Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Народы Средней Азии и Казахстана
Жилище узбеков
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

Районы Узбекской СССР различаются по своим природно-климатическим условиям. Кроме того, в каждой историко-этнографической области с древних времен складыва­лись собственные культурные традиции. Воздействие исторических и природно-климатических условий вызвало развитие локальных школ на­родного зодчества. Основными, наиболее самостоятельными и своеобраз­ными, нужно признать ферганскую, бухарскую и хивинскую, а также шахрисябзскую школы, особенности которых выражались в конструкции, строительных приемах, планировке и т. д. Так, например, в Ферганской долине, подверженной разрушительным землетрясениям, распростране­ны устойчивые конструкции стен с двухрядным каркасом; в Хиве, где сейсмическая бальность незначительна, издавна применялся однорядный каркас. Значительное количество годовых осадков в Ферганской доли­не вызвало необходимость устройства кровли до 40 см толщины; в Хиве, где количество осадков ничтожно, толщина кровли обычно не превышала 10—15 см.

Подробнее...
 
Одежда узбеков
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

Традиционные черты одежды народов Средней Азии формировались на протяжении многих веков. Несмотря на наличие национальных и местных особенностей, старый на­родный костюм у всех народов Средней Азии имеет одну общую основу. Это свидетельствует о том, что среднеазиатский костюм длительное время развивался в условиях культурного взаимовлияния всех народностей и этнических групп Средней Азии и соседних с нею территорий.

Изображение одежды народов Средней Азии на миниатюрах XVI в. показывает, что к этому времени уже сложился тип узбекской одежды, распространенный в последующие столетия.

Подробнее...
 
Пища народов Узбекистана
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

На питании населения Узбекистана — традиционном пищевом режиме и характере национальных блюд — отразились, с одной стороны, природные особенности страны и ее хозяйства, а с другой — культура различных этнических компонентов, вошедших в состав узбекского народа. Значительны различия в пище узбекского населения древних районов орошаемого земледелия и полу­кочевых в прошлом скотоводов степей и пустынь. Особенно сложен ассор­тимент кушаний жителей городов и древних крупных селений. Их кухня включает в себя блюда, имеющие самое различное происхождение: одни из них созданы земледельческим народом с древней оседлой культурой, другие — принесены слившимися с ним степняками, третьи — иноземного происхождения. На ассортименте и способах приготовления некоторых блюд в городах западной части Узбекистана сказывается влияние пер­сидской кухни, в городах восточной части — кашгарской (уйгурской).

Подробнее...
 
Общественный быт узбеков
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

В XIX — начале XX вв. быт узбеков определялся господствовавшим в то время феодальным общественным строем и сильным влиянием ислама. Однако во ^всем укладе их жизни и в идеологии сохранялись пережитки более ранних форм общественного строя, обрядов и верований восходивших подчас к глубокой древности, но уживавшихся как с феодальными, так и с начавшими складываться капиталистическими отношениями, еще не успевшими к этому времени развиться и окрепнуть.

К ним относились упоминавшиеся выше пережитки: общинные порядки, бытование большой семьи, а у части узбеков, не изживших традиции кочевого быта, родоплеменная организация и широкое распространение древних обычаев и культов.

Подробнее...
 
Религиозные пережитки в общественной жизни и быту узбекского народа
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

Узбеки, как и большинство народов Средней Азии, исповедовали ислам суннитского толка. Ислам регламентировал все стороны жизни: мировоззрение, быт, правовые институты, семейные нормы узбеков, и их преодоление оказывал большое влияние на весь уклад жизни, на всю их культуру. Вместе о тем, он впитал в себя многие элементы древних верований и приобрел в Узбекистане свое­образные формы. Даже в исполнении известных пяти основных предпи­саний мусульманской религии (фарз), вошедших в обычай разных народов Средней Азии, у узбеков имелись местные особенности.

Пятикратная молитва выполнялась в дореволюционном Узбекистане повсеместно. Наступление времени очередного намаза объявлялось спе­циальными лицами (азончи, муаззин) с крыши мечети или с минарета.


Подробнее...
 
Семейный быт узбеков
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

Хотя религия узбеков — ислам — разрешала многоженство, преобладающей формой брака у уз­беков была моногамия. Многоженство бытовало только у господствующей верхушки узбекского общества — феодальной аристократии (с гаремами у ханов и эмиров) и у зажиточных слоев населения.

Во второй половине XIX в. при господстве моногамного брака не только среди старого земледельческого населения, но и у полукочевых узбеков, широко бытовала большая неразделенная семья, являющаяся пережиточной формой древней патриархальной семейной общины и сложившаяся в результате распада последней. По сравнению с древней формой состав неразделенной большой семьи сузился. В большой патри­архальной семье объединялось несколько поколений родственников, разделы не допускались; во второй половине XIX в. такие семьи у уз­беков уже составляли исключения. Разложение большой семьи началось в далеком прошлом, но протекало медленно, и процесс этот к началу XX в. не был завершен.

Подробнее...
 
Здравоохранение узбеков
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

В Узбекистане медицина появилась еще в глубокой древности в Х-ХІ вв. н.э в государстве Саманидов она достигла сравнительно высокого уровня развития. Среди плеяды ученых этого времени было много выдающихся врачей. Наиболее прославленным из них был Абу-Али ибн-Сина, известный на Западе под именем Авиценны.

Следующий период расцвета медицины в Узбекистане приходится на XIV—XV столетия — эпоху Тимура и тимуридов. Среди многочисленных прекрасных сооружений, выстроенных в это время, были больницы, бани, хаузы (водохранилища), водопроводы и т. п. При Алишере Навои в Герате была выстроена ханака Шифайя (лечебница), в которой студенты изучали медицину под руководством крупного ученого того времени Гияситдина Мухаммеда.

Подробнее...
 
Народные игры. Физкультура и спорт узбеков
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

У узбеков издревле были широко распространены различные физические упражнения и игры, призванные воспитывать в молодежи смелость, ловкость и стойкость. Дети обоего пола до шести-семи лет играли совместно; с этого возраста характер игр у мальчиков и девочек становился различным. В детских играх отражались основные занятия населения — сельское хозяйство, ремесло — с детских лет молодому поколению прививались навыки тру­довой деятельности. Поэтому и игрушки воспроизводили сельскохозяйст­венные и ремесленные орудия, предметы домашнего обихода (например: фигурки различных домашних животных, повозки, лопатки, различные деревянные и глиняные сосуды и т. д.).

Подробнее...
 
Народное образование узбеков
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

Народное образование у узбеков до Октябрьской революции сохраняло черты, свойственные средневековью. Светское образование зародилось лишь в конце XIX — начале XX в., когда появились так называемые новометод- ные и русско-туземные школы, в которых преподавание основ религии сочеталось с преподаванием начатков «светских» наук. До появления этих школ единственным видом учебных заведений являлись различные конфессиональные школы. Основными учебными заведениями были мак- табы (низшая школа) и представлявшие высшую ступень конфессиональ­ного образования — медресе.

Сеть мактабов исстари была очень значительна. При ханской власти начальное религиозное обучение мальчиков считалось обязательным. Мактабы имелись, как правило, при каждой сельской и городской мечети. В городах мактабы открывались, кроме того, в домах учителей-профес- сионалов (мактабдор); были и домашние мактабы у знати. По статистике царских властей в Туркестанском крае (без ханств) в XX в. было не менее 5 тыс. мусульманских мактабов.

Подробнее...
 
Наука узбеков
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

Богато и своеобразно культурное наследие узбекского народа. Оно сочетает в себе самобытность и черты, появившиеся под влиянием куль­тур народов Передней Азии и Средиземноморья, Сибири и Поволжья, Китая и Индии. В развитии прогрессивной научной мысли большую роль играла Россия.

Передовые мыслители узбекского и других народов Средней Азии в далеком прошлом делали важнейшие научные открытия и обогащали своими замечательными творениями сокровищницу общечеловеческой культуры и науки. Бухара и Самарканд славились во всем мире как крупнейшие культурные центры средневековья.

Застойный характер, который принял феодализм в XVI—XVIII вв., консерватизм, охраняемый реакционным духовенством, препятствовали дальнейшему развитию научной мысли.

Подробнее...
 
Узбекский фольклор и литература
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

Многокрасочно, богато и самобытно устное творчество узбекского на­рода. Своими корнями оно уходит в глубокую древность, переплетаясь с устной поэзией других народов Советского Востока, с которыми узбек­ский народ был связан общими историческими судьбами в течение многих столетий.

Узбекский народ имеет древнюю письменность. Однако устная поэти­ческая традиция вплоть до установления Советской власти оставалась единственной формой художественного слова, доступной широким слоям трудящихся. Многие произведения узбекской классической литературы доходили до народа лишь в устной передаче и поэтому в зависимости от этнической и культурной специфики отдельных районов подвергались изменениям. В советское время народ развивает свое устное творчество под непосредственным влиянием советской литературы и искусства.

Подробнее...
 
Музыка, театр, кино узбеков
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

Узбекский народ обладает древними и богатыми музыкальными тра­дициями. Об этом свидетельствуют трактаты всемирно-известных ученых Средней Азии (Аль-Фараби, Ибн-Сины, Абдурахмана Джами и др.) и археологические памятники первых веков нашей эры с изображениями музыкантов и музыкальных инструментов (флейт, рогов, лютен, арф, ба­рабанов).

Большое разнообразие этнического состава населения Узбекистана нашло свое отражение и в области искусства. Черты локального своеоб­разия отличают музыку Ферганы и Ташкента от музыки Бухары, Хорезма илиСурхан-Дарьи. Некоторые особенности мелодики и ритмики народных песен различных областей, своеобразие бытующих музыкальных жанров обогащают узбекскую музыку большим разнообразием художественно-вы­разительных средств. Этому обогащению способствуют также тесные свя­зи, существовавшие между узбеками и другими соседними народами. Особенно много общего в музыкальном наследии узбекского и таджикско­го народов. Не случайно знаменитый цикл шести бухарских макомов («Шашмаком») и таджикский и узбекский народы с равным правом счи­тают своим национальным наследием.

Подробнее...
 
Изобразительное искусство узбеков
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

Изобразительное искусство узбеков прошло долгий и сложный путь развития. Его истоки уходят в глубину тысячелетий, к искусству древних художников эпохи палеолита, оставивших в Южном Узбекистане много­численные рисунки, высеченные и нарисованные на скалах.

Археологические работы, в широком масштабе развернувшиеся на тер­ритории Средней Азии в годы Советской власти, обнаружили огромное количество памятников искусства древности и средневековья, позволяю­щих проследить путь развития изобразительного искусства узбекского народа, непосредственно связанный с общим процессом формирования материальной и духовной культуры узбеков.

Подробнее...
 
Исторические сведения о каракалпаках
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

Каракалпаки — тюркоязычный народ, сформировавшийся в усло­виях советского общества в социалистическую нацию; называют себя царацалпац. Под этим названием они известны в историче­ских источниках и у соседних народов. В живой речи и фольклоре часто встречаются варианты самоназвания царалпац и цалпац.

Кара-Калпакская Автономная Советская Социалистическая Республи­ка входит в состав Узбекской ССР. Ее обширная территория (165,6 тыс. кв. км) охватывает восточную часть Хорезмского оазиса, дельту Аму-Дарьи, южное побережье Аральского моря, восточную полови­ну плато Устюрт и прилегающую к Хорезмскому оазису часть пустыни Кызылкум.

Территория Кара-Калпакии представляет собой плоскую равнину, понижающуюся к Аральскому морю и пересекаемую в отдельных местах небольшими хребтами (Султан-Уиз-Даг) и возвышенностями (Бельтау, Кушканатау, Кубатау и др.). На северо-западных окраинах республики возвышаются крутые обрывистые склоны («чинки») плато Устюрт. Равнин­ная часть территории Кара-Калпакии в среднем возвышается на 150—220 м над уровнем моря, высота отдельных хребтов и возвышенностей дос­тигает 485 м.


Подробнее...
 
Каракалпаки после Октябрьской революции в России 1917 года
Этнография - Народы Средней Азии и Казахстана

Известие о февральской революции в России и о свержении царизма вызвало живейший отклик среди населения Аму-Дарьинского отдела и Хивинского ханства. 7 марта в г. Петро-Александровске власть перешла к Совету солдатских и рабочих депутатов и Исполнительному Комитету общественной безопасности. Вслед за Петро-Александровском Советы возникли также в Шурахане и Чимбае. Однако февральская революция не изменила положения трудящихся каракалпаков. Меньшевики и эсеры, проникшие в первые Советы, вели предательскую политику, под­держивая прежние порядки. Возмущенные реакционной политикой Вре­менного правительства и его органов на местах дехканство и городская беднота Аму-Дарьинского отдела стали изгонять из Советов ставленни­ков буржуазии и феодально-байской верхушки и требовать революцион­ных мероприятий. На одном из митингов близ Шурахана в апреле 1917 г. несколько тысяч цазуугиы (рабочих по очистке каналов) предъявили тре­бования о разрешении в народных интересах земельного и водного во­просов.

Подробнее...
 
« ПерваяПредыдущая1234567СледующаяПоследняя »

Страница 3 из 7