Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Эвени в послеоктябрьский период
Этнография - Народы Сибири

Эвени в послеоктябрьский период

Социалистическое переустройство хозяйства и быта эвенов началось сразу же после освобождения районов их расселения от белобандитов. В 1923 г. на Охотском побережье появляются первые национальные советы. Вскоре среди эвенов была организована охотничья кооперация, преобразован­ная затем в интегральную кооперацию, задачей которой являлось снабже­ние эвенов промысловыми орудиями, сбор продукции промыслов и снаб­жение населения необходимыми товарами и продуктами.

Одновременно с мероприятиями по улучшению экономического по­ложения эвенов была развернута работа по ликвидации их вековой от­сталости. На Охотском побережье, в бухте Нагаево, была организована культбаза для обслуживания эвенского населения. В разных районах расселения эвенов были созданы школы, медпункты, красные чумы и другие культурные учреждения.

В 1929—1930 гг. появились первые эвенские колхозы. Коллективиза­ция среди эвенов происходила в условиях ожесточенной борьбы. Богачи- оленеводы, используя свое влияние, всячески препятствовали созданию колхозов: они хищнически истребляли оленей, уходили с оленными стадами в труднодоступные далекие районы, увлекая за собой и зависимые от них в прошлом бедняцкие хозяйства.

Ранними формами кооперирования в эвенских районах, как и в других районах Севера, были простейшие производственные объединения — про­мысловые товарищества и товарищества по совместному выпасу оленей. По мере укрепления этой первичной формы был осуществлен переход к более высоким формам артельного хозяйства. В 1936 г. закончилась коллективизация эвенских хозяйств в районах Охотского побережья, а позднее и в других районах расселения эвенов.

На побережье Охотского моря созданы по преимуществу рыболовецкие колхозы.

Таков, например, эвенский колхоз «Хулан эвен» («Красный эвен»). В 1933 г. на р. Улье в эвенском стойбище Юдман впервые объединились в артель несколько десятков хозяйств. Это были малооленные хозяй­ства, добывавшие себе средства к существованию преимущественно рыболовством и охотой. Группа беспорядочно разбросанных по берегу реки чумов — так выглядело стойбище Юдман в те годы. Из года в год рос и укреплялся колхоз «Хулан эвен». Основное направление хо­зяйства колхоза, как уже указывалось, — рыболовецкое. Снабжение колхоза более совершенными орудиями лова, механизация многих про­цессов труда рыбаков, помощь моторно-рыболовецкой станции, созданной в Охотском районе, коренным образом изменили эту отрасль хозяй­ства. В 1949 г. колхоз «Хулан эвен» занял первое место в социалистиче­ском соревновании рыболовецких колхозов страны и ему были присуждены переходящее Красное знамя Совета Министров СССР и первая премия Министерства рыбной промышленности. Выросли и укрепились в колхозе и другие исконные для эвенов отрасли хозяйства. Оленеводство, как отме­чалось выше, у этой группы хозяйств в прошлом было незначитель­ным. Рационализация этой отрасли хозяйства, ведущегося на новых осно­вах, зоотехнические и ветеринарные мероприятия, усовершенствование метода выпаса оленей — все это обеспечило рост оленьего стада. В 1952 г. колхозное стадо насчитывало уже около 5000 голов. Появились в кол­хозе и успешно развиваются полеводство и животноводство. «Хулан эвен» — колхоз-миллионер. Его неделимый фонд в 1952 г. превышал млн руб. Хозяйственный и культурный центр колхоза представляет собой крупный, благоустроенный поселок. Этот поселок, как и другие эвенские колхозные поселки Охотского района, электрифицирован и ра­диофицирован. В нем имеются школа, медицинский пункт и другие культурные учреждения.

Значительная часть эвенских колхозов, расположенных главным об­разом в северных районах Якутской АССР, имеет оленеводческое направ­ление. В большинстве из них эвены работают совместно с чукчами, юка­гирами, русскими и якутами. Таков, например, колхоз им. Сталина Нижне-Колымского района Якутской АССР. Коллективизация в этом районе началась в 1932 г., когда здесь были организованы первые про­стейшие объединения рыбаков и охотников. Несколько позднее возникли товарищества по совместному выпасу оленей, объединившие малооленные хозяйства батраков и бедняков. В 1940 г. в районе были созданы первые колхозы со сравнительно крупными общественными стадами. Тогда же был организован и эвенский колхоз «Сутаня-удёран», слив­шийся впоследствии с юкагирско-эвенским колхозом «Оленевод», после чего колхоз стал называться им. Сталина. Организация колхоза позволила эвенам развить многоотраслевое хозяйство. В недавнем прошлом веду­щей отраслью хозяйства эвенов в этом районе была охота на мясного зверя. Оленеводство, рыбный промысел и пушная охота играли здесь меньшую роль. Ведущей отраслью хозяйства в колхозе им. Сталина в настоящее время является оленеводство, доходы от которого составляют свыше 2/з всего денежного дохода колхоза. Резко увеличилось коли­чество оленей в колхозном стаде. В ведении оленеводческого хозяйства эвены заимствовали многое от своих соседей чукчей — исконных олене­водов; однако техника оленеводства в колхозе строится на новых, научных основах. Как и в других северных колхозах здесь внедрен новый метод выпаса оленей, предложенный в 1942 г. ветеринарным врачом Д. Л. Ни­колаевским. При этом методе летом и осенью практикуется частая смена пастбищ, сокращается расстояние между отдельными стоянками; благо­даря этому олени находятся все время на свежих кормах и меньше утом­ляются от перегонов. В результате применения этого метода резко сокра­тилось число заболеваний оленей, в частности копытной, бывшей раньше грозным бичом оленных стад.

Введение нового метода выпаса оленей стало возможным в связи с из­менением быта оленеводов.В прошлом, когда оленеводы кочевали со своими семьями, частая смена пастбищ, связанная с переносом жилища на новое место, с перевозкой всего домашнего скарба, с транспортировкой детей и стариков, была затруднена. В настоящее время, когда оленеводы в основ­ном перешли от бытового кочевания к производственному, когда с олен- ными стадами передвигаются только члены пастушеских бригад, а семьи их летом и осенью, а нередко и зимой живут оседло в колхозных посел­ках и промысловых базах, отпали затруднения для частых перекочевок, и бригады меняют места стоянок до ста раз в году. Новым для олене­водов северо-восточной Сибири является применение оленегонной лай­ки, которую раньше ни чукчи, ни эвены не знали. Новым является и использование лошадей при пастьбе оленей: в колхозе все пастухи объезжают стада верхом иа лошади. Рациональное разделение труда — организация специализированных бригад — позволила широко развить в этом колхозе и пушной промысел. Охотятся главным образом на песца, на которого наряду с пастями широко применяются и кап­каны; практикуется подкормка песца. В единоличном хозяйстве рыболов­ство, требующее длительного пребывания на берегах рек и озер, находи­лось в неразрешимом противоречии с оленеводством, связанным с постоян­ными перекочевками на новые пастбища. Это противоречие разрешено в колхозном хозяйстве.

В колхозе им. Сталина имеются специальные рыболовные брига­ды, и хотя рыболовство ь основном носит потребительский характер, оно все более приобретает и товарное значение. Большие доходы по­лучает колхоз от перевозки грузов, а также от пошивки меховой одежды и обуви в колхозных мастерских.

Хозяйственный центр колхоза расположен на берегу р. Алазеи. В колхозном поселке более 30 типовых жилых дома. Это — срубные дома, которые для утепления обмазываются снаружи глиной. В центре поселка помещаются здания правления колхоза, школы, зооветеринарного и фельдшерского пунктов, клуба.

В домах колхозников появилась новая для них мебель и утварь. Старинный тип эвенского жилища — чорамо-дю — сохраняется сейчас главным образом как жилище пастухов. Но и он изменил свое внутреннее устройство. Вместо костров чорамо-дю обогреваются железными печами. Охотники широко используют матерчатые палатки. Среди охотников и пастухов получили распространение спальные мешки с матерчатыми сменяющимися вкладышами.

Мужской зимний эвенский костюм за последние годы все более заме­няется в таежных районах Якутии одеждой якутского типа, а в тунд­ровой зоне, где эвепы соприкасаются с чукчами, — чукотской одеждой. Сохраняется старый тип головного убора — шапки в виде капора. Женщины в основном сохраняют традиционные формы одежды, наряду с которыми все шире распространяется и покупная одежда.

Развитие в ряде районов расселения эвенов крупной промышленно­сти и работа эвенов на различных участках нового строительства еще более способствуют приобщению их к социалистической культуре. Огра­ниченные в прошлом узкими, примитивно-материальными интересами своего чума, своего промысла, самое большее — своего стойбища, эвены неизмеримо расширили свой кругозор.

В настоящее время среди эвенов осуществляется всеобщее обязатель­ное обучение. Полностью завершена ликвидация неграмотности среди эвенов Якутской АССР.

В 1932 г. были изданы первые учебные пособия на эвенском языке. Теперь в первых классах эвенских школ обучение проводится на родном языке. Окончившая школы эвенская молодежь получает дальнейшее образование в педагогических училищах, в медицинских школах и других учебных заведениях в Якутске, Николаевске-на-Амуре, Хабаровске. В Ленинграде, в Государственном Педагогическом институте им. А. И. Герцена обучаются студенты эвены. Из числа бывших сту­дентов Ленинградского института Народов Севера вышли авторы лите­ратурных произведений на эвенском языке. Эвен Николай Тарабукин, уроженец далекого стойбища на р. Индигирке, опубликовал сборник сти­хов и повесть «Мое детство». Эвен Черканов с Камчатки выпустил сбор­ник песен «Горячие ключи». В этих художественных произведениях нашли свое отражение любовь к природе и развитое чувство ритма, выражавшееся в прошлом в песнях-импровизациях. Яркие образы былин, простота и лаконичность языка сказок также оказали на них свое влияние.

В большинстве районов своего расселения, как указывалось выше, эвены живут вместе с якутами, чукчами, коряками и др. Социалистиче­ское строительство среди эвенов неразрывно связано с изменением хозяйства, культуры и быта их соседей. Одновременно здесь отчетливо выступает процесс взаимного влияния — усвоение каждой из этих групп хозяйственных навыков и бытовых особенностей своих соседей.