Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Отдельные детали крестьянского строительства восточных славян
Этнография - Восточнославянская этнография

Отдельные детали крестьянского строительства восточных славян

Ворота

При обзоре крестьянского жилища нельзя пропустить такую яркую деталь народного зодчества, как ворота. Среди огромного разнообразия видов ворот следует выделить две основные группы: одна — ворота в крытом дворе Севера, Верхнего Поволжья и отдельных районов Западной Сибири; другая — ворота в ограде четырехугольного сверху открытого, замкнутого двора.

Ворота в крытых двухъярусных и одноярусных дворах представляют собой широкий проем в бревенчатой стене, ограниченный с боков мощными, вытесанными из толстых бревен столбами — косяками, соединенными сверху массивной перекладиной — притолокой; на каждом столбе подвешено полотнище (щит) двухполотных (т. е. двустворчатых) ворот.

В северном двухъярусном дворе тесовые  ворота имеются в каждом ярусе: ворота, ведущие во двор, внизу и ворота, ведущие на поветь, к которым ведет взвоз. Ворота в крытом дворе являются подчиненным элементом и не оказывают существенного воздействия на вид всего здания. Некоторое исключение — ворота в крытых дворах Западной Сибири, очень примечательные в декоративном отношении .

Совершенно иное место занимают ворота в открытом дворе, где они составляют часть окружения замкнутого двора и имеют самостоятельное значение, как центральная композиционная часть в лицевой, фасадной стороне всей усадьбы.

В районах распространения замкнутого двора устройству и украшению ворот всегда уделялось много внимания; по качеству ворот судили о зажиточности и исправности хозяина.

Повсеместно распространен асимметричный тип «ворот с обвершкою», т. е. крытых; это собственно ворота, большей частью двухполотные, служащие для проезда, с калиткой сбоку для пешеходов. Основу всей конструкции составляют три массивные столба — верей, связанные между собой бревном — прогоном. Если ворота из одного полотна, то они навешены на верейный столб, а затворяются на притворный столб. Все сооружение перекрыто узкой тесовой крышей, двускатной в старых воротах или четырескатной в более новых; крыша защищает столбы и полотнища ворот от дождя и снега и тем предохраняет их от загнивания. Высота ворот делалась такая, чтобы в них свободно мог проехать воз сена.

В черноземной полосе, при отсутствии дешевого леса, в XIX в. двускатную крышу ворот крыли уже соломой, с сохранением всей композиции ворот, выработанной в условиях изобилия лесного материала в давно прошедшие времена.

Сравнительно редки симметричные ворота с калитками по бокам проезжей части; в таких случаях нередко одна из калиток — декоративная (фальшивая), она лишь уравновешивает композицию ворот в целом; подобные ворота с двумя калитками были особенно характерны для усадеб зажиточных крестьян в Западной Сибири. Изредка калитку устраивают не сбоку, а прорезают ее в полотнище самих ворот.

Ворота запираются обычно толстым деревянным брусом (засов, попе- реиіник), закладываемым изнутри поперек обоих полотнищ. Пролаз под воротами — подворотня — закладывается особой доской.

Своеобразный вариант представляют ворота, в которых вместо крыши все три опорных столба связаны наверху одним искривленным толстым бревном с закруглениями на концах, отдаленно напоминающими волюты; естественные изгибы ствола образуют род арок над пролетами калитки и проезжей части. Такие ворота встречаются в Омской обл.

В связи с тем вниманием, которое при постройте двора уделяется воротам как части усадьбы, на них можно встретить все виды украшений, применяемых в сельском строительстве. Вместе с тем, на украшения ворот, наряду с очень древними строительными традициями, оказали сильное влияние церковное зодчество и различные городские стили — барокко, ампир и др.

Слово «ворота» в современном значении является очень древним; оно имеется во всех славянских языках, а у восточных славян было в употреблении уже в X в. Ворота играли большую роль в старинном свадебном обряде , а обращение «верея, вереюшка» неоднократно встречается в старинном русском фольклоре. Но тесовые ворота, как сложное, установившегося типа сооружение, композиционный центр всей усадьбы,— характерны лишь для областей, населенных великорусами, да для восточных районов Белоруссии (главным образом Витебской, Могилевской областей), представляющих во многих отношениях переходную зону между великорусской и белорусской культурой.

В легких изгородях и плетнях украинских и белорусских деревень устроены большей частью лишь несложные жердяные воротца того типа, который характеризует ворота околицы великорусской деревни.

Дощатые ворота, ведущие в сарай, клуню, одрину и подобные им постройки, называются у белорусов не воротами, а дверями (дзвери). Такая «дверь» очень часто ходит на вороте; для этого в верее (последняя называется у белорусов шула, т. е. столб) выдалбливается продольный желоб, в который вставляется круглый сук от обвязки дверного щита, так что дверь может свободно вращаться в желобе.

В тех местах Белоруссии, где встречаются поселения великорусов (например, старые селения старообрядцев в Гомельской обл.), их большие избы, окруженные тесовым забором с традиционными воротами, резко контрастируют с преобладающими в крае белорусскими хатками.

В районе Карпат гуцульская гражда своими массивными воротами под двускатной крышей (местное название их — брама) заставляет вспомнить эту характерную особенность построек среднерусской полосы и Сибири.

Изгороди

Виды изгороди зависят от формы поселения и типа застройки двора. Северный двор-дом, сам по себе, по конструкции своей, в изгороди не нуждается. Северная же деревня в целом почти всегда окружена изгородью, околицей (ср. выражение «выйти за околицу»),— это очень заметный след старой общинной традиции. Околица отделяет деревню от окружающих ее угодий, например от поскотины (т. е. выгона, где пасется скот), в большинстве случаев примыкающей к деревне. Кроме того, при трехпольной системе, господствовавшей в старой русской деревне, каждое из трех деревенских полей отделялось изгородью от остальных, так как на паровом поле, пока не убрали хлеб, пасся скот. Лишь после того, как хлеб был убран и свезен с поля, можно было выпустить скотину на «хлебные» поля. Огораживались также и гуменники, иногда и покосы.

Изгороди (изгордда, огорода, огородь, осёка, осёк, прясло и другие областные наименования) в северных районах, в сущности, сводятся к двум основным типам: косые изгороди Севера и повсеместно распространенные изгороди из горизонтальных жердей.

Косые изгороди устраивают в лесистых местностях из целых хвойных деревьев, преимущественно из нетолстых елок со всеми ветвями; их наваливают наклонно одну на другую, закрепляя через некоторые промежутки вбитыми попарно с двух сторон кольями, связанными между собой прутьями или корой молодой ели. К ним преимущественно относится название «осека» у великорусов, белорусы называют их поваловая изгордда. Осеком огораживали поскотину со стороны леса и летнее пастбище в лесу для рогатого скота — так называемое летовище.

Шире распространены и з городи из горизонтальных жердей, очищенных от коры и ветвей. Они укрепляются двумя способами: 1) жерди прокладываются между попарно вбитыми кольями, которые «завичивают», т. е. обвязывают и стягивают «вйцей». Вйду («вйча») скручивают из свежесрубленных, иногда слегка распаренных на костре молодых гибких ветвей или прутьев, также называемых вйцей; на Севере на это идут ель, пихта, можжевеловые корни, в средней части Европейской России — ива, черемуха, береза. На вязки или перевязи из вицы и кладут жерди; 2) толстые столбы вкапывают на определенном расстоянии один от другого, в них продолблены долотом отверстия на одинаковой высоте, в эти отверстия-прорези вкладываются жерди.

Так как в тех местах лесной полосы, где скот выпускали в огороженную поскотину на свободную пастьбу, без специального пастуха, необходимы были исправные полевые изгороди, то обычным правом были выработаны обязанности крестьян по сооружению и исправлению этих изгородей, принципы разверстки расходов между общинниками и пр. Единицей счета при этом было прясло — часть изгороди «в полную жердь», т. е. на длину жерди (5—6 м); пряслом считалось также звено изгороди от одной пары кольев с подпорами до другой пары (в середине прясла есть два кола, но без подпор). На кольях изгороди общинники ставили свои меты и зарубки, так как каждый отвечал за определенные звенья — прясла (в зависимости от числа голов выпасаемого скота). В старину одного из общинников «наряжали от мира» (т. е. деревенская община поручала ему) следить за исправностью изгородей околицы и полей, его называли «прясельный». «Прясельником» называли собранный на изгородь лес — колья и жерди из молодых елок, у комля около 9 см, длиной более 6 м. В такой изгороди жерди выдерживают смены три кольев и даж:е больше.

Юридические обычаи сельского населения в отношении изгородей нашли отражение в таких письменных источниках, как Княжеский судебник 1497 г., Царский судебник 1550 г. и др. Особенно характерны постановления Судебника 1589 г., например: «А огород ставить около поля 7 жердей добрая, а около гумна 9 жердей добрая. А осек ставит 7   хлудин  нарочитая. А чия животина через такой огород пакость сотворит, и сыскав на том протрав взяти».

Данное постановление любопытно для нас тем, что современные изгороди многих мест, например Новгородской обл., Западной Сибири, Забайкалья, содержат от 6 до 8, а в среднем 7 горизонтальных жердей, в ч«ем можно видеть большую древность этого типа изгороди. В Западной Сибири различают стеновую изгородь — прочную, с большим числом жердей, охраняющую пашню от потравы скотом. Более редкая (менее плотная) изгородь называется боровой и луговой, так как служит оградой для менее ценных угодий — боров и лугов.

Для проезда, для прогона скота в изгороди у околицы, у проезжих дорог устраиваются ворота (воротца, отвод), обычно отворяющиеся в сторону деревни; они также состоят из горизонтальных жердей и снабжены запором в виде оцепа, т. е. колодезного «журавля»  или в виде других хитроумных приспособлений При устройстве ворот широко используют «самородные крюки» («копань»), т. е. ели, выкопанные вместе с длинными корнями, отходящими от ствола под прямым углом  (то же отмечено и у белорусов).

Часто вместо полевых ворот в изгороди устраивают разборные прясла или заворки: вкапывают два столба, метра два высотой; в них на одинаковых уровнях продалбливают дыры, в которые вкладываются жерди (воры, завбры, завдрницы); когда надо проехать, закладные жерди вынимают. Отсюда — «заворить», т. е. заложить прясло жердями; за- ворчатая городьба — изгородь из горизонтальных жердей. Часто осенью разбирают отдельные участки этой изгороди, для свободного прохода скота на убранные поля, а весной вновь «жердят прясла», т. е. вкладывают вынутые осенью жерди.

Начиная со среднерусской полосы и далее к югу, где не было обычая выпускать скот в поскотину, а нанимали настоящего пастуха, отгонявшего деревенское стадо на определенное пастбище,— не устраивали ни полевых изгородей, ни ворот, ни околицы. В области распространения покоеобразной и четырехугольной застройки усадьбы изгородь составляет необходимую часть крестьянского двора. В зависимости от условий, точнее от имеющихся под руками строительных материалов в сочетании с этнической традицией и с экономическим положением, изгороди средне- и южнорусской полос чрезвычайно разнообразны. В зоне лесостепи, не говоря уже о зоне смешанного леса, наиболее древними формами являлись т ы н ы, например дубовые тыны поселенцев у южной границы Московского государства, т. е. ограды из стоймя врытых бревен, окружавшие избы первопоселенцев. Такие ограды давно уже исчезли даже из самой памяти населения (мы узнаем о них из старинных актов и изображений), хотя ограды из стоймя вбитых в землю вплотную друг к другу кольев, под названием «частокол», «острокол», были известны у белорусов и у великорусов, но они уже повсюду отошли в прошлое. Затем были распространены венчатые ограды, плотно сложенные из бревен, заведенных в пазы вертикальных столбов; в начале XX в. такие ограды дворов сохранялись кое-где в зажиточных хозяйствах лесистых районов северной Черниговщины, Брянского полесья и глухих уголков Вятско-Камского края и Рязанской обл.

В районе покоеобразной застройки Вятско-Камского края, в Белоруссии, в Сибири — ограда двора часто представляет собой обычный дощатый забор; в ряде сибирских говоров забор называют «заплотом» , в Белоруссии — «плотом», «заметом», «горожей»; «гарод» у белорусов — огороженное место.

Наиболее распространенным видом изгороди, окружающей усадьбы южно-великорусов и украинцев или применяемой при устройстве разных загородок и закут на дворах, является плетень (у смоленских белорусов даже место на дворе под навесом для сена, огороженное плетнем,, зовут «плетневкой» ). Ф. К- Волков указывает, что на Украине до Октябрьской революции село со стороны поля и дороги часто ограждали плетнем с воротами, а около них ставили будку для старика-сторожа, которого по всей Украине звали «царинный дід», а самый въезд назывался «царина». Называли въезд также и «коловорот», «коворот», так как наиболее характерная форма въездных ворот — щит, вращающийся вокруг своей короткой (вертикальной) оси — род своеобразного турникета . На Украине очень распространены «перелазы» через плетни. Перелаз — это выемка наверху в плетне, около которой с обеих сторон сбиты лавочки или положены большие камни, чтобы через плетень легко было- перешагнуть. Нередко перелаз рядом с воротами (чаще — справа от них) заменяет калитку.

Техника устройства плетня и употребляемый материал очень разнообразны. Классический, если можно так выразиться, плетень юга нашей страны — это плетение горизонтальными венками (более правильно было бы сказать косами) вокруг вбитых стоймя одиночных кольев. Материал — гибкие ветви различных видов ивы (вербы, лозы, тальника, чернотала и др.), реже — орешника, в Белоруссии также — березы.

Способ плетения венками наиболее распространен. Широко известны плетни, в которых редко положенные горизонтальные жерди переплетаются вертикально поставленными вплотную друг к другу, срезанными в высоту изгороди тонкими хворостинами. В районах тростниковых зарослей обычны разнообразные «камышовые» изгороди — из вертикально поставленых пучков, из стоек, оплетенных горизонтально положенными стеблями тростника и др. В черноземной полосе, чтобы не пробивался снег, к плетню приставляют еще камышовые щиты («общйчи- вают»).

На юге страны, при отсутствии всех этих материалов, кладут ограды из камня (известняка, песчаника) без скрепляющего раствора, из саманного кирпича, из глиняных вальков (которые кладут в оградах преимущественно в елочку). Известны и живые изгороди из колючих и цепких растений, как, например, ломоноса (Clematis), лоха (Eleagnus angustifolia), терновника (Prunus spinosa) и др.; собирательное их название у украинцев — «повій». Их сажают плотными одним-двумя рядами на земляном валу, между двумя канавами; живыми изгородями окружают преимущественно усадьбу и огороды. На Дону огороженное место называют «горожонки», а огород — «город».