Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Современные этнические процессы и перспективы дальнейшего развития социалистический наций Средней Азии и Казахстана
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

Коммунистическая партия и Советское правительство претворили в жизнь ленинскую национальную политику. В процессе ее реализации народы Средней Азии и Казахстана прошли большой путь национального развития и консолидировались в социалистические нации, которые представляют со­бой новый тип наций, состоящих из дружественных классов рабочих и крестьян. Отличительную черту духовного облика со­ветских наций составляет идеология пролетарского интернационализма, идеология дружбы между нациями.

Вместо стихийного, мучительного, тянущегося многие века процесса консолидации буржуазных наций, сопровождающегося обычно жесто­кими войнами, насильственной ассимиляцией национальных меньшинств, разжиганием буржуазного национализма и шовинизма, в рамках Совет­ского государства происходил процесс совсем иного типа, процесс консо­лидации социалистических наций. Этот процесс лишен элементов стихийности. Его основу составляют на­учно познанные, освещенные марксистско-ленинской теорией тенденции прогрессивного развития народов; реализация этих тенденций осуще­ствляется под руководством партии и базируется на подлинно интерна­ционалистических принципах братской помощи ушедших вперед народов не по своей вине отставшим в прошлом братьям. Последовательно продолжая проведение ленинской национальной политики, партия и правитель­ство осуществили решения XX съезда КПСС по дальнейшему расширению прав союзных республик в руководстве промышленностью и строитель­ством, в области юстиции, просвещения, науки, культуры, финансов и др. Это способствовало еще большему экономическому и культурному расцвету, росту взаимного доверия, развитию суверенности союзных республик Средней Азии и Казахстана.

В годы Советской власти, по мере развития и консолидации социали­стических наций Средней Азии, изживалась былая обособленность мно­гочисленных родоплеменных и локальных этнографических групп.. Преобладавшее прежде над национальным самосознанием сознание при­надлежности к определенной родоплеменной группе, к числу жителей оп- ределейного города, местности или историко-культурной области (Фер­гана, Бухара, Хорезм) в основном изжито. Итоги Всесоюзной переписи 1959 г. показали значительно меньшее, чем предыдущие переписи, число* мелких этнографических групп в составе каждого народа Средней Азии, показали большую этническую монолитность социалистических наций Средней Азии.

Прогрессивный процесс национального развития, ведущий к укреп­лению интернационалистических уз, продолжается. Даже вполне сложив­шаяся социалистическая нация не прекращает своего внутреннего разви­тия. С ней постепенно сливаются близкие ей этнически или территориаль­но мелкие народности и группы национальных меньшинств, вкрапленные в ее среду. Этот процесс дальнейшего этнического развития социали­стических наций не имеет ничего общего с насильственной ассимиляцией,, как это пытаются представить буржуазные историки; он проходит есте­ственным путем, на добровольных началах, без какого-либо давления извне, со стороны той крупной нации, с которой сливаются мелкие на­родности и группы. Наряду с дальнейшим расцветом каждой из социа­листических наций Средней Азии и Казахстана усиливается столь ха­рактерный для современного исторического этапа процесс все более тес­ного их сближения в условиях развернутого строительства коммунисти­ческого общества.

Коммунистические черты интернационализма во взаимоотношениях между социалистическими нациями проявлялись уже на ранних этапах их становления и развития. Братское сотрудничество, бескорыстная по­мощь более развитых наций (русской, украинской и др.) народам, отстав­шим вследствие ряда исторических причин в своем экономическом и куль­турном развитии — яркий пример коммунистического содружества. В об­ращении узбекского народа к русским и украинцам в связи с 300-летием воссоединения Украины с Россией ярко отражается вся глубина и бескорыстие их братской помощи узбекскому народу в период строитель­ства социализма: «Это сталевары Урала и Запорожья плавили в Узбеки­стане первую сталь, обучая профессии сталевара своего брата-узбека. Это шахтеры Кузбасса и Донбасса снимали первые слои угля в Ангренском угольном бассейне, передавая свой опыт своему брату-узбеку. Это нефтя­ники Баку и Эмбы вместе с первыми узбекскими нефтяниками бурили первые скважины в Ферганской долине» Это харьковские машинисты по­вели вместе с узбеками тепловозы по Ташкентской магистрали. Это ива­новские текстильщицы обучали женщин-узбечек работе на сложных ткацких агрегатах...».

Другим примером содружества народов и коммунистического труда могут быть величественные народные ирригационные стройки, прово­дившиеся колхозниками в довоенные годы и в годы войны, в частности строительство Большого Ферганского канала. Эта стройка, как и после­довавшее за ней строительство других каналов, обширного Катта-Кур- ганского водохранилища, Фархадской ГЭС и, наконетт, строительство в пустыне Каракум железнодорожной линии Чарджоу — Кунград свиде­тельствует не только о силе и торжестве созидательного коммунистиче­ского труда, но и о дружбе народов. Так, строить Большой Ферганский канал пришли вместе с сотнями тысяч колхозников Узбекистана киргиз­ские и таджикские колхозники, а в постройке Большого Гиссарского ка­нала в Таджикистане участвовали труженики I южного Узбекистана. Группа опытных строителей Большого Ферганского канала впоследствии приняла участие в работе по обводнению полей азербайджанских колхоз­ников, передав им свой опыт народных ирригационных строек.

В том же аспекте следует рассматривать народное движение за освое­ние целинных земель и пустынь. На освоении целины в Казахстане и Юж­ной Сибири, на освоении Голодной степи, на освоении мертвых песчаных пустынь Кызылкум и Каракум работают и проявляют беспримерный ге­роизм наряду с другими национальностями труженики всех республик Средней Азии и Казахстана, включившиеся во всенародное движение энтузиастов-освоителей.

В наши дни новая, высшая коммунистическая ступень содружества народов СССР все ярче проявляется в области экономики, культуры, ду­ховной жизни социалистических наций. Осуществляя грандиозную про­грамму строительства коммунизма, руководствуясь при этом ленинской национальной политикой, Коммунистическая партия признала необхо­димым в целях обеспечения подъема экономики всех союзных республик осуществить правильное размещение производительных сил на террито­рии страны. Задания, предусматриваемые контрольными цифрами семи­летнего плана, утвержденного XXI съездом КПСС обеспечивают дальней­шую специализацию и комплексное развитие хозяйства Средней Азии, как и других крупных экономико-географических районов; при этом планируется наиболее ускоренное развитие экономики восточных районов, в том числе республик Средней Азии и Казахстана.

В принятой на XXII съезде КПСС Программе Коммунистической партии Советского Союза намечены величественные перспективы разви­тия народного хозяйства страны, построения в течение двух десятилетий в СССР материально-технической базы коммунизма. Выполнение этой главной экономической задачи обеспечит народам Советского Союза самый высокий в мире жизненный уровень, создаст условия для достижения изобилия материальных и культурных благ.

В плане развития народного хозяйства на 20 лет предусматривается дальнейшее улучшение в размещении производительных сил; при этом среднеазиатские республики и Казахстан, как и другие восточные районы страны, занимают важное место в общесоюзном разделении труда.

Намечается превращение Средней Азии в важнейший район разме­щения энергетических производств на базе использования огромных ре­сурсов газа и гидроэнергии. Большую роль будет играть Средняя Азия в осуществлении ленинской идеи сплошной электрификации всей страны. Здесь бу ут построены крупные гидроэлектростанции, имеющие комплекс­ное значение как для развития электрификации, так и для ирригации. Среди них — Нурекская и Рагунская электростанции на р. Вахш, Токто- гульская и Тогузтороуская на р. Нарын. В Казахстане будет также построен ряд крупных электростанций, в том числе Иртышская энергети­ческая группа. В этой же республике создается одна из пяти мощных об­щесоюзных металлургических баз. В Средней Азии, как в одном из глав­ных в Советском Союзе районов концентрации дешевых природных и неф­тяных газов, намечается организация крупных комплексов химической и нефтеперерабатывающей промышленности. В Центральном Казахстане, Целинном крае и Средней Азии планируются крупные работы по водо- обеспечению — строительство регулирующих водохранилищ, развитие в больших масштабах ирригационного и мелиоративного земледелия. Среднеазиатские республики будут и впредь основной хлопковой базой страны. Имеется в виду создать новый крупный район хлопководства в бассейне Сыр-Дарьи, где по предварительным расчетам можно оросить 800—850 тыс. га земель Голодной степи на территории Узбекской, Казах­ской и Таджикской республик; использовать энергию Нурекской гидро­электростанции с тем, чтобы оросить под хлопок, рис и другие культуры до 1,2 млн. га земель в Узбекской и Таджикской ССР; развернуть ороше­ние и освоение земель в Туркмении на базе Каракумского канала на пло­щади 600 тыс. га для развития хлопководства; создать новые районы ри­сосеяния в низовьях Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи с площадью орошаемых земель около 900 тыс. га. Осуществив программу ирригационного стро­ительства, республики Средней Азии и Казахстан смогут производить дополнительно миллионы тонн хлопка, кукурузы, люцерны, риса и дру­гих культур, а также продуктов животноводства. Социалистическое сель­ское хозяйство этих республик займет почетное место в борьбе за рост сельскохозяйственной продукции, внесет свой вклад в осуществление ком­мунистической программы создания изобилия материальных и культур­ных благ.

Новый, высший этап экономического сотрудничества получает отра­жение также и в характере хозяйственных связей между республиками Средней Азии и Казахстаном. Двумя республиками — Узбекистаном и Таджикистаном — построена в Ферганской долине Кайраккумская ГЭС, заслуженно названная «Дружба народов»; вместе с Киргизией строит Узбекистан Уч-Курганскую ГЭС; совместными усилиями нескольких республик планируется постройка Чардаринского водохранилища на Сыр-Дарье. Три республики — Узбекистан, Таджикистан и Казахстан — объединяют свои усилия в освоении Голодной степи.

В Средней Азии и Казахстане, как и в других районах страны, бурное экономическое развитие, рост городов и улучшение транспортных связей влекут за собой усиление подвижности населения и способствуют взаим­ному общению наций. Увеличивается приток жителей из соседних респуб­лик, приезжающих для работы на новых крупных промышленных пред­приятиях, на вновь освоенных целинных землях. В республиках Средней Азии и Казахстане на заводах, в колхозах и совхозах, в учебных за­ведениях вместе, плечом к плечу, трудятся и учатся представители десятков национальностей.

Н. С. Хрущев, выступая 7 марта 1959 г. на общегерманской рабочей конференции в Лейпциге, один из разделов своей речи посвятил разви­тию содружества между народами в наше время и в этой связи остановил­ся на вопросе о границах между социалистическими странами и о посте­пенном отмирании значения границ в социалистических странах на пути перехода к коммунизму. Постепенную утрату прежнего значения границ в пределах нашего социалистического государства Н. С. Хрущев объяс­няет тем, что у нас «все нации и народности равноправны, жизнь строится на единой социалистической основе, в одинаковой степени удовлетво­ряются материальные и духовные запросы каждого народа, каждой на­циональности».

Этим прогрессивным процессом укрепления братских связей между республиками нашей страны можно объяснить и такие замечательные яв­ления в жизни народов Средней Азии, как добровольную передачу от­дельных районов другой республике. Так, в 1956 г. Казахстан передал Узбекистану часть земель Голодной степи и Бостандыкский район. Узбекский народ, выражая свою благодарность дружественной казахской социа­листической нации за этот благородный акт, писал: «... Это благородное великодушие казахского народа по отношению к узбекскому народу явля­ется ярким выражением дружбы между нашими народами. Узбекский и ка­захский народы с давних времен жили в добром соседстве: пили воду из одной реки, охотились в одной степи, жили и трудились на одном и том же поле, под одним знаменем воевали против общего врага...». При­меру Казахстана последовал Узбекистан, в свою очередь передавший тад­жикскому народу 50,5 тыс. га Голодной степи.

Однако процесс сближения социалистических наций не ограничивается экономической жизнью; происходит сближение и национальных культур, развиваются новые традиции, общие для всех народов советской страны. «У советских людей разных национальностей сложились общие черты ду­ховного облика, порожденные новым типом общественных отношений и воплотившие в себе лучшие традиции народов СССР». Национальные формы культуры видоизменяются, совершенствуются и сближаются между собой, освобождаясь от всего устарелого, противоречащего новым усло­виям жизни. Это сближение наблюдается и в культурной жизни республик Средней Азии и Казахстана.

Не говоря уже о переводе лучших произведений литературы, поэзии на языки других народов, все чаще и чаще деятели культуры одной респуб­лики обращаются в своих произведениях к темам из жизни другой рес­публики, представители художественной интеллигенции знакомят со своим искусством трудящихся другой республики. Национальные куль­туры, различные по языку, по своеобразию художественных приемов изо­бражения действительности, в нашей стране развиваются не изолированно, а во взаимодействии друг с другом; тесное содружество между нашими народами в области культуры сближает трудящихся разных националь­ностей, помогает воспитанию высоких эстетических вкусов, делает та­лантливые творения художников одной нации значимыми в общечелове­ческом масштабе.

Все эти явления, наблюдаемые в культурной жизни народов Средней Азии, как и других социалистических наций нашей страны, и есть социа­листический интернационализм в действии, одна из важнейших черт со­циалистических наций, развивающихся по пути к коммунизму. К этому же ряду явлений относится и еще одна область жизни народов Средней Азии. Это рост их дружественных связей с народами зарубежных стран. О растущем значении этих связей может свидетельствовать хотя бы при­мер Узбекистана, давно уже ставшего местом важнейших международных встреч. Недаром именно здесь зародился «дух Ташкента», ставший сим­волом борьбы против реакции, фашизма, расистского изуверства.

* * *

Исследование основных этапов этнической истории народов Средней Азии и Казахстана позволяет проследить, как на протяжении столетий происходил процесс постепенного становления характерных для них черт этнической общности. Однако лишь в годы Советской власти были соз­даны условия, способствовавшие формированию наций и созданию су­веренных социалистических государств — национальных республик Сред­ней Азии и Казахстана, достигших небывалого экономического и куль­турного расцвета в условиях социализма. На современном историческом этапе развернутого коммунистического строительства осуществляется прогрессивный процесс все большего роста тесных взаимосвязей и сотруд­ничества между этими нациями, интенсивного обмена материальными и духовными богатствами, все большего их сближения между собой и с дру­гими нациями нашей страны. Эти новые, прогрессивные' явления ярко свидетельствуют об огромной творческой теоретической и практической ра­боте Коммунистической партии в области осуществления ленинской на­циональной политики, преодолевшей все исторически сложившиеся труд­ности разрешения национального вопроса в бывших Туркестане, Бухаре и Хиве — некогда отсталых, бесправных окраинах России.

На себе испытавшие ярмо социального и национального гнета, сами прошедшие тяжелый путь борьбы за преодоление вековой отстало­сти, советские люди республик Средней Азии и Казахстана хорошо пони­мают и полностью разделяют чаяния народов, пробудившихся к само­стоятельной жизни, рвущих цепи ненавистного колониализма. Как бы ни злобствовали империалисты, ничто не может предотвратить крах об­реченного историей колониального режима, На примере процветающих советских республик Востока ясно видно, что самостоятельное историчес­кое творчество не является достоянием «избранных» наций, как лживо утверждают колонизаторы и буржуазные фальсификаторы истории, а доступно всем народам, независимо от цвета кожи, национальных, расо­вых и религиозных различий.