Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Энцы. Общие сведения
Этнография - Народы Сибири

Энцы. Общие сведения

Энцы в языковом и этнографическом отношениях близки к нганаса­нам и ненцам.Общая численность энцев по переписи 1926—1927 гг. была определена в 378 человек.

По месту жительства и диалекту энцы до революции делились на две части. Большая часть их кочевала летом в тундре между Енисеем и Ени­сейским заливом на западе и р. Пурой, притоком Пясины,на востоке. На зиму эти энцы откочевывали в лесотундру у Енисея между р. Малой Хетой и оз. Пясино. Меньшая часть их кочевала постоянно в лесах по Енисею выше с. Дудинки, около станков Лузино,    Потапово и др. Тундровые энцы состояли из групп Сомату, Бай и половины группы Муггади. Осталь­ные энцы называли их «маду» (это старое название группы Сомату). Раньше энцы-маду сами называли себя также архаичным названием онэй- энэтэ, т. е. «настоящие люди». Ненцы называли их «манто». Лесные энцы состояли из другой половины группы Муггади, группы Ючи, отдельных семей группы Бай и др. Общее их название было «пэ-бай» (т. е. «лесные баи»).

До революции энцы были известны под названием хантайских и кара- синских самоедов. Хантайские энцы — это группа Сомату, карасинские — Муггади, Бай и Ючи. Энцы не имели общего самоназвания. Название «энцы» образовано уже после революции от слова «энэтэ», что на их языке означает «человек», «мужчина».

Язык энцев близок ненецкому языку; он отличается от последнего некоторыми фонетическими и лексическими расхождениями. По своему звуковому составу язык энцев приближается к языку нганасанов.

В XVII в. Сомату (маду) кочевали в лесотундре между низовьями Ени­сея и Таза, Бай и часть Муггади — в бассейне Турухана, остальные Муг­гади и Ючи — в бассейне Таза. На Тазу жили также энецкие группы Аседа и Салерта.

В общем энецкие группы в XVII в. занимали бассейны рр. Таза и Турухана и все низовье Енисея от р. Нижней Тунгуски до Енисейского залива. От ненецкого произношения названия земли Муггади происходит и название города Мангазея (по-ненецки монгкаси-я — «земля Муггади»), основанного русскими в 1601 г. в низовьях Таза.

С Таза и Турухана энцы были вытеснены в конце XVII и начале XVIII вв. селькупами и кетами, а из тундры тт лесотундры между Обской и Тазовской губами и Енисеем — ненцами. Оставшиеся на Тазу и левобе­режье Енисея группы Аседа, Салерта и часть группы Ючи были ассими­лированы ненцами.

Общая численность энецких племен в начале XVII в. достигала 3 тыс. человек, т. е. была значительно выше численности нганасанов и прибли­жалась к численности ненцев в Сибири. Но ряд эпидемий, столкновения с селькупами, ассимиляция ненцами и селькупами, а на рубеже XIX— XX вв. и долганами сократили численность энцев.

В настоящее время в Усть-Енисейском районе энцы окончательно сливаются с ненцами, причем в колхозе «Новая жизнь» этот процесс уже завершился. В Авамском районе они сливаются с нганасанами. В колхозе «Заполярник» Дудинского района лесные энцы усвоили ненецкую мате­риальную культуру, но язык лесных энцев здесь был воспринят и ненцами.