Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Народы Новой Зеландии: природные условия, открытие полинезийцами
Этнография - Народы Океании

Новая Зеландия состоит из двух больших островов, Северное и Южного, вытянувшихся по линии северо-восток — юго-запа, на 1,5 тыс. км, и ряда мелких островов, из которых следует упо мянуть о-в Стюарт с населением в 60 человек и о-ва Чатам с население! в 700 человек (остальные мелкие островки почти необитаемы). Обща; поверхность Новой Зеландии — 267,4 тыс. км2.

Природные условия

Климат Новой Зеландии — морской, очень влажный, умеренно теплый, а на о-ве Южный — прохладный. В самом теплом месяце в году и в самом жарком месте (г. Окленд) средняя температура составляет всего +19,6°, а в самом холодном месяце и в самом удаленном от экватора месте (г. Данидин) —5,3°. Дожди идут большую часть года; маори называют их образно «плачем неба»; во многих районах западного побережья осадков выпадает за год свыше 2,5 м, в восточных районах — значительно меньше.

Растительность богата, особенно в западной части островов. На севере характерны новозеландская сосна каури (Dammara australis) и пальмы, на юге — буковые леса; очень много древовидных папоротников, достигающих 25 м в высоту. На плоскогорье Южного острова — более бедная травянистая и кустарниковая растительность.

Млекопитающих прежде совсем не было; из птиц интересны местные попугаи и некоторые виды бегающих, нелетающих птиц, в том числе бескрылая киви. Находят кости вымершей гигантской бескрылой птицы моа. Видимо, эти птицы деградировали, потеряли крылья в условиях островной изоляции.

Открытие Новой Зеландии полинезийцами

Одной из крупнейших исторических заслуг полинезийцев является открытие и заселение ими Новой Зеландии. Здесь на практике показал себя высокий уровень хозяйственного и культурного развития полинезийцев, позволивший им освоить новую страну, которая по природным условиям резко отличалась от центральной Полинезии.

Маори назвали открытую ими страну Ао-теа-роа («Длинное белое облако»). Северный остров получил название Те Цка а Мауи («Рыба Мауи»), Южный — Те Вахи Пунаму («Страна Зеленого камня»).

новая зеландия

Согласно большинству преданий, честь открытия Новой Зеландии принадлежит полинезийцу по имени Купе. Произошло это, если судить по генеалогиям, примерно в начале X в. н. э. Купе жил в легендарной стране Гаваики. Однажды он решил настигнуть и убить осьминога, который не давал людям ловить рыбу. Предвидя длительное путешествие, Купе взял с собой жену, пятерых детей и команду из 60 человек. Осьминог плыл перед лодкой, на безопасном для себя расстоянии. Так он привел лодку к Новой Зеландии.

Осьминог поплыл вдоль восточного берега Северного острова, затем свернул в пролив, отделяющий его от Южного острова. Здесь Купе убил осьминога. Купе был первым, кто прошел через этот пролив (названный европейцами именем Кука). Он дал двум небольшим островам имена своих дочерей — Матиу и Макаро (ныне островки Соме и Уард). Затем он прошел вдоль западного берега Северного острова, островки Мана и Капити остались с левой стороны.

Купе отплыл обратно на Гаваики от местности Хокианга (на Оклендском полуострове). Это название местности, сохраняющееся до сих пор, представляет собою часть древнего названия Хокианга нуи а Купе («Великое место возвращения Купе»).

Купе благополучно вернулся на Гаваики и рассказал там о большой земле, которую открыл. Когда его спросили, есть ли там люди, он ответил, что все, что он видел, это были птицы и насекомые (типичный пример ’ полинезийской формы отрицательного ответа). Купе рассказал, далее, как надо плыть к новой земле.

В некоторых преданиях, однако, говорится о том, что Купе встретил на открытой им земле людей. Предания рассказывают, что эти первые поселенцы назывались тангата-венуа и прибыли на трех лодках. Жили они в районе Таранаки, около нынешнего Нью-Плимута. Это были люди высокого роста с темным цветом кожи и плоскими носами.

В связи с этим в науке существует спор о том, не была ли заселена Новая Зеландия меланезийцами раньше, чем туда приплыли предки мао- рийцев. Вопрос этот окончательно еще не решен.

По преданию, после Купе на Новой Зеландии побывал полинезиец по имени Той. В поисках своих двух пропавших внуков он отправился с Гаваики на о-в Раротонга, но не нашел их там. Тогда он сказал: «Я отправлюсь в страну, открытую Купе». Той прибыл на Оклендский полуостров, здесь он нашел людей, и даже очень много. Некоторые из его команды женились на местных женщинах (тангата-венуа). Той и его люди навсегда остались на Новой Зеландии. Ряд преданий, относящихся к ближайшим потомкам Той, говорит о плавании одной лодки с Новой Зеландии на Гаваики за кумарой (бататом). Эти предания наводят на мысль, что люди тангата-венуа и люди Той не имели батата. Лодка достигла Гаваики, но обратно не вернулась. Команда лодки прибыла на Новую Зеландию позднее, вместе со многими другими лодками. Это событие, память о котором сохранили легенды, очевидно, произошло в середине XIV в.

Путешествия с Гаваики на Новую Зеландию

Это было великое переселение (хеке) с Гаваики на Новую Зеландию, одно из самых значительных событий в древней истории маори. Проходили столетия, а маори твердо помнили об этом событии.

Каждое племя вело свое происхождение от команды одной из лодок, в которых предки их прибыли на Новую Зеландию. Из поколения в поколение передавались название лодки, имена некоторых предков, находившихся в ней, особенно имена вождя, жреца и рулевого, название кормового весла и т. д. Имена более поздних предков также заботливо хранились в памяти. Маорийские генеалогии насчитывали двадцать и более поколений, прежде чем они доходили до последних переселенцев на Новую Зеландию. Исходя из расчета в среднем по 25 лет на одно поколение, ученые высчитали, что полинезийские переселенцы прибыли на Новую Зеландию около 1350 г.

В одной из своих песен маори перечислили названия наиболее известных лодок, на которых они прибыли с Гаваики на Новую Зеландию:

Смотри, как «Таинуи», «Те Арава», «Матаатуа», «Курахаупо»

и «Токомару» —

Все плывут по огромному океану.

Ствол дерева был выдолблен на Гаваики,

И так была построена «Такитуму».

Одну ночь провели на Рангипо,

И на заре «Аотеа» отправилась в море.

Вот челны Уенуку,

Чьи имена отдаются в небесах.

Разве можно забыть их славу,

Если они вечно плывут в волнах нашей памяти1.

Это планомерное и организованное переселение было вызвано, как говорится в легендах, межплеменными распрями на Гаваики. Мореплаватели взяли с собой жен и детей; они захватили с собой и семена культурных растений.

Большинство лодок прибыло в залив Пленти, и затем они плыли вдоль берега на северо-запад. Прибывшие выбирали наиболее подходящие места для поселения.

Расселение полинезийцев на Новой Зеландии

Лодка «Таинуи» приблизилась к заливу Пленти, поплыла вдоль берега на запад и вышла в залив Хаураки. Лодку перетащили волоком через перешеек, и она вдоль восточного берега пошла к югу, прошла устье р. Ваикато. Часть переселенцев высадилась в заливе Ваингароа, другая часть — в Капуа, третья — в Мо- кау. Здесь лодку вытащили на берег. От команды лодки «Таинуи» ведут свое происхождение племена ваикато, нгати-хауа, часть нгати-мару, нгати-маниапото. Они заселили западный берег Северного острова 2.

Лодка «Токомару», прибыв к восточному берегу залива Пленти, поплыла вдоль берега к северу, обогнула мыс Северный и вдоль западного берега пошла к югу. От команды этой лодки ведут свое происхождение племена атиава, часть нгати-мару, нгати-тама и нгати-мутунга. Они заселили район к югу от р. Мокау до Нью-Плимута и еще южнее. На севере они соприкасались с потомками команды «Таинуи», на юге — с потомками «Курахаупо».

Лодка «Курахаупо», согласно одним преданиям, потерпела крушение у о-ва Кермадек, и команда ее затем была переправлена на лодке «Аотеа». Согласно другим, «Курахаупо» благополучно сама добралась до Новой Зеландии. От команды этой лодки ведут свое происхождение племена таранаки, нгати-ватуа, часть нгати-апа, те-рарава и др. Большинство их занимало район Таранаки.

Лодка «Аотеа» причалила в районе залива Ваингароа. Место это получило от лодки название Аотеа. Пассажиры оставили лодку и пошли к югу. От команды лодки «Аотеа» ведут свое происхождение часть племени нгати-апа, часть таранаки, племена нгати-хау, нгати-руануи и др.

Лодка «Те Арава», придя в залив Пленти, пошла на запад вдоль берега к Макету, где и высадились ее пассажиры. Потомки их заняли район от Макету до оз. Таупо (нгати-рангитики, нгати-тама, курапото, ронгомаи и др.).

Лодка «Матаатуа» пришла в залив Пленти и вдоль берега добралась до Вакатане. Здесь пассажиры высадились. От них ведут свое происхождение племена уревера, нгати-ава, нгати-кахунгуну, часть таранаки. Они заняли район от Вакатане до мыса Руневей, а также внутренний лесной район Уревера.

Лодка «Такитуму» от залива Пленти дошла до мыса Северного и пошла на юг вдоль западного берега. Командир лодки Таматеа добрался до р. Вангануи, затем к оз. Таупо. Его сыновья поселились в районе Поверти-Бей и Хаук-Бей. ,От них ведут свое происхождение племена нгати-кахунгуну и нгаи-таху (на южной оконечности Северного острова). Нгаи-таху перебрались позднее на Южный остров.

Лодка «Хороута», в отличие от других, была построена на Новой Зеландии. Она сначала совершила плавание на Гаваики за бататом и потом, вместе с перечисленными выше, вернулась обратно, в залив Плеп- ти. Здесь пассажиры высадились. От них ведут происхождение племена нгати-пору, нгати-хауа и др. (к югу от мыса Руневей, примерно до Гисборна).

Так происходило, по преданиям, заселение Новой Зеландии в XIV в. н. э.

Память о прежней жизни и о прибытии на Новую Зеландию маори сохранили не только в легендах, генеалогиях и песнях, но и в обычаях. К гостям, пришедшим пешком или даже приехавшим в автомобилях* маори и теперь обращаются с приветствием:

Подтягивай сюда ладью!

Тащи сюда ладью!

К пристани — ладью!

К тому месту, где она отдохнет!

Добро пожаловать,

Трижды добро пожаловать!1

Историю маори в XIV—XVIII вв. восстановить трудно. Но нет сомнения, что это был период общественного и культурного их развития, активного приспособления к новой естественной среде.

К концу XVIII в. численность маори достигала, как полагают, 200 тыс. Подавляющее большинство маори было сосредоточено на Северном острове. Они делились на племена, общим числом около 50. В каждом племени было по нескольку тысяч человек. К моменту прибытия на Новую Зеландию английских колонизаторов маори уже находились на стадии разложения первобытно-общинного строя. Далеко зашло социальное расслоение, выделились вожди, рядовые свободные, зависимые и рабы.

Наряду с этим сохранились еще многие институты и обычаи первобытно-общинного строя. В целом у маорийцев сохранялись более архаические формы общественного быта, чем у других полинезийцев.

Природа Новой Зеландии значительно отличается от природы тропической Полинезии. Маори применились к новым условиям; их материальная и духовная культура приобрела некоторые особенности, в отличие от центрально-полинезийских.