Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Лепные украшения крестьянского жилища
Этнография - Восточнославянская этнография

Лепные украшения крестьянского жилища

До недавнего времени крестьянская лепка была известна только у украинцев, причем в литературе она была отмечена лишь мимоходом в Воронежской обл.: «Лепка в виде головок, рельефных животных, орнамента — встречается на комине печи у украинцев». Еще более глухо упоминается о лепных украшениях на Подолыцине. Впервые вопросу о крестьянской лепке на Украине было посвящено несколько страниц в недавней работе украинского архитектора В. П. Самойловича о колхозном жилище лесостепной полосы УССР; обследованная им крестьянская лепка на Подольщине (Каменец-Подольский райог) представляет собой, повидимому, довольно позднее явление, развившееся под влиянием каменной городской архитектуры, но предпосылки для ее развития, несомненно, имелись с очень давних пор. В самом деле, исконная обмазка жилища густым слоем глины сама по себе давала возможность выявлять конструктивные детали хаты — легкое обрамление окон и дверей, подобие пилястр на стенах, небольшие карнизы. Большие возможности представляла глинобитная печь: в ее массивном теле вырезывались печурки, ниши и карнизы, ступеньки и уступы, дававшие разнообразные очертания, преимущественно в комбинации с различной формы грубами. Особенно сложную профилировку стали применять, когда начали складывать печи из кирпича: появились разнообразнейшие карнизы, пояски, западинки, целые арки, соединявшие варистую печь с грубой.

Пластичная обработка стен и печи, оживлявшая и украшавшая помещение, создавала привычку населения к разнообразному рельефу стены, к игре светотени на побеленной глиняной поверхности. Поэтому в южных районах Каменец-Подольской обл., где имеется много гипса, совершенно закономерно развилось широкое применение его для декоративного оформления жилища. Чаще всего это происходило вблизи местечек и городов Подолыцины, для которых были характерны барочные здания — церкви и часовни, помещичьи особняки и крепостные сооружения. Основное назначение гипсовой лепки — подчеркивание конструктивных деталей здания: пилястры, фризы, наличники окон и дверей снаружи хаты, всевозможные карнизы, пояски и мелкие рельефные украшения внутри. Особенно развились угловые пилястры и фризы под свесом соломенной крыши в с. Кадиивке на Подольщине.  По профилированным углублениям пилястр, по обеим сторонам входа помещали рельефные украшения, отлитые в специальных формочках и затем «примороженные» жидким гипсом. Высота рельефа невелика, редко больше 6—8 см. Наличники также отливали в особых формах и прибивали гвоздями сквозь заранее сделанные отверстия. Сами украшения — это большей частью типичный украинский вазон со стеблем, заканчивающимся наверху 1—3 цветками, или длинный побег с цветком, отдельные ветки, несложные розетки, стилизованные листья. Отливка отдельных деталей позволяла достигать разнообразия, используя небольшое количество форм. Для пилястр и вертикальных обрамлений употреблялась преимущественно одна вытянутая растительная фигура, горизонтальная тяга — фриз набирался большей частью из отдельных квадратных или слегка продолговатых деталей (розеток и стилизованных веточек). Нередко раскрашивали плоскость стены, оставляя все рельефные части белыми, так что они четко выступают на цветном фоне.

Мало еще изучена и крестьянская лепка у великорусов. Лепные украшения на бревенчатой крестьянской избе впервые обнаружены комплексной экспедицией Института истории искусств и Института этнографии Академии наук СССР в 1950 г. и опубликованы в 1952 г. Этот вид архитектурных украшений с конца XIX в. применяется в Некрасовском районе Ярославской обл. (б. Даниловский уезд). Здесь в четырех сельсоветах почти в каждой деревне и каждой крестьянской избе живут потомственные штукатуры и лепщики. Даниловские лепщики издавна славятся своим высоким мастерством, их профессия передается из поколения в поколение с незапамятных времен. Уроженцы приволжских селений Некрасовского района, талантливые мастера-лепщики сейчас работают в Москве, Ленинграде, Ярославле и других городах Советского Союза, их руками выполнены лепные украшения в Центральном театре Советской Армии, реставрирована лепка Зимнего дворца; они участвуют в ответственнейших лепных работах большинства крупных строительств нашей страны. Их отцы, деды и прадеды выполняли лепные, мраморные и штукатурные работы в подмосковных дворцах и городских особняках дворян и купцов — богачей Москвы и Петербурга. Даниловские лепщики работали в XVIII в. над прекрасными плафонами царских дворцов Царского Села (г. Пушкин) и Петергофа (г. Петродворец) (они были разрушены германскими фашистами во время Великой Отечественной войны). Возвращаясь на побывку к себе на родину, лепщики применяли свое мастерство и выработанные ими приемы для украшения своих изб, переделывая на свой вкус и лад классические образцы, выполнявшиеся ими по указаниям художников и архитекторов.

Наружная отделка оштукатуренных снаружи и внутри изб обычно ограничивается масками, помещаемыми в простенках между окнами, реже встречается лепное оформление всего фасада — карниз из лепных гирлянд, пилястры, наличники и простенки. Исследователи обращают внимание на женские головы, увенчивающие пилястры,— они отступают от классических образцов и явно обнаруживают портретное сходство.

Богато отделывается внутренность избы, главным образом лепные потолки и карнизы; встречаются также лепные подставки для ламп, кронштейны под зеркало, иногда лепные медальоны на стенах. В центре потолка помещена розетка, вокруг нее — переплетенный лентой венок из цветов, от венка к центру идут цветочные гирлянды; заполняются также и углы потолка. Иногда лепные украшения слегка подцвечены слабыми тонами краски. При этом оформлении «сама изба становится шире и светлее. При первом взгляде на нее теряется ощущение масштаба обычного народного жилища. Перед вошедшим в дом раскрываются необыкновенные помещения, иллюзорно превосходящие по размерам фактически существующие комнаты».

Процесс производства лепнины заключался в том, что сначала из чистой глины лепили образец, потом снимали первую форму из алебастра и из нее выливали уже постоянную модель, с которой снимали рабочую форму; одна рабочая форма служила пять-шесть раз, потом ее приходилось заменять новой. Исследователи отмечают, что орнаментика лепных украшений довольно близка к мотивам глухой резьбы по дереву на лобовых досках в тех же районах. Этот факт перевода на наших глазах элементов резьбы по дереву в лепнину особенно интересен для уяснения аналогичных явлений, происходивших в народном зодчестве в давно прошедшие времена при переходе элементов деревянной резьбы в белокаменную и наоборот, о чем уже достаточно говорилось выше.