Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Народы Средней Азии и Казахстана
Характеристика жизни таджиков при советской власти
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

Советская власть в Ташкенте, Самарканде, в городах Ферганской долины и в других местах была установлена уже в начале ноября 1917 г. В апреле 1918 г. северные таджикские районы вошли в состав Туркестан­ской АССР. В центре и на местах были созданы органы Советской власти, национализированы земля и вода, банки, промышленные предприятия, железные дороги.

Однако значительная масса таджикского народа, проживавшая в пре­делах Бухарского ханства, продолжала еще около трех лет оставаться под гнетом бухарского эмира. Поддерживаемый белогвардейцами и иностран­ными империалистами, эмир сделал Бухару оплотом контрреволюции, сосредоточив в ней для борьбы с Советской властью все реакционные силы Средней Азии. Особенно энергичную помощь эмиру оказали английские интервенты, направившие через Афганистан в Бухару денежные сред­ства, военных инструкторов и вооружение.

Подробнее...
 
Основные занятия таджиков
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

Природные условия Средней Азии, в особенности районов предго­рий, а также долин таких рек, как Зеравшан, Кашка-Дарья, Сурхан- Дарья, благоприятны для земледелия. Плодородная лёссовая почва, боль­шое количество тепла и солнца при наличии воды дают возможность воз­делывать различные полевые культуры и выращивать ценные породы плодовых деревьев. Поэтому в тех местах, куда доходит вода текущих с гор рек и ручьев, возникли цветущие земледельче- хоз^ство ские 0азисы* Земледелие распространено также и в горах — в горных долинах и на склонах гор, на аб­солютных высотах от 1000 до 2500 м. Однако здесь условия для земледе­лия иные: при изобилии воды и атмосферных осадков, земледелию пре­пятствуют более суровый климат и каменистая почва.

Таджикский народ является носителем древней земледельческой куль­туры Средней Азии. О том, что земледелие процветало на равнинах Согдианы и Бактрии уже с глубокой древности, свидетельствуют как много­численные исторические известия, так и памятники старины, сохранившие­ся в виде остатков огромных оросительных каналов. Древность земле­дельческой культуры у таджиков сочеталась с застойной сельскохозяй­ственной техникой, остававшейся неизменной в течение тысячелетий. Некоторые сдвиги в сторону интенсификации земледелия наблюдаются лишь в конце XIX— начале XX в. в северных районах под влиянием рус­ской культуры и проникновения капиталистических отношений.

Подробнее...
 
Сельское хозяйство таджиков
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

Социалистические преобразования внесли огромные изменения в на­родное хозяйство таджиков. С многоотраслевой промышленностью, соз­данной в Таджикской ССР за годы Советской власти, сочетается высоко­развитое сельское хозяйство, не имеющее ничего общего с тем экстен­сивным сельским хозяйством, которое существовало в Таджикистане до революции. Это — социалистическое сельское хозяйство, базирующе­еся на мощной технике и современной агрономической науке.

Целиком сельскохозяйственными остаются лишь восточные горные районы республики, где в основном преобладает зерновое хозяйство; но и в остальных районах сельское хозяйство продолжает занимать значи­тельное место в общей системе народного хозяйства.

Подробнее...
 
Ремесла и промышленность таджиков
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

Слабое проникновение в прошлом товарно-денежных емесла   отношений в глухие горные районы (Восточная Бу­хара) способствовало сохранению здесь домашних промыслов и ряда ре­месел, обслуживавших своей продукцией узкий внутренний рынок.

К числу первых следует отнести прядение и ткачество, вязание и выши­вание. Материалом для изготовления тканей служили как овечья шерсть, так и выращиваемый для своих непосредственных нужд хлопок. Пряли в каждом доме при помощи особой прялки — чарха и при помощи верете­на, в то время как ткачеством, требовавшим применения ткацкого станка, занимались лишь отдельные хозяйства, снабжавшие своими изделиями в порядке натурального обмена соседей. В большинстве районов ткаче­ство находилось в руках мужчин. Вязанием чулок и вышиванием цвет­ными нитками рубах, тюбетеек, платков и прочего женщины занимались почти в каждом доме.

Подробнее...
 
Материальная культура таджиков. Поселения и жилища таджиков
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

Материальная культура таджиков богата, самобытна и многообразна. Она выработалась и сложилась исторически в процессе многовековой жиз­ни народа, в результате развития его творческого гения, использования природной среды, наконец, в результате сложного процесса слияния культурных навыков и традиций, принесенных теми племенами и народ­ностями, которые участвовали в этногенезе таджиков.

Как уже отмечалось выше, в течение последних четырех столе­тий таджики и тюркское население Ферганской долины и Зеравшанского оазиса вступили в тесное взаимодействие с большими массами пришед­ших из дешти-кыпчакских степей узбеков. Но и до этого времени, на про­тяжении всего средневековья, связи таджиков со степными народами бы­ли постоянными. Такое взаимодействие и взаимовлияние значительно обогатило культуру обоих народов — таджиков и узбеков, живших в ближайшем соседстве и завязывавших друг с другом родственные связи.

Подробнее...
 
Одежда таджиков
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

Несмотря на то, что известная часть таджиков, особенно в городах и рабочих поселках, теперь носит общераспространенные городское платье и обувь, национальный таджик­ский костюм продолжает бытовать, главным образом среди сельского женского населения. В наибольшей степени он сохранился в отдален­ных горных районах.

Женский костюм в горных районах (Каратегин и Дарваз) состоит из платья-рубахи—курта, шаровар — эзор или пойцома, стеганого халата — цома, головного платка— румол (нумол), соба, дока. За последние годы в районных центрах стали носить также камзул — верхнюю одежду в виде узкого в талии пальто, заимствованную у жителей равнинных районов. Рубахи шьют обычно из бумажных и шелковых фабричных тканей, одно­тонной белой, цветной, или из набивных ситца и сатина с ярким орнамен­том; местами встречаются еще курта из кустарных бумажных и шелковых тканей. Туникообразного покроя курта служит одновременно и нательной и верхней одеждой; шьют ее из одного куска ткани, сложенного пополам на плечах; в бока вставляют скошенные клинья, рукава делают длинными и прямыми по всей длине и пришивают к основному полотнищу.

Подробнее...
 
Пища таджиков. Транспорт и связь
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

Пища у таджиков в старое время, при натуральном ищ    хозяйстве, в значительной степени варьировала по отдельным районам в зависимости от преобладания тех или других про­дуктов сельского хозяйства. Так, например, в горных районах, где пре­обладали посевы пшеницы и ячменя, а также было развито скотоводство, основными продуктами питания служили "хлеб и молоко; на равнине и в предгорьях, помимо хлеба, в большом ходу был рис, разнообразные фрукты и виноград; молока употребляли мало; мясо как в горах, так и на равнине для большинства населения не было повседневным продуктом питания; жителю равнины, в силу несколько большей зажиточности и на­личия базаров, оно все же было больше доступно, чем горцу, который ел мясо лишь во время семейных и общественных праздников или в том слу­чае, когда приходилось из каких-либо соображений заколоть козу или овцу.

Подробнее...
 
Семейный и общественный быт таджыков
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

Перед Октябрьской революцией у таджиков господствующей была мо­ногамная семья и лишь в некоторых наиболее глухих районах бытовала еще патриархальная семья. Еще в 1930-х годах в долине р. Ванча и в припамирских районах были зарегистрированы отдельные семьи, насчи­тывавшие свыше 50 человек, проживавших совместно. Во главе такой семьи стоял старейшина — калонтари хона, руково­дивший всей хозяйственной деятельностью, в част­ности распределением работ между отдельными членами семьи. Дом и вся пахотная земля являлись общей собственностью семьи, в то время как скот обычно принадлежал отдельным малым семьям. Последнее обстоя- тельство свидетельствует о разложении большой семьи. Жилищем патриар­хальной семьи были большие дома, описанные выше, в которых каждая супружеская пара занимала отдельный дукон. Большие семьи бытовали и в других горных районах Таджикистана, например в долине р. Ягноб. Среди равнинного населения также долго сохранялся обычай жить неде- ленными семьями, но здесь под влиянием развития товарно-денежных от­ношений, особенно с приходом в край русских, он очень быстро стал ис­чезать; на равнине малые семьи, входившие в состав большой семьи, обыч­но жили в отдельных помещениях, расположенных в пределах одной усадьбы.

Подробнее...
 
Религиозные пережитки и праздники таджыков
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

На примере свадебных обычаев, а также обычаев связанных с рождением ребенка и уходом за ним, становится очевидным, что многие из этих обычаев объясняются различными суевериями и магическими представлениями.

Естественно, что особенно большое число различных пережитков свя­зано со смертью и похоронами. Анимистические представления, пред­ставления о душе, отделяющейся от тела, и о загробном существовании до сего времени еще живут в сознании некоторой части населения, особенно старшего поколения. С другой стороны, и молодежь, которая скептически и с иронией относится к различным свадебным и другим семейным обря­дам, основанным на суеверии, при столкновении с фактом смерти близ­кого человека, хотя и не верит в связанные с этим печальным событием представления, все же не решается их осуждать и в большинстве случаев предоставляет старым людям выполнять положенный ритуал. Этим и объясняется особая живучесть мусульманского похоронного обряда и связанных с ним церемоний. Представление о том, что душа покойника нуждается в особой заботе родных и близких людей, что ее ожидает суд, который должны вершить ангелы-допросчики Мункар и Накир, что шай­тан делает все для того, чтобы погубить эту душу, лежит в основе боль­шинства обрядов и церемоний.

Подробнее...
 
Общественная жизнь таджиков
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

Средоточием общественной жизни таджиков до революции, как уже было сказано, были алоухона, мечети, чайханы, где собирались жители не только для того, чтобы провести время (а в мечети для ежедневных молитв — намазов), но и для того, чтобы обсудить различные дела, касающиеся всего селения или квартала, определить день начала тех или иных сельскохо­зяйственных работ и т. п. Там же собирались во время праздничных уго­щений и развлечений. Женщины не участвовали в этих собраниях; они собирались для обсуждения своих хозяйственных, а также семейных дел в каком-нибудь частном доме. Даже на празднествах они держались обособленно.

В общественно-политической и административной жизни население принимало самое незначительное участие. Хотя выборы низовой админи­страции как в русских, так и в бухарских владениях были будто бы пре­доставлены самому населению, фактически на сходе утверждался акса­кал или арбоб, заранее намеченный и предложенный властями; для выбо­ров волостного управителя — мингбаши — в русских владениях раз в три года созывали лишь представителей от каждых 50 хозяйств (илик-баши), которым обычно и предлагался уже заранее определенный канди­дат.

Подробнее...
 
Литература и искусство таджиков. Фольклор и литература
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

Устное народное творчество таджиков богато и разнообразно. Много­численные предания повествуют о борьбе таджикского народа с леген­дарным племенем «муг» и огнепоклонниками — оташпараст, описывают подвиги любимых народом легендарных богатырей; в них отражены не­нависть ко всякому злу, материализующемуся в образах Зоххака и Афроси- аба, идеи патриотизма, гуманизма, прославляются искренность и любовь.

Важнейшими жанрами таджикского дореволюционного фольклора являются песни суруд, четверо­стишия рубои, героический эпос, а также сказки.

Песни делятся на трудовые, обрядово-календарные, обрядово-празд­ничные и траурные. Среди таджикского населения южного Таджикиста­на были известны трудовые песни «Ман дог» («Я скорблю»), которая ис­полнялась во время жатвы, особенно во время коллективной жатвы, и «Майдо», которую пели при молотьбе хлеба. В этих песнях выражены мысли и чувства трудового дехканства.

Подробнее...
 
Музыка таджиков. Театр и кино
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

Богатейшая самобытная таджикская музыкальная культура формировалась в течение многих веков, а на протяжении последнего тысячелетия музыка была тесно свя­зана с поэзией. Рудаки был крупнейшим музыкантом своего времени и обладал изумительным даром импровизации; большим музыкантом был и Фирдоуси; Абу-Али ибн-Сина изложил основы музыкальной теории в своих сочинениях «Донишнома» («Книга знаний») и «Китоб-уш-шифо» («Книга исцеления»), в частности он исследовал акустическую природу музыки, изучал музыкальные инструменты. Труды ибн-Сина, как и более поздние музыкальные трактаты Джами (XV в.) и Дервиша Али (XVII в.), свидетельствуют о наличии у таджиков уже в давние времена разработан­ной музыкальной теории, системы ученичества для передачи теоретических и практических музыкальных знаний и высокого исполнительского мас­терства.

Подробнее...
 
Народное искусство таджиков
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

Народное искусство обладает чрезвычайно богатым наследием. Оно создавалось в те­чение ряда веков и достигло необычайно высокого уровня. От прошлого до нас дошли замечательные архитектурные памятники, украшенные узорчатой кирпичной декорацией, резьбой по ганчу, терракотой, часто покрытой глазурью изразцовой мозаикой и майоликой, росписью, резьбой по дереву. В Таджикистане издавна соз­давались яркие декоративные вышитые ткани, расписная посуда, чекан­ные изделия из металла.

Характерной чертой дореволюционного местного искусства является необычайное развитие в нем орнаментализма и почти полное отсутствие сюжетных жанровых мотивов, богато представленных на территории Сред­ней Азии в древности, выраженных в высокохудожественных памятниках скульптуры, а также в богатой разнообразной настенной сюжетной рос­писи (классическим памятником является древний Пенджикент). С появ­лением ислама, категорически запрещавшего изображать живые существа, народы Средней Азии лишились наиболее совершенных по силе эмоцио­нального воздействия видов изобразительного искусства. Профессиональ­ные живопись и скульптура в цозднем средневековье не получили развития. Хотя в средневековый период создавалась миниатюрная живопись, иллюстрирующая рукописи, но распространение ее, связан­ное с книгами, немногочисленными в ту эпоху, было крайне ограничено.

Подробнее...
 
Припамирские таджики: краткая характеристика
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

Основное население Горно-Бадахшанской автономной области, вхо­дящей в Таджикскую ССР, составляют припамирские таджики, ранее известные под названием припамирских народностей: ваханцы (самона­звание хик), ишкашимцы (шикошуми), язгулемцы, или язгулямцы (згамиг), а также относящиеся к шугнано-рушанской группе: шугнанцы (ху- нуни), рушанцы (рыхен), .бартангцы (бартангич), хуфцы (хуфич) и баджуйцы (баджувеч). Все они живут в высокогорных долинах правых притоков верховьев р. Пянджа, т. е. в области, называемой Горным Ба- дахшаном, Западным Памиром или Припамирьем.

Общее самоназвание «тоджик», применялось для противопоставления таджикам соседних районов ниже по Пянджу, которых припамирские таджики называли форсигу, порсиг (говорящие по-персидски), а также гиаари — городские. Теперь термин «тоджик» употребляется припамирдами и как самоназвание, и для обозначения прочих таджиков рес­публики, отражая осознаваемое ими национальное единство со всем таджикским народом. Термином «тоджик» называют припамирцев и кир­гизы Восточного Памира. Равнинные и горные таджики в настоящее вре­мя называют припамирцев помири — памирцы или иногда шугни — шуг-нанцы, по имени наиболее многочисленной их группы.

Подробнее...
 
Занятия припамирцев
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

Основными занятиями припамирцев, как и таджиков, было земледелие и скотоводство. Основу земле­делия из-за малого количества осадков составляли поливные посевы. Трудности по сооружению оросительных каналов в горных местностях (см. стр. 552) усугублялись здесь еще и сложностью горного рельефа. На проведение небольшого канала затрачивались годы труда многих людей. Огромного труда требовала также расчистка полей от камней, ежегодно наносимых снежными лавинами и камнепадами, и выравнивание полей, для чего в нижнем конце поля сооружали каменную стену, к которой по­том подкидывали или наносили землю. Местами на особенно крутых скло­нах бывало до нескольких десятков искусственных террас и они были настолько узки, что обрабатывать их можно было только вручную.

Подробнее...
 
« ПерваяПредыдущая1234567СледующаяПоследняя »

Страница 5 из 7