Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Ремесла каракалпаков
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

Большинство дореволюционных авторов преумень­шали роль ремесла у каракалпаков, утверждая, что при полунатуральном хозяйстве каждая семья изготовляла для себя сама все необходимые предметы обихода, причем эти изделия были будто бы низкого качества. Однако этому противоречат утверждения русских исследователей, еще в первой половине XVIII в. сообщавших, что каракал­паки — мирный и трудолюбивый народ, занимающийся земледелием и ре­меслами.

Широкое развитие ремесла у каракалпаков подтверждается народной пословицей: «Онери жоц кисинитмазасы жоцисиницъ — «Если человек не знает ремесла — от него нет пользы».

В каракалпакских аулах XIX — начала XX в. были ремесленники различных профессий: кузнецы, плотники, мастера, выделывавшие де­ревянные остовы юрт, мастера арб, гунде, чигирей, каюков, седельники, сапожники, шапочники, ювелиры.

Ткачество, ковроделие, кошмоваля- ние, как правило, были домашними занятиями женщин в каждой семье, и на рынок эти изделия попадали лишь случайно. Чаще изготовляли для рынка циновки. Неразрывно связанное с ткачеством лощение алачи— ткани для халатов выделилось в особую профессию, и этим занима­лись специальные мастера лощильщики. Гончарство у каракалпаков от­сутствовало, но были мастера по сооружению глиняных хлебных печей — тапдыр.

Большинство ремесленников работало на заказ, обслуживая главным образом свой аул и получая от заказчика весь необходимый материал или определенную его часть. Аульные ремесленники не порывали с сель­ским хозяйством, но большинство из них были малоземельными или во­все безземельными. Их труд оплачивался обычно натурой — зерном, иногда же предоставлением мастеру лошади, быков для вспашки поля, или же, если заказчик был беден, отработкой в хозяйстве ремесленника. Деньгами расплачивались редко, большей частью лишь приехавшие из­далека заказчики.

Ремесло было занятием наследственным, оно передавалось из поколе­ния в поколение. В годы Советской власти многие прежние аульные ма- стера-старики и их потомки стали работать в колхозных мастерских, об­служивая потребности артельного хозяйства и самих колхозников. Ин­струментарий и технические приемы у них сильно обновились и пополни­лись, но вместе с тем сохранился и ряд традиционных черт, издавна при­сущих каракалпакскому ремеслу.

По преданию, ремесло кузнецов (темирши) было известно каракалпа­кам еще со времени их жизни на Сыр-Дарье; старики повествуют, что покровитель кузнецов Хазрет Даут одновременно передал кузнечное ма­стерство и узбекам и каракалпакам. До сих пор встречаются мастера, у ко­торых более 10 поколений предков были кузнецами. Каракалпакские кузнецы вырабатывали разнообразные изделия: кетмени, лопаты, серпы, остроги и рыболовные крючки, ножницы для стрижки овец, стремена и подковы, гвозди для .арб, капканы и др. В оборудование кузницы помимо горна, мехов и наковальни, установленных не в яме, как у узбеков, а на поверхности земли, входит большой набор молотков, щипцов и дру­гих инструментов.

Как и у оседлых народов Средней Азии, у каракалпаков кузница и в особенности наковальни считались сакральными. Женщинам и детям раньше не разрешалось входить в кузницу и тем более брать оттуда какой-нибудь предмет. В кузнице оставляли ночевать «для исцеления» душевнобольных.

Старики-кузнецы рассказывают, что жители аула не расплачива­лись с ними отдельно за каждую вещь; кузнецы обслуживали всех со­родичей по мере необходимости, а осенью при сборе урожая каждое хо­зяйство аула выделяло им определенную долю своего урожая зерном в качестве оплаты за труд.

В настоящее время некоторые вещи, вырабатываемые кузнецами, еще повсеместно бытуют и ассортимент изделий колхозных темирши почти не изменился.

Некоторые кузнецы совмещали свою работу с выделкой несложных ювелирных изделий, но были у каракалпаков и специалисты-ювели­ры (зергер), делавшие браслеты, кольца, серьги, нагрудные украшения, футляры для талисманов. Теперь мастеров-ювелиров осталось очень мало.

Деревообделочники разделялись на ряд специализированных профес­сий, но бывали и мастера, умевшие вырабатывать разнообразные деревян­ные изделия — от омачей (гунде) до таких тонких предметов, как музы­кальные инструменты. Многие деревообделочники были прекрасными резчиками по дереву и украшали художественной резьбой двери для юрт, шкафчики и др.

Специальное оборудование требовалось производившим юрты уйгии; у мастеров были особые печи для распаривания жердей, из которых дела­лись части остова юрт и станки (тез), такого же типа, как у казахов и кир­гизов, служившие для изгибания этих жердей. Техника изготовления арб имела сходство с местной узбекской, поскольку наиболее распростра­ненным типом арбы была хорезмская — ободья колес выделывались из плотно соединенных закругленных с одной стороны брусьев. Эта работа требовала некоторых специальных инструментов.

Мастера седельники (ерши) также имели особое оборудование, так называемую ат-арца (лошадиная спина) — колодку, сделанную по разме­рам и форме спины лошади; на ней собирался и склеивался из девяти ча­стей ленчик седла. Более простой работой была выделка деревянных вил, лопат, ступок, маслобоек, а также громоздких чигирей и лодок. Считалось, что ремесло деревообделочников, как и кузнецов, — «пирли ис», т. е. что оно имеет своего особого покровителя — пир; покровитель плотников носил имя Садуакас.

В настоящее время деревообделочники имеются почти в каждом кол­хозе; это тоже обычно потомственные мастера. Много ремесленников-деревообделочников работает также в промкомбинатах в городах Чимбае, Ход­жейли и др. В Чимбайском горпромкомбинате есть, в частности, цеха по выделке арб и деревянных частей юрты.

Повсеместно среди каракалпаков было распространено ткачество. Им занимались исключительно женщины. Особенно искусными ткачихами считались кенегески и мангытки. Каракалпаки не знали шелкоткачества, они вырабатывали ткани из хлопковой пряжи, кендыря и шерсти. Ткацкие станки у них были двух типов. Для шерстяных тканей и ковровых изде­лий употреблялся обычный примитивный узко-навойный станок ермек, распространенный у всех кочевых и полукочевых народов Средней Азии. Хлопчатобумажные ткани выделывали на станке цозац — более совер­шенного устройства, той же формы, что у таджиков и узбеков. Остальной инструментарий, связанный с прядением и ткачеством,— веретено (уршъщ), самопрялка (шарыц) — по своей форме не отличался от общесредне­азиатских. Из хлопчатобумажных тканей домашнего производства выде­лывали гладкую ткань — без, в мелкую полосочку для халатов — алаша и клетчатую для женских платьев — шатыраш. В старину выраба­тывали ткань из кендыря — торца. Эту ткань окрашивали в синий цвет для вышитых женских рубах. Хлопчатобумажную алашу, предназна­ченную для мужских халатов, подвергали длительной обработке; ее от­давали особым мастерам лощильщикам (мвреши), наводившим на нее гля­нец. Для этого ткань замачивали в растворе мучного клейстера, а затем раскладывали на доске и шлифовали лощилом, сделанным из стекла. Мо- реши жили в аулах и работали только на заказ. Теперь таких мастеров уже нет, поскольку нет спроса на их труд.

Шерстяные и полушерстяные ткани, вырабатывавшиеся на станке ормек, были разнообразны: сукно из тонкой верблюжьей шерсти (шал), шедшее на теплые халаты, грубая шерстяная ткань для мешков и различ­ных хозяйственных сумок и, наконец, узорные паласные ткани (алаша), а также несколько видов ковровых изделий, украшавших юрту).

В настоящее время выработка хлопчатобумажных тканей совершенно прекратилась, исчез и станок козак, лишь отдельные части его (ремизки, челноки) можно иногда обнаружить среди домашней рухляди. Ткачество на станке ормек еще довольно широко бытует в домашнем хозяйстве каракалпаков; женщины и девушки ткут на нем из покупной пряжи, окрашенной в разные цвета, и шерсти красивые узорные паласные ткани, а также узорные дорожки и тесьму для юрт.

Кошмовалянье у каракалпаков было широко распространено, они вы­рабатывали войлоки как простые (кийиз), использовавшиеся для по­крытия юрты, так и узорные (текиймет), употреблявшиеся на подстилку. Техника производства кошем была обычной среднеазиатской. Кошмоваля- нием, так же как и ткачеством, занимались у каракалпаков женщины. Узор на кошмах выкладывался из цветной шерсти, а затем вваливался. Каракалпакские кошмы, в том числе узорные, ближе к туркменским, чем к казахским; туркменские кошмы широко бытовали у каракалпаков прежде и часто приобретаются сейчас. В настоящее время кошмы выделываются главным образом промкомбинатами; домашняя выделка их сильно сократилась.

Производство циновок распространено во всех районах, но более всего в северном, где находятся огромные заросли тростника и жекена. Каракалпаки делают несколько видов циновок: ший, бойра (из тростни­ка) и гиыпта (из жекена). Ший и шыпта плетутся различно. Для вы­делки шия устраивается вертикальный станок, на котором длинные стебли тростника укладываются горизонтально и скрепляются путем пе­ребрасывания крест накрест шерстяной бечевки с тяжелыми грузилами. Таким способом ший постепенно переплетается бечевкой по всей своей длине — сверху, снизу и посредине; плотно прилегающие друг к другу прямые стебли образуют тонкую легко сворачивающуюся в рулон ширму. Ший служит для покрытия снаружи стен юрты; каракалпаки не употре­бляют для этой цели войлока, как это принято у казахов. Бойра пред­ставляет собой плетеную циновку из расщепленных стеблей тростника. Шыпта выделывается из мягких стеблей жекена на горизонтальном станке, на который натягивается основа из бечевок, расположенных на расстоя­нии 20 см одна от другой. Стебли жекена пропускаются подобно нитке утка между бечевками и плотно прибиваются. Бойра и шыпта употреб­ляются в качестве подстилки на полу юрты, на айванах и в домах.

Как и кошмы, циновки вырабатываются в настоящее время не только в домашнем хозяйстве, но и в промкомбинатах.

Однако все перечисленные традиционные каракалпакские ремесла и промыслы занимают в местной промышленности Кара-Калпакии срав­нительно небольшое место. Главные ее предприятия заняты выработкой строительных материалов — кирпича (сырцового и жженого), извести, камышитовых плит, а также мебели и одежды. Некоторые вырабатывают кондитерские изделия, многие заняты бытовым обслуживанием населения (парикмахерские, швейные мастерские и др.).

Накануне первой мировой войны, в 1913 г., в ко- ромышленность лониальной Кара-Калпакии общая энергетическая мощность промышленных предприятий достигала всего 200 л. с., часть которых приходилась даже не на механические двигатели, а на конные приводы. 160 л. с.— такова была мощность 20 хлопкоочистительных «заводов» края. Лишь два из них пред­ставляли собой более или менее крупные предприятия.

С 1924 г., после образования Кара-Калпакской автономной области, начался пе­риод восстановления старой и строительства новой промышленности. Первым предприятием, построенным в Кара-Калпакии в советское время, была типография в Турткуле, вступившая в строй в 1926 г. В 1934 г. в столице республики, г. Нукусе, был введен в эксплуатацию люцерно-очистительный завод, в то время — единственный в СССР, со специальным техническим оснащением, предназначенным для очистки се­мян широко известной по своему качеству каракалпакской люцерны.

За годы пятилеток в Кара-Калпакии создана многоотраслевая про­мышленность. Растет в больших масштабах устойчивая база легкой и пи­щевой промышленности. Построены в разных городах (Чимбай, Ходжейли, Кунград, Тахта-Купыр, Бируни) большие, оснащенные новой техникой хлопкоочистительные заводы. Хлопкоочистительные заводы республики теперь обрабатывают весь хлопок, выращиваемый на ее полях.

Главным предприятием — первенцем пищевой промышленности стал построенный в 1940 г. мощный Муйнакский мясорыбоконсервный комби­нат. Помимо крупного консервного завода, в этот комбинат входят пять рыбозаводов Аральского побережья. Муйнакский комбинат — предприя­тие всесоюзного значения. После Великой Отечественной войны вступили в строй четыре маслозавода, обрабатывающие хлопковые семена; среди них оборудованный по последнему слову техники Бирунинский масло- экспеллерный завод. Кроме того, в республике построены молочно-масло­дельный и пивоваренный заводы, мясохладобойня, механизированные мель­ницы, хлебокомбинат, макаронная фабрика и др.

В двух городах, где расположены важнейшие пристани Госпароходства,— в Ходжейли и Муйнаке — выросли хорошо оборудованные судоремонтные мастерские, в Нукусе — ремонтный завод, в Тахиа- Таше — ремонтно-механический. В республике имеются два деревооб­делочных завода (в Тахиа-Таше и Нукусе) и швейно-обувная фабрика. Территорию северных левобережных районов Кара-Калпакии пересе­кает трасса строящегося газопровода Газли — Урал.

Заканчивается строительство Тахиаташской теплоэлектростанции, которая обеспечит электроэнергией не только Кара-Калпакию, но также Хорезмскую область Узбекской ССР и Ташаузскую область Туркмен­ской ССР. Первая очередь ГРЭС уже вступила в строй.

Энергетическая проблема будет окончательно разрешена в не­далеком будущем, когда Аму-Дарью преградит плотина и можно будет использовать для выработки электроэнергии неисчислимые энергетиче­ские ресурсы огромной реки.

Большие перспективы развития имеет промышленность стройматериа­лов. Еще недавно она располагала лишь кирпичными заводами и пред­приятиями по выработке извести, но уже в ближайшие годы будет завер­шено строительство многих новых предприятий по производству камы­шитовых плит, цемента, кровельных и облицовочных материалов, железо­бетонных конструкций и др.

В Нукусе успешно заканчивается строительство завода крупнопа­нельного домостроения мощностью 35 тыс. кв. метров. Недавно построен­ный силикальцитный завод производит блоки для сооружения жилых до­мов. Предусмотрено строительство завода сборного железобетона и но­вого большого деревообделочного комбината. В горах Султан-Уиз-Даг ор­ганизуется крупный каменно-щебеночный карьер.

Богатые сырьевые ресурсы Кара-Калпакии, запасы минерального и органического сырья представляют широкую базу для развития новых отраслей промышленности.

Полезные ископаемые, обнаруженные геологами в районе хребта Сул­тан-Уиз-Даг и в других местах на побережье Аму-Дарьи,— кварцы, талько-хлорат, кремний, минеральные краски, фосфориты и дру­гие, а также использование в промышленных целях газа и освоение месторождений сульфатных солей открывают исключительно большие пер­спективы для развития в республике химической промышленности.

В районе Кунграда на базе камыша и отходов хлопкоочистительной про­мышленности уже начинае­тся строительство большо­го бумажно-целлюлозного комбината, который будет вырабатывать бумагу, кар­тон, упаковочные материа­лы, фибролиты, различные I смолы, этиловый спирт. По своей мощности комбинат сможет не только покрыть потребность в бумаге всех республик Средней Азии, но и поставлять целлю­лозу для производства различных вискозных тка­ней.

Целлюлозно-бумажный комбинат будет крупнейшим предприятием республики. Ежегодно он будет перерабатывать 800 тыс. тонн камыша. Кроме выпуска основной продукции, комбинат организует производство камышитовых и древесноволокнистых твердых плит для нужд строительства.

При целлюлозно-бумажном комбинате планиру­ется устройство нового бла­гоустроенного социалисти­ческого города с населением более 12 тыс. человек.

За годы Советской власти количество промышленных рабочих Кара-Калпакии возросло с 50 человек в 1913 г. до 9500 человек в 1958 г. Это — рост не только количественный. Рабочих социалистической промышлен­ности Кара-Калпакии нельзя уже и сравнивать с дореволюционными не­грамотными и нищими сезонниками, которых использовали на самой тя­желой черной работе. Широкой механизации всех процессов производства на предприятиях, необходимости управлять новыми сложными машинами соответствуют квалификация и повышение культурного уровня моло­дого рабочего класса Кара-Калпакии. Успешно овладевая современ­ной техникой, рабочие перевыполняют производственные планы; выдви­нулась целая плеяда рабочих-каракалпаков, передовиков и новаторов производства. Много каракалпаков и среди инженерно-технического пер­сонала. Если в первые годы Советской власти производственным обуче­нием на заводах и в мастерских руководили преимущественно русские рабочие, то теперь и среди каракалпаков немало кадровиков с большим производственным стажем, которые также успели подготовить за время своей работы квалифицированную смену из молодежи. Особенно важно, что на всех предприятиях среди рабочих много женщин, в том числе кара­калпачек. Больше всего их на Муйнакском консервном заводе — в це­хах по обработке рыбы, среди расфасовщиц, рубщиц, упаковщиц и др.