Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Нганасаны после Великой Октябрьской социалистической революции
Этнография - Народы Сибири

Нганасаны после Великой Октябрьской социалистической революции

Затянувшаяся гражданская война в Сибири, отдаленность и труднодоступностьтаймырских тундр были причинами сравнительно позднего развертывания советского строительства среди нганасанов.

В 20-х годах в район расселения нганасанов прони­кали лишь отдельные работники. Это были инструкторы Туру ханского районного исполнительного комитета, работники кооперации и гостор­говли и медико-санитарные отряды. В 1924—1925 гг. у нганасанов были организованы родовые советы. В 1928 г. для приближения советов к на­селению был выделен из Авамского родового совета Таймырский совет. В 1931 г. был организован Таймырский национальный округ, в который вошли также и нганасаны. В том же году нганасанские родовые советы были преобразованы в кочевые советы, для председателей этих советов были организованы первые краткосрочные курсы. Тогда же нганасаны рода Око перешли из долганского родового совета в Таймырский и Ва- деевский кочевые советы.

Социалистическое строительство у нганасанов связано с коллективи­зацией и общим бурным народно-хозяйственным и культурным развитием севера Красноярского края в годы пятилеток. Нганасаны организо­вали четыре колхоза. В -Авамском районе их было три — им. VIII съезда Советов, «Пура» и им. О. Ю. Шмидта, а в Хагангском один — «Ле­нинский путь», В 1950 г. колхоз «Ленинский путь» объединился с соседним якутским колхозом в один колхоз «Путь к коммунизму». В 1952 г. колхоз «Пура» объединился с колхозом им. VIII съезда Советов в колхоз им. Маленкова.

В условиях колхозного строя все старые отрасли хозяйства нганаса­нов подвернись значительным изменениям. В настоящее время в нгана­санских колхозах существуют для пастьбы оленей специальные оленевод­ческие бригады. Олени колхоза делятся на отдельные стада в 600—800 го­лов. Колхозные оленеводы охраняют оленей круглосуточно во все сезоны. Большая часть пастухов — мужчины, но привлекают и девушек, обучая их приемам пастьбы. Обычно пастухи дежурят по двое, но в период гона оленей, когда не следует ни кричать, ни стрелять для отпугивания волков, назначают и по три пастуха. Отел, гон, годовой учет, переход с зимних на летние пастбища и обратно производятся организованно, с соблюдением зоотехнических правил, предупредительных мер против заболеваний оленей и при ветеринарной помощи. Некоторые нганасаны окончили окружную школу оленеводов и добились хороших результатов в развитии колхозного оленеводства. Резко сократилась гибель молодняка. Для сохранения телят сейчас нганасалы-колхозникп применяют щитки от ветра, а если их не хватает, то заменяют их оленьими шкурами или ныкапывают специальные защитные рвы в снегу.

Пушной промысел организован у нганасанов в настоящее время по- новому. 13 колхозах выделяются специальные охотничьи бригады. Ка­ждая бригада получает в свое распоряжение определенное число кап­канов и участок тундры с расположенными на нем пастями. Высмотр пастей производится по возможности ежедекадно. Бригады и отдельные звенья обеспечиваются балками (передвижным домиком на парте), в них ночуют охотники при поездках на высмотр отдаленных пастииков. Получили широкое распространение современные орудия добычи песца — железные капканы. Во всех колхозах организован частый высмотр капка­нов, и таким образом потери пушнины снижены до минимума.

Широко распространенными почти но всему Северу деревянными па­стями, боковые стенки которых иногда делали также из каменных плит, нганасаны раньше пользовались сравнительно мало; теперь нганасанские колхозы имеют длинные линии пастей и применяют усовершенствованные, так называемые корытные пасти, предохраняющие попавших песцов от хищников. Охотники заранее устанавливают местонахождение нор и за­тем ставят близ них капканы. Искусство бригадира и каждого охотника заключается в умелом маневрировании предоставленными в его распо-. ряжение капканами, правильной насторожке пастей и в своевремен­ном высмотре ловушек. Песца привлекают к ловушкам разбрасыванием подкормки (крошеного мяса или рыбы). Места установки капканов ме­няют в зависимости от хода песца и вообще условий промысла п текущем году.

Из старинных приемов охоты на дикого оленя сейчас практикуются немногие. Совсем исчезли хищнические поколки, охота с сетью и др. Колхозные бригады для охоты на дикого оленя теперь снабжены дальнобойными винтовками, что намного увеличило производительность охоты и способствовало вытеснению старых приемов этого промысла.

На гусей и уток сейчас также охотятся с ружьем.Охота сетями на уток и линыых гусей, как хищническая, запрещена.

Большое значение для интенсификации пушного промысла нгана­санов имеет социалистическое соревнование. Оно охватывает целые колхозы, соревнующиеся между собой, отдельные бригады и звенья и отдельных охотников внутри колхоза, соревнующихся друг с другом. В результате колхозной организации труда, социалистического соревнования и улучшения качества капканов и конструкции пастей значительно выросла общая производительность труда в пушном про­мысле.

Периоды и приемы охоты сейчас регулируются советским законода­тельством, направленным на борьбу с хищническими приемами охоты, истреблением молодняка и невыходных пушных зверей.

Значительны изменения и в быту нганасанов. В настоящее время у нганасанов все больше распространяются нартяные чумы и балки, вве­денные на Севере впервые русскими, а нганасанами заимствованные у дол- ганов.

Резко изменился пищевой рацион нганасанов-колхозников: прочно вошли в быт хлеб, сахар, масло и другие продукты, регулярно доставляе­мые в эту отдаленную окраину Советского Союза. Благодаря организа­ции в тундре хлебопекарен нганасаны получил]г возможность постоянно иметь печеный хлеб. Способы приготовления пищи стали более гигие­ничными и рациональными. Нганасаны перестали пользоваться при­митивными приспособлениями для хранения продуктов, заменяя их покупной тарой.

Нганасаны и сейчас сохраняют национальные формы одежды, хотя изготовляют в настоящее время ее не только из оленьих шкур, но также из сукна. Наряду с одеждой старого покроя в употребление входят ру­башки, пиджаки, брюки, сапоги, резиновая обувь, куртки и брюки на вате. Все более входит в быт нижнее белье, которого раньше нганасаны совершенно не знали.

В последние годы нганасаны переживают период ликвидации своей вековой отсталости и приобщаются к советской социалистической куль­туре.

Из старых семейио-правовых норм устойчивее всего сохраняются пока экзогамные запреты, хотя есть уже случаи их нарушения. Многое из старого уже ушло в прошлое. Исчезло многоженство. Исчез калым. Изменилось в условиях колхозного быта положение женщины. Нга­насанки участвуют в производственной и общественной жизни колхо­зов.

Культурно-просветительная работа партийных и советских органи­заций дала свои результаты. Среди нганасанов появились советские, партийные, комсомольские и колхозные работники. Выросли и укрепи­лись партийные и комсомольские организации в нганасанских колхозах. Если в 1938 г. среди нганасанов был только один коммунист Турдагин Кондюо, то в 1950 г. партийные группы имелись уже в трех из четырех нганасанских колхозов.

Некоторые нганасаны прошли курсы и школы подготовки колхозных кадров — председателей колхозов, бригадиров-оленеводов, ветеринар­ных фельдшеров.

Нганасаны являются членами исполкомов Авамского и Хатангского районов.-Много нганасанов, в том числе и женщины, выбрано народными заседателями.

Дети школьного возраста все учатся, живя в течение учебного года в интернатах при начальных или семилетних школах на полном государ­ственном содержании.

Большую помощь нганасанам оказывает русский народ. Русские работники в окружных и районных организациях, в школах, боль­ницах, магазинах, заготовительных пунктах, красных чумах, коче­вых советах, колхозах помогают нганасанам преодолеть их вековую от­сталость, учат их детей, лечат, ведут культурно-просветительную работу, воспитывают нганасанские кадры. Помогают нганасанам и их более куль­турные соседи долганы. Возросли культурные запросы и политическая активность нганасанов.

Так в результате последовательного осуществления национальной политики советской власти приобщается к социалистической культуре и участвует в строительстве социализма одна из самых отсталых в недавнем прошлом народов северной Сибири.