Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Кинематография и изобразительное искусство у каракалпаков
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

Кинематография Кара-Калпакии еще только зарождается. Создана пер­вая кинокартина из жизни каракалпакского народа—«Рыбаки Арала», по сценарию Н. Жапакова и М. Мелкумова. В Нукусе открылся пункт ки­нохроники. Вдвое вырастет в течение семилетки число киноустановок, которых в 1960 г. насчитывалось в республике около 120. Уже в годы семилетки в Нукусе начнет работать телевизионная установка.

Изобразительное искусство у каракалпаков в дореволюционный период существовало в форме прикладного искусства. Однако плохая осведомленность о состоянии художественного творчества каракалпаков породила мнение, будто этот народ вовсе не обла­дает художественным даром. Между тем прикладное искусство глубоко проникало в быт каракалпаков и всегда находилось на высоком уровне* Художественные изделия украшали юрту; разнообразным орнаментом покрывали каракалпакские мастера стены глинобитных построек, до­машнюю утварь, одежду, ювелирные, кожаные и деревянные изделия.

Многообразие художественного изобразительного творчества каракалпа­ков показывает, насколько этот народ, несмотря на нищенское существо­вание и тяжелые бедствия, которые ему приходилось претерпевать на протяжении своей истории, был проникнут стремлением к искусству, к декоративному оформлению всей своей бытовой обстановки.

Наибольшее число предметов прикладного искусства входит в ком­плекс убранства юрты. Главные из них — ковровые изделия, паласы и узорчатые кошмы.

У каракалпаков распространены как ворсовые, так и гладкие ковры, но преобладают изделия, в которых комбинируются обе эти техники. На фон из гладкой безворсовой ткани в процессе тканья наносится ворсовый рельефный орнамент. Этой техникой всегда выполняется опоясывающая ж скрепляющая весь остов юрты широкая дорожка — ак-баскур, обра­щенная лицевой, орнаментированной стороной внутрь юрты, и отделан­ные бахромой дорожки — жамбау, имеющие декоративное значение и прикрепляемые снаружи юрты. К ковровым изделиям с рельефным орнаментом относятся и так называемые ийинбау, сходные с жамбау, но гораздо меньших размеров; их пришивают одним концом к висящему над дверью юрты небольшому коврику есик-цас образуются две нарядные гир­лянды, обрамляющие изнутри вход. Узор выполняют разноцветной шер­стяной пряжей. Тона шерсти — мягкие, и мастерицы-каракалпачки до­стигают удивительно приятного и гармоничного сочетания их в узорах. Сами узоры чрезвычайно разнообразны. Старые мастерицы-каракалпачки насчитывали более 60 видов и соответственно наименований этих узоров. Преобладают в орнаменте так называемые муйиз — рога, встречающиеся б самых различных комбинациях: цос муйиз (пара рогов); сегиз муйиз (во­семь рогов); тоцалац муйиз (обрубленный рог); жумалац муйиз (закру­ченные, круглые рога) и др. Наряду с ними часто встречаются другие орна­менты, названия которых связаны с животным и растительным миром, с домашней утварью, одеждой, хозяйственными предметами: тай туяц (копыто жеребенка); газ мойын (шея гуся); царга тырнац (коготь вороны); цауаша гул (цветок хлопка); ыргац (крючок); тарац (гребень); сырга (серьга); ту мар (амулет) и др. Композиция орнамента на дорожках ха­рактерна и весьма своеобразна. Каждый узор, всегда построенный в го­ризонтальном направлении, самостоятелен — он отделяется от следую­щего за ним узким разделительным вертикальным узором (например, газ мойын).

Столь характерные для каракалпаков ковровые изделия типа ак- баскуров и жамбау имеют ближайшие аналогии у туркмен-йомутов ж у казахов-алим.

Из безворсовых ковровых изделий, наряду с дорожками и тесьмой, скрепляющими остов и войлочные покрышки юрты—кызыл баскур, Кы­зыл кур, ак кур и др.; для внутреннего убранства ее характерны также паласы — алагиа, производство которых сохранилось до настоящего времени, но встречаются они довольно редко. Паласы сшивают из узких дорожек узорной ткани, которую вырабатывают на узконавойном про­стейшем станке — ормек.. Эта техника, более древняя, чем выделка цель- нотканных широких паласов, издавна известна и некоторым группам узбекского населения, живущего в районах с преобладанием животновод­ства и богарного земледелия. Паласы вешают на решетчатую стену юрты, позади тора (почетного места), против двери.

Своеобразны формы и орнаментация каракалпакских ворсовых ков­ров каршын и есик-кас. Каршын служит лицевой стороной продолго­ватой сумки, в которой хранят одежду, шерсть и прочие мягкие вещи. Сумку кладут на деревянный сандык, стоящий возле тора; на нее укла­дываются сложенные горкой одеяла и подушки, так что неорнаментиро- ванная часть сумки не видна; из-под одеял виднеется только узорчатый каршын. Размер его в среднем 30 X 120 см. Вязка каршына не очень плотная, ворс ровный. Орнамент этого коврика довольно устойчив — встречаются всего три-четыре варианта. Чаще всего на центральном поле расположено в ряд пять-шесть восьмиугольных медальонов с ромбами внутри.

Другой вариант узора каршына носит название родовой группы каракалпакского племени мангыт — шуйыт наеыс (узор шуйитов). Можно полагать, что в прошлом орнамент каршынов был отличным у каждой родоплеменной группы, подобно тому как это было и у туркмен. Второй вид ворсового ковра каракалпаков — есик-кас — по размерам почти та­кой же, как и каршын. Его назначение — украшать вход в юрту изнутри. Есик-кас имеет еще меньше вариантов узора, чем каршын.

Обязательными в жилище каракалпаков являются узорные кошмы — текимет. Кроме кошм, служащих подстилкой, делаются также орнамен­тированные войлочные потники для лошадей — терлик. Техника орнамен­тации кошм — вваливание узора. Ни войлочная «инкрустация», ни аппли­кация, столь характерные для казахского прикладного искусства, у ка­ракалпаков не распространены. Отметим некоторые особенности кара­калпакских текиметов, отличающие их от казахских и киргизских. Глав­ная из них — орнамент каймы: как на текиметах, так и на войлочных потниках этот орнамент изображает завитки в виде волн с чередующейся расцветкой. Орнамент волны очень древний, в Хорезме он встречается на памятниках античного времени. Наиболее сходны с каракалпакскими по орнаменту туркменские кошмы; об этом говорят и сами мастерицы. В ка­захских же кошмах всегда преобладает мотив рогов и на центральном поле, и в кайме; киргизские изделия этого типа ближе к казахским по характеру орнамента.

Резьба по дереву у каракалпаков очень распространена и имеет черты, присущие полукочевому народу. В ней заметно отражается то, что кара­калпаки находились на стыке культурного влияния кочевников-казахов, известных мастеров резьбы по дереву и камню, и исконных земледель­цев — южных узбеков Хорезма, давших шедевры художественной резь­бы по дереву в среднеазиатской архитектуре. Резьбой каракалпаки украшают деревянные двери юрты, шкафчики для посуды. Встречается она и на арбах, седелках и разных предметах утвари.

Каракалпакская резьба плоско-рельефная, контур прорезается пер­пендикулярно плоскости, фон углублен, а рисунок орнамента распола­гается на нем свободно, четкими рельефными фигурами. От сложного, изощренного орнамента узбекских мастеров Хивы резьба каракалпаков отличается большей простотой. В каракалпакском орнаменте нет такого обилия и разнообразия растительных мотивов — виртуозных композиций цветов, листьев, многочисленных взаимно пересекающихся спиралевид­ных завитков — растительных побегов и характерных для хивинской резь­бы фигурных плетенок. В растительных элементах орнамента каракалпаков преобладает мотив цветка ириса — одинарного или двойного, причем он часто сочетается с геометрическими фигурами и с кочевническим узором. В кайме резного орнамента каракалпаков преобладает геометрический узор из перекрестных заштрихованных треугольников, ромбов и других фигур;

Образцы ковровых изделий каракалпаков 1—4—коврики «каршын»; типы орнамента и общий вид. Кегейлинский район; 5—коврик «есик-кас». Этот же узор характерен для старинных каракалпакских рез­ных шкафчиков. Такого же ти­па узор широко применяется до сих пор в резьбе по сырой гли­не при декорации глинобитных стен хорезмских усадеб хаули — узбекских, туркменских и ка­ракалпакских.

Интересна роспись деревян­ных шкафчиков для посуды и мелкой утвари, называемых сан- дык. Фон рисунков обычно темно-красный. Узор наносится желтой, зеленой, черной крас­ками, располагаясь симметрично на соответствующих створках и бордюрах шкафчика. Геометри­ческие фигуры и простейшие розетки, заключенные в круг, ромбили прямоугольник, состав­ляют обязательный мотив узора, расположенного по сторонам центральной створки. Кроме того, с одной стороны этой створки всегда изображается медный кувшин (мыс цуман),& с другой — пара ножей (пы- шац) и гребень (тарац). Значе­ние этих узоров, сейчас уже за­бытое-, очевидно, связано с магическими представлениями.

Вышивкой у каракалпаков украшают главным образом одежду и лишь изредка некоторую мелкую утварь, например мешочки для чая — шай- цалта. Вышивки встречаются двух типов — петельно-тамбурным швом (илме) и крестом (гиырыги наеыс тигиу). Вышивку крестом население счи­тает более древней и исконно каракалпакской, но встречается она в быту гораздо реже тамбурной. В комплексе старинной народной женской одежды наиболее богато украшены вышивкой головной убор кимешек, накидной халат жегде, нарукавники женгсе, рубаха старинного типа кой­лек и назатыльники головного убора саукеле. Семантика узора вышивки так же, как и коврового орнамента ак-баскура и жамбау, связана пре­имущественно с животным и растительным миром и хозяйственной деятель­ностью, но значительно разнообразнее. На вышивках изображаются чаще всего такие предметы, как солац (часть арбы), ыргац (крючок), пискекше (мутовка маслобойки),тырнац (коготь), цумырысца бел(поясница муравья), ьиаян цуйръщ (хвост скорпиона), гул (различные варианты цветка). Целая серия элементов орнамента носит общее название туркмен нагыс (туркмен­ский узор); аналогию с ними действительно легко заметить в узоре турк­менской вышивки.

Предметы старинной народной одежды, особенно некоторые виды бе­лых жегде (ак жегде), всегда украшены вышивкой крестом. Для этой вышивки характерен совершенно другой, строго геометрический орна­мент из треугольников, ступенчатых ромбов и прямоугольных завитков. Некоторое однообразие его скрадывается расцветкой: вышивки этого рода отличаются приятной гаммой мягких тонов — розовато-красного, коричневого, фисташково-зеленого, золотисто-желтого. В чередовании одинаковых элементов орнамента, очень простых по своей форме, но вышитых шелком разных цветов, проявляется хороший вкус, чувство цвета и художественного ритма у вышивальщиц.

Ювелирные украшения каракалпаков имеют больше всего сходства с туркменскими и казахскими; по сравнению с узбекскими они более- крупны, декоративны. Кольца, перстни, серьги с ромбовидными подвеска­ми, литые массивные браслеты просты по форме и красивы. Вышедшие из употребления носовые кольца аребек украшались спиралевидными завит­ками из золотой проволоки; аналогичные кольца носили туркменки при- амударьинских районов. Большим разнообразием отличаются характерные крупные яйцевидные серебряные пуговицы с рельефным пояском из ря­дов зерни и с узором растительного характера. Богато орнаментированы, тоже преимущественно растительным узором, типично каракалпакские* крупные украшения — нагрудная бляха хайкель с цветными камнями (обычно сердолик) и бахромой из подвесок, а также онгир-моншак — ук­рашение в виде полого полушария с шумящими подвесками из цепочек г бубенцов и ромбиков.

В настоящее время прикладное искусство каракалпаков в значитель­ной степени сохраняется. Бытование юрты способствует сохранению ма­стерства домашнего ковроткачества — выделки ковровых дорожек, тесь­мы и пр. В Ходжейли существует мастерская ковроткачества; там начата выработка ковров с каракалпакским орнаментом, рисунки для которых подготовлены народными мастерами с участием научных сотрудни­ков Каракалпакского филиала Академии наук Узбекской ССР. Во многих районах колхозницы продолжают ткать прекрасные узорчатые паласные ткани; сшитые из них паласы украшают уже не только юрты, но и парадные комнаты новых благоустроенных домов. Бытует и кошмо- валянье — выделка узорных текиметов. К сожалению, местная про­мышленность не освоила еще ткачества паласов, что же касается производ­ства цветных кошм, то их до 1947 г. вырабатывала артель «Бытовик» в Тур- ткуле. Сейчас это производство восстанавливается. Все еще мало внима­ния уделяется восстановлению таких художественных производств, как ювелирное дело, резьба по дереву, вышивка.

Изучением народного прикладного искусства каракалпаков занимают­ся с целью его восстановления и развития этнографы и искусствоведы Каракалпакского филиала АН Узбекской ССР. Многие образцы приклад­ного искусства каракалпаков уже опубликованы. Традиционный народ­ный орнамент широко проникает в современное искусство; его можно встретить в оформлении театральных постановок, в многочисленных из­даниях Каракалпакского государственного издательства и т. д.

Современное профессиональное изобразительное искусство Кара-Кал­пакии еще очень молодо. Большинство художников является выпуск­никами Ташкентского художественного училища им. П. П. Бенькова. Художники стремятся отразить в своем творчестве особенности суровой и полной контрастов природы родного края, его города и селения, труд рабочих, колхозников, рыбаков, красоту нового духовного облика сво­его современника — советского человека.

Среди художников есть мастера разных жанров. Живописец Д. Мику- лицкий известен портретами народного певца Курбанбая Таджибаева, пи­сателя Аббаза Дабылова, старого большевика Ф. Д. Комарова и многих других знатных людей республики. Пейзажисты Ф. Мадгазин и Г. Лазь- ко большую часть своих живописных работ посвятили Аму-Дарье и Аралу; Ф. Мадгазин совместно с Б. Каменевым написал также большую картину «Подледный лов рыбы», дающую представление о тяжелом труде рыбаков Арала в суровых зимних условиях. Многие из этюдов Мадгазина изобра­жают быт рыбаков, ондатроловов, рабочих Муйнакского комбината, ры­бацкие поселки в Урге, Муйнаке и т. д. Г. Лазько известен своим лири­ческим пейзажем «Амударьинские дали», где изображена величественная река с движущимися по ней судами, просторы прилегающих к реке степей, древняя крепость на пустынном берегу, хлопковые поляна даль­них планах. Хороши и другие его пейзажи — «Вечер на причале», «За­кат на море», а также картина «На рисовых полях». Пользуются извест­ностью работы художника И. В. Савицкого, живописца и искусство­веда, знатока народного изобразительного творчества каракалпаков.

На смену старшему поколению, преимущественно русским худож­никам, приходит молодежь из местных национальностей. Уроженец Чимбая талантливый художник Кадырбай Саипов, окончивший ташкентское учи­лище, в настоящее время работает художником-декоратором в музыкаль­но-драматическом театре им. Станиславского в Нукусе; он создал удачное оформление к поставленным на сцене этого театра спектаклю Ж. Аймур­заева «Айгуль и Абат» и индийской пьесе «Белый лотос». Кауендер Бер- дымуратов, ученик того же училища, избрал другой жанр изобразитель­ного искусства: он известен главным образом как график, иллюстратор книг каракалпакских писателей и поэтов. Из выпускников ташкентского училища в Кара-Калпакии работают также пейзажист А. Ли и график Л. Кирюшин, создавший серию зарисовок г. Нукуса.

Широко известно имя художника-скульптора, одаренного самоучки М. В. Гринева, бывшего рабочим-строителем — лепщиком. Им выпол­нены скульптурные портреты народного поэта Бердаха, героя социали­стического труда Амангул Сапарбаевой и др.

Молодой коллектив художников Кара-Калпакии постепенно все бо­лее овладевает мастерством изобразительного искусства и повышает идей- но-художественный уровень своего творчества. Этому способствует орга­низованное в Нукусе отделение союза советских художников Узбеки­стана. Работы местных художников демонстрировались на выставках в Ташкенте и Москве. В последние годы неоднократно устраивались рес­публиканские художественные выставки в Нукусе. Приезжают в Нукус со своими произведениями и художники Узбекистана. Каракалпак­ский народ, еще недавно совершенно не знавший профессионального .изобразительного искусства, ныне приобщается к художественной жизни всей советской страны