Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Печать и театр у каракалпаков
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

История каракалпакской печати начинается с 1924 г., со времени выхода первой газеты — «Еркин каракалпак» («Свободный каракалпак»). Вначале это была малень­кая газета, выходившая всего один-два раза в месяц. Но уже с 1933 г. газета, переименованная в «Кзыл Каракалпакстан», а затем в «Совет Каракалпакстан», стала выходить ежедневно.

С октября 1931 г. выходит газета «Советская Кара-Калпакия» на рус­ском языке.

Очень большую помощь в укреплении полиграфической базы оказала республике Москва, где в начале 1930-х годов был организован отдел Ка­ракалпакского издательства. Московский отдел Каракалпакского изда­тельства выпустил большое количество учебников, оригинальной и пере­водной литературы для Кара-Калпакии. Сейчас в республике выходят четыре республиканские газеты — «Совет Каракалпакстан», «Советская Кара-Калпакия» (на русском языке), «Жас ленинши» и пионерская «Жеткиншек»; литературно-художественный и об­щественно-политический журнал «Аму-Дарья»; с 1960 г. стал выходить научный журнал «Вестник Кара-Калпакского филиала Академии наук Узбекской ССР», освещающий важнейшие проблемы народного хозяйст­ва и культуры. В каждом колхозе, совхозе, предприятии, учреждении, в школах и учебных заведениях имеются свои стенные газеты.

Каракалпакское государственное издательство, созданное в 1932 г., ежегодно выпускает сотни печатных листов учебников, общественно- политической, художественной, сельскохозяйственной и другой литера­туры. Широко переводятся на каракалпакский язык произведения клас­сиков марксизма-ленинизма, писателей братских народов. Произведе­ния В. И. Ленина выпускаются на каракалпакском языке тиражом в сотни тысяч экземпляров. Каракалпаки сейчас читают на родном языке все основные произведения русской, украинской, узбекской, казахской классической литературы. Появились уже переводы на каракалпакский язык Гёте и некоторых других западноевропейских классиков, а также ве­ликих писателей и поэтов стран Востока.

В Советской Кара-Калпакии впервые стало развиваться профессиональное театральное искусство.

В дореволюционной Кара-Калпакии значительной популярностью поль­зовался народный театр, дававший свои представления на традиционных празднествах — сейил. Нередко в Чимбае во время праздников устраива­лись народные представления на темы народного эпоса, выступления артистов-комедиантов — мащарапаз. Видное место в репертуаре народ­ного театра занимали небольшие сатиры-комедии, высмеивавшие взяточ­ничество казиев (судей), продажность духовенства и несправедливость царской и ханской администрации. Элементы народной драмы содержа­лись также в отдельных каракалпакских обрядах и играх.

После Октябрьской революции возникают первые драматические круж­ки; в 1922—1926 гг. в школах и техникумах Кунграда, Чимбая, Ходжейли, Турткуля ставились пьесы на русском, узбекском, казахском и татар­ском языках. В 1922 г. драматическим кружком в Ходжейли руководил узбекский драматург Хамза Хаким-заде Ниязи. В 1927 г. в Турткуле из участников драмкружков организовалась театральная труппа «Танг нуры» («Луч зари»); артистами были студенты каракалпакского педагоги­ческого и сельскохозяйственного техникумов, руководителем — А. Уте­пов. В 1930 г. на базе труппы был образован Каракалпакский государ­ственный театр, с 1937 г. получивший наименование Каракалпакского государственного театра им. Станиславского. Театр ставил пьесы моло­дых тогда драматургов А. Утепова, А. Бегимова, Ж. Аймурзаева, кото­рые пропагандировали советские законы, политику коммунистической партии.

В 1934 г. при Государственном институте театрального искусства им. Луначарского в Москве была создана каракалпакская студия, где гото­вили. актеров и режиссеров для национального театра. Каракалпакской студией руководила заслуженная артистка РСФСР О. И. Пыжова. В ху­дожественном воспитании молодежи принимали участие и другие веду­щие советские актеры— В. И. Качалов, И. М. Москвин, М. М. Тарханов.

Каракалпакский государственный театр с самого начала своего суще­ствования выступал не только в столице республики — Турткуле, Ну­кусе, но и выезжал на гастроли в районные театры и в колхозы, в самые отдаленные местности — к рыбакам Аральского моря, животноводам Кызылкумов, Устюрта. На его сцене ставились в ту пору не только пьесы каракалпакских драматургов, но и переведенные на каракалпакский язык пьесы Островского, Гоголя, «Первая конная» Вишневского и др. Кара­калпакскому зрителю полюбились комедии Мольера; еще в 1937 г. с боль­шим успехом была поставлена пьеса «Проделки Скапена», в 1956 г. на каракалпакской сцене впервые шел «Тартюф».

Театр пользуется популярностью и любовью народа.

С 1955 г. состав Каракалпакского театра им. К. С. Станиславского стал регулярно пополняться талантливой молодежью — выпускниками Ташкентского государственного института театрального искусства. Ре­пертуар театра стал богаче и разнообразнее. Некоторые пьесы, ставящиеся в театре, посвящены историческим сюжетам: так, по мотивам героиче­ского эпоса создан спектакль «Алпамыс» (автор Н. Давкараев); пьеса «Бердах» Ж. Аймурзаева отражает борьбу каракалпаков против хивин­ских ханов, баев, ишанов и мулл; в ней показан яркий образ поэта — бор­ца за счастье своего народа. Действие музыкальной драмы «Айгуль и Абат» этого же драматурга происходит в годы Великой Октябрьской социали­стической революции и гражданской войны в Кара-Калпакии. Наряду с этим на сцене театра идет немало пьес о современной жизни каракал­пакского народа: спектакль «Трудные тропы» Т. Сейджанова и М. Калим- бетова из жизни современной каракалпакской интеллигенции; попу­лярна пьеса из колхозной жизни «Раушан» Ж. Аймурзаева и Т. Аллана- зарова, героиня которой — каракалпачка агроном. Пьеса получила высокую оценку во время декады каракалпакского искусства и литературы в Ташкенте. Чрезвычайно интересна поставленная театром в 1959 г. пьеса «Белый лотос», написанная по мотивам древнеиндийской драмы «Глиняная повозка», классика индийской драматургии Шудрака. В успехе этой по­становки велика роль молодого художника театра Кадырбая Саипова; использовав при работе над декорациями светящиеся краски, художник достиг большого эффекта. Глубокое, поэтическое проникновение его в природу и быт Индии помогло каракалпакскому зрителю полнее пред­ставить себе жизнь дружественной страны. В современном репертуаре театра немало также пьес узбекских, русских и других драматургов,

В республике в 1961 г. работало 194 коллектива художественной са­модеятельности; в них участвовало около 5 тыс. любителей искусства — колхозников, рабочих, учащихся, служащих и др. Эти кружки высту­пают с концертами и с постановками, они служат одной из основных баз подготовки театральных кадров. Некоторые из кружков работают над сложными спектаклями. Так, в Муйнаке члены кружка самодеятельности показывают рыбакам «Бесприданницу» А. Островского, «Егора Булычева» М. Горького, «Макара Дубраву» А. Корнейчука, «Девушку, нашедшую себе равного» А. Утепова; кроме того, в этом же районном центре при рыбоконсервном комбинате есть кружок хора и танца. Пьесу «Девушка, нашедшая себе равного» ставят и некоторые колхозные коллективы са­модеятельности. Большую помощь кружкам самодеятельности оказы­вают Республиканский дом народного творчества и два народных театра. Неоднократно проводились олимпиады самодеятельного искусства, имею­щие значение для выявления и развития народных талантов; лучшие кружки участвовали в республиканских и международных фестивалях молодежи и студентов, выезжали в Ташкент и Москву на декады каракал­пакского и узбекского искусства.

В советский период начала быстро развиваться каракалпакская музыка. С древних времен каракал­пакскому народу свойственна проникновенная любовь к песне и музыке. Народная музыка каракалпаков существенно отличается от музыки со­седних народов и вместе с тем имеет некоторые черты, сближающие ее с туркменской, казахской, узбекской. Для нее типичны семиступенные диатонические лады с полутоном в основании. Манера исполнения народ­ных вокальных произведений характеризуется вибрирующим гортанным звуком, создающим впечатление непрерывного мелодического журчания.

Раньше национальные мелодии передавались из поколения в поколе­ние только устно. Поэзия у каракалпаков, как и у большинства других среднеазиатских народов, тесно связана с музыкой и пением. Существуют особые мелодии и ритмы для эпических произведений, для любовно-геро­ических новелл-романов и для лирических стихотворений-песен. В со­провождении музыки исполнялись и некоторые бытовые обрядовые песни, а также детские и юношеские игры.

Наиболее популярными из музыкальных инструментов у каракалпа­ков являются двухструнный щипковый инструмент — дутар и смыч­ковые — цобыз и еыржек. Дутар наиболее полно раскрывает своеобразие каракалпакской музыки — ее характерные мелодические, ритмические и гармонические особенности. Струны в смычковых инструментах делают из конского волоса. Музыканты ставят кобыз у ног и играют смычком из шелковых нитей. Смычок кобыза может быть ослаблен или натянут креп­че, в зависимости от исполняемой мелодии (иногда во время исполнения одной вещи музыкант перетягивает смычок несколько раз). Звук кобыза глухой и своеобразный. Кроме смычковых инструментов, у каракалпа­ков распространены духовые — деревянные баламан (типа свирели), пай и сырнай (род флейты и зурны), а также ударный — бубен дайра, заимст­вованный у узбеков Хорезма.

Среди женской части населения распространен варган шъщ-цобыз, который известен и у соседних народов под тем же названием.

До революции запись и систематизация произведений музыкального творчества каракалпакского народа не производились. Этому не уделяла внимания ни хивинская (ханская), ни царская администрация. Огромное богатство музыкальной культуры сохраняли и развивали народные певцы и поэты, песня была по своему характеру исполнения и распространения самым массовым видом каракалпакского народного творчества.

В годы Советской власти музыкальное творчество каракалпакского народа стало постепенно приобретать облик профессионального музы­кального искусства. Развитие его было связано с зарождением и разви­тием театра. В 1935 г. национальный театр занялся собиранием и записью народных песен и мелодий, обработкой их. Появились и профессиональ­ные композиторы, которым помогали в овладении музыкальной культу­рой русские и узбекские композиторы. В 1936 г. впервые бригада кара­калпакских певцов и музыкантов выступала в Москве.

В 1937—1938 гг. в Турткуле открылось трехлетнее музыкальное учи­лище с классами скрипки, рояля, пения, танца. Проводилась работа по усовершенствованию народных музыкальных инструментов — дутара, гиржека и кобыза. В оркестр народных инструментов введены скрипка, виолончель, рояль. Большую роль сыграло созданное в 1932 г. Кара­калпакское управление радиоинформации, при котором был оркестр на­родных инструментов, а также организованная в послевоенные годы на базе районных колхозных театров Государственная филармония.

В развитии общей музыкальной культуры большое значение имеют массовые песни. Большинство каракалпакских композиторов начало свой творческий путь с создания массовых песен, многие из которых проч­но вошли в быт народа. Так, композитор Жапак Шамуратов создал насы­щенную юмором и ставшую широко популярной песню на слова извест­ного поэта и драматурга Ж. Аймурзаева «Смеялся от души». Стихи этого поэта — «Хлопок», «Бибигуль», воспевающие трудовой пафос советского народа , также положены на музыку. Широко известны в республике глу­боко поэтичные песни «Аму-Дарья» Амета Шамуратова, «Алма» и «Цве­ток» Науруза Жапакова и др. В последние годы многие молодые поэты в содружестве с композиторами успешно работают над развитием массо­вой каракалпакской песни.

Среди вокалистов-исполнителей каракалпакских песен наибольшей популярностью пользуется народная артистка Кара-Калпакской АССР Аимхан Шамуратова; репертуар певицы очень богат, помимо каракалпак­ских, она исполняет узбекские, туркменские, казахские, русские, поль­ские, азербайджанские и многие другие песни. Много талантливых со­листов и среди молодых певцов.

До недавнего времени для каракалпаков было характерно лишь одноголо­сое пение. В настоящее время уже существуют хоры, в репертуаре которых такие произведения, как «Каракалпакстан» (музыка Ж. Шамуратова и М. Насымова, слова X. Сеитова), «Уатаным» («Моя родина»,— музыка А. Султанова, слова Шамуратова) и др. Получивший образование в Таш­кентской консерватории талантливый композитор Абдираим Султанов, уроженец Чимбая, помимо произведений для хора, создал несколько сюит, песен для детского хора, музыкальных пьес и рапсодию на кара­калпакские темы. Сделаны первые шаги в области симфонизации народной музыки. Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР, дирижер и руко­водитель симфонического оркестра Узбекской Государственной филар­монии А. Ф. Козловский создал симфоническую сюиту на каракалпак­ские народные мелодии, симфонизировал народные мелодии «Нигарым» («Мой любимый») и «Текке налыш» («Напрасная печаль»).

Появление значительного числа местных композиторов и мелоди­стов привело к возникновению Каракалпакского оргкомитета Союза ком­позиторов Узбекистана.

Значительно выросла и усилилась Государственная филармония им. Бердаха; ее ансамбль песни и танца насчитывает уже 40 человек, а в орке­стре народных инструментов занято более 30 человек.

Под руководством заслуженного деятеля искусств Узбекской ССР А. И. Петросянца в Узбекском научно-исследовательском институте искус­ствознания реконструированы народные инструменты для каракалпак­ского оркестра. Они сохранили особенности старых народных инстру­ментов и вместе с тем обрели большую силу звука, получили темпериро­ванный звукоряд, что дало возможность оркестру народных инстру­ментов исполнять многоголосую музыку современных советских компози­торов и произведения классиков.

Подготовкой местных музыкальных кадров уже свыше 20 лет успеш­но занята музыкальная школа в Нукусе. Из числа ее питомцев многие стали музыкантами-профессионалами — скрипачами, пианистами, клар­нетистами, дирижерами и др.— и ныне работают в музыкальных учреж­дениях республики.

Имеются музыкальные школы и в других городах республики; ве­дется подготовка профессионалов-музыкантов для Кара-Калпакии в Ташкентской и Московской консерваториях.

Как и некоторые другие народы Средней Азии (например, туркмены), каракалпаки раньше не знали искусства танца. В годы Советской власти они стали постепенно овладевать им. Много сделал для организации балета народный артист Кара-Калпакской АССР Али Артобус.

В 1956 г. в Кара-Калпакии был создан большой балетный коллектив под руководством заслуженной артистки Узбекской ССР балетмейстера Е. А. Петросовой.

Выступления молодого коллектива каракалпакских танцоров вызвали всеобщее одобрение в Ташкенте во время декады каракалпакского искус­ства и литературы (1957 г.), в Москве — на Всемирном шестом фестивале молодежи и студентов (1957 г.), где исполнители завоевали серебряную медаль фестиваля, и на декаде узбекского искусства и литературы в Мо­скве (1959 г.). Наибольшим успехом пользуется женский лирический та­нец «Аму-Дарья», как бы переносящий зрителя на берега великой средне­азиатской реки, о которой сложено столько легенд и песен у каракалпак­ского народа. Большой интерес вызывают каракалпакская свадебная пляска, танец «Выделка кошмы», массовый танец, изображающий хорезм­ский праздник «Сеиль», а также энергичный и своеобразный мужской танец «Рыбаки», отображающий жизнь рыбацкого населения берегов южного Арала. Помимо каракалпакских, ансамбль исполняет танцы многих на­родов братских республик (украинские, белорусские, казахские, узбек­ские), стран народной демократии и зарубежных стран Востока (напри­мер, индийский танец «Арзи хамари»). Лучшие исполнители танцев — заслуженная артистка республики Рейма Адикова, Ханым Сапарова и др.