Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Одежда и украшения меланезийцев. Домашние животные. Огонь и приготовление пищи
Этнография - Народы Океании

Меланезийцы, жители тропиков, не нуждались в одежде для защиты от холода. Прохладные ночи и дождливые дни островитяне проводили в хижинах у горящего очага. Обычай же позволял им не стыдиться наготы. Вот почему одежда в настоящем смысле этого слова у меланезийцев была очень скудна, местами почти отсутствовала.

Однако и в этом отношении существовало значительное разнообразие. Есть острова, где была в обычае полная нагота мужчин или женщин, либо тех и других, но в большинстве местностей издавна имелись налицо известные, хотя бы зачаточные формы одежды. Последние состояли обычно из набедренной повязки, передника, юбочки или просто пояса с каким-нибудь пучком или кистью спереди. Мужчины нередко ограничивались так называемым фаллокриптом, приспособлением для прикрытия полового органа; однако последний зачастую не закрывался, а скорее лишь подчеркивался ношением фаллокрипта. Этими зачатками поясной одежды исчерпывался весь костюм меланезийцев. Плечевая одежда отсутствовала совершенно. Зато в некоторых местностях северной Меланезии островитяне, особенно женщины, употребляют особый капюшон от дождя, сшитый из плотных листьев; надетый на голову, он более или менее защищает все тело. Им пользуются так же, как мы пользуемся дождевым зонтом или плащом.

Местные различия в отношении развития одежды нельзя свести к неодинаковости культурного уровня. Отсутствие одежды наблюдалось в районах как сравнительно отсталых по культуре, так и в более передовых. Различия, очевидно, объясняются какими-то местными причинами.

В северной Меланезии, на о-вах Адмиралтейства мужчины племени матанкор носили набедренную повязку, которая протягивалась и между ног. Мужчины моанус и узиаи ходили часто без всякой одежды, но во время плясок и идя на битву надевали фаллокрипт из раковины. На праздниках надевали красивые передники. Женщины носили передник из травы. На о-ве Сент-Маттиас и соседних мужчины ходили обнаженные, надевая иногда фаллокрипт, женщины же носили искусно сделанные цы- новки, которые свешивались с пояса спереди и сзади до колен.

На о-вах Тробриан мужчины носят набедренные повязки, женщины — короткие юбочки из травы. На Новой Ирландии мужчины и молодые девушки еще недавно ходили обнаженными, женщины носили на поясе спереди небольшой пучок, служивший, однако, более для украшения, чем для прикрытия. От дождя надевали капюшон из листьев. На п-ве Газель, в северной части области байнингов, мужчины не употребляли никакой одежды, а женщины носили на поясе бахрому спереди и сзади в виде хвоста; в южной части и мужчины надевали набедренную повязку. На западных Соломоновых островах одежды почти не носят, хотя на горах во внутренних частях островов температура бывает прохладная. От дождя и от солнца надевают капюшоны.

На о-вах Шуазель, Велья Лавелья и южных Соломоновых жители издавна носили набедренные повязки и свысока смотрели на тех «голых» островитян, которые не употребляли этого костюма.

На о-вах Санта-Крус одеждой служат цыновки, носимые на бедрах. Острова Банкс и Новые Гебриды исследователь Шпей- зер делит на районы в отношении одежды; для мужской одежды выделяются три района: область ношения намбас (фаллок- рипта), включающая южные и центральные острова архипелага, от Танны и Эроманги до Малекулы и о-ва Пятидесятницы; область набедренных цыновок — о-ва Санто, Эпи, Фате, Аобаидр.; область, где отсутствует всякая одежда,— это о-ва Банкс и Торрес. В отношении женской одежды намечаются четыре области, отчасти совпадающие с перечисленными: область, где женщины носят передники из бахромы: о-ва Танна, Эроманга, Амбрим и некоторые другие; область набедренных цыновок: о-ва Фате, Эпи, Аоба, Малекула и др.; область передников в виде узкого листа: о-ва Санто и Мало; область полной наготы или простых поясов в качестве украшения: о-ва Банкс, Маэво и др.

Украшения тела, употребляемые меланезийцами, более разнообразны и обильны, чем их одежда, хотя между тем и другим резкой грани провести нельзя. Набедренные повязки и фаллокрипты играют иногда в большей степени роль украшения, чем одежды. Помимо этого, меланезийцы носят, особенно на праздниках, различные украшения на голове и на теле.

В большом ходу, почти повсеместно, большие, искусно выделанные гребни, вырезанные из бамбука или составленные из отдельных заостренных палочек; носят их мужчины. В ушах носят большие серьги, в носовую перегородку вставляют палочки. На шею надевают различные ожерелья, на руки — браслеты, на ногах носят различные кольца и подвески. Материал для-изготовления украшений довольно разнообразен: раковины, черепаший щит, зубы разных животных, особенно собаки, а также рыб, свиные клыки, птичьи перья, плетеные ленты, тесьма и шнур, обычно с нашитыми бусинами или пластинами, плоды, кусочки бамбука и пр. Цветами меланезийцы, в отличие от жителей Полинезии, почти не украшают себя. Между этими двумя народами существует и та характерная разница, что в Меланезии украшаются гораздо больше мужчины, чем женщины, а в Полинезии наоборот.

Распространены и неснимаемые украшения тела, которые мы скорее отнесли бы к его уродованию. Татуировка кожи употребляется меланезийцами, как и вообще темнокожими народами, в отличие от светлокожих полинезийцев и микронезийцев, мало. Более широко распространено рубцевание тела: оно известно на Новой Британии, Новой Ирландии, на некоторых Соломоновых островах, в южной Меланезии встречается реже. Характер рубцов и место их на теле варьируют по отдельным местностям и в зависимости от пола. Выбивание зубов встречается лишь как исключение. Деформация черепа — еще реже (запад Новой Британии, южная Малекула). Вообще меланезиец гораздо меньше уродует свое тело, чем многие другие народы земли.

Уход за волосами обычно прост. Сложные прически встречаются редко, особенно у женщин, которые чаще стригут волосы коротко. Но мужчины по большей части оставляют волосы без особого ухода, украшая их только гребнями или перьями, иногда посыпая известью.

Украшения у меланезийцев служат не только эстетическим потребностям. Они играют и более важную социальную роль, служа знаками различия для людей высших общественных рангов, а также отмечая известные возрастные категории. В то же время с некоторыми украшениями связываются суеверные представления, и они играют роль в религиозно-магических обрядах.

Домашние животные

Скотоводства в настоящем смысле слова меланезийцы не знали, но некоторые домашние животные у них были: свиньи, собаки, куры.

Не совсем решен в науке вопрос о том, давно ли появилась на островах свинья и не завезена ли она первыми европейскими мореплавателями. Во всяком случае, свиней уже в XIX в. разводили почти повсеместно; исключение составляла Новая Каледония.

Свиней держат главным образом для мяса. Свинину едят по преимуществу на праздниках, когда проводится иногда массовый убой свиней. Раньше особенно ценились свиные клыки, большие, загнутые кольцом клыки самцов, которых меланезийцы иногда специально для этого разводили и умели отращивать эти клыки искусственно, для чего выламывали зубы на верхней челюсти. Обладание свиньями было привилегией богатых, и поголовьем стада нередко измерялась степень богатства человека. Собак и кур на некоторых островах тоже употребляют в пищу. Собачьи зубы местами служат для выделки украшений, а на восточных Соломоновых островах и о-вах Адмиралтейства они имеют хождение в качестве денег.

Огонь и приготовление пищи

Техника добывания огня у меланезиицев была в прошлом почти везде одна и та же: это так называемый способ выпахивания (или «огненный плуг»).

Употребляющийся при этом инструмент состоит из двух частей: дощечки из мягкого дерева около метра длиной и палочки с заостренным концом, длиной около 20 см. Дощечку кладут на землю, прижимая коленом или ступней, и поверхность ее начинают быстро и сильно тереть острым кондом палочки; от трения образуется продольная борозда и постепенно накапливается древесная пыль, которая затем начинает тлеть от развивающейся теплоты; если подложить сухих волокон, то можно раздуть огонь. Весь процесс добывания огня, при условии, что дерево достаточно сухо, и при наличии должного умения, требует иногда не более 40 секунд, в иных случаях до трех минут. Такой способ «выпахивания» известен на о-вах Адмиралтейства, архипелаге Бисмарка, Соломоновых островах, Новых Гебридах и Новой Каледонии, т. е. почти по всей Меланезии. Местами, однако, применяется и более известный у других народов способ высверливания огня (Санта-Крус). Способ пиления, повидимому, нигде, кроме Новой Гвинеи, не употребляется.

Самые обычные способы приготовления пищи — печение или поджаривание на углях или на открытом огне, а также в земляной печи. Последняя особенно характерна. Она устраивается таким образом: дно специально приготовленной ямы устилают ровным слоем плоских камней, на которых раскладывают костер; в огонь кладут еще ряд камней. Когда камни раскалятся, то верхний их слой снимают при помощи расщепленных палок, а на нижний кладут специально приготовленные куски мяса, рыбы, клубни ямса или таро и т. п., все тщательно завернутое в свежие банановые листья; в каждом свертке обычно соединяются мясо или рыба с растительной приправой. Слой раскаленных камней, на который кладут свертки, предварительно обливают водой и покрывают свежими листьями; между свертками с пищей и поверх них кладут еще горячие камни, затем все это прикрывают слоем свежих листьев и тщательно засыпают землей и золой, чтобы сохранить тепло. Часа через два —четыре кушанье готово. Требуется большое искусство, чтобы оно не подгорело, ровно и в меру прожарилось. При надлежащем умении кушанье получается вкусное, сочное и опрятно приготовленное. Этот способ позволяет запекать одновременно любое количество пищи, и перед большими праздниками ее готовят в огромных ямах, куда кладут по нескольку свиней и всякую другую пищу.

Варка пищи в воде применяется редко. Раньше практиковался способ «камневарения», при котором воду в сосуде с положенными в нее съестными припасами кипятят при помощи горячих камней — способ, известный у индейцев Америки и в других странах. Таким образом кипятили и кокосовое молоко, сгущая его. Даже там, где известна глиняная посуда, в ней варили пищу чаще тем же способом опускания горячих камней, чем кипячением над огнем. Кое-где, например на о-ве Танна, известна варка пищи в горячих источниках.

Наркотики

Крепких напитков меланезийцы до прихода колонизаторов не знали. Но у них были своеобразные

наркотики, игравшие в общественной жизни немалую роль. Наркотики эти — кава в юго-восточной Меланезии и бетель в северо-западной.

Кава представляет собою корень перечного растения Piper methysti- сит. Корень раздробляют при помощи растирания или разжевывания зубами, смешивают с водой и дают полученной смеси некоторое время перебродить, после чего яапиток готов. Он обладает опьяняющими свойствами. Умеренное употребление напитка не оставляет никаких дурных последствий для организма, но если выпить слишком много, то человек впадает в состояние отупения. Пьют каву только взрослые мужчины.

Употребление кавы в Меланезии распространено только на Новых Гебридах, о-вах Банкс и Торрес и на маленьком острове Ваникоро. Есть предположение, что этот обычай введен здесь в сравнительно недавнее время под влиянием полинезийцев, ибо в Полинезии кава составляет широко распространенный напиток, который пьют на праздниках.

Действительно, на некоторых островах, в частности на о-вах Банкс, употреблять каву стали недавно. Кроме того, на этих островах техника приготовления кавы та же, что в Полинезии: корень разжевывают зубами и вместе со слюной выплевывают в особую чашу. Нона Новых Гебридах способ приготовления иной: там корень растирают или толкут в ступе. Пьют каву там тоже не коллективно, как в Полинезии, а в одиночку (кроме южных Но- выхГебрид, где господствует полинезийский обычай). Наконец, и название кавы на Новых Гебридах не полинезийское, а свое: ее называют здесь малово, малоху, милик и т. д. Поэтому вероятно, что употребление кавы в юго-восточной Меланезии вовсе не заимствовано от полинезийцев, а составляет самобытное явление.

В северо-западной Меланезии, начиная от Соломоновых островов, вместо кавы употребляют бетель. Ареалы этих двух наркотиков резко разграничены, и вместе они нигде, кроме, может быть, о-ва Ваникоро, не встречаются. Если кава связывает культуру меланезийцев с полинезийской,, то бетель указывает на связи Меланезии с северо-западом, с Индонезией, а через нее — с Юго-Восточной Азией; в этих странах употребление бетеля известно повсюду. Бетель там — это своеобразная смесь для жевания, составленная обычно из трех частей: листьев или плодов перечного растения Piper betle, ореха арековой пальмы и толченой коралловой извести. В Меланезии же жуют отдельно каждую из этих трех составных частей бетеля: сначала разжевывают арековый орех, затем — часть листа бетеля,, а потом кладут в рот небольшими частями известь.