Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Современная жизнь удэгейцев
Этнография - Народы Сибири

Современная жизнь удэгейцев

Хозяйство и культура удэгейцев получили возможиость быстрого развития лишь после Великой Октябрьской социалистической революции.

Трудно было объединить разбросанные на громадной территории, живущие в горах и тайге отдельные удэгейские семьи. Большая работа в этом направлении была проведена русскими людьми, главным образом коммунистами, которые добирались до каждого стойбища, до каждого от­дельного жилища, неся удэгейцам правду о новой жизни, призывая их спускаться в долины. В 1935 г. самаргинские удэгейцы собрались в с. Акзу, где организовали артель «Сихотэ-алииьский колхозник». Удэгейцы, коче­вавшие по р. Хор и ее притокам, поселились в с. Гвасюги, где также в эти годы был создан колхоз «Ударный охотник». То же самое происхо­дило и в Бикинской долине, в долине р. Анюя и в других местах рассе­ления удэгейцев.

Перестройка старого хозяйственного уклада сопровождалась дли­тельной и упорной борьбой. Но уже к 1937 году коллективизация среди удэгейцев была полностью закончена.

В настоящее время удэгейцы, проживающие в селениях Сяин, Улунга и Красный Перевал Пожарского района Приморья, в с. Михайловка Ольгинского района, в с. Санчихеза Красноармейского района, в с. Акзу Тернейского района, в с. Гвасюги района им. Лазо, в с. Кун Комсомоль­ского района иве. Бира Нанайского района Хабаровского края, объе­динены в несколько колхозов.

Удэгейские колхозы преимущественно охотничье-промысловые. Од­нако есть и сельскохозяйственные колхозы: «Красный удэгеец» (с. Сан­чихеза) и им. М. Горького (с. Михайловка). Самаргинский колхоз «Си- хотэ-алиньский колхозник» — рыболовецкий. Вообще же хозяйство во всех удэгейских колхозах комплексное: охотничьи колхозы развивают сельское хозяйство и занимаются рыболовством; в сельскохозяйствен­ных колхозах занимаются также и охотничьими промыслами. Охотники- удэгейцы славятся в Хабаровском и Приморском краях своим высоким мастерством; они сочетают веками накопленный опыт таежных охотников с современными способами лова, современной техникой, с новейшими способами организации труда. Охотники в удэгейских колхозах органи­зованы в бригады. Они снабжаются в плановом порядке оружием, боеприпасами, одеждой, па­латками , продовольствием и т. д. Одновременно приме­няются и старые методы лова: пушных животных промыш­ляют ловушками, соболей — сетками. Многие удэгейские охотники, за высокое мастер­ство награжденные почетными грамотами Министерства за­готовок, являлись участни­ками Всесоюзной сельскохо­зяйственной выставки. Появ­ляются охотники женщины, создаются специальные жен­ские охотничьи бригады.

Советское правительство помогает развитию удэгей­ских охотничьих колхозов.

Так, несмотря на то, что в Приморье в 1951 г. существо­вал строгий запрет на до­бычу соболя (в целях сохра­нения и размножения этого ценного животного), для ока­зания помощи удэгейскому населению, у которого пуш­ной промысел является одним из важнейших занятий, было разрешено добыть 200 соболей охотникам-удэгейцам селений Сяин, Красного Перевала, Акзу, Гвасюги и Михайловки.

Русские, приложившие много усилий, чтобы собрать самаргинских удэгейцев в колхоз, помогли затем колхозникам удэгейцам в овладе­нии новыми навыками рыболовства, особенно морского, в частности в овладении техникой лова морскими ставными, закидными и кошель­ковыми неводами. Теперь удэгейский рыболовецкий колхоз «Сихотэ- алиньский колхозник» является одним из ведущих в районе.

Повсеместно, в большей или меньшей степени, развивается сельское хозяйство, обеспечивающее овощами и картофелем промысловые колхозы удэгейцев. Среди удэгейских колхозов выделяется колхоз «Красный удэгеец», основной отраслью хозяйства которого является сельское хозяй­ство. Здесь возделываются пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза, соя, а также картофель и овощи. Колхоз «Красный удэгеец» занял одно из первых мест в районе, а отдельные знатные колхозники, например Анна и Татьяна Кялундзига, в 1950 г. стали известны во всем Приморье, так как получили рекордный урожай сои. Указом Президиума Верхов­ного Совета СССР от 2 января 1951 г. они были награждены орденом Трудового Красного Знамени, а другие колхозники удэгейцы — медаля­ми «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие».

В с. Михайловка Ольгинского района Приморья живут потомки та- зов-удэгейцев. В 30-х годах они съехались в одно селение, где органи­зовали колхоз им. М. Горького. Тазы издавна занимались сельским хо­зяйством,выращивая чумизу, овощи и табак на крохотных клочках земли — огородах. Ныне у них создана крупная артель сельскохозяйственно­го направления; возделы­ваются зерновые, техниче­ские культуры, овощи и кар­тофель. Колхоз занимает одно из ведущих мест в районе. На полях работают трактор­ная бригада, комбайны. Про­фессия трактористов и ком­байнеров освоена тазами; сре­ди них появились кадры мастеров-механизаторов. В колхозе создано несколько животноводческих ферм. Зна­чительные прибыли дает кол­хозу пчеловодство — новое занятие, которым овладели тазы в советское время. Хо­зяйство этой артели растет и крепнет. Быстрыми темпа­ми развивается жилищное строительство. В 1951 г. здесь были построены производ­ственные помещения, мед­пункт, электростанция.

Повсеместно в удэгейских колхозах развивается мясное _и молочное животноводство.

Большинство колхозников не только в сельскохозяйствен­ных, но и в охотничьих артелях имеют индивидуальный мясной и молоч­ный скот.

Не потерял значения и женьшеневый промысел. Добыча жень-шеня направляется и организуется государственными предприятиями. В кол­хозах создаются бригады промысловиков-женыпеныциков, которые сдают государству большое количество драгоценных корней.

Новым занятием, освоенным удэгейцами за последние годы, является добыча коры бархатного дерева. Наиболее активно этим занимаются удэгейцы Бикинской долины.

Наряду с изменением хозяйственной жизни удэгейцев изменился и их быт. Нет больше дымных холодных шалашей; даже охотники на промыслах живут в теплых промысловых избушках. В селениях выстроены рубленые жилые дома, различные хозяйственные помещения. Лишь кое- где встречаются старого типа амбарчики на сваях. В каждом удэгей­ском селе имеется школа, изба-читальня, магазин, медпункт. При тяжелых заболеваниях удэгейцы обращаются в районные больницы, а жители отдаленных селений обслуживаются санитарной авиа­цией.

Во многих удэгейских домах есть радио, обстановка городского типа; хозяйственную утварь теперь обычно покупают, но сохраняется и утварь старых форм, изготовленная из дерева или бересты.

В колхозах для перевозок все чаще используют лошадей. Появились автомашины, а на морском побережье — моторные лодки и катеры. Продолжают бытовать старые средства передвижения, хорошо приспособ­ленные к горнотаежной местности: лыжи, подбитые камусом, большие долбленые баты и легкие долбленые охотничьи оморочки.

В современной удэгейской одежде сочетаются старые и новые формы. Удэгейцы, особенно мужчины, охотно носят покупную одежду город­ского типа. Вместе с тем имеют широкое распространение традиционные формы удэгейской одежды; мужчины и женщины всех возрастов носят халаты, украшенные орнаментом. Сохраняется охотничий костюм. По­всеместно распространены национальные формы обуви, главным образом зимней.

Покончено с вековой неграмотностью. В каждом селе имеется началь­ная школа, а в некоторых и семилетние. В 1950 г. удэгейцы с. Сяин обратились в районные, организации с просьбой о преобразовании их начальной школы в семилетнюю. В селе была открыта школа-семилетка и при ней интернат на 50 человек, в котором дети удэгейцев и нанайцев находятся на полном государственном обеспечении.

Развивается национальное прикладное искусство. Работы талантливых мастеров-удэгейцев пользуются заслуженным успехом на выставках в Москве и Хабаровске.

Из среды удэгейцев, в прошлом не имевших даже своей письменности, вышел писатель Джанси Кимонко. Его книги хорошо известны не только в нашей стране, но и переведены на иностранные языки.