Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Современная жизнь ульчей
Этнография - Народы Сибири

Современная жизнь ульчей

Однако вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции ульчи оставались отсталым народом. Царское правительство не заботилось о культурном росте ульчей. Только после Октябрьской революции ульчи получили возможность экономического и культурного развития. На территории расселения ульчей в 20-х годах появляются первые точки кооперативной сети, которые оказывают большую экономическую под­держку появлявшимся здесь маленьким рыболовецким артелям и ульчскому населению в целом. Работники кооперативных организаций вели и культурную работу среди местного населения; они организовывали вокруг себя молодежные группы, в которых проводили работу по лик­видации неграмотности, устраивали вечера для населения, демонстри­ровали кинокартины и т. д.

В конце 20-х годов в ульчских селениях были созданы первые комсомоль­ские организации. Они сыграли большую роль в переустройстве ульчского быта и в подъеме культуры. Комсомольцы первыми усвоили навыки гигиены, первыми стали учиться; они проводили среди населения боль­шую политико-просветительную работу, организовывали избы-читальни, клубы.

Появляются красные юрты, проводившие особенно большую работу с женщинами; здесь их учили грамоте, здесь же с ними проводилась и политико-воспитательная работа. Работники красных юрт оказывали медицинскую помощь населению, демонстрировали кинокартины. В 1930— 1932 гг. во всех ульчских селениях были открыты пункты по ликвидации неграмотности, где занималось все взрослое население. Для обучения детей была создана сеть школ. В 1927 г. в с. Ухта открылась первая началь­ная школа с большим интернатом, в котором жили ульчские дети из дру­гих селений. В 1933 г. в с. Койма открылась вторая начальная школа с интернатом, вскоре превратившаяся в семилетнюю. Затем появляются шко­лы и в других наиболее крупных ульчских селениях. Учителями в первых ульчских школах были русские. Они провели огромную работу по воспи­танию у ульчских детей культурных навыков, по организации пионерских отрядов; они вели борьбу с суевериями, предрассудками и т. д. В 1932 г. в Николаевске-на-Амуре начал работать Педагогический техникум народов Севера, переведенный сюда из Хабаровска, впоследствии — педучилище для народов Севера. В 1930 г. открылся Институт Народов Севера в Ленинграде. Эти учебные заведения оказали большую помощь в фор­мировании ульчской интеллигенции; туда ежегодно с 1930 г. отправ­лялись большие группы национальной молодежи. В 1935 г. в Ульчском районе уже работали 12 учителей-ульчей. В 1940 г. в ульчских селах были закрыты последние ликбезы, так как в них отпала необходимость; с вековой неграмотностью было покончено.

Постановление Совета Министров СССР 1948 г. о бесплатном обу­чении детей народов Севера и о принятии их на полное государственное обеспечение вплоть до окончания среднего и высшего образования, открыло перед ульчами, как и перед представителями других национальностей, широкие возможности для получения высшего образования. В Хаба­ровском крае открылись новые медицинские и юридические учебные заведения для народностей Севера. Ульчи едут для продолжения учебы в Ленинград. Некоторые учителя-ульчи учатся в высших учебных заведениях заочно. Растут кадры национальной интелли­генции. В 1952 г. работало свыше 30 педагогов-ульчей, что для такой маленькой народности является большой цифрой. Многие педа- гоги-ульчи работают и в русских школах Ульчского и соседних с ним районов; они преподают в них часто русский язык и литера­туру.

До революции на территории нынешнего Ульчского района и сосед­них с ним не было никаких медицинских учреждений. В 1929 г. в с. Аури открылся первый медпункт. Свою работу он начал с массовой прививки против оспы. Работники пункта боролись с шаманами, с их влиянием среди населения. Медпункт вел работу по внедрению гигие­нических навыков и т. д. Вскоре были открыты больницы в селах Кой- ма, Булава и др., в результате чего снизилось число заболеваний тубер­кулезом, трахомой, резко понизилась смертность среди населения. Во всех ульчских селейиях ныне имеются медпункты.

Культурный рост ульчей был неразрывно связан с неуклонным подъемом экономики и материального благосостояния. В 1930—1932 гг. в Ульчском районе были организованы первые колхозы.

С появлением колхозов и школ начинается процесс укрупнения селе­ний. В начале 30-х годов насчитывалось 15 довольно крупных ульчских селений. Процесс укрупнения колхозов и селений продолжался и в даль­нейшем; в 1952 г. на территории Ульчского района было уже 10 ульчских селений. Население некоторых из них достигало двухсот человек. В 1952 г. в Ульчском районе было 8 ульчских колхозов, где численно преобладали ульчи, и один смешанный, ульчско-русский колхоз.

Основное направление хозяйства в ульчских колхозах — рыболовец­кое. В ульчских колхозных хозяйствах появились большие неводы, высо­копроизводительные, современной конструкции заездки для добычи ло­сосевых, катеры, моторные лодки; механизируются тяжелые виды труда. Применяются также и старые орудия — плавные и ставные сети, крючковые снасти.

Новыми отраслями в ульчском хозяйстве являются полеводство и животноводство. На первых этапах колхозного строительства посевные площади были очень незначительны. В настоящее время во многих ульчских колхозах посевная площадь насчитывает несколько десятков гектаров. На полях некоторых колхозов работают тракторы, которые производят обработку земель для посева, а также раскорчевку новых площадей. Основные сельскохозяйственные культуры, возделываемые на полях ульчских колхозов, — картофель, овощи, овес и кое-где ячмень.

Однако часто еще в тех ульчских колхозах, где имеются русские, сельским хозяйством занимаются преимущественно они. В смешан­ном ульчско-русском колхозе «Пятилетка» в сельскохозяйственных бригадах больший процент русских, чем ульчей, и, наоборот, в рыбо­ловецких бригадах больший процент ульчей, чем русских.

Во всех ульчских колхозах имеются животноводческие фермы. Среди ульчей, никогда не знавших прежде иных домашних животных, кроме собак, в настоящее время появились уже опытные животноводы.

Сельское хозяйство приносит ульчским колхозам большой доход, который в колхозах им. В. И. Ленина и «Пятилетка», например, соста­вил в 1952 г. около половины общего дохода. Совершенно новое явление за последние годы — развитие садоводства в Ульчском районе. Инициа­торами в этом деле явились колхозники-ульчи из с. Булава.

Третьей по значению отраслью современного ульчского хозяйства является охота. В настоящее время ульчи охотятся главным образом на пушного зверя. В последние годы, после длительного запрета, в Ульч­ском районе был разрешен отстрел соболя. Наряду с использованием современного оружия в охоте применяются и старые методы лова при помощи различных ловушек давящего типа; при охоте на соболя упо­требляется сетка; лисиц ловят капканами, ловушками.

Растут доходы ульчских колхозов; так, общий доход ульчского кол­хоза «Таймень» уже в 1951 г. составил более 700 тыс. руб. На доходы, полученные от своего многоотраслевого хозяйства, ульчские колхозы поку­пают моторные лодки, автомашины, катеры, строят электростанции и т. д. В колхозах ведется большое строительство. Так, например, в передовом колхозе «Пятилетка» за один 1951 г. были построены: клуб, медпункт, баня, лесопилка, овощехранилище, конюшня, построен корпус нового катера, два кунгаса, введена в действие электростанция.

Построены электростанции и в ульчских селениях Булава, Койма. Элек­тричеством освещены здесь дома, улицы, животноводческие помещения. В колхозе «Таймень» электрифицированы рыбацкие тони. Электрифици­рованы жилые дома и производственные помещения ульчского колхоза им. К. Е. Ворошилова.

С ростом доходов колхозов растет и материальное благосостояние колхозников. В некоторых колхозах рядовые рыбаки-колхозники полу­чают от 15 до 30 тыс. руб. деньгами в год, помимо продуктов. Кроме того, колхозники ульчи имеют индивидуальные огороды, коров, свиней.

В настоящее время в каждом ульчском селе имеются магазины, где можно купить различные продовольственные товары, без которых не обхо­дится теперь ни одна ульчская семья. В пище сохранились национальные особенности. Так, например, картофель ульчи приготовляют и по русскому способу и по своему: они делают из картофеля особые блюда — моей, «картофельную талу». Большим лакомством считают баду — жидкую кашицу без соли, сваренную из пшена или риса. До сих пор большой популярностью пользуется шала — мелко нарезанная мороженая рыба. Старики и до сих пор заготовляют себе осенью небольшое количество юколы.

С коренными изменениями в хозяйстве и образе жизни ульчей связаны также существенные изменения в средствах передвижения. Большую роль в настоящее время играют современные виды транспорта; автома­шины имеются во многих ульчских колхозах, точно также как катеры, мотолодки, мотоботы. Однако лодки-плоскодонки, так хорошо приспо­собленные для плавания по Амуру и его притокам, имеют и поныне очень большое значение в жизни ульчей, все селения которых расположены на побережьях рек. Широко пользуются ульчи конным транспортом. Ездовое собаководство у ульчей резко сократилось; собачьи упряжки еще можно встретить иногда в Ульчском районе у жителей с. Дуди, которым, однако, чтобы составить упряжку в случае необходимости выехать за пределы села после бурана, когда дороги занесены, приходится набирать собак из разных хозяйств. Повсеместно можно и теперь еще встретить старого типа охотничьи нарты. Ими пользуются охотники, отправляющиеся на охоту, а также рыбаки, которые складывают на них снасти или сетки, отправляясь на индивидуальный подледный лов. На таких же нартах привозят дрова. Сохранились также старого типа лыжи.

Совершенно изменилось ульчское жилище. Со второй половины 30-х годов ульчское жилище уже приобрело современный вид. Исчезли де­ревянные нары. Их повсеместно заменили кроватями. В большинстве домов имеются кирпичные русские печи. Изменилась и планировка жилищ, первоначально однокамерных. В настоящее время ульчские дома строятся приГпомощи срубной техники и почти все имеют несколько комнат и кухню.

Новое явление — наличие около домов скотных дворов, которые или пристраиваются вплотную к жилому дому, или стоят отдельно на терри­тории индивидуального участка. Такие помещения для скота строятся часто при помощи старой пазовой техники. Во всех ульчских селениях до сих пор бытуют срубные амбары на сваях. Раньше они занимали передний план селений, а в настоящее время располагаются за домами. Улицы повсюду выровнены, во многих селениях устроены деревянные тротуары; ульчские селения имеют в большинстве случаев правильную планировку. Однако и теперь еще иногда можно встретить старого типа летники (даура) — четырехстенные домики из коры; в них летом живут старики, но чаще всего они служат летней кухней. Конические и дву­скатные шалаши встречаются теперь только на ульчских рыбалках и покосах.

Изменилась и ульчская одежда. В магазинах имеется в продаже одежда городского типа, которую носят как женщины, так и мужчины. Но наряду с этим в ульчской одежде прочно держатся и национальные элементы. Ноговицы зимой носит большинство мужчин и женщин. Халаты старого типа носят преимущественно женщины и старики. Молодые муж­чины носят куртки, богато украшенные национальным орнаментом. Традиционным орнаментом женщины украшают иногда и покупную одежду русского типа.

Халаты из рыбьей кожи в настоящее время найти довольно трудно. Их уже почти не носят, хотя кое-кто и сохраняет. Лишь очень редко, в праздники, старые женщины надевают их. Теперь не шьют уже шуб из собачьих шкур, но их можно еще видеть на некоторых пожилых муж­чинах и женщинах во время зимней рыбной ловли.

Прочно сохраняется у ульчей национальная обувь из нерпичьей кожи и оленьих камусов. Хотя у ульчей имеется и покупная валеная обувь, зимой на рыбной ловле носят всегда национальную обувь из рыбьей кожи, в которую для тепла вкладывается прокладка из высушенной травы особого вида. Рыбья кожа имеет то преимущество, что она совер­шенно не пропускает воды и, кроме того, отличается большой прочно­стью.

Из элементов охотничьего костюма ныне сохраняются охотничьи маленькие шапочки и наушники. Редко встречаются сейчас берестяные конические шляпы и старинные матерчатые ватные шапки с пом­понами. Их носят лишь немногие старые женщины. Более молодые носят шали, шерстяные платки, иногда покупные меховые шапки. Платки повязывают обычно так же, как и русские, но существует и своеобразный способ ношения платков: их складывают узкой полосой и прикрывают ими темя и уши, а затылок оставляют открытым. Концы платка пере­крещивают под подбородком, перекидывают назад и там завязывают.

Национальная одежда (в том числе и обувь) до настоящего времени обычно украшается старинным орнаментом. В быту сохраняется различная ор­наментированная утварь из бересты или из дерева, однако она все более заменяется покупной посудой.

Изменения в общественной жизни и быту хорошо иллюстрируются на примерах отдельных ульчских селений. Кольчом, лежащий в стороне от Амура, на Ухтинской протоке, — благоустроенный ульчский поселок; более 50 домов русского типа, теплых и чистых, вытянулись вдоль прямых широких озелененных улиц; по вечерам улицы освещаются элек­тричеством. В каждом доме горит электрический свет, есть радио. В селе своя начальная школа, изба-читальня, детские ясли, медпункт, почтовое отделение, магазин. В сельской библиотеке свыше 3 тыс. томов художест­венной, политической и научно-технической литературы. В активе чита­телей библиотеки около 100 человек. В селе своя интеллигенция: ульчи- педагоги, заведующие библиотекой, избой-читальней, детскими яслями и почтовым отделением, колхозные счетоводы, работники сельсовета и др. В селе имеется большой, около 20 человек, коллектив агитаторов — пере­довой культурной молодежи. Местная интеллигенция регулярно читает в колхозе лекции и доклады на естественно-научные и политические темы. Каждая семья с. Кольчом выписывает газеты и журналы, в каждом доме имеются книги.

В ульчском селении Булава около 100 домов русского типа. В селе имеются семилетняя школа с интернатом, клуб, изба-читальня, библио­тека, радиоузел, электростанция, почтовое отделение, больница, баня, сельсовет и другие общественные учреждения. Село электрифицировано и радиофицировано. В местной библиотеке свыше 3 тыс. томов различной литературы. При клубе работают молодежные кружки художественной самодеятельности — хоровой, танцевальный, драматический. Клубы, избы-читальни, школы и другие культурно-бытовые учреждения имеются и в других селениях.

Среди ульчской интеллигенции появились свои художники, писатели, поэты.

В 1952 г. в Ульчском районе было создано отделение общества по распространению политических и научных знаний, куда вошли пред­ставители русской и ульчской интеллигенции. Возглавил общество ульча Г. Агдумсал.

Во всей общественной, производственной и культурной жизни самое активное участие принимают ульчские женщины. В 1950 г. сельсовет с. Булава, руководимый ульчанкой Ниной Даниловной Даргачи, завое­вал первое место среди сельсоветов Хабаровского края и получил пер­вую премию и переходящее Красное Знамя Исполкома крайсовета.