Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Верования и народное творчество нганасанов
Этнография - Народы Сибири

Верования  и народное творчество нганасанов

Основу религиозного мировоззрения нганасанов составлял комплекс очень примитивных доанимистических и анимистических представлений. Нганасаны верили, напри­мер, в то, что даже вещи, сделанные человеком, живут и могут понимать человеческую речь. Оставляя весной нарты с зимними вещами, к ним обращались с небольшой речью и обещали осенью привезти им жир и мясо.

Рекам Пясине, Аваму, Дудыпте, Таймыру, Большой Балахне весной приносили в жертву оленей. Осенью приносили жертвы (оленей или собак) духам определенных священных сопок. Сверхъестественные существа, по представлениям нганасанов, делились на три основные ка­тегории: 1) нгуо — «хозяева» отдельных явлений природы и отдельных категорий вещей; так, были нгуо неба, солнца, земли, огня, оленей и т. д.; очень большим нгуо считалась болезнь оспа; голод, по мнению нганасанов, вызывался специальным нгуо голода; 2) баруси — антропо­морфные существа, вредящие людям; они, по представлениям нгана­санов, обитали, в частности, в воде — реках, озерах, в море; 3) дямада — особые духи, служившие шаманам, обычно зооморфные.

Материальные предметы, почитаемые домашними покровителями, назывались куойка. В одних случаях они представляли собой камни, рога оленей и другие предметы необычной формы, бросающиеся в глаза, в других — зооморфные и антропоморфные изображения, сделанные из металла или дерева. Возились они в специальных нартах, запряжен­ных священными оленями, отмеченными на шерсти особыми тамгами. Куойка назывались также и почитаемые за священные объекты природы, например сопки, скалы, деревья необычного вида и т. д. Домашних куойка каждый месяц окуривали жиром дикого оленя, а также «кормили» после удачной охоты: клали в их нарту кусочки жира и мяса дикого оленя. Сопкам, скалам и деревьям приносили в жертву оленей и дарили лоскутки материи, нанизанные на шнурки, деньги и т. п.

У нганасанов было сильно развито шаманство. Шаманские костюмы отличались богатством подвесок, причем многие шаманы имели по два- три костюма и по нескольку бубнов на разные случаи камлания. Костюмы состояли из головного убора, плаща с отдельным передником и обуви, иногда из комбинезона, подобного женскому. К другим атрибутам ша­манов относились, кроме бубнов, шкурки птиц и животных, железные трости и т. п.

Главнейшими религиозными обрядами нганасанов было празднество «чистого чума» (мадуся) и обряд прохождения через «каменные ворота» (фала-футу). Празднество «чистого чума» происходило в феврале, когда после полярной ночи появлялось солнце. Строился особый чум, в котором 2-9 дней с утра до вечера камлал шаман, испраши­вая у божеств благополучие для всего народа в пред­стоящем году.

Во время праздника около «чистого чума» проис­ходили пляски и игры молодежи. Иногда праздник «чистого чума» заменялся обрядом прохождения че­рез каменные ворота. Для этого из каменных плит сооружалось нечто вроде туннеля. В течение трех дней совершалось камлание, после которого ша­ман и все присутствующие трижды проходили через эти ворота.

Нганасаны верили в переселение душ. По их пред­ставлениям, человек после смерти продолжал на «ниж­ней земле» вести жизнь, похожую на земную, а душа его возвращалась к хозяину душ и затем снова все­лялась в родившегося ребенка. Нганасаны зимой покойников не закапывали, а оставляли на поверх­ности земли, положив на оленью нарту. В лесотундре над нартой с покойником устраивали коническое сооружение из срубленных стволов деревьев. На могилу женщины клалось все ее приданое.

Народное творчество

Фольклор нганасанов очень  разнообразен и богат. Основные виды фольклора: былины, сказки, исторические предания, песни и загадки.

Былины бывают очень длинными, рассказывают их иногда в продолжение нескольких вечеров. Описание обстановки, в которой происходит дей­ствие былины, рассказывается, диалоги между героями поются, причем сказитель поет одним го­лосом, не стараясь * различать героев интонацией, как то делают якуты или долганы. Герои былин — Изображение двухго- богатыри с медными или железными малицами, лового духа чум серебряными или медными шапками или поясами; имена они получают по этим частям одежды. Былины или сказки обычно начинаются фразой: «Вот вышло наше слово, долго носилось оно и набрело на один чум» или «на одного человека», дальше идет повествование. Сюжеты былин очень сложны, они обычно пове­ствуют о борьбе богатырей добрых духов с богатырями злых духов; причиной распри часто служат женщины. Широко * распространены сказки о людоедах (сигие) и сказки о похождениях хитреца и плута (дяйку).

Многочисленные исторические предания отразили войны нганасанов, главным образом с ненцами и эвенками. Часть их очень близка к так называемому оленекскому хосунному эпосу, распространенному среди северных якутов. Песни, преимущественно любовного содержания, распеваются молодыми людьми в присутствии своих возлюбленных. Искусство хорошо говорить ценилось у нганасанов очень высоко. В ста­рину устраивались словесные поединки между умеющими красно гово­рить.

Музыкальных инструментов у нганасанов не было, если не считать детской свистульки из гусиного пера и шаманского бубна.

Изобразительное искусство нганасанов представлено гравировкой на мамонтовой кости, инкрустацией и штамповкой по металлу, окраской кожи и узорным шитьем оленьим волосом. Орнамент у нганасанов исклю­чительно геометрический; изображение живых существ допускалось только на культовых предметах, например на чехлах шаманских бубнов или на сумках для хранения куойка, представлявших собой квадрат­ные мешки, шитые мехом внутрь, расписанные изображениями духов. Наиболее разнообразна гравировка пластинок из мамонтовой кости на оленьих недоуздках. В углубленную резьбу втиралась черная и крас­ная краска, причем на одной и той же пластинке один вид орнамента окрашивается в красный цвет, другой — в черный. По железу делали ин­крустацию медью и серебром. На женских нагрудных украшениях из листовой меди выбивали специальными железными штампами орнамент в виде развилок, звездочек и т. д.

Орнамент на коже окрашивался в черный цвет графитом, в красный — охрой. Краски разводили на воде, наносили специальной палочкой широкие линии и окантовывали жгутиком из оленьего волоса. Кроме того, на кожу наносили орнамент деревянным штампом. Скульптура была представлена предметами культа — антропоморфными и зооморфными фигурками (куойка), изготовляемыми из дерева, мамонтовой кости и металла.