Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Нанайцы в послеоктябрьский период
Этнография - Народы Сибири

Нанайцы в послеоктябрьский период

Нищей, политически бесправной, жестоко эксплуатируемой была трудовая часть нанайского населения накануне Великой Октябрьской социалистической революции. После Великой Октябрьской революции на Дальнем Востоке началась длительная гражданская война. Она проис­ходила на главнейших путях сообщения, в том числе и в бассейне Амура.

Героическая борьба дальневосточных партизан и народнореволюцион­ной армии была неразрывной частью общей борьбы трудящихся Дальнего Востока; народности Амура не оставались в стороне от партизанского движения. Там, где они входили в тесное соприкосновение с партизан­скими отрядами, они в значительном количестве вливались в эти отряды и принимали непосредственное участие в боях. В организованном спе­циальном отряде лыжников участвовали нанайцы, ульчи, нивхи и дру­гие народности Амура. На Кизи и Де-Кастри, в Николаевске-на-Амуре во время провокационного выступления японцев отряд этот оказал существенную помощь в борьбе с интервентами. В с. Болонь нанайцы собственными силами ликвидировали банду, терроризировавшую местное население грабежами и убийствами. Остальное население ока­зывало посильную помощь партизанским отрядам. Женщины шили теплую одежду и обувь партизанам, кормили проходящие через тайгу отряды. Мужчины снабжали партизан оружием, боеприпасами, сред­ствами передвижения и оказывали деятельную помощь в качестве про­водников и разведчиков. Известный Волочаевский бой, вошедший в исто­рию под названием Дальневосточного Перекопа, решил исход борьбы в пользу народнореволюционной армии, вдохновлявшейся большевиками.

Гражданская война на Дальнем востоке закончилась в ноябре 1922 г. Планомерное советское строительство среди коренного населения Дальнего Востока началось с 1924 г., со времени организации при Отделе Управления Дальневосточного революционного комитета Тузем­ного подотдела с институтом районных уполномоченных по туземным делам. 15 июня 1925 г. Дадьревком созвал первый Дальневосточный ту­земный съезд. В 1926 г. ВЦИК утвердил «Временное положение об управлении туземных народностей и племен северных окраин РСФСР», в основу которого был положен принцип самоуправления в форме родо­вых и туземных советов. В Хабаровском округе родовые советы не со­здавались, так как родовой состав жителей отдельных селений был раз­личный. Начало организации национальных районов среди народностей нижнего Амура относится к 1926—1928 гг. В эти годы был организован Нанайский район.

С советизацией Дальнего Востока коренное население Амура стало постепенно вовлекаться через местные органы в общее государственное, хозяйственное и культурное строительство. Началась социалистическая реконструкция нанайского хозяйства.

Социалистическое строительство вызвало большие изменения в хозяй­стве, быте и культуре нанайцев.

Появление первых колхозов среди нанайцев относится к 1930 г. В на­чале они объединяли незначительное количество хозяйств, но с течением времени колхозное движение приобрело широкое развитие; преобладаю­щей формой колхозов стали артели. Социалистическая организация труда сделала возможным развитие всех отраслей хозяйства нанайцев — прежде всего рыболовства, сельского хозяйства и охоты.

Рыболовство — это исконное основное занятие населения бассейна Амура — изменило свой характер. Колхозы вооружены более высокой, не известной прежде техникой — неводами, моторными лодками, кате­рами; повсюду в районах созданы предприятия по переработке продук­ции рыболовства. В ряде районов организованы моторно-рыболовецкие станции (МРС). Построены рыбоконсервные заводы с подсобными пред­приятиями: засольными, коптильными, солехранилищами, пристанями для приема рыбы, мастерскими. Нанайские колхозы снабжают эти пред­приятия сырьем. В настоящее время нанайцы в ряде колхозов зани­маются ловом рыбы в течение всего года. В некоторых колхозах практи­куется круглосуточный лов рыбы, а также маневренный лов с помощью моторной лодки. Рыбаки по нескольку раз меняют места лова, не ожи­дая подъема воды, когда рыба устремляется в протоки и заливы.

Следует отметить, что сейчас нанайцы практикуют также лов рыбы в море, которым "раньше они не занимались. В этой области многие кол­хозы добились крупных успехов (например, колхоз «Рыбак Севера» Нанайского района). Нередки случаи, когда рыбаки-колхозники в не­сколько раз перевыполняют годовые задания. Многие нанайские рыбаки награждены значками «Отличник рыбной промышленности», почетными и похвальными грамотами и получали право участвовать на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.

Наряду с рыболовством развивается и другое исконное занятие нанайцев — охота. На территории охотничьих угодий нанайских кол­хозов построены охотничьи избушки; в них охотники получают приют и снабжаются всем необходимым.

В колхозном хозяйстве нанайцев помимо исконных промыслов раз­вивается и земледелие, почти совсем не известное до революции.

Многие колхозы сеют пшеницу и овес. На колхозных огородах воз­делывают картофель, помидоры, капусту, морковь, лук, огурцы, куку- рузу, дыни, арбузы, тыкву, табак и др. Наряду с этим у колхозников имеются индивидуальные огороды. Колхозная сенокосная площадь, впервые появившаяся в 1934 г., непрерывно возрастает. Сельское хозяй­ство с каждым годом все более и более механизируется. На колхозных поййх работают тракторы, молотилки, сенокосилки, вя- залки, сеялки, жнейки.

За последние годы в на­найских колхозах появилась такая отрасль хозяйства, как пчеловодство; созданы кол­хозные пасеки, организованы специальные бригады пчело­водов. Уже в 1949 г. нанай­ские колхозы имели около полутора тысяч пчелосе­мей.

От русских колхозников нанайцы усваивают навыки садоводства; в селениях Си- качи-алян, Найхине и других нанайцы разводят сливовые деревья. Успешно развивает­ся животноводство. Во мно­гих колхозах имеется рога­тый скот, созданы коневодче­ские, свиноводческие и мо­лочнотоварные фермы.

Новая бригадная органи­зация труда дает возможность одновременно развивать все отрасли комплексного кол­хозного хозяйства. Во многих колхозах работают бригады: охотничья, рыболовецкая, огородная, пчеловодческая, полеводческая и лесозаготовительная.

йч Перед уходом охотничьих бригад в тайгу правления колхозов отпра­вляют в намеченный район предварительную разведку. В бригады вхо­дят опытные кадровые охотники. Массовое распространение современ­ного огнестрельного оружия значительно повысило технику про­мысла.

В рыболовецкие бригады входят опытные рыбаки. Они хорошо знают места, богатые рыбой, дно реки, знают, при каком лове какие нужны сети, подобно тому как опытные охотники знают охотничьи угодья, повадки зверя, наиболее благоприятные условия добычи зверя и т. д.

Рост и укрепление нанайских колхозов, появление новых отраслей хозяйства, улучшение технического оснащения наглядно иллюстрируются деятельностью отдельных колхозов. Колхоз «Новый путь» Нанайского района расположен в с. Найхин. Основная отрасль его хозяйства — рыбо­ловство. Наряду с рыбной ловлей колхозники успешно занимаются охотой и сельским хозяйством. Еще в 1938 г. этот колхоз получил вало­вого дохода 1150 тыс. руб. Чистая прибыль выразилась в 266 тыс. руб., из которых 136 тыс. руб. было зачислено в неделимый фонд. В том же году колхоз вложил собственные средства в капитальное строитель­ство и сделал крупные приобретения на 137 тыс. руб. Были построены дома для колхозников, детские ясли, бани, овощехранилище и рыбо­ловецкий стан. Приобретены два катера и автомашина. В этом колхозе имеется электростанция, школа-десятилетка и больница. На постройку нового клуба (старый уже не удовлетворял возросших потребностей колхозников) было ассигновано 80 тыс. руб. В 1940 г. колхоз «Новый путь» добился новых крупных успехов и получил право участвовать во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.

Самоотверженно трудились члены этого колхоза в дни Великой Оте­чественной войны. В связи с уходом на фронт многих нанайцев ведущую роль в колхозе стали играть женщины. Член партии Екатерина Оненко успешно руководила работой рыболовецкой бригады. Ее бригада, в основ­ном состоявшая из женщин, считалась одной из лучших не только в колхозе, но и во всем Нанайском районе. В дореволюционное время, как известно, нанайки ловом рыбы не занимались. Они гребли, когда заводили невод, на их обязанности лежала также чистка и засол рыбы.

В 1940 г. денежные доходы колхоза «Новый путь» от сельского хозяй­ства и животноводства составили 70 351 рубль, а в 1944 г. они достигли уже 344 800 руб.

Успешно развивается хозяйство колхоза «Новый путь» и в после­военные годы. Ведущей отраслью хозяйства колхоза попрежнему остается рыболовство, все шире развиваются земледелие и животноводство. В 1952 г. было засеяно уже 90 га зерновых культур, овощей и картофеля. Увели­чивается поголовье рогатого скота, лошадей, свиней и птиц. Все большее внимание уделяется дальнейшей механизации сельского хозяйства, которая позволит высвободить людей для рыбного промысла.

Крупных успехов добились и другие нанайские колхозы.

В настоящее время нанайцы работают не только в колхозах. Часть их занята в промышленности. По соседству с нанайскими селениями в глухой тайге вырастают города и промышленные предприятия, прокла­дываются железные дороги. На территории расселения нанайцев возник новый город Комсомольск.

Нанайцы работают сейчас на различных предприятиях, заводах, новостройках г. Комсомольска. Среди них появились за последние годы хорошие специалисты — слесари, бетонщики, электромонтеры, литей­щики, строительные рабочие, быстро освоившие новые для них отрасли труда. Петр Тумали из с. Нижняя Эконь в 1942 г. впервые увидел слесарные тиски, а вскоре сам стал опытным, квалифицированным рабо­чим и даже изобрел прибор для скорейшей сборки деталей. Другой нанаец Лука Киле прибыл в Комсомольск еще в 1935 г., когда строи­тельство этого города было в полном разгаре. Увидев город, юноша решил остаться в нем и работал сначала бетонщиком, потом увлекся электромонтажем и стал работать в том же городе слесарем-электромон- тером.

Нанайцы работают на рыбозасольных заводах, в бондарных мастер­ских, на кирпичном заводе в Найхине, на лесозаготовках. Они освоили профессии резчиков, электропильщиков, лесорубов и другие.

За последние годы произошли существенные изменения в области транспорта и связи. Многие нанайские колхозы имеют свои моторные лодки и грузовые машины. Распространен велосипед. У некоторых колхозников имеются мотоциклы. Все районы расселения нанайцев связаны регулярным сообщением глиссеров, самолетов, аэросаней. Почта, телеграф, телефон стали обычными средствами связи.

Старые средства передвижения — плоскодонная лодка, различные виды оморочек, зимой лыжи и собачья нарта — сохраняют свое значение и сейчас, наряду с новыми видами транспорта. В качестве ездового животного служит также лошадь — верховая и в упряжке (зимой в санях, летом в телеге).

За годы советской власти сильно изменился и облик нанайских селений. Неузна­ваемым, например, стало с. Троицкое на Амуре — нынеш­ний центр Нанайского райо­на. За последние годы там построены двухэтажные зда­ния Дома советов и школы, родильный дом, аптека, лет­ний и зимний кинотеатры, а также много жилых домов. Новые жилые дома—обычно рубленые избы русского ти­па — появились и в других селениях нанайцев. Иногда сооружаются и большие мно­гоквартирные дома. Помощь в постройке новых домов ока­зывают нанайцам русские колхозники.

Наряду с новыми видами жилища, встречаются еще, особенно в отдаленных от Амура районах, и описанные выше старые типы, в кото­рых, однако, существенно изменилось их внутреннее устройство, в первую оче­редь освещение и отопление. Глинобитные печи со вмазан­ными сверху китайскими чу­гунными котлами сменяются плитами и русскими печами. Керосиновое освещение пол­ностью вытеснило старинные жировые светильники. В ряде нанайских селений работают колхозные электростанции. В связи с развитием кол­хозного животноводства во многих нанайских селениях сооружены спе­циальные отепленные скотные дворы. Из старых хозяйственных соору­жений еще встречаются амбары на сваях.

Существенные изменения за последние годы претерпела одежда на­найцев.

В настоящее время широко распространены покупные материи и гото­вое платье, белье, обувь и головные уборы. Женщины носят белье и го­родское платье, но иногда поверх них надевают национальный халат. Национальная одежда сохраняется главным образом среди старшего поколения. Особенно прочно сохранились обувь, чулки и рукавицы.

Питание населения также изменилось. Широко распространилось потребление хлеба и продуктов пищевой промышленности. В колхозных поселках имеются хлебопекарни. О популярности изделий пищевой про­мышленности свидетельствует, между прочим, содержимое посылочек, которые нанайцы, пользуясь всякой оказией, посылают своим друзьям в соседние селения. Здесь наряду с национальными лакомствами — «черемуховыми» лепешками (дутун), различными видами юколы (борохси бади) и пр., есть и сахар, пряники, конфеты, мука, крупа и т. д.

В колхозах, колхозных бри­гадах, на рыбацких станах, на детских площадках, в яслях и школьных интернатах органи­зовывается общественное пита­ние.

До Октябрьской социалисти­ческой революции медицинское обслуживание нанайцев осуще­ствлялось одним фельдшером, часто остававшимся к тому же без медикаментов. Эпидемии ти­фа, оспы, кори уносили много человеческих жизней. В селе­ниях, подвергшихся эпидемии, вымирало нередко до трех чет­вертей населения. В силу рели­гиозных предрассудков женщи­ну удаляли во время родов из жилого помещения и лишали необходимого ей в это время ухода.

В настоящее время на тер­ритории расселения нанайцев открыты десятки фельдшерских пунктов, несколько больниц и сельских родильных дол , ряд амбулаторий и детских к уль- таций. Из краевого цент} 1ра- ктикуются частые выезды высококвалифицированных врачей. В числе местных медицинских работников есть сейчас и нанайцы, получившие специальное образование в Хабаровском Государственном медицинском институте.

Значительны успехи нанайцев во всех областях культурного строи­тельства, Осуществлено всеобщее начальное обучение. Помимо началь­ных школ, открытых в большинстве нанайских селений, имеются и неполные средние школы. В настоящее время почти полностью ликвиди­рована неграмотность среди взрослого нанайского населения.

У нанайцев появились свои педагогические кадры. Среди педагогов имеются и женщины. Учительница школы взрослых Полина Онинка испытала в прошлом судьбу многих женщин нанаек. Малолетней она была продана замуж. Муж не разрешал учиться. Она ушла от него и в 1932 г. научилась читать и писать. Затем вступила в комсомол, пославший ее учиться в техникум народов Севера в Николаевск- на-Амуре. Окончив его, она стала работать учительницей в шко­лах неграмотных и малограмотных. Полина Онинка организовала пер­вый кружок ликбеза в с. Джари, где, кроме нее, не было ни одного грамотного нанайца. В школу сначала шли неохотно. Но потом в школе научились писать и читать более 50 человек. В 1938 г. там учились последние 10 неграмотных.

С каждым годом растет число нанайцев, обучающихся в вузах и тех­никумах. Много нанайцев учится в хабаровских институтах, медицин­ском и педагогическом, в Педагогическом училище народов Севера в Николаевске-на-Амуре, в Государственном Университете и в Педагогиче­ском институте им. А. И. Герцена в Ленинграде, в мореходной школе в Комсомольске и других учебных заведениях. Успешно закончил Педагогический институт в Хабаровске Кирис Конганович Киле. Он оставлен при институте для преподавания нанайского языка. Сулунгу Николаевич Оненко в 1952—1954 гг. проходил аспирантуру на Северном факультете Ленинградского Государственного университета, защитил кандидатскую диссертацию и в настоящее время состоит научным сот­рудником Института языкознания Академии Наук СССР.

В настоящее время в подготовительном, 1-м и 2-м классах начальной школы преподавание ведется на нанайском языке; в 3-м и 4-м классах — на русском языке и продолжается обучение родному языку. Нанайский алфавит и орфография были разработаны и утверждены в начале 30-х годов на межрайонной языковой конференции в с. Вознесенском. В основу литературного языка был положен найхинский говор.

Большую помощь в развитии нанайской письменности оказал в свое время Институт народов Севера, разработавший букварь, грамматику, учебники и словари. С 1932 г. регулярно издается учебная, массово- политическая и художественная (переводная и оригинальная) литера­тура. На нанайский язык переведен ряд произведений классиков марксизма-ленинизма, а также отдельные произведения Пушкина, Кры­лова, Тургенева, Мамина-Сибиряка, Толстого, Горького и др. В после­военные годы на нанайский язык переведено много книг для юношества, среди них: «Сын полка» В. Катаева, «РВС» А. Гайдара, «Талеко и его храбрый Лилит» Т. Семушкина, «Двенадцать месяцев» С. Маршака. В переводе этих произведений на нанайский язык принимали участие на­найцы С. Н. Оненко, Н. Б. Киле, М. Тумали и др.

Появилась и оригинальная литература на нанайском языке — рас­сказы К. Гейкера и стихи А. Д. Самар, павшего смертью храбрых в боях под Сталинградом. В посмертный сборник его стихов «Песни нанайца» вошли произведения, написанные и опубликованные автором в разное время. Среди них песни о Родине и ее вождях, песни о природе и людях родного края, песни и сказки нанайского народа, обработанные поэтом.

Художественное наследие нанайцев — их национальный фольклор — широко бытует и в настоящее время. Это — богатейший источник для изучения неписаной истории народа. И в настоящее время мужчины и женщины, старики и молодежь любят слушать и рассказывать насы­щенную меткими, образными выражениями сказку. Среди сказителей выделяются крупные мастера. Сказка рассказывается обычно на досуге, после трудового дня как дома, так и на промысле. Главное содержание старинных сказок составляют поединки народных героев с богатырями иноземного происхождения. Действующие лица могут быть разбиты на две группы: с одной стороны, это народ, трудовое население, с другой — группа завоевателей (мохан, батур и эдзэнхан), живущая главным образом за счет эксплуатации трудящегося населения поко­ренных земель и за счет военной добычи. Особенно популярны герои нанайских сказок Мэргэн и Пудин. Мэргэн — трудолюбивый охотник- богатырь. Пудин — главный женский персонаж; по одним вариантам она живет до замужества одиноко и занимается охотой, ходит в муж­ской одежде, имеет колчан и стрелы. По другим, Пудин — дочь эдзэнхана, наделенная сверхъестественными чертами. Обычно она занимается шитьем и вышивками, но также принимает участие в борьбе героев. Кроме людей, действующими лицами в сказках выступают животные и зооантропоморфные существа.

Предания, в отличие от сказок, воспринимаются как повествование о реальных исторических событиях. Однако анализ их позволяет выде­лить из их состава, помимо исторических преданий, также легенды о героях и мифы о тигре, медведе и т. д. Загадки, также распростра­ненные у нанайцев, связаны в основном с рыболовством и охотой, с домашним хозяйством и основными орудиями мужского и женского труда.

Наряду с фольклором богатейшей областью народного творчества является нанайский орнамент. Большую роль в развитии этой области искусства играют женщины. Используя цветные нитки и материю, они искусно орнаментируют одежду, обувь, подушки, ковры.

Для нанайского орнамента, в особенности вышивки, характерно преобладание кривых линий, в частности спиралей. Из изображений чаще всего встречаются рыбы, птицы, змеи, лягушки и ящерицы. Хво­стам рыб и птиц, а также змеям придаются формы спиралей. Преоблада­ние спиралей роднит современный нанайский орнамент с орнаментом, найденным иа остатках неолитической керамики Амурского бассейна. Кроме вышивки цветными нитками, большое место в декоративном ис­кусстве занимают аппликация из цветных тканей, тиснение и резьба по бересте, накладной и исполненный красками орнамент по рыбьей коже.

В процессе исторического развития изобразительное искусство нанай­цев испытало на себе некоторое влияние маньчжуро-китайского искус­ства и его символики. Особенно отчетливо прослеживается это влияние в женской вышивке, менее заметно — в резьбе по дереву и кости. Среди мотивов нанайского орнамента нередко встречаются, например, такие явно китайские мотивы, как парные и одиночные драконы, летучие мыши, петухи, бабочки, изображения медных китайских монет с квадратным отверстием посредине и др. Однако большинство этих мотивов представ­лено в нанайском искусстве в значительно переработанном виде.

После Великой Октябрьской социалистической революции в нанай­ское искусство вошли мотивы советской эмблематики — пятиконечная звезда, серп и молот, колосья и др. У нанайцев созданы артели вы­шивальщиц. Одна из них организована в с. Сикачи-Алян, жители которого объединены в колхоз, носящий имя отважного сына нанай­ского народа, героя Советского Союза Максима Пассар, павшего смертью храбрых, в дни Великой Отечественной войны. В этой артели вышивальщиц работает известная в районе мастерица художественной вышивки Майла Егоровна Актанка. В 1936 г. она ездила со своими изделия­ми в Москву на Всероссийскую выставку колхозных художников. За свою долгую жизнь М. Е. Актанка вышила десятки ковров, сотни скатертей и других изделий. Ее произведения отличаются оригинальным орнаментом и тонким рисунком. Крупные вышивки носят картинный характер и посвя­щены какой-либо теме, например «Великий Амур», «Первый снег», «Мужество нанайских рыбаков» и др. К 25-летию установления советской власти на Дальнем Востоке М. Е. Актанка и ее ученицы В. Оненко, С. Удинка и М. Дункан выполнили большой шелковый ковер с изображением герба Советского Союза. Жизнь подсказывает мастерицам все новые и новые темы для рисунков, обогащающие нанайское искусство произ­ведениями национальными по форме и социалистическими по содержа­нию. В 1949 г. один из ковров, выполненный Майлой Егоровной, получил на краевой выставке работ сельских художников первую премию.

Большой интерес представляют произведения станковой живописи нанайцев, их акварели и карандашные рисунки. На Ленинградской выставке, устроенной в 1939 г. в Доме писателя, успехом пользовались изящные акварели нанайца Кили Пячки и вышивки Ольги Бельды. Про­фессиональной зрелостью отличаются работы нанайских художников Виктора и Андрея Бельды. Интересны, в частности, иллюстрации Виктора Бельды к нанайской сказке «Мэргэн».

Нанайцы очень любят театральное искусство. Зародилось оно у них в 1934 г., когда группа бывших студентов Института пародов Севера стала выступать со своими постановками не только в Нанайском районе, но и в Хабаровске. В репертуаре театральной группы были переводные русские и оригинальные нанайские пьесы. В настоящее время драмати­ческие кружки имеются во многих колхозах; постановки кружковцев пользуются большой популярностью. Участники кружков во время убо­рочных кампаний выезжают в поле. На краевом смотре сельской театраль­ной самодеятельности высокую оценку получила в 1950 г. постановка «Рев лахтака» в исполнении драматического коллектива избы-читальни колхоза «Интернационал». В 1953 г., на смотре художественной само­деятельности Нанайского района большой интерес вызвала постановка пьесы «Балана эси» («Прежде и теперь»), написанной заведующим клу­бом с. Дада нанайцем Гейкер. На краевой олимпиаде детской художе­ственной самодеятельности в Хабаровске в 1952 г. исполнялись на на­найском языке русские и советские песни. Заслуженным успехом поль­зуется исполнительница нанайских песен Мэйла Бельды. Факт публич­ного выступления женщин-певиц свидетельствует об отмирании древнего обычая, запрещавшего петь нанайке. Отмирают и многие другие обычаи, много лет сковывавшие нанайский народ, все шире развертывается социалистическое строительство среди нанайцев.