Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Кети в послеоктябрьский период
Этнография - Народы Сибири

Кети в послеоктябрьский период

Новая жизнь у кетов началась после Великой  Октябрьской социалистической революции. Система разнообразных мер по поднятию хозяйства кетов (организация советской торговли, землеустройство, рационализация охотничьего и рыбного промыслов и пр.), социально­культурное строительство создали необходимые условия для хозяйствен­ного и культурного прогресса кетов.

Уже в 1938 г. в Туруханском районе было 6 кетских колхозов, объединивших 72 хозяйства. В настоящее время почти все кетское население Туруханского и Ярцевского районов объединено в колхозы.

Изменились условия охотничьего промысла кетского населения. Многие архаические орудия и приемы промысла исчезли в резуль­тате широкого распространения патронных ружей и капканов. Орга­низованы промыслово-охотничьи станции на Черном острове в ни­зовьях Подкаменной Тунгуски и в пос. Келлог на Елогуе. В тайге устроены промысловые избушки для охотников. Успешно развиваются новые социалистические формы труда, организуются специальные охот­ничьи бригады. В охоте теперь принимают участие и женщины.

В области рыболовства также произошли значительные изменения. Лов рыбы производится колхозными, бригадами, за которыми закреплены постоянные места лова. Значительно повысилась обеспеченность колхо­зов средствами производства — хорошими иеводами, ставными сетями, лодками и т. д. Большое значение имеет также развитие круглогодичного лова и освоение новых водоемов. Большие успехи достигнуты кетскими колхозами и в обработке рыбной продукции.

В условиях колхозного хозяйства получило значительное развитие и оленеводство. Оленеводством занимается в настоящее время большин­ство кетских колхозов. Реконструкция оленеводства направлена к улуч­шению охраны и выпаса стад и повышению всей техники оленеводства.

Сооружаются загоны, используются более рационально пастбищные угодья, улучшается порода местного оленя. В результате наблю­дается рост поголовья оленей в колхозных стадах.

Расширилась торговая сеть, обслуживающая кетские колхозы.

Коллективизация и индустриализация Енисейского Севера совершенно изменили там положение с транспортом. Помимо общих регулярных па­роходных рейсов, кетские колхозы обслуживаются специальным рыбо­промысловым флотом.

Примером изменений в хозяйстве и быте кетов, происшедших за годы социалистической реконструкции, может служить колхоз им. И. В. Сталина Ярцевского района. Этот колхоз объединяет основную массу кетов, которые кочевали раньше в низовьях р. Подкаменной Тунгуски, а в настоящее время живут в пос. Черный остров. Колхоз организован в 1934 г. Хозяйство его основано на охоте и рыболовстве, но в настоящее время стали развиваться и другие отрасли хозяйства: огородничество, животноводство, звероводство. Охота и рыболовство ведутся спе­циальными бригадами, в которых принимают участие и женщины. Охотничьи бригады снабжены хорошими ружьями. Для них по­строены на охотничьих тропах избушки. Налажена регулярная доставка в бригады продовольствия. Новое для кетов занятие — огородничество — приобретает в колхозах все большее значение; имеются помимо колхоз­ных и индивидуальные огороды, где сажают картофель, капусту, морковь и другие овощи. Организованная в 1948 г. в колхозе молочно-товарная ферма дает ежегодно тысячи литров молока. В 1949 г. колхоз завел пи­томник серебристо-черных лисиц.

Члены колхоза перешли на оседлость. В поселке построены дома, школа-интернат, клуб, больница, хлебопекарня, баня и ряд хозяйствен­ных построек колхоза. Вся молодежь колхоза грамотна. В школе- интернате обучаются все дети школьного возраста. Культурно-просве­тительная работа ведется в колхозном клубе. Клуб получает целый ряд центральных и областных газет. На сцене клуба ставятся пьесы кружком художественной самодеятельности. Регулярно демонстрируются кинофильмы.

Изменения сказались и на внешнем облике кетов, на их одежде. Уже нельзя теперь встретить мужчину с косой. В костюмах заметно сочетание новой одежды русского покроя и старой, национальной. Многие уже пред­почитают покупную одежду русского покроя. Вошло в быт белье, раньше совсем не употреблявшееся кетами. На промыслах кеты, особенно рыбаки, пользуются привозной спецодеждой. Хлопчатобумажные и шерстяные ткани, готовое платье, обувь и пр. пользуются у кетов большим спросом.

Изменения в домашней жизни кетов помогают ликвидировать старую антисанитарную обстановку. В жилище стала поддерживаться чистота. Появились и неизвестные ранее личные гигиенические навыки. В кет­ских колхозах построены бани; строят бани и в тайге для обслуживания охотников на зимнем промысле.

До революции кеты совершенно не знали медицинской помощи. Теперь в Туруханском и Ярцевском районах несколько врачебных пунктов, не­которые из них (Келлогский, Суломайский и 1др.) обслуживают пре­имущественно кетов. При пунктах имеются специальные койки для ро­жениц. Неуклонно растет авторитет советской медицины у народности, единственными «врачевателями» которой были ранее шаманы.

Большие успехи достигнуты за годы советской власти в области просве­щения и подъема общей культуры кетов. Еще в 1926 г. грамотных среди кетов было лишь 2% мужчин и 0 3% женщин. Но уже в 1936 г. грамотным было 13.4% всего кетского населения. В настоящее время дети школьного возраста полностью охвачены школой. Политико-просветительную работу в Туруханском районе среди кетов вели красные чумы. Летом они обслу­живали бригады колхозников-рыбаков, зимой — бригады охотников.

Широко распространился среди кетов русский язык. В настоящее время большинство кетов владеет этим языком. Прочные навыки в рус­ском языке прививает школа. Через школу язык проникает и в семью. Работа по ликвидации неграмотности, по массовому политическому про­свещению усиливает проникновение русского языка. В тоже время сохра­няется родной язык: в быту кеты говорят по-кетски.

Многие окончившие начальную школу кеты и кетки продолжают обра­зование в Енисейске, Туруханске и Игарке, где получают разные квали­фикации. В районе уже перед войной были кеты учителя начальных школ, преподаватели школ взрослых и другие культработники.

В связи с общим культурным подъемом отошли в прошлое религиозные обряды, изменилось мировоззрение кетов. Изменилось положение жен­щины— теперь она равноправна с мужчиной. Новое отношение к жен­щине зиждется не только на советских законах, но и на активном участии женщин в производстве — в охоте, рыболовстве и пр.

Утратило свое значение деление на фратрии, о котором помнят еще старики.

Традиционный фольклор, носителями которого являются кеты старшего поколения, популярен и в настоящее время среди местного населения.

Целый ряд образцов кетского эпоса известен всем кетским группам. Таков, например, герой Бальна («Черемуховая палица»), сражавшийся с врагами исключительно дубинкой, сделанной из ствола черемухи. Ста­рики кеты указывают даже место, где, по преданию, ставил раньше свой чум Бальна; это место находится на берегу Енисея, неподалеку от с. Верхне- имбатского. Помимо героического эпоса, относящегося к наиболее отда­ленному прошлому, существует целый ряд исторических преданий, по­вествующих о военных столкновениях кетов с ненцами и эвенками. В сказ­ках повествуется о злых существах (доотем-ы, каскиты и др.),стремящихся нанести вред людям, которые ведут с ними более или менее успешную борьбу. Большое распространение имеют также рассказы на бытовые темы (например, истории неудачного сватовства и т. п.), причем очень часто ге­роями таких повествований выступают лица или недавно умершие, или живущие и часто лично известные рассказчику и слушателям. Очень ши­роко распространены также загадки, часто основанные на забытом зна­чении какого-либо слова или на не употребляющемся в настоящее время названии какого-либо предмета или действия.

Из музыкальных инструментов существовали раньше только струнный инструмент, напоминающий балалайку, и варган (люмель) — вибрирую­щая пластинка из мамонтовой кости или дерева. Сейчас в кетских се­лениях молодежь поет массовые советские песни под аккомпанемент рус­ских народных инструментов. Многие из этих песен принесли в родные селения кеты, побывавшие в рядах Советской Армии.