Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Социальные отношения и народное творчество нанайцев
Этнография - Народы Сибири

Социальные отношения и народное творчество нанайцев

Ко второй половине XIX в., накануне русской колонизации Приамурья, нанайцы находились на стадии разложения патриархально-родового строя, но сохраняли многие нормы отцовской родовой организации. Нанайцы делились на патрилинейные роды. Род нанайцев — грунпа лиц, связывающих себя общностью происхождения от мужского предка, — сохранял закон родовой экзогамии и ряд других социальных и рели­гиозных обычаев и запретов, но экономические связи членов рода давно стали разлагаться. Переход от материнского рода к отцовскому, а затем и разложение последнего были обусловлены развитием производительных сил и ростом обмена с Китаем, куда нанайцы в течение многих столетий сбывали пушнину.

В некоторых нормах семейно-брачных отношений нанайцев и в их фольклоре обнаруживаются пережитки материнского рода. Сохранялись и обычаи, связывающие особыми узами детей с братом матери. На его обязанности лежала забота о воспитании детей своих сестер.

Вплоть до недавнего времени отцовский род нанайцев сохранял, помимо экзогамии, такие нормы, как левират, право наследования иму­щества сородичами, родовой суд, родовой культ и др. Отметим также наличие общеродового огня и связанных с ним обычаев. У нанайцев, как и у других народов Амура, сохранялись некоторые пережитки родо­вого владения угодьями.

Особенностью родовой организации нанайцев, ульчей, орочей и дру­гих приамурских народов было наличие института доха, представлявшего собой объединение родов. Роды, входящие в доха, образовывали одну экзогамную группу, и брак между членами доха был запрещен. Роды, входящие в доха, были связаны между собой и другими обязательствами (в кровной мести, культе и т. д.). Отношения доха возникли как резуль­тат членения первоначально единого рода, при утере им территориаль­ного единства, а также как союз различных по своему происхождению родов.

До вхождения нанайцев в состав России у них существовало патриар­хальное рабство. Рабы вербовались главным образом из иноплеменников, но были рабы и из самих нанайцев. Часто рабами были китайцы, и слово некан означало одновременно «раб» и «китаец». Наиболее распространен­ным для обозначения раба был термин аха.

В течение XIX в. у нанайцев произошел переход от большой патри­архальной семьи, господствовавшей у них, видимо, в течение первой половины прошлого столетия, к малой семье, утвердившейся к концу в. Распад нанайской большой семьи вызван был развитием денеж­ных отношений. Но экономическая слабость мелкого единоличного хозяй­ства, обусловленная общим низким уровнем развития производительных сил, вызывала необходимость соединения отдельных хозяйств для охотничьего и рыболовецкого промыслов, возникавшего по чисто террито­риальному принципу.

Нанайцы, лишенные орудий и средств рыболовного промысла, выну­ждены были итти работать также в богатые хозяйства или на рыбо­ловные промыслы предпринимателей-капиталистов.

Семейно-брачные нормы, система и номенклатура родства очень сходны у всех тунгусо-маньчжурских групп Амура. Старые ортодоксальные нормы предписывали брак на дочери брата матери или сестры отца — перекре- стно-кузенный брак, при котором два рода из поколения в поколение находились между собой во взаимно-брачных отношениях. Допускались браки лиц восходящих и нисходящих поколений. Обычными считались браки с дочерью сестры. Классификационная номенклатура родства отражала эти брачные нормы. Для нее характерны (и в этом ее резкое отличие от номенклатуры родства нивхов) смешение поколений: одним термином обозначаются лица разных поколений.

Народное творчество

У нанайцев были развиты различные виды народного творчества — фольклор, изобразительное искусство, музыка. Основные жанры устного народ­ного творчества — сказка (ненгма) и предания (тэлунгу).

По полу сказителя сказки различались — мужские (хусэ най нингмани) в которых слова героев пелись, т. е. сказки с пением, и женские (экт& най нингмани) — сказки без пения. Объясняется эта особенность женской сказки обычаем, вообще запрещавшим женщине петь.

Орнаментальное искусство нанайцев достигло высокого совершенства. Нанайцы декорировали большинство предметов своего обихода — одежду, обувь, головные уборы, домашнюю утварь, орудия рыболов­ства, охоты и т. д. Большого внимания заслуживает художественная отделка старинного жилища: орнаментировка карнизов окон и дверей* столбов (бакса торани) и других частей жилья. Украшались резьбой и погребальные домики кэрэн. По сюжету нанайский орнамент разде­ляется на животный, растительный и геометрический. При исполнении орнамента пользовались набором специальных орудий. Большую худо­жественную ценность имели женские вышивки (гладь и аппликация), пользовавшиеся заслуженной популярностью. В начале XX в. особенно славились своими вышивками селения Торгон, Найхин и Дондон. Для покупки вышитых изделий сюда съезжались из разных мест. Нанайские вышивки встречались даже у населения о. Сахалина.

Рисунок, изображающий деревья, драконов, птиц, пресмыкающихся, насекомых, всадников, человеческие фигуры, исполнялся прежде главным образом на предметах шаманского облачения, а также на кусках белой ткани или бумаги, служивших нанайцам своего рода иконами. Рисунки предварительно наносились черной тушью (контуром), а затем распи­сывались красками. В этих рисунках уже имелись элементы пейзажа ж была налицо сложная многофигурная композиция, отдельные части которой подчинялись строгой симметрии.

Деревянная скульптура нанайцев была значительно проще и грубее гжх рисунков и носила архаические черты, сближавшие этот вид искусства “С шаманской скульптурой многих других народов Сибири (эвенков, хан­тов, кетов, селькупов и ненцев). Нередко скульптурные фигуры слегка раскрашивались красной и черной красками.

Из старых музыкальных инструментов следует отметить широко рас­пространенный в Сибири деревянный и металлический варган и однострун­ный смычковый инструмент, заимствованный, повидимому, у китайцев. Известны были также свирель и флейта из Камышевой трубки.