Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Современная жизнь нивхов
Этнография - Народы Сибири

Современная жизнь нивхов

В 1918 г., вскоре после установления на Дальнем  Востоке советской власти, этот край, в частности бассейн Амура и Сахалин, стал ареной граж­данской войны и интервенции. Для отпора белогвардейцам и интер­вентам были организованы партизанские отряды, вступившие в оже­сточенную борьбу с захватчиками, продолжавшуюся несколько лет.

В начале 1920 г. трудящиеся Сахалина свергли колчаковских ставлен­ников и вновь установили советскую власть, которая стала немедленно на­лаживать связь русских революционных рабочих и крестьян с нивхами и другими народами Сахалина. Однако советы просуществовали на Са­халине всего три с лишним месяца. В апреле 1920 г. японцы высадили десант и овладели городом Александровском. Слабо вооруженные крас­ногвардейские отряды вынуждены были отступить и укрылись в тайге. Перейдя затем на положение партизан, эти отряды, пополненные людьми, бежавшими от интервентов, повели упорную борьбу с захватчиками. В этой борьбе, наряду с русскими, приняли участие и нивхи. Перевозя на собаках отряды из одного района в другой, они оказывали существен­ную помощь партизанам. Боясь партизанского движения, оккупанты начали жестокую расправу с населением. Многие борцы за революцию были казнены. Насилия и террор продолжались пять лет. Лишь 25 ян­варя 1925 г., после изгнания японских войск с Дальнего Востока, Япония подписала соглашение о передаче северной части Сахалина Советскому Союзу. К 15 мая того же года красные партизаны полностью очистили северный Сахалин от остатков интервентов, и с этого момента там окон­чательно установилась советская власть.

В августе 1945 г. Советская Армия освободила от японских захват­чиков южный Сахалин и на исконные русские земли пришли советские люди. На месте бывшей Владимировки вырос Южно-Сахалинск.

Период японской интервенции принес нивхам большие бедствия. Хозяйство их было совершенно подорвано. Японцы беззастенчиво от­бирали у них рыболовные участки, насаждали пьянство, сеяли вражду между отдельными нивхскими родами. Пьяные матросы насиловали нивх­ских женщин и избивали их мужей. Нивхи терпели крайнюю нужду и вымирали от голода и болезней целыми селениями. Японцы нанесли сильный ущерб и природным богатствам Сахалина. Они хищнически истребляли соболя, кабаргу, дикого оленя; опустошали рыбные во­доемы, бухты и мелкие речки. Леса вырубали без всякого плана, за­соряли лесосеки; не вели борьбы с вредителями лесных массивов. Много лесной площади было истреблено пожарами. Так же хищнически добы­вались уголь и нефть.

В 1925 г., после восстановления советской власти на Дальнем Востоке, в Хабаровске был созван первый Дальневосточный туземный съезд, на котором присутствовали представители разных народов Дальнего Вос­тока, в том числе три нивха. Съезд принял важные решения для улучше­ния экономического и культурно-бытового положения дальневосточных народов.

В 1929 г. на Сахалине на смену первоначальным сельским и районным комитетам (ревкомам) были созданы туземные сельские советы и 2 ту­земных районных исполнительных комитета. Уже в 1933 г. в туземные и русские сельсоветы было избрано 63 нивха, в два туземных районных исполнительных комитета — 30 нивхов и в Сахалинский областной испол­нительный комитет — 5 нивхов. Такое же активное участие принимали нивхи в сельских советах и на материке.

Неграмотные в прошлом, крайне отсталые в хозяйственном и культур­ном отношениях нивхи вовлекались постепенно в работу различных со­ветских организаций и приобщались к новой, не известной им ранее, культуре; развивалась и повышалась их политическая активность. Преж­нее недоверие к русским, посеянное произволом царской администрации, а позже — белогвардейцами, орудовавшими на острове и в низовьях Амура вместе с японскими интервентами, стало исчезать, уступая место новым отношениям, основанным на дружбе и взаимном доверии. Не следует забывать о том огромном расстоянии, которое отде­ляло вначале нивхов от советской культуры. Из всех приамурских наро­дов нивхи, особенно сахалинские, были наиболее забитыми. Это были люди, целиком зависевшие от окружающей их суровой природы, замкну­тые в узком кругу семейных и родовых интересов, боязливо сторонившиеся новых, не известных им людей.

Коренным изменениям подверглись в советское время хозяйство и быт как материковых, так и сахалинских нивхов. Социалистическое переустройство жизни материковых нивхов развивалось теми же пу­тями, что и у других близких им по культуре и быту народностей нижнего Амура — негидальцев, ульчей, нанайцев. Социалистическая реконструк­ция у сахалинских нивхов, отличавшихся по своему хозяйству и мате­риальной культуре от вышеназванных народностей, шла несколько иными путями. После изгнания интервентов с северного Сахалина советские орга­низации взялись за налаживание хозяйства острова, за правильную эксплуатацию его природных ресурсов. Развернулось широкое социали­стическое строительство, оказавшее большое влияние на развитие эко­номики и культуры нивхов. Многие из них стали работать на предприя­тиях рыбной и лесной промышленности. Первые простейшие производ­ственные объединения были организованы у нивхов в 1927 г. В даль­нейшем нивхи стали обобществлять орудия и средства производства — сети, лодки, собак и т. п., и перешли к более совершенной форме общественного производства — сельскохозяйственной артели. Часть нивх­ского населения вошла в русские колхозы, расположенные вблизи нивх­ских селений.

По мере освоения новых приемов ведения хозяйства и обогащения колхозов новой техникой нивхи стали успешно развивать не известные им ранее отрасли хозяйства: полеводство, огородничество и животно­водство. Работа простейших производственных объединений, особенно на восточном побережье, где селения значительно удалены друг от друга, носи­ла вначале сезонный характер. Сезонность выражалась в том, что нивхи собирались на рыбацкий стан из нескольких ближайших селений и в те­чение 3—4 месяцев ловили рыбу артелью, а затем разъезжались. Зимой они занимались извозом, используя в качестве ездовых животных собак. Впоследствии артели эти стали постоянными. Как правило, в колхоз объединялось первоначально население какого-нибудь одного селения. Но возникали и более крупные колхозы, например «Чир-унвд» («Новая жизнь»), объединивший хозяйства трех селений среднего течения Тыми (Кировский район). При организации колхозов значительную роль сыграла нивхская молодежь, в первую очередь комсомольцы.

Организация колхозов и успешное их развитие встретили открытое сопротивление со стороны богатых нивхов и бывших старшин. Особенно сильное сопротивление вызвало строительство новых колхозных посел­ков и переселение колхозников со старых мест на новые. Переселение связано было с необходимостью укрупнить селения, состоявшие иногда из двух-трех домов, и перенести их в более удобные места, расположенные вблизи от хороших рыболовных угодий. Советское правительство отпу­скало для этого значительные средства. Большинство колхозников по­кинуло старые дымные жилища и переселилось в новые светлые дома.

Важное место в хозяйстве нивхов занимает в настоящее время рыбо­ловство. Прежние примитивные способы лова в колхозах отошли в про­шлое. Наряду с неводами устанавливаются усовершенствованные заездки, ручные черпалки заменяются лебедками; рыбу подвозят на кунгасах, применяются катеры, широкую помощь колхозникам оказывают моторно­рыболовецкие станции (МРС).

Многие колхозники нивхи выезжают в настоящее время на экспеди­ционный лов рыбы. С этой целью они отправляются в Охотск и другие районы. Экспедиционный лов продолжается обычно с апреля по август. Производится он и на Сахалине, куда для этого выезжают также и ма­териковые нивхи. Весной на лимане и на Сахалине члены рыболовецких колхозов занимаются промыслом нерпы. Зимой колхозники охотятся на пушного зверя.

Новой отраслью хозяйства сахалинских нивхов является сельское хозяйство. Первый нивхский сельскохозяйственный колхоз «Чир-унвд» был организован в 1930 г. на северном Сахалине, в бассейне р. Тымь. В 1937 г. колхоз объединял уже около 50 хозяйств. Посевная площадь колхоза увеличилась с 1.5 га в первом году существования колхоза до 61 га в 1937 г. Главная культура — картофель. Колхоз имеет свои ква­лифицированные сельскохозяйственные кадры — бригадиров, звеньевых, а было время, когда нивхи считали земледелие большим грехом: «кто начнет рыть землю или посадит что-нибудь, — говорили старики, — тот непременно умрет».

Колхоз «Чир-унвд» уже в предвоенные годы добился значительных успехов. В 1939 г. от Хабаровского края на Всесоюзной сельскохозяй­ственной выставке участвовали колхозники — нивхи Куч, Плыгирш, Урзюк и Тыксан. В 1951 г. колхозники собрали уже по 200 ц карто­феля и капусты с каждого гектара. Всего за три года, с 1949 по 1951, количество пахотных земель увеличилось иа 30%.

Наряду с сельским хозяйством в колхозе «Чир-унвд» развивается и животноводство. В послевоенные годы значительно увеличилось пого­ловье крупного рогатого скота, создана овцеводческая ферма. Имеются достижения и в других нивхских колхозах.

В результате укрепления колхозного строя, применения новых методов организации труда и постоянной помощи государства неузна­ваемо изменилась жизнь нивхов.

Необходимой предпосылкой для успешной организации и развития колхозов было объединение мелких селений, разбросанных прежде на значительном расстоянии друг от друга. Селения нивхов до революции, как уже отмечалось, часто состояли всего лишь из 3—5 домов. Но и в срав­нительно крупных селениях дома располагались без всякого плана. Укрупнение старых поселков и строительство новых населенных пунктов особенно развилось после коллективизации нивхского хозяйства. Совре­менные селения нивхов представляют собой благоустроенные поселки, вы­строенные по плану и имеющие улицы. При строительстве повых поселков особое внимание уделяется выбору для них удобных и здоровых мест. До революции наиболее распространенным типом жилища у сахалин­ских нивхов была описанная выше землянка, а у материковых — назем­ное каркасное жилище, близкое по форме к маньчжуро-китайской фанзе.

Наиболее распространенным новым типом жилища является теплая рубленая русская изба. Вблизи домов колхозников располагаются раз­личные хозяйственные постройки. В каждом колхозном поселке имеется ряд общественных зданий: школа, изба-читальня, клуб, правление кол­хоза, а также постройки хозяйственного назначения (колхозный га­раж, кузница, овощехранилище, скотные дворы и др.). Почти во всех колхозных поселках имеются и бани, которыми в прошлом нивхи никогда не пользовались. Сейчас бани строят для себя и многие отдельные семьи колхозников.

Существенно изменилась и внутренняя обстановка нивхского жилища, которое сейчас по убранству мало чем отличается от жилищ русских колхозников. Некоторые колхозные поселки полностью электрифици­рованы и радиофицированы. В домах нивхов, особенно материковых, нередко встречаются оштукатуренные и побеленные стены или стены, оклеенные обоями, много различной покупной мебели, на окнах зана­вески и цветы. Нивхи очень любят картины: всякого рода иллюстрации, плакаты и фотографии украшают стены их домов.

В настоящее время у нивхов широко распространена покупная одежда русского покроя. Вошло в употребление белье, о котором нивхи не имели прежде никакого представления. Зимой материковые нивхи носят пальто городского типа, валенки, боты, а также обувь из кожи лося или нерпы; сахалинские нивхи предпочитают одежду, сшитую из шкур оленя или нерпы. Шкуры оленей приобретают у колхозников ороков. Меховая одежда и головные уборы сохраняют традиционный покрой и материал. Многие нивхские женщины сами шьют себе платье из фабричных тканей, приоб­ретаемых в магазинах, открытых в колхозных поселках. Кое-где сохра­няется и старинная национальная одежда. Молодежь любит в празднич­ные дни надевать халаты, сшитые из материи и богато украшенные орна­ментом. Такие халаты шьют и теперь. Почти вышла из употребления одежда из рыбьей кожи, не носят и конических берестяных головных уборов.

Существенные изменения произошли в пищевом рационе нивхов. Значительно увеличилось потребление овощей, хлеба, масла, чая, сахара и других покупных продуктов. В результате коренного улучшения сани­тарно-бытовых условий жизни нивхов и широкого распространения сети медицинских учреждений резко снизилось количество заболеваний, в част­ности туберкулезом, широко распространенным в прошлом. Уже в первые годы советской власти для нивхов были открыты больницы, фельдшерские и акушерские пункты, но понадобилась большая массовопросветительная работа, чтобы приучить нивхов обращаться в эти учреждения за меди­цинской помощью. Советская медицина быстро завоевала доверие нивхов.

В настоящее время нивхов обслуживает обширная сеть различных медицинских учреждений, широко практикуются выезды врачей-специа- листов в самые отдаленные колхозные поселки.

Большая работа была проделана местными партийными и советскими организациями по поднятию общего культурного уровня нивхов. Одной из первоначальных задач советской власти было вовлечение детей в школы и ликвидация неграмотности среди взрослого населения. Уже в первые годы установления советской власти на Сахалине были открыты школы. Группа нивхской молодежи была отправлена на учебу на мате­рик, а взрослые стали обучаться грамоте на открытых пунктах лик­беза.

Нивхский алфавит был создан в 1931 г. В 1932 г. были изданы и первые учебники. В 1933/34 учебном году в школах Сахалинской области училось уже около 300 детей, что составляло 86% всех нивхских детей школьного возраста. Наладить ежедневную посещаемость школ удалось только после организации при них интернатов. Сейчас все дети учатся в школах. В с. Кальма имеется школа-семилетка, в Ногликах — школа-десятилетка. Часть нивхской молодежи (мальчики) учится в ремесленных училищах Комсомольска и в школах фабрично-заводского обучения в Комсомольске и Николаевске-на-Амуре.

Многие нивхи, имеющие среднее образование, поступают в высшие учебные заведения. В Ленинградском Государственном университете в 1953 г. училось 2 нивха, в Педагогическом институте им. А. И. Гер­цена — 10 нивхов. Ныне в том же институте обучается 16 нивхов. Среди студентов нивхов имеются и женщины. В 1953 г. Ленинградский Педагогический институт им. А. И. Герцена успешно окончила Лиза Дехаль из с. Пад на Амуре. Нивх Чунер Таксами из с. Кальма проходит в настоящее время аспирантуру в Институте этнографии Ака­демии Наук СССР. Нивхи, получившие специальное образование, ра­ботают сейчас капитанами, мотористами катеров, педагогами, заведуют избами-читальнями, клубами.

Неизмеримо выросла политическая активность трудящихся нивхов. Многие из них выдвигаются на руководящую работу в колхозах и в раз­личных учреждениях, состоят инструкторами районных комитетов пар­тии и районных исполнительных комитетов.

Большую культурно-просветительную работу среди нивхов вели и ведут открытые на территории их расселения культбазы. Первая культ- база была основана в 1928—1929 гг. в с. Ноглики Восточно-Сахалин­ского района в устье р. Тымь. Вторая культбаза народов Севера была организована в 1946 г. на Сахалине же в с. Юково. При культбазах имеются библиотеки, избы-читальни, клубы, школы-семилетки для детей нивхов и эвенков, интернаты.

На вечерах самодеятельности в колхозах выступают как мужчины, так и женщины. Они поют песни и исполняют национальные и русские пляски. Песни нередко сочиняются тут же, экспромтом. Колхозная нивх­ская молодежь принимает участие и в областных олимпиадах.

Развивается у нивхов и театральное искусство. Сначала нивхи, до революции никогда не видевшие театра, были только зрителями на по­становках, устраиваемых русскими, но вскоре при колхозных клубах возникли драматические кружки, и нивхи стали ставить пьесы на родном языке.

Нивхи — большие любители спорта. Раньше они плавать не умели и боялись воды. Теперь нивхская молодежь с увлечением занимается водным спортом. Появились специальные спортивные оморочки (с одним веслом), на которых молодые люди обоего пола вступают друг с другом в соревнование на скорость проплыва.

Сохранились и национальные спортивные игры, например прыгание через веревку.

Новую идеологию, совершенно новое восприятие всего внешнего мира, современную, несравненно более богатую и разнообразную жизнь, новые интересы и запросы отражает современное художественное творчество нивхов. Социалистическая действительность оказывает свое влияние и на старый фольклор. По новому осмысляются старинные сказания о героях- богатырях; новые идеи и мотивы проникают и в другие произведения устнопоэтического творчества нивхов.

Изменившиеся трудовые, бытовые и культурные условия жизни нивхов: коллективизация их хозяйства, вовлечение в промышленность, объединение в одном колхозном поселке людей, принадлежавших прежде к различным родам, и, наконец, общее повышение их культурного уровня— все это окончательно разрушило прежние связи и нормы, основанные на сохранявшихся у нивхов вплоть до самой революции многочисленных пережитках родовых отношений. Потеряли всякое значение в настоящее время и старые религиозные представления, праздники и обряды.

Особенно изменилось положение женщины. Прежде нивхская жен­щина была робкой, забитой, знала лишь узкий круг своих обязанностей по дому и хозяйству. Ее могли купить или продать, могли выгнать из дома. При встрече с мужчинами она должна была прятать лицо и повора­чиваться к ним спиной. В первые годы советской власти много усилий и труда пришлось приложить для преодоления пережитков прошлого. При попытке учиться грамоте или поступить на курсы культармейцев много молодых женщин и девушек подвергалось со стороны отцов, мужей и матерей насмешкам, некоторые, не выдержав пересудов, прекращали занятия. Особенно упорно пришлось бороться с древним обычаем поме­щать роженицу в особый шалаш, выстроенный поблизости от жилища.

Этот шалаш был обычно легкой, холодной постройкой, куда свободно про­никали ветер и сырость. В такой обстановке, без всякой помощи женщина оставалась несколько дней, подвергая опасности здоровье свое и ре­бенка. Сила вековой традиции была так велика, что еще в 1932 г. некоторые женщины категорически отказывались рожать в больницах, хотя знали, что там им обеспечены хороший уход и бесплатное приданое ребенку (белье и одеяло). Лишь в результате широко поставленной сани­тарно-просветительной работы женщины стали сами обращаться в ро­дильные дома и больницы. Понимание роли и значения новых медицин­ских учреждений выразилось также и в том, что многие нивхские женщины стали работать в них в качестве санитарок, а затем и медицинских се­стер, получив образование в медицинской школе в г. Николаевске-на- Амуре.

В настоящее время нивхская женщина сама устраивает свою личную жизнь, вступает в брак не по принуждению. Многоженство, левират и пережитки былого группового брака отошли в прошлое.