Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Новая Зеландия: маорийский король, первая война в Таранаки
Этнография - Народы Океании

В 1852 г. британское правительство издало «Конституционный акт» для Новой Зеландии. Этот акт ставил в привилегированное положение английских поселенцев Новой Зеландии сравнительно с маори, из которых только те получили политические права, кто считался частным собственником занимаемых земель, т. е. те, кто порвал со своей племенной организацией. Основной кассе маори новая конституция ничего не дала, кроме тяжелых налогов. Естественно, что это не могло не вызвать острого недовольства среди маори. И вот именно в эти годы зарождается идея объединения для совместной борьбы за свои интересы против колонизаторов. В 1854 г. состоялась большая конференция племен на южном берегу Таранаки. На коцференции была основана постоянная федерация, получившая название

«Земельной лиги», целью которой было бороться против грабежа земель. Члены лиги обязывались не продавать землю европейцам без согласия федерации, не представлять своих споров на суд англичан, а передавать их на разрешение общего межплеменного совета, рунанга.

Некоторые племена, связанные своими интересами с колонистами, резко выступили против принципов лиги. Начались конфликты, усобицы между сторонниками и противниками Земельной лиги.

Маорийский король

Следующий шаг к объединению был сделан в 1857 г. Это было избрание маорийского короля. Вопрос о нем был поставлен еще на конференций 1854 г., и несколько лет подряд велись об этом споры. Но яд межплеменной розни был так силен, что договориться об объединении племен под общей властью было чрезвычайно трудно. Все кандидаты, которым предлагалась честь стать маорийским королем, отказывались один за другим. Наконец, в июне 1857 г. удалось прийти к соглашению. Маорийским королем был избран Те Веро Веро, престарелый вождь племени ваикато. Королю был присвоен титул Потатау I. Однако подлинным главой движения стал Вирему Тами- хана (английское имя его Уильям Томсон), умный и энергичный деятель^ вождь племени нгати-хауа.

Процедура избрания короля была обставлена сложным церемониалом в духе старинных маорийских обрядов: был сооружен высокий шест с прикрепленным на нем новым маорийским национальным флагом (белый с красной каймой и красным крестом); шест символизировал священную гору Тонгариро; от него были протянуты шнуры к вбитым в землю колышкам, означавшим отдельные маорийские племена: все они были отныне объединены в королевство; присутствовавшие вожди передали избранному королю всю мана-тапу (священную силу) своих земель. 23 сентября того же года Те Веро Веро известил специальным письмом английского губернатора о том, что он избран королем маори.

Хотя почти все племена и Северного и Южного островов участвовали в избрании маорийского короля, однако созданное объединение было очень слабым и неустойчивым. Власть короля на деле простиралась лишь на несколько племен, главным образом на племена ваикато и маниапото, да и здесь она была ограничена совеюм вождей (рунанга). Без рунанга король не мог принять ни одного решения, но и при санкции рунанга решение не имело обязательной силы для других племен. Территория племен, примкнувших к объединительному движению, получила название «Страны короля», но это едва ли было каким-либо подобием государства. Продолжала существовать почти без изменений старая племенная раздробленность, и каждое племя сохраняло свою самостоятельность.

Деятели «Страны короля» придерживались по отношению к англичанам мирной политики. Особенно это касается Вирему Тамихана, фактического руководителя «Страны короля». В своих письмах и заявлениях британским властям он постоянно подчеркивал законность стремлений маори: как и всякий другой народ, они имеют право иметь своего короля; в доказательство Тамихана ссылался на пример европейских народов, показывая хорошую осведомленность в делах европейской политики; еще более они имеют право на свою землю — к больному вопросу о земле Тамихана возвращался многократно.

Умение маори ориентироваться в международных отношениях, а вместе с тем их любовь к путешествиям проявились в любопытном эпизоде: поездке двух маорийских вождей в 1859 г. в Европу. На австрийском фрегате «Наварра», совершавшем кругосветное плавание, они направились к берегам Европы, попали в Вену, где были представлены ко двору императора Франца-Иосифа и гостили у эрцгерцога Максимилиана. На вопрос, что они желали бы получить в подарок, маори попросили печатный станок и шрифт. Они получили и то и другое и по возвращении на родину организовали небольшую типографию, где печатали свою газету, а также разные прокламации.

Возобновление войны

Война возобновилась в 1860 г. Губернатор Браун объявил, что впредь все земельные сделки будут совершаться только с отдельными лицами, а не с племенами или общинами. Это был прямой вызов маорийскому народу, грубое игнорирование маорийского обычнсго права, знавшего лишь общинную земельную собственность. Уверенные в своей силе, колонизаторы ждали лишь повода, чтобы продемонстрировать новый «твердый» курс. Повод представился в виде конфликта из-за земельного участка в устье р. Ваитара (район Таранаки), незаконно приобретенного англичанами.

На племенном собрании, после того как губернатор предложил передать земли по р. Ваитара короне, поднялся вождь Вирему Патукакарики и сказал: «Губернатор, Ваитара не будет отдана тебе!» Затем встал вождь Паоре Карева и сказал: «Слушай, губернатор! Я не отдам тебе Ваитара!».

Первая война в Таранаки

Начавшаяся война (первая война в Таранаки, 1860—1861), которую вело главным образом племя нгати-ава под руководством вождя Вирему Кинги, была лишь первой из серии войн, постепенно охвативших всю страну.

Первая война в Таранаки ярко обнаружила как сильные, так и слабые стороны маорийского освободительного движения. Сильной стороной был, во-первых, необычайный героизм маорийских воинов, которые с беззаветным мужеством сражались против превосходящих по численности и вооружению сил противника; во-вторых, высокая фортификационная техника. Не раз во время войны англичанам приходилось нести тяжелые потери при осаде и штурме маорийских па; одна из таких попыток, штурм па Пукетакауере (27 июня 1860 г.) кончилась для англичан печально: несмотря на предварительный артиллерийский обстрел укрепления, его защитники сумели энергичной вылазкой не только отбить противника, но и совершенно разгромить его. Борьба за хорошо укрепленную па Те-Ареи тянулась 21/2 месяца (январь — март 1861 г.); лишь после введения в действие тяжелой артиллерии защитники па прекратили сопротивление.

Слабые стороны маорийекого освободительного движения заключались в его неорганизованности и раздробленности, не устраненных образованием «Сараны короля». Примиренчески настроенные руководители «Страны короля» скорее мешали борьбе: король Потатау I вместе со своей рунанга запретил всем племенам, кроме племени нгати-маниапото, оказывать помощь Вирему Кинги и его воинам. Еще более предательскую роль сыграли и на этот раз «маорийские союзники» англичан, которые на особой конференции около г. Окленда (июль — август 1860 г.) еще раз подтвердили свою поддержку политики английского правительства.

Следует отметить, что маори вели войну весьма своеобразно, согласно древним обычаям, совершенно неуместным в данном случае. Так, окружив однажды большой отряд англичан, они послали им много съестных припасов, чтобы те не умерли с голоду; они предупреждали англичан о дне атаки и т. д. Когда одного вождя спросили: почему он не захватил английский транспорт с вооружением и продовольствием (а он мог это сделать), он ответил следующим образом: «Почему? Ты глуп. Если бы мы забрали их порох и пищу, как бы они стали воевать?».

Первая война в Таранаки закончилась поражением маори, но она привела также к страшному разорению хозяйств поселенцев. Однако это было лишь прелюдией целой серии более кровопролитных войн. По смерти старого короля Потатау I место последнего занял его сын Потатау И. С правительством колонии были начаты переговоры о признании «Страны короля». 25 июня 1862 г. рунанга короля издала манифест о полной независимости подданных короля от английских законов и от британской королевы. Верховной властью над маорийским народом был объявлен бог. Продажа и сдача в аренду земли запрещались.

Вторая война в Таранаки

В мае 1863 г. в Таранаки началась вторая война. Она была спровоцирована демонстративным занятием английскими войсками спорного участка земли, того самого, из-за которого велась и первая война. Вновь начались рукопашные стычки, осады укрепленных па. Англичане, разуверившись в пригодности регулярных частей для военных действий в зарослях и горах, стали пускать в ход специальные части лесных стрелков, составленные из местных колонистов. Эти последние дрались более ожесточенно, чем солдаты из метрополии, интересам которых колониальная война была чужда. В дальнейшем военные действия в Таранаки слились с общим маорийским восстанием 1864—1865 гг.

Наиболее крупные и кровопролитные военные действия происходили на берегах р. Ваикато. Война в Ваикато началась в июле 1863 г. Обе стороны стали готовиться задолго. Маори закупали оружие, порох, свинец, пытались наладить и собственное производство пороха. Англичане поставили под ружье все наличные"боеспособные силы, мобилизовали все мужское население Окленда и Таранаки. Из метрополии прибыло до 10 тыс. солдат. В общей сложности англичане располагали в эту войну более чем

17  тыс. штыков — неслыханная цифра для того времени. Поводом для войны и на этот раз послужили провокационные действия колониальных властей, потребовавших выселения из спорных районов в области Ваикато всех маори, которые откажутся присягнуть на верность королеве и сдать оружие. Маори в ответ на это заявили, что будут рассматривать переход английскими войсками пограничной черты как начало военных действий. Война началась с мелких стычек, имевших переменный успех, но английское командование ставило себе довольно решительную задачу: вторгнуться глубоко в «Страну короля» и разгромить основные силы маори. К этому большому наступлению вверх по р. Ваикато англичане подготовились весьма серьезно; маори со своей стороны возводили сильные оборонительные укрепления.

Поход вверх по р. Ваикато был для англичан чрезвычайно труден. С большими потерями им удалось взять один из рубежей сопротивления маорий- цев — хребет Рангирири (20 октября 1863 г.). В декабре англичане заняли столицу «Страны короля» — деревню Нгаруавахиа. Отсюда губернатор Грей послал предложение мира Вирему Тамихана, но даже и этот уступчивый маорийский политик не счел нужным ответить на письмо губернатора: так твердо было боевое настроение среди маорийского народа.

Продвигаясь вглубь страны, британские войска подошли к главному узлу маорийской обороны — крепости Патеранги. Это был шедевр фортификационной техники маори. Как и некоторые другие, па была снабжена и крепостной артиллерией. Генерал Камерон, английский командующий, не решился штурмовать ее и предпочел обойти. Ожесточенные стычки имели место в других местах. Но кульминационным моментом кампании была героическая оборона маори знаменитой паОракау (март — апрель 1864 г.).

Укрепление Оракау было сооружено на отлогом склоне горы, на открытом месте. Оно состояло из земляного редута продолговатой формы (24 X 12 м), с внешней траншеей и парапетом шириной до 2 м. При сооружении вала слои земли перестилались слоями папоротника, что повышало сопротивляемость вала артиллерийскому огню. Вокруг па шел тройной палисад, а с северо-западной стороны был пристроен особый бастион. Внутри па была разгорожена на отдельные руа (норы) для ослабления разрушительного действия артиллерии. Па защищали около 300 человек, в том числе около 20 женщин. Однако защитники были недостаточно снабжены боеприпасами и продовольствием, и v них совсем не было воды. При этих тяжелых условиях гарнизон Оракау мужественно держался против подавляющих сил противника, под страшным артиллерийским огнем. Страдая от жажды, неся большие потери, не имея времени даже перевязать раны, маорийские воины непрерывно отбивали атаки штурмующей английской пехоты. Все предложения о сдаче они гордо отклоняли. На предложение английского командования выпустить по крайней мере женщин, последние сами ответили: «Если мужчины умрут, женщины и дети должны тоже умереть». Оборона па закончилась героической вылазкой, во время которой большая часть гарнизона погибла, лишь маленькой горсти защитников удалось прорваться. Английские солдаты зверски приканчивали штыками раненых женщин. Оборона Оракау изумила самих врагов. Ее сравнивали с защитой Фермопил спартанцами. «Триста маори,

оборонявших Оракау, приобрели бессмертную славу»,— говорится в официальной Кэмбриджской истории Британской империи. Героическая защита Оракау принесла свои плоды. Англичане не решились продолжать походы вглубь «Страны короля». Война перешла в фазу мелких стычек.

Одновременно происходили военные действия на восточном берегу, в Тауранга. Там на помощь англичанам выступило против «Страны короля» племя те-арава, связанное торговыми интересами с экономикой колонии. И здесь сторонники «Страны короля» храбро защищались, и англичанам дорого досталась победа.

Паи-марире

В то время как воина англичан со «Страной короля» шла постепенно на убыль, у маори образовалась новая и более активная форма сопротивления, сплотившая массы недовольных грабительской политикой новозеландского правительства. Это было движение, связанное с новой национальной религией паи-марире.

Почвой для возникновения этого движения, носившего национально- освободительный характер, хотя и принявшего религиозную оболочку, было усиление колониального нажима новозеландского правительства на маори.

Правительство применяло в широких размерах конфискацию земель «мятежников». Рассчитывая устрашить непокорных, оно в действительности лишь сеяло семена новой борьбы. Отдельные столкновения перерастали теперь в общенациональную войну маорийского народа против англичан. В этом — основной смысл движения паи-марире.

По форме это было создание новой религии, в которой причудливо перемешались древние маорийские верования и обряды с христианскими. Проповедник новой религии, Те Уа Хаумене из племени таранаки, долго занимался изучением Библии, Апокалипсиса. По рассказам, он творил разные чудеса. Новую религию возвестил ему якобы архангел Гавриил. Главным ее догматом стало учение о том, что верующим помогают полчища ангелов во главе с самим Гавриилом. Они могут сделать верующего неуязвимым для пуль, для чего достаточно знать определенные заклинания и особым образом поднимать правую руку на уровень лица, кистью в сторону врага. Такое же магическое значение имел при этом и возглас «хау», ставший у последователей новой религии боевым кличем. Отсюда другое название этой религии — хау-хау. Примыкавшие к новому движению племена сооружали священные столбы ниу, вокруг которых устраивали обрядовые шествия с пением заклинаний; обряды доводили участников до экстаза.

Одним из главных догматов учения паи-марире стал призыв к священной войне против англичан. Первая стычка с ними произошла у последователей паи-марире 6 апреля 1864 г. Разгромив из засады английский отряд, маори отрезали нескольким убитым головы. Голову капитана Ллойда «пророк» Те У а приказал послать поочередно ко всем племенам: архангел Гавриил открыл будто бы ему, что, когда эта голова обойдет все племена, маорийский народ получит такую силу и мудрость, что-, изгоиит европейских пришельцев за море и вновь станет хозяином своей страны.

Повсеместно начались столкновения последователей религии хау-хау с английскими войсками. Веря в свою неуязвимость, фанатики бесстрашно шли под ружейный огонь и гибли во множестве. Хау-хау распространялась, захватывая новые племена. Большие потери в сражениях не смущали «пророков», объяснявших неудачи недостаточной верой адептов в магические заговоры. Ожесточение с обеих сторон все более возрастало. Однако не все племена примкнули к движению, некоторые продолжали держать сторону англичан. Новозеландское правительство использовало в борьбе против маори местные воинские части и отряды волонтеров, сражавшиеся за свои интересы. Новый командующий, генерал Чьют, предпринял в конце 1865 г. широкое наступление против племен западного побережья; в нем участвовали и «маорийские союзники». В то же время с умеренной партией — руководителями «Страны короля» — были начаты переговоры. Они привели в мае 1865 г. к заключению «почетного» мира на основе некоторых уступок. «Страна короля» была признана правительством Новой Зеландии, в ответ на это ее руководители совершенно прекратили борьбу против англичан. С этого времени «Страна короля» уже не участвовала в войне.

Война последователей паи-марире против англичан продолжалась еще несколько лет — примерно до 1868 г. Она разбилась на отдельные военные действия в разных местностях—в Матата, Опотики, на восточном побережье и пр. Англичанам деятельно помогали некоторые маори—противники паи-марире. Понемногу движение шло на убыль. Правительственные войска теснили воинов маори, отнимали у них деревню за деревней. В то же время новозеландское правительство вынуждено было пойти на уступки из опасения слишком ожесточить маори, а также стремясь привязать к себе своих «союзников». Одной из таких уступок было предоставление маори избирательного права (10 октября 1867 г.).

Последний этап войны

1868—1872 годы были последним этапом «маорийских войн». Он характеризуется господством планомерно проводимой партизанской тактики. Главными руководителями маори были два крупных деятеля: Титоковару, вождь племени нгати-руахине, и Те Кооти, из племени ронговакаата. Оба они действовали независимо один от другого, но применяли одинаковую тактику— неожиданные нападения на английские пикеты и мелкие отряды, заманивание частей противника в лесные чащи, уклонение от крупных боев. Идейным знаменем борьбы служили и на этот раз религиозные учения. Но Титоковару выдвинул лозунг отказа от христианства и возврата к старой маорийской религии. Напротив, Те Кооти знаток и поклонник Библии, создал новую религиозную систему. Эта религия многое заимствовала из ветхозаветных преданий: сам Те Кооти сравнивал себя с Моисеем, освободившим израильский народ из египетского плена. Чтобы произвести впечатление на своих последователей, Те Кооти прибегал к нехитрым фокусам с демонстрацией светящегося в темноте креста или смазанных фосфором пальцев.

Одновременная борьба против отрядов Титоковару и Те Кооти была для , новозеландского правительства нелегка. Годы 1868—1869 были в этом смысле для владычества англичан весьма опасными. Успехи Те Кооти и Титоковару порой ставили англичан в критическое положение. Те Кооти, стремясь расширить фронт борьбы, посетил в середине 1869 г. «Страну короля» и попытался вовлечь ее в войну на своей стороне. Результат был, однако, отрицательным: в «Стране короля» Те Кооти добился лишь чисто словесной поддержки. Причина заключалась не только в том, что руководители «Страны короля» уже давно прекратили борьбу против колонизаторов, но и в том, что Те Кооти по происхождению не принадлежал к племенной знати: это был простой воин, выдвинувшийся лишь благодаря личным способностям. Поддерживать такого «выскочку», а тем более признавать его руководство, аристократия «Страны короля» не желала.

После полосы успехов в 1868—1869 гг. движение пошло на убыль. Англичанам удалось окончательно разбить Титоковару и с начала 1870 г. всеми силами обрушиться на Те Кооти. С помощью «маорийских союзников» англичанам удалось нанести Те Кооти ряд поражений, и его начали постепенно оттеснять вглубь страны. Последние столкновения имели место в феврале 1872 г., а в мае того же года Те Кооти вынужден был бежать в «Страну короля», где и нашел себе убежище.