Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Народное творчество долганов
Этнография - Народы Сибири

Народное творчество долганов

Самобытное народное поэтическое творчество долганов было представлено загадками, сказками, историческими преданиями, былинами и бытовыми рассказами, составляющими преобладающий вид долганского фольклора. Последние повествуют о кочевой жизни долганов с ее реальной бытовой обстановкой. Рассказы эти незначительны по своему объему, но чрезвы­чайно разнообразны по содержанию. Пользовались популярностью сказки о животных — о происхождении их, о превращении их в людей и обратно. Особую группу представляли сказки устуоруйа (русск. «история»), где героями являлись русский купец, бедняк «пашенный» (крестьянин), Иван-царевич и другие персонажи русской сказки. Сюжеты их также близки к сюжетам русских сказок. В исторических преданиях пове­ствуется о путешествиях по различным неведомым странам и необычайных приключениях. Некоторые из них близки по своему содержанию к пре­даниям оленекского хосунного эпоса.

Былины как по своему сюжету, так и по способу передачи были очень близки к якутским олонхо и даже назывались так же. В них часто опи­сывается быт, не свойственный долганам; упоминаются лошади и коровы и почти никогда не упоминается олень.

Сюжет их составляет борьба добрых героев с героями, связанными со злыми духами. Диалоги, так же как и в якут­ской былине, пелись. Песни долганов короткие (лириче­ские) и длинные. Первые исполнялись не профессионалами: авторы и испол­нители их — обычно юноши и девушки. Длинные песни исполнялись высоко­одаренными импровизаторами, «песен­ными» людьми, встречающимися до­вольно редко.

Сказители рассматривались как осо­бые избранники добрых божеств и ду­хов. Талантливые сказители создавали свою школу, у них учились целые поко­ления молодых сказителей. По старым воззрениям долганов, все образы, кото­рые рисовались сказителями, могли превращаться в видимые образы, тени.

Это представление о способности ска­зителей своими словами создавать ре­альные образы было использовано дол­ганскими шаманами для придания боль­шей убедительности их способам «ле­чения» больных. Иногда, чтобы опре­делить, от какого духа происходит I  болезнь, шаман призывал к больному  сказителя. Последний, с угасанием вечерней зари, начинал рассказывать былину. Когда в былине герой доброго божества начинал одерживать победу над злым духом, тогда, по представлениям долганов, из больного должен был выйти поедающий его злой дух, - чтобы притти на помощь своему собрату.

Увидев злого духа и узнав, какой он, шаман начинал камлать, теперь зная будто бы, что предпринять, чтобы спасти больного. Во время сильных эпидемий также прибегали к по­мощи сказителей — просили их вечерами рассказывать былины, в ко­торых всякие испытания героев имели бы счастливый исход. Так как считалось, что образы былин приобретают видимость, то весной, во время прилета гусей, их не рассказывали, чтобы не отпугивать этими образами гусей. Чтобы не испугать диких оленей, не рассказывали былин накануне охоты на них.

Музыкальных инструментов у долганов не было. Только в конце XIX—начале XX вв. начал распространяться якутский варган. Тан­цевальное искусство у долганов почти отсутствовало. Они, как и эвенки, только водили (с припевом «хейро») хороводы, в которых мужчины и женщины кружились, взявшись за руки и притопывая ногами.

Изобразительное искусство долганов носило прикладной характер. Вся одежда и праздничная и будничная богато расшивалась бисером или аппликациями из узких полосок цветной ткани. Распространены были узорные вышивки оленьим волосом по ровдуге, окрашенной в красный цвет отваром ольховой коры или охрой и в черный — графитом. Встре­чались тонкие ажурные вышивки нитками из сухожилий на лямках и поясах оленьей упряжки. Украшение одежды — труд женщин. Мужское искусство было связано, главным образом, с обработкой мамонтовой кости. Особенно большого мастерства оно достигало в орнаментировании резьбой нащечных пластин оленьего недоуздка. Встречалась инкруста­ция оловом передков оленьих седел и черенков ножей. Очень искусными считались кузнецы в узорной инкрустации медью и серебром железных изделий. Разнообразны по своей причудливой окраске копылья и спинки легковых низких нарт, распространенных главным образом в Хатанг- ском районе. Долганский орнамент в подавляющем большинстве слу­чаев — геометрический; он состоит из сочетания крестиков, полукругов, зигзагообразных и ломаных линий. Была широко распространена деревянная скульптура религиозного назначения. Изображения пере­давались в ней очень условно.