Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Религия и народное творчество эвенов
Этнография - Народы Сибири

Религия и народное творчество эвенов

Религиозные взгляды и культ эвенов изучены мало. В XIX в. этнографы наблюдали у них соеди­нение христианства, шаманства и дошаманских представлений. Существо­вал культ «хозяев» природы и стихий: тайги, огня, воды и т. д., а также особый культ солнца, которому приносили в жертву оленей. Шкуру жертвенных животных вешали на наклонно прислоненный к дереву шест, по бокам которого с двух сторон ставили молодые лиственницы. Кости жертвенного оленя не раздробляли, а складывали после ритуаль­ной трапезы на особый помост. Жертвоприношение всегда совершалось коллективно и мясо потреблялось совместно и обязательно в тот же день. Поводом для жертвоприношения часто бывала болезнь кого-нибудь из жителей стойбища. В таких случаях оленя для принесения в жертву указывал шаман, приглашенный для «лечения»; иногда «угодного» оленя узнавали с помощью гадания (по треску огня очага и по другим при­метам).

К древнейшему, дошаманскому, культу следует отнести культ мед­ведя. Охотник должен был поздороваться с убитым медведем и побла­годарить его за то, что он пришел: предполагалось, что медведь идет до­бровольно навстречу охотнику. Указанный выше обычай нимат применялся при охоте на медведя особенно строго. Эвен, получивший в качестве нимата медведя, устраивал общественный праздник, на котором съедалось мясо медведя. Особенно священным считалось мясо головы и передней части туши. Его варили мужчины; женщинам было запрещено есть это мясо. Кости медведя хоронили на свайном помосте, причем складывали их в строго анатомическом порядке. До недавнего времени кое-где как древний пережиток сохранялся обряд похорон черепа медведя путем укрепления его на вершине небольшой лиственницы (дерево с черепом на нем называли чуки).

Костюм эвенского шамана отличался от эвенкийского и якутского меньшей сложностью и прежде всего отсутствием многочисленных кова­ных железных изображений духов, нашиваемых на шаманский плащ. Эвенские шаманские бубны сравнительно узкоободные, круглые, неболь­шого диаметра; они стоят ближе к амурскому варианту шаманских буб­нов, чем к эвенкийскому и якутскому.

Эвены издавна хоронили детей и взрослых на помостах, поставленных на сваях. В гроб клали деревянную фигуру птицы кор («ворон»). В XIX в., с распространением христианства, эвены стали хоронить умерших в земле. Над могилой ставили сруб с крестом, но на кресте вырезали изображе­ние птицы; около могилы складывали вещи умершего, постельные при­надлежности, оленье седло, посуду. Все эти предметы ломали.

Народное творчество

В эвенском фольклоре различаются следующие жанры: сказки (немкан), были-предания (тэлэнг), песни (икэ), загадки (нэнукэн,), поговорки. Среди сказок особо выделяются сказки о животных и птицах; обычные персо­нажи этих сказок — лиса, медведь, заяц, волк, россомаха, нерпа, мышь, лягушка, ворон, орел, кукушка, гагара и др. Многие из этих сказок, например цикл сказок о лисе, сказки о птицах, близки по содержанию к сказкам эвенков, другие (например сказка о нерпе и человеке) напо­минают сказки палеоазиатов, в частности коряков. Широко распространены сказки о чудесных превращениях. В бытовых сказках особенно популярен сюжет о старике и старухе, влачащих полуголодное существование и на этой почве ссорящихся и обманывающих друг друга.

Среди охотских эвенов издавна широко бытуют русские сказки о царе Салтане, о царевне-лягушке и др., проникшие в среду эвенов, вероятно, еще во времена первых походов казаков. Некоторые части сказаний о ге- роях-богатырях, например речи героев, обычно поются. Среди былин особенно интересны былины о героях-женщинах, побеждающих в состя­заниях мужчин. В былях-преданиях сохраняются воспоминания о межро­довых войнах, о столкновениях с коряками и чукчами, о первом появле­нии русских, о взаимоотношениях с якутами и т. д.

Из музыкальных инструментов известен был только варган, характер­ный для всех тунгусо-маньчжурских и многих других народностей Сибири.

У эвенов широко распространен был круговой танец-хоровод, сходный с хороводом эвенков.

Музыкальное творчество эвенов совершенно не изучено. При испол­нении преданий, былин для каждого героя существовала своя особая мелодия. Эвенам известны также короткие песни-импровизации, испол­нявшиеся на различные мелодии.