ткани, на подкладке; у бедных — из сукна или ситца, у наиболее зажиточных — из дешевых сортов парчи и бархата и вышивали золотой нитью. Иногда к безрукавке пришивали валик или жгут из той же ткани вокруг талии.

В прошлом лейбик, китлик шили девушке обычно один раз в жизни и он донашивался ею в замужестве. Название «шнуроука» (Витебщина, Смоленщина) заставляет предполагать связь этого рода лифа с зашну­рованным корсажем, который в XVIII в. носили в городах мещанки.

Украинская кірсетка состоит из лифа и идущей от талии широкой нижней части с клиньями — вусиками или прямой, собранной в сборку. Застегивается кирсетка обычно на левой стороне. Ее шили чаще из фаб­ричной темной, иногда и из яркой ткани; темную кирсетку носили пожи­лые женщины, а яркую — девушки и молодые женщины, надевая ее по­верх рубахи и плахты или спидницы. Кирсетка стала непременной принадлежностью украинского женского костюма в центральной и во­сточной частях Украины, где она распространилась с начала XIX в.

У великорусов также известна подобная одежда — корсетка, не имев­шая, однако, такого значительного распространения, как на Украине. С начала XIX в., особенно же со второй его половины, она стала входить в моду. Корсетки шили большей частью из бумажной ткани, иногда плиса, с клиньями и со сборами. Богатые девушки часто делали опушку из меха или гусиного пуха. Носили корсетки главным образом в южных.

Душегрейка на лямках

Более старым типом безрукавки у русских была душегрейка на узких лямках -— коротенька, коротёна, перо, пёрышко, бастрдг, бастрдк, в Архан­гельской обл. — полушубок.

Коротенька охватывала спину и грудь и застегивалась спереди на крючок, а сзади собиралась крупными складками. Шили ее из парчи или шелка, на подкладке, обкладывали золотым позументом, иногда подбивали льняными или пеньковыми очесами (вместо ваты). В допетровской Руси «коротенька» с сарафаном и кокошником входила в комплекс боярской одежды. В XIX в. ее носили в купеческой и мещан­ской среде, а в качестве праздничной девичьей одежды, поверх сарафана, и в великорусской, преимущественно северной, деревне. Лишь наиболее состоятельные женщины, принадлежавшие к городской и сельской бур­жуазии, шили ее из шелковой парчи, бархата и иногда вышивали золотом  обычно же — из дешевых сортов бумажной парчи. Душе­грейка передавалась по наследству вместе с кокошником и другими наи­более дорогими частями женского костюма.

Передник

Передники известны нескольких типов:

1. Надеваемый через голову (.занавеска, запан, запон, шушман). Передник такого типа был распространен главным образом у южновели­корусов, частично — во Владимирской и Московской губерниях, где прежде носили также поневу, местами в Вятской и Новгородской губер­ниях. Наиболее прост по покрою шушман Брянской губ., состоящий из по­лотнища ткани, перегнутого пополам, с круглым прорезом для головы на сгибе; боковые полотнища лишь скреплены друг с другом в одном месте. Более растространен был передник, прочно сшитый на боках с разрезным задним полотнищем, нередко с прямыми рукавами с ласто­вицами. Носили его главным образом там, где не был известен нагруд­ник, с которым он связан морфологически, а иногда имеет то же назва­ние — «шушман». В костюме девочек и взрослых девушек он был един­ственным дополнением к рубахе; замужние носили его поверх поневы.

Праздничные запоны или «занавески» девушек и молодых женщин обильно украшались, в отличие от рабочих передников. Нередко большая часть занавески состояла из строк, вырезей — вышивок по выдерганному холсту, чередующихся с полосами ткани — китайки, кумача с нашив­ками из шнура, блестками, кружевом и т. д. На севере праздничные передники сплошь покрывались многоцветным браным узором. Так, на­пример, передники устюжские (Вологодская обл.) имеют богатейший тканый браный орнамент, иногда с добавлением вышивки гарусом; не­редко узоры изображают людей и животных,— например, мужчину, веду­щего под уздцы лошадь. Позднее появились передники из нестрого многокрасочного ситца, иногда из кумача, с оборкой по подолу, украшенные вышивкой тамбуром. Их повязывали выше груди или по та­лии.

Передник, укрепленный на плечах, по происхождению связан с туни­кообразной одеждой и распространен главным образом у южных вели­корусов; передник, повязанный по талии, связан с поясной одеждой типа запаски и является типичным для украинцев и белорусов, у русских же — явление позднее.