Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Виноградство и скотоводство узбеков
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

ДОсобое место в сельском хозяйстве узбеков занимает виногра­дарство. Виноград употребляют в свежем и сушеном виде; из него приго­товляют вино, уксус, патоку.

Лозы виноградника размножают черенками, прививками и отводка­ми. Уход за виноградниками заключается в удобрении почвы, уничтоже­нии сорняков, обрезании лишних побегов, удалении части листьев, чтобы они не брали от растения лишних соков, не препятствовали прито­ку свежего воздуха и не затеняли гроздья, не мешали им созревать.

Садоводство и особенно виноградарство составляют важные отрасли колхозного хозяйства и дают ему значительный доход. Садово-виноградные насаждения имеются во всех земледельческих районах, но наиболее рас- пространеныв Ташкентской, Самаркандской областях и Ферганской долине.

Пользуются заслуженной славой сорта винограда оц-кишмиш, цора- кишмиш, катта-цургон, султони. Они занимают свыше 50% всех виноградных насаждений республики. Около 40% винограда принадлежит к денным столовым сортам — %у сайки, нимранг, тоифи, нарос. Появились и новые сорта. Среди них замечательный сорт крупного черного виног­рада, названный «победа», в честь победы Советской страны в Великой Отечественной войне.

Значительный удельный вес имеют на колхозных виноградниках вин­ные промышленные сорта.

Свыше 60% общей площади садовых насаждений современного Узбе­кистана занимают абрикосы и персики. Абрикосы сосредоточены преиму­щественно в Ферганской долине, где они составляют 80—90% всех садо­вых насаждений. Важное место в садоводстве Узбекистана принадлежит яблоне, груше, айве, занимающим в Ташкентской области до 80% всех са­довых насаждений. Большую роль играют и такие субтропические культу­ры, как инжир, гранат, миндаль. Их разводят главным образом в южной части республики — в бассейнах Сурхан-Дарьи и в районах Ферганской долины.

Узбекские сорта фруктов и винограда отличаются высокой сахаристо­стью (они в полтора-два раза превосходят по сахаристости европейские и американские сорта) и плотной кожицей, что облегчает возможность дальних перевозок.

Урожай с общественных садов и виноградников частью продается заго­товительным организациям, консервным и винным заводам, частью реа­лизуется на колхозном рынке и, наконец, часть его распределяется между членами колхоза. Свежие и сушеные фрукты хранят зимой в колхозных амбарах специально для раз­личных праздников, торжест­венных случаев. Много фрук­товых деревьев и виноград­ников имеется на приусадеб­ных участках колхозников, встречаются они и во дворах горожан.

Скотоводство является такой же древней отраслью хозяйства узбеков, как и земледелие. Однако направ­ление и формы скотоводства в прошлом были неодинако­выми у оседлого населения оазисов и у полукочевых групп. Оно было основным занятием у всех групп по­лукочевых в прошлом уз­беков, как тюрков Маверан- нахра, так и узбеков дешти- кыпчакского происхожде­ния. Лучшими мастерами животноводства считались узбеки тюрк, л окай, кун- грат и карлук. Главное место в их скотоводческом хозяйстве принадлежало овцеводству. Ве­роятно, под влиянием исторических традиций у узбеков сложилось осо­бое отношение к этому животному. Овцы были почитаемыми животными. Существовало поверие, что они попали на землю из рая; мифическим покровителем овцеводства считался пир Чупан-ата. Занятие овцеводст­вом рассматривалось как наделенное особой благодатью, а пастух-ча­бан пользовался большим уважением.

Узбеки разводили в основном две породы овец: каракульскую, дающую ценные каракульские смушки, и мясо-сальную курдючную овцу.

Каракульских овец, не требовательных к кормам, неприхотливых к условиям содержания, необычайно выносливых, можно было разводить в степных и пустынных местах. Равнинные пастбища были пригодны для круглогодичного использования. Выпас овец носил отгонный характер. Весной и летом их угоняли на дальние пастбища, где были летовки (,яйлое); осенью и зимой — держали ближе к кишлакам, где находились зимовки. Там были устроены загоны (цутон).

Одним из ответственнейших моментов в овцеводстве, особенно в караку­леводстве, было ягнение овец. Это был сезон заготовки каракульской смушки. В то же время производилась первая стрижка овец, после чего их перегоняли на далекие летние пастбища.

Среди курдючных овец особенно славилась гиссарская, которую раз­водили узбеки, жившие в южных районах Узбекистана и Таджикистана. Живой вес наиболее крупных баранов этой породы доходил до 150 кг. Узбеки разводили также курдючных овец породы жойдори, несколько уступающих гиссарской по своей продуктивности. Курдючные овцы, после выпаса на весенних равнинных пастбищах, к лету поднимались в горы, где находились до середины осени. За весенний и летний сезоны они хорошо нагуливались, а осенью постепенно спускались с гор в пред­горья и на равнину, где паслись на стерне, оставшейся после снятия богары. По окончании осенней стрижки и случки, курдючных овец пере­гоняли на зимние пастбища, где имелся небольшой запас заготовлен­ного летом корма.

В условиях экстенсивного хозяйства выпас овец и уход за ними тре­бовал большого, накопленного поколениями опыта. Навыки и уменье передавались от отца к сыну. Были известны отдельные прославленные ча­банские семьи, и владельцы крупных стад стремились нанимать чабанов из этих семей. Небогатые скотоводы, объединившись по 10—15 хозяйств, составляли из своих овец одну отару и нанимали опытного чабана, выделяя ему двух-трех помощников из числа своих сыновей. Работой руково­дил старший чабан. С ним заключался устный договор, срок которого, как и размер платы (он получал определенное число овец), варьировал в за­висимости от района.

Овцеводство у узбеков издавна имело товарное направление. Каракуль­ские смушки — основной продукт каракулеводства — заготовляли в ос­новном в степных районах, куда для этого выезжали на сезон доверенные лица крупных торговцев. Туши забитых барашков привозили для прода­жи на городские рынки. Каракульских овец ставили и на откорм — их мясо славилось своим вкусом. Но особенным спросом в городах пользова­лись курдючные овцы. Их доставляли в города живыми и здесь продавали мясникам. Обычно перегоном овец занимались не скотовладельцы, а скотопромышленники. Закупка овец обычно производилась в марте. Составив гурты по тысяче голов в каждом, скотопромышленники перего­няли овец из Восточной Бухары в Зеравшанскую долину. После про­изведенной здесь стрижки гурты выпасали на летних пастбищах Зерав- шанского и Туркестанского хребтов. Их либо сдавали на опреде­ленных условиях на выпас полукочевым узбекам, либо нанимали чаба­нов. С августа начинали перегонять овец для продажи на городские рынки.

Скотопромышленники Ферганской долины, закупая весной отары овец в горах Киргизии, передавали их там же на выпас киргизам на различных условиях. К зиме отары пригонялись в равнину для продажи. Торговали скотом и баи из богатых землевладельцев, которые владели многочисленными стадами.

Овечья шерсть также шла на рынок. Кроме того, в каждом хозяй­стве из овечьей шерсти изготовлялись войлоки, паласы, ковры, меш­ки и переметные сумы и др. Все эти изделия производились не толь­ко для собственных нужд, но частично и на рынок. Из овечьих шкур шились шубы, а также подстилки, бурдюки и прочая домашняя утварь. Овечье молоко употреблялось в пищу; из него приготовляли сухой сыр, запасаемый на зиму.

У полукочевых узбеков было развито и козоводство, особенно среди бедной части населения. Летом предпочитали употреблять в пищу козье мясо, так как оно считалось «охладительным» (см. стр. 312). Шерсть коз употребляли на изготовление веревок и шнуров, столь нужных в хозяйстве полукочевника-скотовода. Козья шкура шла на выделку кожи для обуви, а также на изготовление бурдюков. Местные козы из-за пло­хих условий кормления, разведения и содержания были мелки и малопро­дуктивны.

Разведение крупного рогатого скота — основной тягловой силы в земле­делии — так же, как и овцеводство, носило у полукочевых узбеков то­варный характер. Рабочих волов выращивали для сбыта в районы полив­ного земледелия, где на них был большой спрос. Говядину употребляли в пищу редко. Однако для общественных трапез обычно закалывали молодых бычков и телок.

Колхозная животноводческая ферма на летнем пастбище. Узбеки-кунград. Сурхан-Дарьинская область

Дореволюционной Средней Азии очень велика была роль лошади как верхового и вьючного животного. Особенно это относится к Восточной Бухаре, где колесного транспорта вообще не существовало. Табунного коневодства в таких широких масштабах, как у казахов и киргизов, у узбеков не было. Исключение составляли лишь некоторые племена Во­сточной Бухары —локай и марка, где были владельцы табунов, насчиты­вающих до тысячи голов. В таких хозяйствах коневодство имело товарное направление: лошадей поставляли на рынки Туркестанского края (Ура- Тюбе, Самарканд, Фергана и др.) и русским военным властям.

Разводили в основном карабаирскую и локайскую породу лошадей (ло- кайские лошади — преимущественно горные). И та и другая являются древними местными породами, имеют прекрасные показатели и хорошо приспособлены к местным природным условиям. Узбеками разработаны сложные методы кормления и содержания ездовых лошадей.

Верблюдоводство у узбеков было развито в пустынно-степной зоне, особенно в Бухарской области, в Каршинской степи. Верблюдов исполь­зовали в качестве транспортных животных, на них держалась вся кара­ванная торговля. Кроме того, верблюды давали шерсть, молоко и мясо. На юге разводили преимущественно одногорбых верблюдов (дромадеры), а на севере — двухгорбых (бактрианы).

У оседлых узбеков, живущих в районах древнего орошаемого земле­делия, вследствие крайней недостаточности кормов скотоводство не полу­чило большого развития. Здесь содержали в небольшом количестве коров, овец, дававших хозяйству молоко и мясо, лошадей. Рабочий скот сосре­доточивался у крупных землевладельцев, которые давали его своим издоль­щикам, взимая за это дополнительную часть урожая. Часть скота осед­лых земледельцев пасли специальные пастухи, которых кишлак нанимал сообща; частью скот содержался в стойлах. У баев за ним смотрели работ­ники (карол или етим).

В некоторых местах (Фергана), где своих кормов не было и дер­жать рабочий скот круглый год оказывалось нерентабельным, его покупа­ли вначале земледельческого сезона и продавали в конце.

Большую роль в качестве транспортных и вьючных животных, особен­но у бедной части населения, играли ослы, известные своей непри­хотливостью и выносливостью. Они находились на-полустойловом со­держании.

Сейчас животноводство является важной отраслью общественного сельского хозяйства. Оно играет большую роль в хозяйстве колхо­зов и совхозов, расположенных в предгорной и пустынно-степной зонах. Здесь в специализированных животноводческих хозяйствах животно­водство сочетается с богарным и отчасти поливным земледелием и садовод­ством. Однако и в хлопководческих районах животноводство играет боль­шую роль. Перед Узбекистаном, как и перед всеми хлопкосеющими рес­публиками, партией и правительством поставлена задача — сочетать рост хлопководства с ростом животноводства, добиться существенного увели­чения производства мяса и молока. Это достигается путем создания изоби­лия кормов за счет правильной структуры посевов в республике и повы­шения урожайности кормовых культур (кукурузы, люцерны и др.).

В предгорной и горной зоне, где расположены значительные террито­рии субальпийских и альпийских пастбищ, колхозы развивают курдючное овцеводство. В настоящее время проводится большая работа по скрещива­нию курдючных овец с овцами полутонкорунных пород. Курдючное овце­водство и сейчас носит отгонный характер — стада выпасаются на сезонных пастбищах. Однако в настоящее время на осенне-зимних пастбищах колхозы производят сенокошение для подкармливания овец зимой.

В обширных пустынных и полупустынных областях Узбекистана ве­дущей отраслью хозяйства колхозов и совхозов является каракулевод­ство. Хотя каракульские овцы, как и раньше, круглый год содержатся на подножном корму, условия выпаса теперь иные: проводится расчистка пастбищ, подсев черного саксаула и других дикорастущих растений, ча­баны строго следят за правильной очередностью использования выпасов. Проводятся работы по обводнению ранее не использовавшихся пастбищ; путем строительства новых колодцев и артезианских скважин; это откры­вает дополнительные перспективы для дальнейшего развития каракуле­водства. Семилетним планом предусмотрено довести в 1965 г. производ­ство каракульских смушек до 2 млн. штук.

Разведением каракульских овец занимаются несколько крупных спе­циализированных совхозов и многие колхозы Бухарской, Самарканд­ской, Сурхан-Дарьинской и Хорезмской областей. Теперь каракулевод­ство в их хозяйстве сочетается не только с производством богарного зерна, но и с хлопководством. Хозяйственные центры таких колхозов обычно расположены в поливных оазисах, а пастбища, как правило, находятся на расстоянии нескольких десятков и даже сотен километров.

Отгонное животноводство практикуется и в колхозах Ферганской до­лины. Выпасы здесь находятся на горных пастбищах, которые предостав­лены Узбекистану в долгосрочное пользование Киргизской, Казахской, Таджикской р еспубликами.

Крупный рогатый скот имеется во всех колхозах и совхозах респуб­лики, а также в личной собственности колхозников.

Козоводство распространено во всех областях республики. Оно, как правило, всегда сопутствует овцеводству, но особенного развития достигло в предгорных и горных районах Ферганы, Самаркандской и Сурхан- Дарьинской областей. Разводятся в основном козы местной мясо-молоч­ной породы. В колхозах севера Ферганской долины путем скрещивания местной породы с ангорской выведена новая порода коз, дающая мно­го высокосортной шерсти и пуха.

Основной корм для содержания скота в колхозах и совхозах орошае­мой зоны получают от полеводства и различных отходов хозяйства. Введе­ние хлопково-людерново-кукурузного севооборота позволяет переводить часть скота на стойловое содержание. Другую часть вследствие отсутствия в этой зоне пастбищ и сенокосов большинство колхозов по-прежнему ле­том отгоняет на далекие степные и горные пастбища. В колхозах районов древнего оседлого поливного земледелия животноводческие бригады обычно состоят из полукочевых в прошлом узбеков или киргизов — ис­кусных скотоводов.

В настоящее время многие трудовые процессы в животноводстве так же, как и в полеводстве, механизируются: в колхозах и особенно совхо­зах применяются автопоилки и конвейеры для доставки корма и уборки по­мещений, на молочных фермах — электрические доилки. Большое значение имеет применение машин при заготовке сена, силоса и других кормов.

В общественном животноводстве создаются условия для улучшения по­родности скота. Этим занимаются восемь государственных племенных рас­садников, из них два — выводят лошадей карабаирской породы, два — крупный рогатый скот остфризской и бушуевской породы, два — кара­кульских и один — гиссарских овец, один — длинношерстных узбеки­станских коз. Выведением высокопородного скота занимаются также свы­ше 300 колхозных племенных ферм.

Племенной скот для колхозов поставляют и специализированные совхозы, которые стали активными распространителями высокой животно­водческой культуры.

В республике имеются каракулеводческие совхозы, совхозы пле­менного крупного рогатого скота бушуевской, швицкой, красностеп­ной и остфризской пород, конный завод карабаирских лошадей.

Ведется работа по улучшению местных пород зебувидного рогатого скота, в частности, так называемой кураминской. Ценные качества кура- минских коров заключаются в жирности молока, в устойчивости к крове­паразитарным заболеваниям и в способности к быстрому нагулу мяса. Опыт передовых колхозов показывает, что при хорошем кормлении и со­держании коров можно преодолеть недостаток этой породы — низкие на­дои молока.

Наряду с традиционными навыками и многовековым народным опы­том ведения скотоводческого хозяйства, в настоящее время широко при­меняются в этой области все достижения науки. В колхозах и совхо­зах работают многочисленные специалисты — зоотехники и ветеринары, многие из которых местные уроженцы.