Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Чукчи в послеоктябрьский период
Этнография - Народы Сибири

Чукчи в послеоктябрьский период

Советская власть на Чукотке была провозглашена 16 декабря 1919 г. Анадырским подпольным ревкомом. Были арестованы ставленники Кол­чака, аннулированы права американской фирмы Свенсена и местных куп­цов на рыбные промыслы, приняты меры к улучшению торговли и т. д. Но 31 января 1920 г. оставшиеся на свободе колчаковцы произвели контрреволюционный переворот и расстреляли членов ревкома. В июле 1920 г. отряд Красной гвардии восстановил в Анадыре советскую власть. Участие чукчей в гражданской войне выразилось в организации сов­местно с эскимосами с. Наукан уэленского партизанского отряда. В 1923 г. был организован в Уэлене Чукотский районный ревком и на всем Чукотском полуострове окончательно установилась советская власть. Вскоре на территории расселения чукчей были организованы советы, вначале так называемые лагерные комитеты, замененные затем национальными советами, а впоследствии — сельскими советами.

В 1930 г. был организован Чукотский национальный округ. Нацио­нальное районирование стимулировало более быстрые темпы хозяйствен­ного и культурного развития чукчей. За 25 лет существования национального округа основные отрасли чукотского хозяйства — оленеводство и морской зверобойный промысел — подверглись значительным преобразованиям, подсобные промыслы — пуш­ная охота и рыболовство получили широкое развитие. Перестройка хозяйства у приморских и оленных чукчей происходила по-разному. У оленеводов, кроме того, в глубинных тундрах она началась позднее и шла менее интенсивно, чем в районах с большим количеством русского населения.

Первыми новыми формами организации хозяйства явились товари­щества по совместному выпасу оленей, которые начали создаваться в на­чале 30-х годов. При таком ведении хозяйства олени оставались собствен­ностью их владельцев, но выпас производился совместно. Организация первых товариществ встретила сопротивление со стороны богатых оло- неводов. История первых лет коллективизации на Чукотке знает немало фактов саботажа и вредительства со стороны крупных оленеводов.

Экономические успехи первых объединений явились предпосылками для перехода к более высокой форме объединений — артели. Переход товариществ по совместному выпасу оленей иа устав сельскохозяйствен­ной артели происходил одновременно с их укрупнением. 13 других случаях маломощные товарищества присоединялись к ранее организованным, кол­хозам. Так за короткий срок возникли крупные колхозы, насчитывающие многотысячные стада. В Чаунском районе после перехода на устав сель­скохозяйственной артели общественное поголовье оленей возросло в два раза.

Особо следует отметить объединение морских зверобойных колхозов с оленеводческими. Обычно в приморские колхозы вливались маломощ­ные товарищества по совместному выпасу оленей, кочующие у побережья, а также и единоличники-оленеводы. Выше уже было сказано об оживлен­ном обмене между приморским населением и оленеводами, существовав­шем с глубокой древности. Оленеводы были заинтересованы в продуктах морского промысла, а приморские — в продуктах оленеводства. В социа­листических условиях эта связь выразилась в новой форме — в органи­зации комплексных коллективных хозяйств. Крупнейший в Чукотском районе колхоз им. Ленина был организован в 1940 г. Первоначально его обобществленное хозяйство состояло из 4 байдар и 300 голов оленей. После укрупнения в его хозяйстве в 1952 г. насчитывалось 8 байдар и вельботов и свыше 15 тыс. оленей.

Землеустройство пастбищных угодий в колхозах привело к значи­тельному расширению кормовой базы, освоению новых пастбищ и к более рациональному использованию старых. Правление колхоза закрепляет пастбища за отдельными пастушескими бригадами, устанавливает точ­ные маршруты кочевок стад. Практикуется частая смена пастбищ. Это помогло улучшить содержание оленей и повысить их упитанность. В тех­нику оленеводства вводятся новые методы, как заимствованные из опыта других национальных округов, так и обобщенные на основании опыта передовиков-оленеводов Чукотки. В Чукотские колхозы был пере­несен опыт более развитого ненецкого оленеводства, в частности ири пастьбе стад начали применять оленегонных лаек.

Новым техническим достижением в чукотском оленеводстве являются усовершенствованные корали (загоны) для оленей. Прежде чукчи знали примитивный кораль, сооружаемый из ездовых нарт, когда нужно было отделить от стада транспортных оленей. В современных колхозах наряду с такими коралями появляются корали из веревочной сетки, проволоки, материи (переносные) или из жердей (стационарные). В них производится зоотехническая и ветеринарная обработка оленей, подсчет оленьего по­головья, клеймение, паспортизация и выбраковка оленей для убоя, выде­ление племенных и т. д.

В оленеводческих колхозах создаются промежуточные базы — подсобные хозяйственные постройки, сооружаемые на путях следования стад (в них пастухи могут оставлять инвентарь, не нужный им для данного сезона, продукты, запасные материалы и т. д.).

Улучшается зооветеринарное обслуживание стад. Зооветеринарные работники регулярно осматривают стада и осуществляют профилакти­ческие мероприятия. Ведется большая работа и по улучшению пород оленей. Практикуется межколхозный обмен производителями, приобре­таются олени ламутской породы. Ламутский таежный олень более круп­ный, сильный и выносливый, чем чукотский, и при скрещивании дает более сильное потомство. Кадры оленетехпиков готовит Анадырская школа подготовки руководящих кадров колхозов. Среди окончивших эту школу большой процент составляют чукчи.

Особое значение для роста поголовья оленей имеет сохранение молод­няка. Поэтому большое внимание уделяется уходу за стадами во время отела (так называемой отельной кампании). После отбивки важенок от неплодовой части в марте их перегоняют на свежие малоснежные паст­бища, имеющие естественную защиту от непогоды. Уход за ними в этот период поручается наиболее опытным пастухам, в помощь им дополни­тельно выделяются другие колхозники.

Основной формой организации труда в оленеводческих колхозах Чу­котки является пастушеская бригада. За каждой бригадой закрепляется определенное стадо, необходимый инвентарь, средства передвижения и хозяйственные постройки (корали, промежуточные базы). Бригадир планирует выпас стад в пределах установленных маршрутов кочеваний, производит осмотр пастбищ и водоемов. На зоотехнических курсах и в кружках чукчи-пастухи приобретают технические знания по уходу за стадами и но борьбе с заболеваниями оленей. Партийные организации округа регулярно созывают районные и окружные совещания передови- ков-оленеводов. Пастухи и бригадиры рассказывают об опыте своей ра­боты на страницах местной печати.

Общественное поголовье оленей в Чукотском национальном округе значительно возросло: к концу 1952 г. оно выросло по сравнению с 1945 г. в 2.5 раза, а по сравнению с 1940 г. более чем в 7 раз.

Большие изменения произошли и в другой важной отрасли хозяй­ства чукчей — морском зверобойном промысле, составлявшем прежде основу существования приморских чукчей и эскимосов. Приморские чукчи и эскимосы, как указывалось выше, издавна живут в ряде селений совместно, близки по своей культуре и образу жизни. Техника зверобой­ного промысла у них почти не различалась. В настоящее время в Чукот­ском районе имеются смешанные чукотско-эскимосские колхозы.

Кроме Чукотского района, промыслом морского зверя в той или иной степени занимаются и остальные районы Чукотского национального округа, за исключением Марковского и Восточной тундры. Примор­ские колхозы оснащаются новой техникой. Наряду с гарпуном сейчас колхозные бригады применяют на промысле специальное нарезное оружие, ружья, сетеснасти.

Растет производительность промысла: охотники на моторных вель­ботах имеют возможность промышлять далеко от берега, где больше зверя; увеличивается число выездов на промысел (при охоте на байдаре требо­валось 10—12 человек, а на моторном вельботе достаточно 6—7 человек).

Приморские колхозы Чукотского района обслуживаются двумя мо­торно-зверобойными станциями (МЗС), в распоряжении которых имеются транспортные средства — шхуны, сейнеры, катеры, транспортно-буксир­ные суда и пр. При станциях организованы механические мастерские для ремонта промыслового оружия и пловучих средств колхозов. МЗС снаб­жают приморские колхозы боеприпасами, запасными частями, смазоч­ными материалами, организовывают специальные курсы для подго­товки мотористов, радистов, механиков, судовых водителей, бригади­ров лова.

Подсобные промыслы в колхозах Чукотского национального округа развиваются неодинаково, а значение их в каждом районе и даже в отдельных колхозах различно. Это объясняется не только географиче­скими, но и историческими причинами.

За последние годы интенсивно развивается рыболовство в колхозах Анадырского и Марковского районов. Здесь этому благоприятствуют на­личие рыбных богатств и близость к предприятиям рыбной промышлен­ности, а также исторически сложившийся уклад жизни населения данных районов. Большой процент здесь составляют местные русские и чуванцы, которые издавна занимались рыболовством. От них чукчи и заимствовали производственные навыки. Рыболовство в настоящее время в этих райо­нах все более приобретает товарное значение.

Пушная охота (на песца, лисицу и росомаху) в той или иной сте­пени развита во всех колхозах округа. Это единственный промысел чукчей, который и до революции имел высокое товарное значение; в на­стоящее же время товарность его увеличилась во много раз. В каждом колхозе имеются охотничьи бригады, за которыми закреплены опре­деленные участки. Охотники разведывают новые места обитания зверя и практикуют подкармливание песца. В колхозах округа сейчас соз­даются звероводческие фермы, где выращиваются серебристо-черная лисица, голубой песец и норка.

Растет доходность колхозов и от развития других подсобных отраслей, таких, например, как пошивка одежды, извоз и других, совершенно не имевших прежде товарного значения.

Наиболее развиты подсобные промыслы в Анадырском и Марковском районах. Новым в хозяйственной жизни Чукотки является возникнове­ние огородничества и животноводства.

С ростом обобществленного хозяйства и повышением его товарности увеличиваются доходы колхозов. Ряд укрупненных колхозов за ко­роткий срок стали колхозами-миллионерами: «Турваургин» (р-н Вос­точной Тундры), «Пионер» (Иультинский р-н), им. Ленина (Чукотский р-н), им. Сталина (Анадырский р-н), «Турваургин», находящийся за пре­делами Чукотского национального округа, в Якутской АССР, колхоз, в котором свыше 50% составляют чукчи. Колхозы-миллионеры имеются как в наиболее экономически развитом районе округа — Анадырском (колхоз им. Сталина), так и в глубинных тундрах — колхоз «Пионер» (Иультинский р-н).

С ростом обобществленного хозяйства улучшается материальное благосостояние колхозников чукчей.

Колхозный строй ломает вековые традиции кочевого образа жизни оленных чукчей и создает условия для перехода на оседлость. Обычно при организации колхоза для руководства хозяйственной жизнью создается оседлый центр. Около него постепенно оседает население, первоначально колхозники, мало связанные с оленеводством, нетрудоспособные и т. д. Таким образом, вокруг центральной усадьбы, как обычно называют в округе центр оседания, вырастает поселок. Переход на оседлость связан с большими трудностями. Население, привыкшее к специфиче­ским условиям кочеваний, с трудом отвыкает от старого уклада жизни (в частности, от кочевой яранги). Сложным оказалось и освоение но­вых занятий, связанных с оседлостью.

Тундровые поселки чукчей чаще всего построены по берегам рек, где имеется достаточное количество древесного топлива, так как при оседа­нии встает проблема отопления жилища. Ничем не напоминает старое стойбище новый поселок Рыркайпий передового колхоза «Пионер» (Иуль­тинский р-н). В нем, кроме жилых домов колхозников, имеются школа, фельдшерский пункт, клуб, баня, магазин, сберегательная касса, почта. Рыркайпий, как и многие другие поселки округа, радиофицирован и элек­трифицирован.

Новое строительство особенно интенсивно развернулось с 1951 г. Следует отметить строительство бань, которых раньше чукчи не знали. Новые поселки воздвигают сами оленеводы и охотники, осваивающие строительное дело, в прошлом им совершенно не известное. В колхозах развиваются новые отрасли хозяйства, связанные со строительством: производство кирпича, заготовка леса и т. д.

Меняют свой облик и поселки приморских чукчей и эскимосов. Про­исходит слияние мелких разбросанных селений в крупные колхозные поселки. В них имеются благоустроенные дома, которые отапливаются привозным каменным углем.

Наряду с новыми домами продолжает бытовать и старый тип жилища чукчей — яранга. В ее устройство внесен целый ряд усовершенствова­ний, улучшающих санитарно-гигиенические условия этого типа жилища. В приморских поселках в ярангах настилаются полы, прорезаются окна, устраивается печное отопление. В ярангах появляется различная мебель кровати, столы, стулья.

Растет торговая сеть округа. Большую роль в развитии торговли играют традиционные ярмарки, устраиваемые ежегодно в районах. На них колхозы и колхозники при­возят на продажу излишки своих продуктов—мясо, рыбу, шкуры и другие меховые изделия, а приобретают продовольственные и промыш­ленные товары. Большим спросом у колхозников пользуется одежда городского типа, особенно летняя (суконные брюки, пиджаки, пальто, кожаная и резиновая обувь).

Национальная одежда чукчей хорошо приспособлена к местным суро­вым климатическим условиям и продолжает стойко сохраняться, хотя и в ней произошли значительные изменения. Многие приморские чукчи носят под меховой одеждой, которую прежде надевали на голое тело, нижнее белье. Постепенно выходит из употребления антигигиенический неудобный женский меховой комбинезон (кэркэр). Женщины носят мехо­вую рубаху мужского покроя, а иногда одежду городского типа. Они научились шить белье и платье.

С хозяйственным развитием Чукотского национального округа посте­пенно ликвидируется вековая изолированность отдельных районов друг от друга. Для связи с внутренними районами округа сохраняет свое зна­чение местный собачий и оленный транспорт.

Наряду с собачьим и оленным транспортом зимой широко исполь­зуются вездеходы и аэросани. Летом для связи с селениями, располо­женными вдоль побережья и по рекам, употребляются механизирован­ные пловучие транспортные средства — вельботы и байдары с подвес­ными рульмоторами. Авиация связала отдаленную Чукотку с центрами нашей страны. Авиапочта регулярно доставляет газеты, журналы, корреспонденцию в отдаленные тундровые поселки. Появились поляр­ные пилоты из числа чукотской молодежи. Начало этому было положено в 1939 г., когда комсомольцы чукчи Елков и Тымнэтагын успешно вы­держали испытания по теории летного дела и совершили первые парашютные прыжки с самолета, а затем стали пилотами на родной Чукотке.

Достигнуты большие успехи в области народного здравоохранения. Следствием общего антисанитарного состояния жилища и одежды в прош­лом у чукчей были распространены накожные заболевания (чесотка, экзема, лишаи). Сильное опустошение производили в прошлом эпидемии кори, краснухи, гриппа и особенно оспы. Медицинская помощь у чукчей в прош­лом отсутствовала. За последние 30 предреволюционных лет на Чукотке лишь 9 раз наездом побывали врач или фельдшер. Единственная боль­ница в Средне-Колымске не обслуживала чукчей. «Лечили» чукчей только шаманы. Ныне больницы имеются во всех районных центрах округа; почти во всех поселках оборудованы фельдшерские пункты; кроме того, фельд­шеры работают при красных ярангах. В 1952 г. в округе насчитывалось 11 больниц, 5 сельских амбулаторий, 42 фельдшерских пункта. Бюджет по здравоохранению в 1952 г. по сравнению с 1940 г. увеличился в 3 раза. Местному населению медикаменты отпускаются бесплатно. Первоначально под влиянием шаманов чукчи отказывались от врачебной помощи. Долго, а порою и безрезультатно приходилось убеждать больных принять лекар­ство или лечь в больницу. Теперь чукчи охотно обращаются за помощью к медицинским работникам. Это свидетельствует о большом авторитете, завоеванном советской медициной. Чукчанка, вынужденная раньше рожать в грязном пологе, теперь пользуется больницей. Значительно уменьшилась детская смертность.

До революции чукчи были сплошь неграмотными. Еще в 1926 г. среди чукчей имелось всего 72 человека грамотных (62 мужчины и 10 женщин). Культурное строительство широко развернулось с 1930 г., после образо­вания округа. В организованных в те годы кочевых школах учителям приходилось не только обучать детей грамоте, но также и прививать им навыки личной гигиены, приучать пользоваться одеждой из ткани, посу­дой и т. д. На первых этапах культурной работы среди чукотского насе­ления большую роль сыграли культбазы (Вилюнейская, Чукотская и Чаунская). Культбазы располагались в пунктах, удобных для охвата культурным влиянием наибольшего числа как оседлого, так и кочевого насе­ления. Наряду со школьной и санитарно-просветительной работой культ­базы проводили большую работу по ознакомлению населения с советским законодательством, разъясняли вред религиозных предрассудков и т. д.

Большое значение имело создание в 1931 г. письменности на чукот­ском языке.

К 1951 году в округе уже имелось 84 средних, семилетних и начальных школ, в которых обучалось несколько тысяч детей; из них более 1200 че­ловек находилось в интернатах на полном государственном обеспечении. В то время как до революции в единственной Уэленской школе обучалось лишь несколько детей чукчей, в настоящее время в Чукотском нацио­нальном округе осуществляется всеобщее семилетнее обучение и ведется большая работа по ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения.

Педагогов для чукотских школ готовит Анадырское педагогическое училище народов Севера. В нем почти половина студентов — чукчи и чукчанки. Кадры для Чукотки готовят также Хабаровский Педагогический институт и Педагогический институт им. А. И. Герцена в Ленинграде. В 1953 г. в Ленинградском университете обучалось 5 чукчей. Комсомолец Рынтыргин окончил среднюю школу с серебряной медалью, а затем Ленинградский Государственный университет. В настоящее время он работает на Чукотке инженером-химиком. Петр Инэнликэй в 1955 г. успешно окончил Ленинградский Педагогический институт им. А. И. Гер­цена и был принят аспирантом в Институт языкознания Академии Наук СССР. Молодые специалисты оказывают деятельную помощь в раз­витии письменности па чукотском языке. Они участвуют в составлении учебников, переводят иа родной язык политическую, художественную и детскую литературу. Количество названий книг, изданных на чукот­ском языке, исчисляется не одним десятком. В настоящее время в ок­руге издается 7 газет. Окружная газета «Советская Чукотка» и «Блок­нот агитатора» выходят на русском и иа чукотском языках.

Существенно изменилось положение чукотской женщины. Созданные в колхозах женские советы совместно с активом проводят работу по повышению общеобразовательного и политического уровня женщин, по внедрению культурных навыков в быт, организуют занятия с малограмотными, устраивают доклады, лекции и беседы па общепо­литические, научно-популярные и бытовые темы. Специальные санитар­ные комиссии следят за чистотой в домах.

В настоящее время многие чукчанки-колхозницы работают в олене­водческих бригадах, участвуют в пуганой охоте и рыболовстве, заняты в пошивочных мастерских, работают счетоводами и учетчиками и т. д.

Среди женщин-чукчанок имеются культработники, фельдшеры, меди­цинские сестры, педагоги. Многие чукчанки выдвинуты на руководящую работу в партийных, советских и хозяйственных учреждениях округа.

Рост хозяйственного, политического и культурного уровня чукчей благотворно отразился на развитии их национального искусства. Примор­ские чукчи, как и эскимосы, издавна славились резьбой по кости. Из моржового клыка они вырезывали фигурки животных, изображения шхун и различные бытовые предметы (курительные трубки, пряжки ит. д). Чукчам известна была и гравировка. На моржовых клыках они изображали охотничьи сцены, оленьи стада, поселки и т. д. В советских условиях резьба по кости у чукчей и эскимосов достигла высокого худо- жественного уровня, сохранив свою национальную специфику. Скульп­турные изображения животных поражают своей реалистичностью тщательностью отделки деталей, разнообразием поз. Показательным является развитие гравировки. В советский период усовершенство­валась техника гравировки, большое развитие получила цветная грави­ровка. В рисунке на клыках, вместо прежнего нагромождения не связан­ных между собой фигур, появляется центральная тема, преодолеваете» схематичность в передаче образов животных и человека. Мельчайшие детали терпеливо, тонко и искусно выгравировываются мастером. Появился новый вид резьбы — плоскорельефная. Гравировка обогатилась новой общественно-политической тематикой. В Музее Ленина хранится гравированный клык, выполненный чукотским костерезом Вукволом па тему «Чукотские легенды о Ленине».

Имеются гравированные клыки с изображениями выборов в верхов­ный Совет на Чукотке, празднования Дня Победы 9 мая, эпизоды из колхозной жизни и др.

Выросли талантливые мастера из молодежи. Среди многочисленных работ чукотских резчиков своим высоким совершенством выделяются изделия таких мастеров, как Вуквол, Вуквутагин, Гемауге, Кейнитэгин, Рочылын, Рынтыргын, Ренвиль, Онно и др. Появились талантливые женщины-резчики (Эмкуль и др.) — явление, совершенно не известное прежде, так как резьба по кости была специфически мужским занятием. Изделия чукотских мастеров-костерезов были неоднократно представлены на всесоюзных и международных выставках. В 1937 г. на выставку в Париж были посланы работы костереза из пос. Уэлен Вуквутагина. Работа Вуквола на Международной выставке в 1939 г. получила высшую оценку; ему была присуждена золотая медаль. В 1950 г. за достигнутые успехи Вуквутагин был удостоен высшей награды — ордена Ленина.

Богатое традиционное устное народное творчество чукчей получило дальнейшее развитие в советское время, зарождается молодая чукотская литература. В 1940 г. вышло первое оригинальное произведение на чукотском языке — сборник сказок писателя-комсомольца Тинетева (Тын’этэгына). Сборник прекрасно иллюстрирован Вукволом. Художе­ственное отражение прошлого не является единственной темой зарождаю­щейся чукотской литературы; правдивое изображение советской дей­ствительности, новая жизнь на Чукотке все более вдохновляют молодых писателей. В 1950 г. выступлением на страницах газеты «Советская Чу­котка» начал свою литературную деятельность молодой советский пи­сатель Ю. Рытхэу. Первые стихи его были опубликованы в сборнике «Чычеткин вэтгав» («Родное слово»). С этого же года рассказы Рытхэу 'Стали печататься в центральных журналах «Новый мир», «Октябрь», “«Огонек» и др. В 1953 г. отдельным изданием вышел сборник его рас­сказов под названием «Люди нашего берега». Новые рассказы Рытхэу (публикуются в журналах и отдельных изданиях. Высокая оценка рас­сказов Рытхэу, данная советской литературной общественностью, сви­детельствует о большом таланте молодого писателя. Тепло встречены первые стихи начинающего чукотского поэта — В. Кеулькута.

За достигнутые успехи в развитии народного хозяйства и культуры в 1950 г. в связи с двадцатилетием Чукотского национального округа большая группа работников округа была награждена орденами и медалями Советского Союза. Среди них имеется много чукчей.

В числе других прав, предоставленных Конституцией СССР, чукчи наряду с другими народами Советского Союза получили представитель­ство в высшем законодательном органе Советского Союза—Верховном Совете.