Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Народы Средней Азии и Казахстана
Основные занятия и материальная культура каракалпаков. Земледелие и ирригация
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

Кара-Калпакская АССР занимает пространство между 41 и 45° с. ш. и 56 и 66° в. д. Вся территория республики лежит в зоне пустынь и делится на две совершенно различные части — низовье и дельту Аму-Дарьи и прилегающие к долине реки с востока и с северо-запада пустынные про­странства Кызылкумов и Устюрта. На долю пустынных пространств, за­нятых бугристо-грядовыми и барханными песками, приходится около 70% всей территории республики. Около 14% занято водной поверхностью Аральского моря. Площадь земель, составляющих культурную полосу, расположенную по берегам и в дельте Аму-Дарьи, равняется 16% всей территории республики. Обширная дельта Аму-Дарьи, сложенная на­носами реки, пересекается многими протоками; восточная часть ее ос­воена под земледелие, а центральная и западная части заняты преимуще­ственно озерами, болотами, зарослями камыша и тугаями; впрочем, сейчас осваиваются под земледелие (главным образом под рисовые поля) и значительные пространства западной части дельты.

Подробнее...
 
Животноводство каракалпаков
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

Традиционной чертой скотоводства у каракалпа отмеченной уже в наиболее ранних свидетель­ствах путешественников и исследователей, было преобладание круп­ного рогатого скота и лошадей по сравнению с овцами и верблюдами. Такое соотношение пород скота характерно для полуоседлого хозяй­ства; при кочевом хозяйстве (например, у казахов) самую важную часть стада составляют овцы, вер­блюды и лошади, способные к переходам и на дальние пастбища. В противополож­ность этому в полуоседлом хозяйстве, сочетающем ското­водство с земледелием, глав­ную роль играет рабочий скот: быки и в меньшей сте­пени лошади. Русские путе­шественники, характеризуя особенности хозяйства кара­калпаков, отмечают тесную связь их скотоводства с земледелием— использование тягловой силы быков и ло­шадей на пахоте, в иррига­ции — при подъеме воды чи­гирями, при молотьбе хлеба и, наконец, в качестве упряж­ных животных в арбе. Об этом же писал в 1874 г. Риза-Кули Мирза: «Скот у них (каракалпаков. — Ред.) сле­дующий: лошади, рогатый скот, употребляемый как ра­бочая сила, и небольшое ко­личество баранов».

Подробнее...
 
Рыболовство каракалпаков
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

Каракалпаки — исконные рыболовы. Это занятие являлось основным в северных районах у каракал­паков родоплеменных групп мюйтен и колдаулы, живших на Араль­ском побережье и в урочище Даукара близ крупных озер Кара-Терень и Кунград, а также у ашамайлы и киятов, расселенных в западной части дельты Аму-Дарьи. У мюйтенов даже тамгой служило изображение ору­дия рыбной ловли — остроги. В народной литературе и фольклоре кара­калпаков имеются произведения, посвященные рыболовству и быту рыбаков; у каракалпаков существовали представления о добрых и злых, вредных рыбах, о целебных свойствах некоторых рыб, о странствиях рыб вверх по Аму-Дарье «на богомолье» и ряд других верований, легенд и ска­заний о рыбах.

Подробнее...
 
Ремесла каракалпаков
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

Большинство дореволюционных авторов преумень­шали роль ремесла у каракалпаков, утверждая, что при полунатуральном хозяйстве каждая семья изготовляла для себя сама все необходимые предметы обихода, причем эти изделия были будто бы низкого качества. Однако этому противоречат утверждения русских исследователей, еще в первой половине XVIII в. сообщавших, что каракал­паки — мирный и трудолюбивый народ, занимающийся земледелием и ре­меслами.

Широкое развитие ремесла у каракалпаков подтверждается народной пословицей: «Онери жоц кисинитмазасы жоцисиницъ — «Если человек не знает ремесла — от него нет пользы».

В каракалпакских аулах XIX — начала XX в. были ремесленники различных профессий: кузнецы, плотники, мастера, выделывавшие де­ревянные остовы юрт, мастера арб, гунде, чигирей, каюков, седельники, сапожники, шапочники, ювелиры.

Подробнее...
 
Транспорт, поселения и жилища каракалпаков
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

Основными, традиционными перевозочными средствами каракалпаков испокон веков были арба и лодка. Арба — очень древний элемент материальной культуры этого народа. Она фигурирует в его эпосе, исторических преданиях, в устной народной литературе. В этнонимике — названиях родов и родовых под­разделений — немало наименований, аналогичных названиям разных ча­стей арбы. Часты названия, связанные с арбой, и в топонимике, а также среди элементов орнамента вышивки, узорного тканья.

Большая роль арбы в хозяйственной жизни каракалпаков отме­чается и первыми русскими исследователями их быта: Муравин в своем «Журнале описаний», относящемся к 1740—1741 гг., пишет, что каракал­паки «ездят больше на быках в телегах, а по их арбы, которые сделаны на двух колесах; оные колеса вышиною в 2[1]/2 и в 3 аршина...». У кара­калпаков бытовали арбы двух типов: собственно каракалпакская, рас­пространенная преимущественно на севере в дельте, — так называемая телеген-арба, и тат-арба.

Подробнее...
 
Одежда каракалпаков
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

Старинная национальная одежда каракалпаков от­личается большим своеобразием — в ней просле­живается сходство с одеждой не только народов Средней Азии и Казах­стана, но и народов Зауралья и некоторых народов Поволжья. Эти обстоятельства делают народную каракалпакскую одежду важным источ­ником при исследовании вопросов этногенеза.

К сожалению, коллекции одежды каракалпаков в музеях очень мало­численны и к тому же их начали собирать преимущественно после Октябрь­ской революции; многие виды старинной одежды уже не сохранились даже среди семейных реликвий, и их облик приходится восстанавли­вать по рассказам стариков.

В дореволюционный период формы народной одежды каракалпаков не изменялись, сказался лишь значительный наплыв российских фабричных тканей. После Октябрьской революции под влиянием русской культуры и в результате усиления связи деревни с городом, широкого снабжения сельских местностей промышленными товарами — разнообразным ассор­тиментом тканей и готового платья — в старом национальном костюме произошли существенные изменения.

Подробнее...
 
Пища каракалпаков
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

На особенностях народной пищи каракалпаков ска залось влияние специфики их комплексного хо­зяйства. У каракалпаков существовала поговорка: «уш ай сауыным, уш ай цауыным, уш ай цабагым, уш ай шабаеым» («Три месяца [мое пи­тание] молоко, три месяца дыня, три месяца тыква, три месяца рыба» (буквально — лещ). В питании народа занимали важное место про­дукты и земледелия, и скотоводства, и рыболовства; в зависимости от се­зона те или другие преобладали.

Пословица отражает пищевой режим средней и бедняцкой семьи, не имевшей возможности питаться мясом. У богатых же мясо было суще­ственной частью пищи.

Из продуктов земледелия главными были пшеница, просо, рис, джу­гара; они шли на приготовление лепешек, различных похлебок и каш.

Подробнее...
 
Семейный и общественный быт каракалпаков. Здравоохранение
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

Дореволюционный семейно-бытовой уклад и общественная жизнь каракалпаков отличались крайней отсталостью, устойчивостью древ­них традиций патриархально-родового быта, множеством косных обы­чаев, связанных с архаическими верованиями и представлениями; внутри­семейные отношения и домашняя жизнь были, кроме того, скованы дог­мами ислама в его наиболее реакционной оболочке суфизма, особенно распространенного в северных районах Кара-Калпакии.

Ишаны играли едва ли не более значительную роль в духовной жизни каракалпаков, чем ортодоксальное мусульманское духо­венство. О могуществе многих из них до сих пор свидетельствуют разва­лины обширных комплексов усадеб, медресе, мечетей, бывших некогда собственностью крупных ишанов. К таким «святым» местам прилегали кладбища, постоянно посещаемые родственниками похороненных здесь жителей, а вокруг располагались вакуфные земли, доход с которых шел в пользу ишанов. Особенной известностью в Кара-Калпакии пользо­вался живший в середине XIX в. Кара-Кум ишан, обосновавшийся на севере, в пустынной местности дельты Аму-Дарьи.


Подробнее...
 
Народное образование и наука каракалпаков
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

Почти сплошная неграмотность народа, отсутствие письменности, ре­лигиозные предрассудки и суеверия, распространяемые невежественным и реакционным духовенством.— таково было тяжелое наследие прошло­го, доставшееся Советской Кара-Калпакии. Едва ли не самым отсталым уголком колониальной Средней Азии была Кара-Калпакия: в то время как в среднем по Туркестану грамотных людей было 1,8%, здесь эта ми­зерная цифра была еще ничтожнее — 0,2%. При этом в число «грамот­ных» входили главным образом окончившие конфессиональные школы — мактабы и медресе, с их схоластической системой мусульманского обра­зования, не дававшего даже элементарных общеобразовательных позна­ний. Русско-туземных общеобразовательных школ насчитывалось всего три на весь край; в них обучались преимущественно дети местных баев, аксакалов и других влиятельных лиц; школы готовили кадры «туземной» царской администрации. Эти классово-политические цели организации русско-туземных школ не могли не уменьшить их прогрессивную роль. Что же касается городского училища в Петро-Александровске, то за все годы его существования из лиц местных национальностей окончили его только 17 человек, в том числе лишь два каракалпака, а в женском при­ходском училище не было ни одной девушки из местных национальностей.

Подробнее...
 
Литература и искусство каракалпаков
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

Ценным памятником духовной культуры каракалпакского народа его богатым наследием являются фольклор и народная литература.

На протяжении многих веков, вопреки стремле­ниям духовенства и ханских правительственных кругов, пытавшихся ограничить рамками ислама и подчинить своему влия­нию все стороны духовной жизни народа, народное поэтическое творче­ство каракалпаков развивалось самобытными путями. Каракалпакский фольклор в очень разнообразных формах отражает все стороны жизни наро­да. В нем большое место занимают темы,связанные с хозяйственной жизнью , трудом (с земледелием, скотоводством, рыболовством), с семейным бытом, с традициями общественной жизни; в поэтической форме отражены многие исторические события, борьба с внешними врагами, народные восстания, патриотические чувства народа, его стремления, чаяния, суждения, мировоззрение. При отсутствии письменных данных по истории кара­калпакского народа устное поэтическое творчество получает особенно важное значение для историков и этнографов, извлекающих из этого драгоценного источника ценные материалы о жизни народа, сведения о его исчезнувших бытовых устоях и о процессе развития его общест­венно-философской мысли. Большинство произведений устно-поэтичес­кого творчества каракалпаков отличается высоким художественным уровнем. Недаром побывавший в 40-х годах XIX в. среди каракалпаков казахский историк и этнограф Чокан Валиханов писал: «Каракалпаки почитаются в степях первыми поэтами и песенниками»[1]. В то же время эти произведения глубоко народны; лишь на некоторых сказалось Елияние феодальной идеологии господствующих классов и му­сульманского духовенства.

Подробнее...
 
Печать и театр у каракалпаков
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

История каракалпакской печати начинается с 1924 г., со времени выхода первой газеты — «Еркин каракалпак» («Свободный каракалпак»). Вначале это была малень­кая газета, выходившая всего один-два раза в месяц. Но уже с 1933 г. газета, переименованная в «Кзыл Каракалпакстан», а затем в «Совет Каракалпакстан», стала выходить ежедневно.

С октября 1931 г. выходит газета «Советская Кара-Калпакия» на рус­ском языке.

Очень большую помощь в укреплении полиграфической базы оказала республике Москва, где в начале 1930-х годов был организован отдел Ка­ракалпакского издательства. Московский отдел Каракалпакского изда­тельства выпустил большое количество учебников, оригинальной и пере­водной литературы для Кара-Калпакии.

Подробнее...
 
Кинематография и изобразительное искусство у каракалпаков
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

Кинематография Кара-Калпакии еще только зарождается. Создана пер­вая кинокартина из жизни каракалпакского народа—«Рыбаки Арала», по сценарию Н. Жапакова и М. Мелкумова. В Нукусе открылся пункт ки­нохроники. Вдвое вырастет в течение семилетки число киноустановок, которых в 1960 г. насчитывалось в республике около 120. Уже в годы семилетки в Нукусе начнет работать телевизионная установка.

Изобразительное искусство у каракалпаков в дореволюционный период существовало в форме прикладного искусства. Однако плохая осведомленность о состоянии художественного творчества каракалпаков породила мнение, будто этот народ вовсе не обла­дает художественным даром. Между тем прикладное искусство глубоко проникало в быт каракалпаков и всегда находилось на высоком уровне* Художественные изделия украшали юрту; разнообразным орнаментом покрывали каракалпакские мастера стены глинобитных построек, до­машнюю утварь, одежду, ювелирные, кожаные и деревянные изделия.

Подробнее...
 
Таджики: краткая характеристика
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

Таджики являются одним из многочисленных народов Средней Азии. В Советском Союзе таджики образуют социа­листическую нацию и имеют свое национальное государство —Тад­жикскую Советскую СоциалистическуюРеспублику (площадь ее—142,5тыс. кв. км).

Население ее, поданным переписи 1959 г., составляет 1 980 000 че­ловек, в том числе таджиков — 53,1%, узбеков — 23,0%, русских — 13,3%.

В состав Таджикской ССР входят Горно-Бадахшанская автоном­ная область (состоящая из 6 районов) и 25 районов республиканского подчинения

Столица республики — г. Душанбе. В республике имеется 16 городов (из них крупных лишь два: Душанбе — 227 тыс. чел. и Ленинабад — 77,5 тыс. чел.) и 31 поселок городского типа; все городское населе­ние составляет 646 тыс. чел.

Подробнее...
 
Исторические сведения о таджиках
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

Судьба таджиков, проживающих в оазисах, на равнинах и в пред­горьях Средней Азии, в течение многих столетий теснейшим образом была связана с судьбой других народов; именно здесь, на равнинах, разыгры­вались основные события, в той или иной степени освещенные истори­ческими свидетельствами. Напротив, история горных областей, состав­ляющих значительную часть территории Таджикистана, вследствие мно­говековой их изолированности гораздо менее освещена.

Сложению таджикского народа предшествовали длительные этногене- тические процессы, начавшиеся еще в I тысячелетии до н. э.

По поводу происхождения этнонима «таджик» есть несколько гипотез. Наиболее обоснованным является предположение В. В. Бартольда, под­крепляемое письменными источниками, в том числе недавно исследо­ванными документами с горы Муг. Бартольд полагает, что это название по­явилось в раннем средневековье, во время господства в Средней Азии ара­бов.

Подробнее...
 
Таджики в период господства в Средней Азии узбекских династий
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

В период господства в Средней Азии узбекских династий в пределах современного Таджикистана существовало несколько отдельных мелких феодальных владений — ханств или княжеств, как узбекских (Куляб, Гиссар), так и имевших еще свои местные таджикские династии (Каратегин, Дарваз, области по верховьям Зеравшана, Бадахшан и припамир­ские области). Их судьба зависела в каждый данный момент от силы или слабости их соседей. Некоторые бухарские ханы иногда силой оружия подчиняли себе эти владения, которые затем при слабых их преемниках снова приобретали самостоятельность. В связи с происшедшим в 60-х годах XIX в. присоединением Средней Азии к России часть областей с тад­жикским населением (в 70-х годах) отошла к России (Ура-Тюбе, Ходжент, Матча, Фальгар), а другая часть (Куляб, Гиссар, Каратегин, Дарваз) при содействии царского правительства была покорена бухарским эмиром и составила особую провинцию Бухарского ханства, так назы­ваемую Восточную Бухару, просуществовавшую до 1921 г.

Подробнее...
 
« ПерваяПредыдущая1234567СледующаяПоследняя »

Страница 4 из 7