Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Юкагири в послеоктябрьский период
Этнография - Народы Сибири

Юкагири в послеоктябрьский период

Советское строительство среди юкагиров развер нулось в 1928 г., спустя некоторое время после   ликвидации разрозненных банд бочкаревцев и пепе- ляевцев, бежавших от преследования отрядов Крас­ной Армии, посланных из Владивостока, в районы Крайнего Севера. Напу­ганные грабежом белогвардейцев обитавшие в устьях Ясачной и Коркодона юкагиры откочевали глубоко в тайгу и узнали об образовании в Средне- Колымске первого совета лишь в 1928 г., встретясь с первыми торговыми агентами Якутторга. В конце 1929 г., когда в стойбище Нелемное при­ехали уполномоченные Среднеколымского районного исполнительного комитета, охотники выбрали депутатов в первый юкагирский сельсовет.

В 1929 г. юкагиры-кочевники обратились в Комитет Севера при ВЦИК с просьбой помочь им перейти к оседлой жизни и построить для них в местности Нелемное два больших дома на 90 человек. Эта просьба была удовлетворена правительством, отпустившим для этой цели спе­циальную денежную ссуду.

В 1930 г. по заданию земельных органов было проведено землеустрой­ство и составлен план хозяйственного строительства. В это же время было организовано два колхоза: один в Нелемном — «Светлая жизнь», другой на Коркодоне — «Новый путь». Одновременно юкагиры получили от го­сударства ссуду на приобретение инвентаря и оленей.

7 ноября 1936 г. было особенно радостно в Нелемном. В этот день, по сообщению наблюдателей, юкагиры снесли последние чумы, сожгли на кострах закоптелые шестики и перешли в благоустроенные дома. Обще­распространенным типом жилища стала теперь русская рубленая изба. На берегах Ясачной возник новый юкагирский поселок. В нем были от­крыты: магазин, школа, медицинский пункт, изба-читальпя, при кото­рой работает радиоузел.

В 1937 г. пелемненские и коркодонские юкагиры впервые начали зани­маться огородничеством. Повседневная пища юкагиров пополнилась овощными блюдами, а еще в 1935 г. они не имели представления о карто­феле и при случайных угощениях выбрасывали его как несъедобный.

Большое развитие получило в настоящее время рыболовство. На за­крепленных за колхозами рыболовных участках организованы промыслы. Наряду со старыми способами лова рыбы юкагиры стали употреблять закидные неводы.

Большие доходы юкагирам дает также пушная охота. Бригады охот­ников, уходя глубоко в тайгу, помимо специального снаряжения, снаб­жаются палатками, маленькими печками, запасом продуктов.

Возникли новые юкагирские поселки. Недалеко от крупного овоще­водческого совхоза «Нижний Сеймчан» основан пос. Балыгычан. Юка- гиры-коркодоицы, живущие в нем, работают совместно с якутами.

В 1931 г. юкагирские дети впервые сели за букварь, к охотникам при­шло впервые печатное слово. Ныне многие юкагирские юноши и девушки учатся в школах и техникумах нового города Магадана, возникшего в 1932 г. на берегу Охотского моря, в Николаевске-на-Амуре и в других городах.

Коренным образом изменилась жизнь и тундровых юкагиров. Нака­нуне коллективизации, в 1929 г., тундровых юкагиров постигло большое бедствие. В эти годы из Нижнеколымской (Халерчинской) тундры откоче­вали стада диких оленей — главный объект охоты юкагиров. Тундровых юкагиров ожидал голод, так как большинство юкагирских хозяйств имело весьма незначительное количество оленей только для перекочевок. Совет­ская власть помогла юкагирам, объединившимся в товарищества, перейти к новым для них формам хозяйства — оленеводству мясо-шкурного направления и пушной охоте.

Большая часть тундровых юкагиров входит в настоящее время в кол­хозы им. Сталина и «Турваургин» Нижне-Колымского района Якутской АССР. Оба эти колхоза являются миллионерами. Ведущей отраслью хозяйства в обоих колхозах является оленеводство мясо-шкурного на­правления. Оленеводство сочетается с пушной охотой и рыболовством. И в колхозе им. Сталина и в «Турваургине» юкагиры работают со­вместно с чукчами, эвенами, якутами. Оба колхоза имеют благоустроен­ные поселки с типовыми жилыми домами, со многими культурно-бытовыми учреждениями и электростанциями. Дети юкагиров обучаются в школах на якутском и русском языках.

Так, живя и работая в содружестве с другими народами Севера — чукчами, эвенами — при постоянной помощи представителей русского и якутского народов, возродились к новой жизни юкагиры, находившиеся накануне Октябрьской революции на грани вымирания.