Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Общественная жизнь таджиков
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

Средоточием общественной жизни таджиков до революции, как уже было сказано, были алоухона, мечети, чайханы, где собирались жители не только для того, чтобы провести время (а в мечети для ежедневных молитв — намазов), но и для того, чтобы обсудить различные дела, касающиеся всего селения или квартала, определить день начала тех или иных сельскохо­зяйственных работ и т. п. Там же собирались во время праздничных уго­щений и развлечений. Женщины не участвовали в этих собраниях; они собирались для обсуждения своих хозяйственных, а также семейных дел в каком-нибудь частном доме. Даже на празднествах они держались обособленно.

В общественно-политической и административной жизни население принимало самое незначительное участие. Хотя выборы низовой админи­страции как в русских, так и в бухарских владениях были будто бы пре­доставлены самому населению, фактически на сходе утверждался акса­кал или арбоб, заранее намеченный и предложенный властями; для выбо­ров волостного управителя — мингбаши — в русских владениях раз в три года созывали лишь представителей от каждых 50 хозяйств (илик-баши), которым обычно и предлагался уже заранее определенный канди­дат.

Поэтому не будет преувеличением сказать, что только после Октябрь­ской революции широкие массы таджикского населения по-настоящему приобщились к общественной жизни и стали активно в ней участвовать.

Формы участия населения Советского Таджикистана в общественной жизни общие для всех советских людей, для всех советских республик. Основная масса населения Таджикистана, колхозное крестьянство, при­нимает непосредственное участие как в работе советских органов, начи­ная от кишлачных Советов, так и в обсуждении и решении производствен­ных вопросов в родном колхозе; точно так же рабочие участвуют в обще­ственно-производственной жизни своего предприятия. Многие колхоз­ники и рабочие являются депутатами кишлачных, поселковых, районных и областных советов и участвуют в работе различных постоянных комис­сий этих советов. На общих колхозных собраниях и на производственных совещаниях своих предприятий они обсуждают производственные во­просы и принимают участие в их решении.

По-новому, культурно проводят рабочие и колхозники свой досуг. В городах к услугам рабочих и служащих театры и кино, библиотеки, клубы, парки отдыха, стадионы, различные кружки самодеятельности, в которых охотно участвует молодежь, вечерние курсы для повышения общего и специального образования. В распоряжении колхозников находятся светлые и просторные, являющиеся нередко шедевром народной архитектуры здания красных чайхан, дворцов культуры, клубов, кино, библиотек. Здания эти обычно строятся на средства колхоза; часто для художественной отделки приглашают старых народных мастеров-строителей и художников — резчиков по дереву и алебастру. Таков, например, дворец культуры в колхозе «Москва» Ленинабадского района; его цент­ральную часть занимает театральный зал на тысячу мест, с балконом, -боковыми ложами и галереями; от центрального здания отходят два боко­вых двухэтажных корпуса. Во дворце культуры 140 помещений, в которых размещаются правление колхоза, парткабинет, концертный зал, зал для танцев, библиотека, читальня, агрохимическая лаборатория, радиоузел, телефонная станция, чайханы, комнаты для приезжающих, комнаты для занятий различных кружков и т. п. Дворец культуры украшен резьбой по ганчу, лепкой, росписями, над которыми работали лучшие народные мастера Таджикистана.

Вечерами и в праздничные дни колхозники идут в кино или собирают­ся в чайханах и клубах послушать лекцию, патефон или радио, посмот­реть выступления местной художественной самодеятельности. Многие колхозники участвуют в драматических или вокальных кружках. В неко­торых колхозах есть музыканты и певцы, которые обучают колхозную молодежь музыке и пению, а в часы отдыха играют и поют в колхозных чайханах. Следует отметить, что красная чайхана в колхозе является сре­доточием общественной жизни, куда приходит большинство населения не только в дни и часы культурных мероприятий, но и просто для того, чтобы провести здесь свой досуг — выпить чаю, обменяться новостями и просто потолковать с односельчанами.

Совершенно новым фактом, невиданным до установления Советской власти, является участие в общественной жизни женщины-таджички. Советская власть и Коммунистическая партия обеспечили полное рас­крепощение женщин Средней Азии, в том числе и таджичек. Одной из ос­новных форм общественно-массовой работы среди женщин в первые годы Советской власти были делегатские собрания; женский актив, группи­ровавшийся вокруг делегаток, устраивал лекции, проводил собрания, участвовал в работе Советов, в организации яслей, детских домов, женских консультаций. Раскрепощение таджички происходило в условиях упор­ной борьбы со сторонниками старых взглядов, в частности, с представи­телями свергнутого эксплуататорского класса; первых женщин, сбра­сывавших паранджу или участвовавших в общественной работе, пресле­довали, избивали и даже убивали.

Решающую роль в раскрепощении женщины и уничтожении ее факти­ческого неравенства сыграло вовлечение ее в хозяйственную жизнь страны. Сейчас женщины наравне с мужчинами работают на промышленных пред­приятиях и в колхозах. Они являются нередко передовиками производ­ства и мастерами высоких урожаев, особенно в хлопководстве. Всего в на­родном хозяйстве Таджикистана занято более 357 тыс. женщин, т. е. 43% к общему числу работающих. Многие таджички работают учительницами, врачами, инженерами, научными работниками. Таджички работают и в советских учреждениях, занимают общественные посты и участвуют в управлении государством. В 1961 г. 24 женщины работали секретарями горкомов и райкомов партии, 12 — председателями исполкомов город­ских и районных Советов, 131 женщина — председателями кишлачных и по­селковых Советов, 11 — председателями и 319 — заместителями председате­лей колхозов[1].

Многие таджички являются депутатами местных Советов, а также Верховного Совета республики.

Советское государство и Коммунистическая партия, проявляя заботу о   матери и ребенке, создают условия для того, чтобы женщина могла спо­койно работать на производстве и участвовать в общественной жизни. В Таджикистане в настоящее время имеется огромная сеть детских уч­реждений. В республике функционируют сотни детских домов, яслей, домов ребенка и детских кухонь; помимо того, в сезонных колхозных яс­лях и на детских площадках ежегодно находится много тысяч детей. Соз­дано большое количество женских и детских консультаций, детских поликлиник. Для отдыха детей строятся пионерские лагери и санатории. До Октябрьской революции в Таджикистане сушестроительство ствовало лишь небольшое число духовных школ: начальных — мактаб и высших — медресе. В мак- табе детей заставляли бессмысленно заучивать наизусть книги религиоз­ного содержания, учение в медресе преследовало цель подготовить религиозно-грамотных людей, а также судей — казиев и муфти и пис­цов — мирзо. Мактабы обычно организовывали грамотные люди — муллы, которые были одновременно и учителями; определенной платы они не получали, а жили за счет приношений родителей учеников: еженедельно перед выходным днем ученики приносили учителю по блюду плова и несколько лепешек; по окончании чтения той или другой книги в школе родители делали учителю более солидные подарки — халат, чалму, отрез ткани и т. п. Девочки учились в особых школах, под руководством грамотных женщин — хотун.

Медресе обычно содержались за счет вакуфа, завещанного каким- либо богатым человеком. Из завещанных сумм, а также из доходов, ко­торые приносило имущество вакуфа (например, пахотная земля, сдавав­шаяся крестьянам в аренду), производились расходы на медресе, платилось жалованье преподавателям, содержание сторожам и др. Студенты медресе, обычно люди состоятельные, покупали себе в медресе келью у ее прежнего владельца, тоже студента медресе, но уже окончившего курс или по тем или иным причинам покидавшего медресе. Владение кельей давало право числиться студентом медресе и заниматься в нем; лица, не имевшие возможности купить келью, снимали у владельца угол, обслуживая богатых: учеников медресе. Обучение в медресе продолжалось неопределенное число лет. Получившие неполное образование часто покидали медресе, чтобы стать муллой где-либо в кишлаке, получившие необходимые бого­словские и литературные знания становились преподавателями медре­се — мударрис, иногда даже занимали высшие духовные должности в Бу­харском ханстве.

Основная масса населения оставалась неграмотной и находилась под влиянием духовенства, которое внушало народу, что светское обучение является делом нечистым, запрещенным религией, а потому и греховным.

Народное образование стало развиваться в Таджикистане лишь после установления Советской власти. Первоначально старое бухарское чинов­ничество и духовенство путем агитации, а иногда и прямых угроз пыталось воспрепятствовать детям и молодежи посещать советские школы, однако это не остановило молодежь, стремящуюся к знаниям. К развитию народ­ного образования, а также к строительству школьных зданий, широко привлекалось само городское и сельское население. За годы, прошедшие после национального размежевания Средней Азии, народное образование достигло огромных результатов. Одним из важнейших мероприятий, спо­собствовавших росту всеобщей грамотности, явился переход таджикской письменности со сложного арабского алфавита на новый алфавит, состав­ленный на основе русской графики.

Введение всеобщего школьного обучения потребовало проведения мно­гих мероприятий, без которых такое обучение не могло быть осуществлено. Необходимы были издание большого количества учебников в огром­ных тиражах, постройка школьных зданий, подготовка многочисленных кадров учителей. Так как в Таджикистане во многих районах кишлаки по своим размерам невелики, потребовалось создание целой сети школ- интернатов, в которых учились, проживали и содержались за счет госу­дарства школьники из ближних и отдаленных кишлаков. В городах была создана также сеть школ-интернатов для учащихся VIII—X классов, в них переводились и учащиеся, получившие семи летнее образование в сельских местностях. В настоящее время в республике насчитывается около 3 тыс. общеобразовательных школ. Для обучения детей из тех пунктов, где нет семилетних и средних школ, при многих школах открыты интернаты.

В школах из года в год увеличивается число выпускников таджиков и представителей других местных национальностей, поступающих затем в высшие учебные заведения страны.

В республике также создана сеть школ рабочей и сельской молодежи. Большая работа проведена по ликвидации неграмотности среди взрослого населения.

Для подготовки учительских кадров республика в настоящее время располагает педагогическими институтами, учительскими институтами и педагогическими училищами. Большую роль в подготовке педагогиче­ских кадров играли многочисленные курсы переподготовки учителей.

Ежегодно в городах, районных центрах и в колхозах строятся десятки и сотни прекрасных, хорошо оборудованных школ. Большое число школ строится по инициативе колхозов и за их счет, при деятельном участии колхозников.

В Таджикистане создана сеть высших учебных заведений: универси­тет в Душанбе, два педагогических института, политехнический, сельско­хозяйственный и медицинский институты. В этих шести высших учебных заведениях в 1961 г. обучалось 22 тыс. юношей и девушек; в 1960/61 г. в них подготовлено 5 тыс. специалистов. В 1961 г. состоялся первый вы­пуск политехнического института, 132 молодых специалиста получили дип­лом инженера. В республике имеется 23 специальных средних учеб­ных заведения и 35 профессионально-технических училищ, в которых обу­чается более 20 тыс. человек. Этими учебными заведениями подготовлено в 1960—1961 гг. 6072 специалиста средней квалификации и 7613 квалифи­цированных рабочих.

В 1948 г. в Душанбе был открыт Таджикский государственный универ­ситет, имеющий сейчас пять факультетов: историко-филологический, юри­дический, экономический, физико-математический и естественный. Уни­верситет готовит аспирантов и издает свои труды, в частности «Ученые записки».

Следует отметить ту огромную помощь, .которую оказывает русский народ таджикскому народу в создании учебных заведений; множество русских ученых, специалистов и педагогов отдает свои силы для того, чтобы в кратчайший срок создать кадры таджикской интеллигенции и поднять культуру народа.

В 1932 г. в столице республики была создана Таджикская база АН СССР, преобразованная затем в Таджикский филиал АН СССР. В 1951 г. была основана Академия наук Таджикской ССР. В настоящее время академия объединяет более 20 научно-исследовательских учрежде­ний, которые проводят большую научную работу по изучению природных богатств республики, созданию новых сельскохозяйственных культур, а также по изучению и разработке вопросов языка, истории, литературы и этнографии таджиков. Академия наук, а также вузы республики готовят молодые научные кадры. В 1960 г. в Таджикистане работало свыше 400 кандидатов и докторов наук.

За последние годы академия выпустила много научных трудов в «Сооб­щениях», «Докладах», «Трудах» и «Известиях», а также в виде специаль­ных монографий.

Большое научное значение имеют и другие институты, не входящие в систему Академии наук СССР, в частности, институты сельскохозяй­ственного профиля с опытными станциями.

В республике развернулась деятельность лекторского бюро Министер­ства культуры и республиканского общества по распространению поли­тических и научных знаний, объединяющего несколько тысяч человек.

В Таджикистане, являвшемся в прошлом страной почти поголовной неграмотности, в настоящее время книга занимает почетное место и спрос на нее огромен как в городах, так и в сельских местностях. За годы Совет­ской власти в Таджикистане изданы десятки миллионов книг; издаются десятки журналов и газет.

Таджикское государственное издательство ежегодно выпускает большое количество научной, политической, художественной и детской литературы.

В республике работает много квалифицированных переводчиков, переводящих на таджикский язык произведения классиков марксизма- ленинизма, русских классиков, а также советских писателей и поэтов, приобщая широкие народные массы к русской культуре.

Большое развитие получила сеть библиотек. В Душанбе работает Государственная публичная библиотека им. Фирдоуси с фондом около миллиона книг; в республике функционирует более 900 библиотек. В на­стоящее время в Таджикистане насчитывается огромное число массово­культурных учреждений — домов культуры, клубов, красных чайхан; одних только клубных учреждений существует около тысячи. Все куль­турные учреждения и мероприятия, а также печать и радио служат мощ­ным средством борьбы за передовые методы труда, за организацию социа­листического производства, за повышение культурного уровня трудящих­ся. Дома колхозников, полевые станы, животноводческие фермы радиофицированы. Даже в самые отдаленные колхозы и бригады регу­лярно приезжают кинопередвижки.

На рост культурных запросов городского и колхозного населения ука­зывает массовая подписка на газеты и журналы, посещение библиотек и читален; десятки и сотни колхозников являются постоянными читателями колхозных библиотек и агитаторами за продвижение книги в массы; мно­гие колхозники и рабочие, не довольствуясь абонированием в библиотеке.

Городские и районные книжные магазины и киоски не успевают удовлетворять спроса населе­ния на книги, журналы, брошюры. Книготорговая организация «Таджик- китоб» ежегодно открывает все новые и новые книжные торговые точки в городах, районных центрах и в колхозах.

Среди населения Таджикистана в дореволюционное время была очень высока смертность; в крае свирепствовали различные бытовые и инфек­ционные болезни, которые уносили большое количество жизней. Медицин­ская помощь почти полностью отсутствовала.

Сейчас республика обладает густой сетью больниц, родильных домов, поликлиник, амбулаторий и других лечебных и лечебно-профилактических учреждений, в которых работают более 9 тыс. медицинских работников с высшим и средним образованием.

Научную работу в области медицины проводит Медицинский науч­но-исследовательский институт в Душанбе, имеющий ряд отделов. Медицин­ские кадры подготовляют Медицинский институт в Душанбе и четыре ме­дицинских училища.

В Таджикистане функционируют санатории и дома отдыха; ведущими в республике являются курорты Ходжи-Оби-Гарм и Оби-Гарм. В первом из них — бальнеоклиматическом курорте в 50 км к северу от Душанбе, расположенном на высоте около 1800 м над уровнем моря,— лечение ве­дется термальными минеральными водами и радиоактивным паром. Оби- Гарм — бальнеоклиматический курорт, расположенный в 100 км к востоку от Душанбе, на высоте около 1200 м над уровнем моря.

Давно уже канули в вечность случаи заболевания чумой и холерой, полностью ликвидирована заболеваемость оспой и паразитарными тифа- ми. В результате проведения противомалярийных мероприятий малярия уже в 1956 г. была ликвидирована как массовое заболевание, принимают­ся меры для полной ликвидации этой болезни в республике. Ведутся широкие мероприятия по борьбе с туберкулезом, трахомой, гриб­ковыми заболеваниями кожи и волос, острыми желудочно-кишечными заболеваниями.

Значительно выросла в Таджикистане и спортивная культура среди юношества, способствующая всестороннему физическому развитию и вос­питанию выносливости и физической закалке. В республике сооружено большое число стадионов, спортивных площадок, футбольных полей, бас­кетбольных и волейбольных площадок, бассейнов для плавания, стрелко­вых тиров, спортивных залов и др. Здесь представлены почти все виды •спорта. Среди них и специфические национальные виды спорта, такие как таджикская борьба, конные состязания и другие.