Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Ненцы после Октябрьской революции
Этнография - Народы Сибири

Ненцы после Октябрьской революции

Великая Октябрьская социалистическая революция встретила ис­креннее сочувствие трудового населения тундры. В боевые страницы истории гражданской войны на Севере вошло немало имен ненцев, герои­чески боровшихся за советскую власть. Г. Хатанзейский, работавший до революции в низовье Печоры на лесопильном заводе, носящем ныне его имя, руководил там забастовочным движением и организовал в феврале 1917 г. рабочий комитет. Летом 1918 г. он был схвачен орудовавшими на Печоре белыми и увезен в Архангельск, а оттуда на остров Мудьюг. После побега с русскими товарищами с «острова смерти» — Мудыога он был пойман и расстрелян. Та же участь постигла М. Ядопчева, члена Обдорского совета, арестованного карательным отрядом белых. Ненец В. Ф. Ядопчев, батрак с Малого Ямала, боровшийся в 1918 г. за советскую власть в красногвардейском отряде Сенькина, тоже был аре­стован колчаковцами и брошен в тобольскую тюрьму. Впоследствии В. Ф. Ядопчев был на хозяйственной и советской работе в пределах нынешнего Ямальского округа.

В 1920 г. на Печоре, в с. Тельвиске, был организован первый Нижне­печорский «самоедский» волостной исполнительный комитет, в который вошли ненцы И. С. Хатанзейский, А. Г. Выучейский, А. С. Вылка и др. В 1921 г. в Обдорске была окончательно установлена советская власть и полностью разгромлены белогвардейские банды, терроризировавшие тру­довое население, убивавшие в тундре ненцев и грабившие их стада.

После установления советской власти на Печоре, на Тобольском Севере и на севере Туруханского края под руководством партии в тундрах начало развертываться советское строительство. В 1926 г., на основе утвержденного ВЦИКом «Временного положения об управлении тузем­ных народностей и племен северных окраин РСФСР», началась орга­низация родовых советов, но в ряде ненецких районов (Канинская и Малоземельская тундры) советы эти существовали с самого начала как территориальные, так как разложение родоплеменной организации зашло там весьма далеко.

Важную роль в развитии ненецкого хозяйства на первом его этапе сыграла кооперация. Первым ненецким кооперативом был «Кочевник», основанный на Печоре еще в 1922 г. Большую работу провели организо­ванные в 1928—1931 гг. культбазы — Хоседа-Хардская (Болыпезе- мельский район Ненецкого национального округа), Ямальская (Ямальский район Ямало-Ненецкого национального округа) и Тазовская (Тазовский район того же национального округа).

В 1929—1930 гг. были созданы Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Таймыр­ский национальные округа, объединившие советы, построенные уже цели­ком по территориальному признаку. Существование этих округов за­креплено Конституцией СССР в 1937 г.

Большое значение в развитии ненецких национальных округов и приобщении ненцев к социалистическому строительству имело создание там советских административных центров. Эти центры — Нарьян Мар, Амдерма, Воркута, Салехард, с. Тазовское (б. Хальмерседе), Караул, Устьпорт, Дудинка и др. — имели решающее влияние на рост экономики и культуры народов Севера.

Коллективизация среди ненцев началась в 1929 г. В это время в Мало­земельной тундре был организован первый ненецкий оленеводческий колхоз (ПНОК), в который вошли сначала всего 5 бедняцких и 2 серед­няцких хозяйства. В 1929—1930 гг. были созданы первые колхозы («Но­вая жизнь», «Харп» и «Красный Октябрь») в Ненецком, Ямало-Ненец­ком и Таймырском национальных округах.

Первоначальной формой коллективизации были товарищества по совместному выпасу оленей. Вокруг организации колхозов велась жесто­кая классовая борьба. Богачи и шаманы проникали, где могли, в кол­хозы, а в некоторых случаях'даже к руководству ими и разваливали работу изнутри. Одновременно они запугивали наиболее отсталые группы населения, ведя антиколхозную и антисоветскую агитацию. Группа бога­чей с левобережья Оби (Ямальский округ) организовала «моления», причем для «жертвоприношений» убивали сразу по 35—40 оленей. Эта группа уничтожила за какие-нибудь полтора месяца около 2500 оленей на еду и угощение.

Однако сопротивление богачей не могло остановить движение тру­довых масс к новой жизни. Государство оказывало огромную матери­альную помощь колхозному строительству. Каждому колхозу были отведены определенные пастбищные, охотничьи и рыболовные угодья, что в сочетании с организацией широкой сети факторий позволило со­кратить радиус кочевок.

К началу 1949 г. в Ненецком национальном округе в колхозы вхо­дило 98% хозяйств, в Ямало-Ненецком — 97% хозяйств, в Таймырском — 98% хозяйств ненцев. В 1950 г. коллективизация была полностью завер­шена. В колхозах ненецких национальных округов совместно дружно работают ненцы, ханты, селькупы, лесные ненцы, коми и русские.

Коренным образом изменилась ведущая отрасль ненецкого хозяйства — оленеводство. Общественное оленеводство в большинстве колхозов не­нецких национальных округов стало важнейшей и наиболее доходной отраслью хозяйства. Так, в Ямало-Ненецком национальном округе денежные доходы только от продажи оленьего мяса, шкур и мехсырья, а также от оленьего транспорта уже в 1951 г. составляли 22% всего дохода округа. Общественное оленеводство становится главным источни­ком поднятия материального благосостояния колхозников, обеспечивая их меховой одеждой, мясопродуктами и транспортом.

Внедряются новые приемы ведения оленного хозяйства, регулярно проводятся съезды передовиков оленеводов. На съездах обобщается и изучается опыт передовых колхозов, добившихся лучших успехов в оленеводстве.

Колхозники проводят большую работу по улучшению породы тундро­вого оленя. Эта работа в округах уже дала известные результаты. Колхозники производят поголовную кастрацию неполноценных производи­телей, оставляя в стаде лучших. Колхоз «Харп» Малоземельной тундры в течение ряда лет ведет работу по улучшению породы оленей. В основ­ное колхозное стадо уже передано из племенного стада около 800 голов оленей улучшенной породы. Племенные стада созданы и в других ненец­ких колхозах. Дружеские связи, установившиеся между районами в округах и между целыми национальными округами, позволяют в широ­ких масштабах производить обмен оленями-производителями. Колхозы, наиболее продвинувшие племенную работу, помогают организации племен­ных стад в других колхозах, выделяя для этого лучших оленей.

В январе 1951 г. оленеводы Таймырского национального округа от­правили группу колхозников в Ямало-Ненецкий национальный округ для закупки оленей. Колхозники проехали на оленных упряжках около двух тысяч километров. На месте они закупили 4800 оленей и отпра­вились обратно. На протяжении 600 км их сопровождали проводники- оленеводы Ямала. Три с половиной месяца длилось это путешествие по тундре. Смелых колхозников не останавливали ни мороз, ни пурга, ни полярная ночь. Они благополучно, без потерь, пригнали стадо, пред­назначавшееся для колхозов Дудинского и Авамского районов. В 1952 г. за оленями вновь выехала на Ямал группа колхозников Таймыра из Усть-Енисейского района.

Не во всех районах ненецких национальных округов имеются много- оленные колхозы. В районах, преимущественно рыболовецких, оленные стада невелики. Таковы Дудинский и Усть-Енисейский районы Таймыра, Нижнепечорский район Ненецкого национального округа. Но и перед этими районами поставлена сейчас задача довести оленье поголовье в каждом колхозе до 800—1000 голов, для чего маломощным колхозам выдаются долгосрочные ссуды на покупку оленей.

Для рационального использования пастбищ повсюду в тундрах про­водятся землеустроительные работы. Для подготовки квалифицированных кадров оленеводов во всех на­циональных ненецких округах созданы специальные школы; в Яма­ло-Ненецком национальном округе создан зооветеринарный техни­кум.

В ведении оленеводческого хозяйства ненцы сочетают новые, вырабо­танные зональными оленеводческими станциями приемы с рациональ­ными традиционными. Борьба с оводами и забота об отдыхе стада вызвали необходимость организации дежурств при дымокурах, организации вылова оводов над стадом. Вылов производят, приманивая оводов на разостлан­ные на земле белые оленьи шкуры. В борьбе против оводов активно участвуют подростки. Применяются новые приемы выпаса: телят и яло­вых важенок весной собирают в отдельное стадо для того, чтобы они не беспокоили стельных важенок. В эти молодняковые стада для спаяиности присоединяют на каждые 1000 телят по 10—20 старых важенок. Чтобы легче можно было установить пропажу, применяются новые приемы подсчета оленей в стаде, заменившие специально строившиеся для этой цели раньше дорогостоящие загоны (корали).

Рационализируется вылов оленей из стада. Молодые пастухи, чтобы меньше беспокоить стадо, отказываются от прежней практики метания аркана. Вылавливают обычно крайних оленей-быков в стаде или быков из отделенной от стада группы и т. п.

Для повышения работоспособности рабочих оленей в упряжке при­меняется новый прием — запрягают 2 передовиков в одну нарту. После некоторого времени их меняют местами. Как известно, олень тянет нарту одним плечом и поэтому быстро утомляется. Перестановкой оленей достигается значительное повышение их работоспособности и устраняются травмы.

Зональные станции провели опыты с подкормкой важенок, телят и быков рыбьей мукой и рыбьей крошкой. Опыты дали хорошие резуль­таты. Особенно важна подкормка для рабочих транспортных быков. Перевозки по Ненецкому округу (а также и по другим ненецким нацио­нальным округам) велики. Ежегодно на них работает несколько тысяч оленей. Большое значение имеет подкормка стельных важенок. Подкарм­ливаемые важенки дают телят значительно большего веса. Внедрению подкормки в широкую практику оленеводов способствовало то, что и в ста­рину при дальних поездках на оленях в местах с плохими пастбищами ненцы подкармливали оленей вареной рыбой. Опыт колхоза «Родина» Ямало-Ненецкого национального округа показал, что подкармливаемые олени легче приручаются.

При пастьбе применяется старинное правило: выпас оленей днем на обширных пространствах и скучивание их ночью на хорошем пастбище в местности, имеющей естественные преграды от волков с одной или двух сторон (река, озеро). Изменились условия работы пастухов. Прежде не было смен пастухов при стаде летом в течение суток; ныне вводится и летом окарауливание стад двумя пастухами в две смены. Бригадиры заранее ставят в известность членов бригады о перекочевках стада, сообщают маршрут, срок пребывания стада на новом месте. Бригады заблаговременно подвозят нужный запас топлива к месту стоянки.

Для повышения продуктивности оленеводства установлены строгие сроки забоя, организуются благоустроенные забойные пункты. Запрещен забой оленей без выбраковки.

По распоряжению Совета Министров РСФСР мясозаготовительные организации обязаны строить в оседлых базах колхозов пункты для забоя оленей и холодильники.

Повысилась сохранность оленьего мяса при забоях. Ныне широко применяется старый прием копчения мяса, но с предварительным легким посолом. Куски мяса весом в 5—6 кг коптятся на вешалах в течение 6 час. (2 часа над горячим дымом с огнем и 4 часа только над дымом). Один работник в течение 6 часов перед двумя кострами легко закапчи­вает 2 туши оленя, т. е. 70—80 кг мяса. Обработанное таким методом на месте мясо от вынужденного летнего забоя питательнее и вкуснее соленого, не требует сложной тары для перевозок и может быть упо­требляемо в пищу без предварительной варки. При осеннем массовом забо_е часть оленьего мяса вывозится из округа в свежем виде на тран­спортных самолетах. Улучшены способы собирания шерсти с оленей: шерсть выбирается параллельными полосами, без оголения больших участков кожи.

При новой организации труда необходимость бытового кочевания всего населения исчезает. Со стадами совершают кочевки главным образом пастушеские бригады. В пастушеских бригадах работают и жен­щины в качестве работниц при чуме.

Рыболовный промысел ненцев также подвергся после революции переустройству. В ненецких национальных округах немало колхозов, где доход от рыболовства является основным.

Переустройство рыболовного промысла связано в первую очередь с созданием парусного и моторного флота, с организацией на морских побережьях моторно-рыболовных станций (МРС) и с механизацией тру­доемких процессов при массовом лове рыбы. В ненецких национальных округах имеются уже несколько десятков механизированных тоней.

Мощность моторного флота в Ненецком национальном округе в 1952 г. по сравнению с 1940 г. возросла в 4 раза. В результате непрерывно повы­шается добыча рыбы. С увеличением морского промыслового флота стал развиваться активный, так называемый глубинный лов рыбы. Мото­боты и малые рыболовные тральщики позволяют рыбакам не дожидаться подхода косяков рыбы в мелководье, а активно искать ее и добывать на глубине.

Постоянно повышается производительность труда на рыбопромыслах благодаря внедрению новых усовершенствованных орудий лова. Однако если в период массового лова ход рыбы почему-либо прекращается или уменьшается, то часть бригады переключается на добычу в протоках, озерах и других водоемах, применяя старые ловушки и снасти. Большую помощь оказывают ненцам в усовершенствовании приемов лова рыбы русские рабочие рыбозаводов, моряки морского рыболовного флота. Постоянное общение на рыбопромысле с русскими рабочими и рыба­ками повышает культуру труда ненцев-рыбаков. Русские рыбаки и моряки рыбопромыслов готовят технические кадры из среды ненцев. Многие ненцы-рыбаки работают в качестве штатных рыбаков и рабо­чих на рыбоконсервных заводах.

Вместе с тяжелым прошлым ушел безрадостный труд ненца-рыбака, всю жизнь находившегося в неоплатном долгу у купца-промышленника. Труд рыбака стал почетным и славным.

Совершенно изменились условия быта на промыслах. Теперь рыбаки не спят ночью под перевернутой лодкой, не мокнут под открытым небом на рыболовном участке. На всех рыболовных участках идет боль­шое строительство. Строятся жилые дома, благоустроенные бараки, общественные кухни, бани. Проработав свою смену, рыбак может вымыться в бане, культурно отдохнуть в теплом чистом доме. На рыбо- участках появляются также промысловые постройки: льдохранилища, засольные и коптильные пункты. Это значительно повышает сортность рыбы, а следовательно, и доходность и товарность ненецкого рыбо­ловства.

В настоящее время охота стала одной из отраслей комплексного хо­зяйства ненецких колхозов. В разные сезоны года для охоты в колхозах выделяются специальные бригады и звенья. Особенно важное экономи­ческое значение имеет пушная охота, главным образом на песца. Наряду с охотой на песца в тундре и на белку в тайге сильно развился промысел второстепенных видов: зайца, горностая, лисицы, волка, тундровой куро­патки и т. д.

Освоено много новых охотничье-промысловых угодий, ранее недоступ­ных населению. Улучшается техническое вооружение охотников. При­митивные кремневые и пистонные ружья исчезли и заменены ружьями центрального боя. Старинная песцовая пасть реконструирована в так называемую корытную пасть, предохраняющую пойманного зверя от пожирания хищниками. Охотники активно участвуют в работе по усо­вершенствованию орудий лова.

В Амдерме и других районах Болынеземельской тундры ведется боль­шая работа по обучению молодых охотников. Они обучаются на семи­нарах, знакомятся с новыми ловушками, которые ныне повсеместно вытесняют старые кустарные капканы.

В южных районах Ямало-Ненецкого и в Ненецком национальных округах акклиматизировалась и уже является важной статьей пушно- заготовок ондатра.

Охотники проводят также разведки местонахождения песца и путей его миграции. Учитывая пути песца, колхозники на тех территориях, где замечены песцы, летом развозят в соответствующие места подкормку для песцов — туши павших оленей, морских зверей и рыбу. В результате подкормки качество песцовых шкурок улучшается. Подкормка способ­ствует также увеличению количества песцов в тундре. Так, например, прежде считалось, что Карская тундра бедна песцом и промысел в ней плохой. После нескольких лет подкормки в ранее бедной песцом Каре в большом количестве появился этот ценный зверь.

В самые последние годы в Ненецком и Ямало-Ненецком округах вновь стал широко практиковаться старый способ охоты на песца — загонами. Ряд колхозов организовал охоту загонами и получил прекрасные результаты.

В ненецких колхозах развиваются земледелие и животноводство. Значительную роль в развитии земледелия на севере сыграли опытные сельскохозяйственные и зональные станции Института полярного зем­леделия. Ныне некоторые овощеводы Ямала получают по 200—240 ц картофеля с га.

Существующие на Ямале овоще-животноводческие совхозы настойчиво пропагандируют среди местных колхозов новые приемы агротехники и животноводства. Расширяются в колхозах посевные площади под овощи и зерновые культуры.

В ненецких национальных округах постоянно ведется работа по освое­нию новых земель. Эту трудоемкую работу по выкорчевке леса, кустар­ников, по осушке и удобрению новых земель ведет ряд колхозов. С 1938 по 1950 г. площадь открытых посевов в Ямало-Ненецком национальном округе выросла более чем в 10 раз. Выведение морозоустойчивых культур в дальнейшем заменит дорогостоящее парниковое хозяйство за счет по­севов в открытых грунтах.

Из года в год растет поголовье крупного и мелкого рогатого скота и лошадей на колхозных животноводческих фермах. В Ямало-Ненецком округе поголовье крупного рогатого скота возросло в 1951 г. по сравне­нию с довоенным временем в 1/2 раза.

Ведется работа по разведению племенного скота. Лучшую для Севера лечоро-холмогорскую породу коров разводят колхозники Ненецкого округа. Многие ненецкие колхозы округа имеют молочно-товарные фермы. Показательно, что в одном только Ненецком округе уже в 1952 г. имелось три маслозавода, обрабатывающих молоко колхозных молочно­товарных ферм. В округах создается кормовая база как для стойлового (зимнего), так и для пастбищного (летнего) содержания скота. Для заго­товки кормов — сена и силоса — в ненецкие национальные округа заве­зены сельскохозяйственные машины. Помимо молочно-товарных ферм в колхозах организуются конефермы. В Ненецком национальном округе разводят крупных, выносливых лошадей печорско-мезенской породы.

С развитием многоотраслевого хозяйства ненецких колхозов был связан процесс перехода на оседлость бывших кочевников. Оседлые колхозы, возникшие в старых поселках со смешанным населением, раз­вивались с самого возникновения как многоотраслевые хозяйства. В коче­вых колхозах, не имевших оседлых баз, до последних лет была обобще­ствлена лишь основная отрасль хозяйства — оленеводство.

Рыболовство и охотничий промысел в таких кочевых хозяйствах не были обобществлены, и колхозы не получали от них доходов. Такое положение было особенно характерно для Ненецкого национального округа, где до 1952 г. существовали мелкие кочевые колхозы, такие, как, например, колхоз «Едэй ты» Канино-Тиманского района. Этот кол­хоз не имел своей оседлой базы, и члены колхоза по-старинке кочевали с оленьими стадами. Колхоз владел стадом в 3 тыс. оленей. В колхозном труде — пастьбе оленей — были заняты лишь немногие колхозники. Колхоз рос медленно. В 1952 г. члены этой артели и члены колхоза им. Папанина решили объединиться. Небольшой рыболовецкий колхоз им. Папанина имел оседлую базу и сенокосные угодья, которые им не использовались.

Объединившись, колхоз разработал план развития многоотраслевого хозяйства. Бригада рыбаков освоила глубинный, высокопродуктивный лов рыбы; наличие сенокосных угодий позволило организовать мо­лочно-товарную ферму, на отходах от забоя оленей и рыболовства создана кормовая база для зверофермы. Государственные организа­ции всемерно помогают колхозникам в переходе на оседлость. В 1951 г. решением правительства колхозникам, переходящим на оседлый образ жизни, был открыт долгосрочный кредит. Каждому кочевому хозяйству выдается 15 тыс. руб. ссуды с погашением, начиная с третьего года по получении ссуды в течение 10 лет. Ссуда выдается и на приобретение круп­ного рогатого скота и овец.

В Ненецком, Ямало-Ненецком и Таймырском национальных округах появились в 1951—1952 гг. первые укрупненные колхозы. Так, в Ненец­ком округе, в Нижне-Печорском районе слились три колхоза: им. Кирова, им. Чапаева и им. Выучейского; другой крупный колхоз возник на базе двух колхозов — «Красная Печора» и «Родина».

У ненцев появились новые виды транспорта. Летом связь между районными центрами и отдельными селениями поддерживают моторные катеры и боты. Воздушные трассы связали самые отдаленные пункты с центрами, куда ненцы прилетают на учебу, на съезды, для лечения. Однако оленья упряжка и сейчас остается очень важным средством передвижения.

До революции единственным средством связи была почтовая гоньба на оленях. В настоящее время связь осуществляется обширной сетью радиостанций, почта доставляется самолетом. В Ненецком национальном округе большинство районных центров телефонизировано.

Переход из грязного, дымного чума в новые дома связан с коренным изменением всего домашнего быта ненцев. Освоение нового дома — слож­ный процесс, он не везде проходит одинаково. Так, первое время наблю­далось использование площади дома наподобие площади чума. Встре­чались случаи одновременного проживания в доме и в чуме. Бывало, что основным жильем оставался чум, а дом служил вначале складом иму­щества.

Ненецкий чум, там, где он еще сохранился, значительно изменился и в конструктивном отношении и во внутреннем своем устройстве. Все чаще встречаются летние чумы с брезентовыми покрышками, сменившими берестяные. В Малоземельской тундре не редкость чумы с одним-двумя окнами и крашеными полами. Многие из них отапливаются железными печами. Считавшееся прежде священным место против входа занято те­перь полочками с посудой, будильником, фотографическими карточками. На смену жирнику и коптилке в чуме пришла керосиновая лампа.

В тундрах с кочевым прежде населением появились новые оседлые поселки. Выросли районные центры, поселки вокруг рыбо- и лесозаводов, оседлые культурно-хозяйственные центры колхозов. Побережье океана покрылось сетью промысловых баз и промысловых участков. Окружной центр Ненецкого национального округа — г. Нарьян-Мар — превра­тился ныне в крупный город с многотысячным населением.

Основанный в конце XVI в. русскими казаками Салехард (б. Обдорск) в течение столетий почти не менял своего облика. До революции в 06- дорске было всего несколько десятков избушек и только в четырех из них были окна со стеклами. В современном Салехарде много сотен жилых домов, двухэтажные здания дворца культуры, зоотехнического и ветеринарного техникумов, педагогического училища и др. По ули­цам города ходят автобусы, легковые машины. Круглые сутки летом работает мощный речной порт, оснащенный современной техникой, принимающий сотни пассажирских и грузовых судов.

Неузнаваемы стали старые села и деревни. Захудалая в прошлом дер. Андега (Ненецкий национальный округ), в которой символами власти выделялись церковь и дом кулака-купца, в настоящее время превратилась в благоустроенный центр одного из крупных колхозов округа. В этом селе имеется клуб, врачебный пункт со стационаром, семилетняя школа, детские ясли, магазины, контора связи и др. В 1952 г. здесь завершено строительство электростанции. В домах и на улицах горят электри­ческие лампочки. Село радиофицировано.

Поселок колхоза «Харп» Ненецкого национального округа Кореговка, основанный в 1931 г., имеет сейчас несколько десятков домов. Здесь жи­вут и работают ненцы, русские и коми. В центре поселка — большое и красивое здание школы. В конце прямой улицы — производственные и хозяйственные постройки. В этом поселке живут все колхозники, не связанные по своей работе непосредственно с оленьими стадами.

В настоящее время во многих колхозных поселках построены электро­станции. При строительстве их применяется метод «народной стройки». В 1952 г. в Ненецком национальном округе завершена радиофикация всех рыболовных и ряда оленеводческих колхозов.

Огромный размах строительства в округах вызвал необходимость подготовки местных кадров строителей разных профессий. В окружных и районных центрах организованы курсы, где ненцы, коми, ханты, сель­купы обучаются плотничному и столярному ремеслу. Специалисты- строители возглавляют строительные бригады в колхозах и обучают кол­хозников строительному делу.

В прошлом ненцы жили в тяжелых санитарных условиях. Одежду, сшитую из тканей, никогда не стирали, меняли ее обычно после износа. Чтобы избавиться от насекомых, меховую одежду время от времени вымораживали и выколачивали. Бань нигде не было.

Антисанитарные бытовые условия вызывали различные заболевания— глазные, накожные (чесотка и экзема). Распространены были также ревматические и легочные заболевания. Оспа опустошала чумы и целые стойбища. Медицинской помощи никакой не было, отсутствовала и помощь при родах. Ненка рожала стоя на коленях, в холодном чуме и через не­сколько дней приступала к обычной работе.

Народная медицина знала некоторые эффективные способы лечения и предупреждения заболеваний — смазывание обмороженной кожи жи­ром, ношение весной особых предохранительных «очков» от снежного блеска, которые представляли собой две круглые медные пластинки с узкими щелями для глаз, вшитые в меховую повязку, и т. д. Но были и вредные приемы «лечения» — сжигание трута на коже, поедание мед­ных опилок, протягивание под кожей нитки, натертой сажей и т. д. Только советская вдасть организовала для ненцев широкую охрану народного здоровья, обеспечила их квалифицированной медицинской помощью.

Сеть медицинских учреждений охватрла самые отдаленные уголки тундры. В Ненецком национальном округе в 1952 г. расходы на здраво­охранение увеличились по сравнению с 1940 г. в 3 раза, а по сравнению с 1930 г. — в 230 раз (!). К 1952 году в округе имелось 12 больниц и 55 вра­чебно-фельдшерских пунктов и ряд других лечебно-медицинских учрежде­ний. В Ямало-Ненецком национальном округе в 1952 г. работали 18 боль­ниц, 72 фельдшерско-акушерских пункта и другие медицинские учрежде­ния. В Салехардском музее имеется документ, который говорит, что в царское время единственным лечебным заведением в Обдорске была изба на 6 коек. В настоящее время в поликлинике г. Салехарда имеется большой штат квалифицированных врачей, рентгеновский и зубоврачеб­ный кабинеты и клиническая лаборатория. В больницах работают ненцы-врачи и фельдшеры, окончившие медицинский институт и техни­кум в Архангельске.

Обычным для ненцев стало посещение бани. В тундрах колхозники, кочующие в оленеводческих бригадах, требуют организации при красных чумах, передвижных бань. Прочно вошли в быт ношение нижнего белья и ранее вовсе неизвестная ненцам стирка белья и платья.

Национальная зимняя одежда ненцев в значительной степени сохра­нилась. Очень удобная в условиях тундровой зимы ненецкая одежда получила широкое распространение и среди оленеводов хантов, коми, и среди русского населения Севера. Но теперь наряду с малицей и совиком распространена повсеместно и покупная одежда.

На рыбной ловле ненцы носят теперь резиновые и кожаные сапоги, проолифенную и брезентовую одежду. В питании населения произошли также большие перемены. Хлеб, бывший ранее зачастую лишь лакомством, доступен теперь в самой отдаленной тундре.

Изменились и способы приготовления пищи. Мясо и рыбу, например, теперь жарят, а не только варят. В охотничьих, рыболовецких и па­стушеских колхозных бригадах широко развивается общественное пи­тание.

В корне изменились в настоящее время семейный быт и взаимоотно­шения в ненецкой семье. Жизнь и труд в колхозах разрушили прежние родовые традицци и создали новые формы общественных связей, взаимной помощи, гостеприимства и т. д. Старинное обычное право сменилось новым, советским законом. Все чаще нарушаются старинные брачные нормы. Уплата калыма исчезла, при вступлении в брак играет роль взаимное желание молодежи, воля родителей не имеет большого значения. Еще в недавнем прошлом считалось предосудительным для женщины вступать в разговор со своим старшим братом; ей запрещалось употреблять в пищу определенные породы рыб (осетр, щука, налим), обходить вокруг чум, чтобы не «осквернять» его; женщина считалась «нечистой», и поведение ее было связано рядом запретов. Все это сейчас имеет место лишь в от­дельных случаях. Ненецкая женщина стала равноправным членом семьи и общества. В настоящее время женщины, ранее занятые главным обра­зом в домашнем хозяйстве, все более вовлекаются в общественное произ­водство, принимают участие в оленеводстве, в рыболовном и охотничьем промыслах.

Среди депутатов окружных, районных, сельских и тундровых советов есть немало ненок. Дочь бывшего батрака ненца А. И. Хатанзеева окон­чила Ленинградский институт народов Севера и Свердловскую партий­ную школу и работает заместителем председателя Надымского рай­исполкома (Ямало-Ненецкий национальный округ). Заслуженным поче­том пользуется в Ненецком национальном округе А. И. Выучейская, председатель оленеводческого колхоза.

В советскую эпоху произошли огромные сдвиги в мировоззрении ненцев. Советская школа и политико-просветительная работа среди населения, новые общественные отношения — все это вызывает отмира­ние старых религиозных представлений. Исчезло шаманство. Исчезают и старые религиозные обряды и праздники.

Прочной традицией стали у ненцев общесоветские и революционные праздники — 7 ноября, 1 мая, 8 марта и др. 8 августа празднуется в тундре традиционный «День оленя», посвященный итогам хозяйствен­ного года.

Чрезвычайно красочную картину представляют собой ненецкие се­ления в праздничные дни. Женщины наряжаются в лучшие националь­ные одежды — шубы, расшитые цветными суконными лентами, меховыми аппликациями. Мужчины надевают праздничные малицы, подпоясанные старинными широкими поясами, украшенными медными цепочками, ме­ховую обувь, сшитую из тщательно подобранного по цвету меха и вышитую цветными сукнами. Звенят старинные медные украшения на женских шап­ках. Ярко горят в солнечные дни пучки оранжевых лент иа рогах оленей, запряженных в легковые празднично украшенные нарты.

Особым своеобразием отличается празднование «Дня оленя», обычно продолжающееся два дня. В первый день происходят межколхозные со­брания, где обсуждаются итоги работы колхозов. На второй день устраи­ваются состязания — в беге, метании топора, аркана, в ходьбе на лыжах, стрельбе. Финалом праздника являются гонки на оленьих упряжках. Тут же на празднике происходит премирование лучших бригадиров и пастухов за высокие показатели в выполнении плана по развитию оле­неводства.

Богато и многообразно ненецкое народное творчество. Традиционный фольклор представлен былинами (сюдбабц), повестями (ярабц), преданиями (ва’ал), сказками (вадако) и загадками (хобцоко). Былины рассказывают о военных подвигах богатырей, о самоотверженности и находчивости женщины (обычно сестры героя-богатыря) и т. д. Повести описывают чаще всего приключения какого-либо героя, борьбу его с, врагами- иноплеменниками, с жестокими родственниками или хозяевами и сло­жный путь, которым он достигает успеха в жизни. Несомненно, многие повести сложились уже в эпоху дифференциации ненецкого общества и зарождения эксплуатации. Предания рассказывают об истории отдель­ных родов, о создании земли и людей и т. п. Сказки очень разнообразны по сюжету. Существуют волшебные сказки, в которых действуют обо­ротни, людоеды, люди, не имеющие рта, и т. д. Есть множество сказок, главными персонажами в которых являются животные. Большую группу составляют сказки шуточного характера, не без едкого юмора описыва­ющие похождения бедняка-хитреца, обманывающего незадачливого бо­гача. Былины и повести обычно исполняли речитативом бел аккомпа­немента.

Из музыкальных инструментов раньше имелся лишь шумовой инстру­мент — вывко. Вращение дощечки на сухожильной нитке производило своеобразный шум, напоминающий завывание ветра. Вывко позднее стал детской игрушкой.

Выше уже было указано на богатую орнаментацию ненецкой одежды. Меховые аппликации, служащие украшением главным образом женской одежды, очень разнообразны. Орнамент имеет в основном геометрический характер, но в прошлом были, вероятно, и другие его виды. Это подтвер­ждается тем, что большинство орнаментальных мотивов осмысливается до сих пор как зооморфные, растительные и антропоморфные («оленьи рога», «заячьи уши», «безголовый соболь», «лягушка», «щучьи зубы», «раз­вилка березы», «головки»). Кроме одежды, орнаментом украшают мехо­вые сумки для Хранения одежды и швейных принадлежностей, рукоят­ки ножей (большей частью с металлической насечкой) и другие предметы. Ненцам известна резьба по кости (она украшает, например, костяные части упряжи), по рогу и деревянная скульптура.

В настоящее время художественное творчество ненецкого народа наполнилось новым содержанием. Наряду со старинными песнями и богатырскими былинами в тундре поют теперь новые советские песни. Широко развернулась художественная самодеятельность. В смотрах художественной самодеятельности, проводимых в национальных округах, выступают сотни исполнителей иенцев и целые ненецкие коллек­тивы, показывающие свое искусство. На вечерах художественной само­деятельности можно услышать в исполнении ненцев русские и на­циональные песни, игру на скрипке и других музыкальных инстру­ментах.

Зарождается национальный театр. Осуществлено уже несколько постановок на ненецком языке в окружных центрах и в районах. Группа ненцев получила образование в Ленинградском театральном институте.

Образование было для ненцев до революции совершенно недоступно. Попытки обучения ненецких детей начались, впрочем, давно. Так, еще в 1774 г. в Архангельскую духовную семинарию было привезено 15 ненецких мальчиков. В 30-х годах XIX в. при построенных в Больше земельской, Капинской и Тиманской тундрах церквах началось обу­чение ненецких детей, но оно не дало почти никаких результатов. 13 1846 г. священник Попов открыл в Обдорске школу, в которой учи­лись, наряду с русскими, и несколько «инородцев». В 1898 г. там же был открыт «инородческий пансион» для детей хантов и ненцев. Основ­ными предметами обучения были молитвы, евангелие, богослужение и т. п.

Обучение на родном языке, несмотря на неоднократные попытки пе­реводов различных книг (преимущественно духовного содержания) на ненецкий язык, не привилось. Единственный до революции «Букварь для самоедов, живущих в Архангельской губернии» был издан Православ­ным миссионерским обществом в Архангельске в 1895 г. и содержал опять- гаки главным образом молитвы. Грамотность среди иенцев почти отсут­ствовала.

Ненцы до революции своей письменности не имели. Первые попытки создания ненецкой письменности относятся к 30-м годам XIX в., т. е. ко времени начала деятельности православных миссий. Возглавлявший миссию в Архангельской губернии архимандрит Вениамин (Смирнов) разработал ненецкий алфавит на основе элементов русского, церковно- славянского и греческого алфавитов. Алфавит этот был использован для рукописных переводов евангелия на ненецкий язык, но ие нашел более широкого применения и после почти двадцатилетнего обсуждения в раз­личных инстанциях, до Синода включительно, был забракован. Вениа­мином была написана и грамматика ненецкого языка, дошедшая до нас в переработанном виде.

Коммунистическая партия и Советское правительство уделили много внимания развитию у ненцев письменности на родном языке. В 1932 г. была создана ненецкая письменность и вышел из печати первый букварь «Новое слово». В основу литературного языка положен больптеземельский говор, занимающий центральное место среди говоров тундрового диалекта ненецкого языка. В последующие годы вышли из печати десятки названий учебной, политической и детской литературы на ненецком языке. В 1937 г, ненецкая письменность, разработанная первоначально на основе латин­ского алфавита, была переведена на русский алфавит, что облегчило нен­цам изучение русской письменности и языка. Местная печать — газеты «Советский Таймыр», «Нарьяна Нгэрм» («Красный Север»), «Правда тунд­ры», «Нарьяна Вындер» («Красный тундровик») публикуют часть мате­риалов на ненецком языке. На смену церковно-приходским и миссионер­ским школам и «инородческим пансионам» пришла советская школа и дошкольные учреждения. В Ямальском округе количество школ возросло с 7 в 1931 г. до 44 в 1952 г. В Ненецком национальном округе в 1952 г. на народное образование было израсходовано более 20 млн руб. В 1953 г. в округе имелось 60 школ, в которых обучалось свыше 6.0 тыс. детей ненцев, русских и коми. В этом же округе в 1953 г. имелось свыше 20 детских садов и яслей и детский дом для детей-сирот.

В Ненецком национальном округе имеется 21 массовая библиотека с об­щим книжным фондом свыше 110 тыс. томов, не считая библиотек сель­ских клубов и изб-читалеп. Библиотеки организуют передвижки, которые снабжают литературой промысловые бригады. В 1952 г. на организацию и работу красны^ чумов только в одном Ненецком округе было израс­ходовано около 1 млн руб. В Ямало-Ненецком национальном округе орга­низована пловучая культбаза, которая представляет собой специально оборудованное судно. На нем имеются зрительный зал, радиоузел, биб­лиотека, столовая, медицинский пункт, магазин. Во всех районных центрах иенецких национальных округов созданы дома культуры. Сту­денты техникумов читают для ненецкого населения доклады на родном языке. В домах культуры и клубах демонстрируются советские кино­фильмы. Кроме стационарных кинотеатров, в округах имеются кинопе­редвижки.

Растут местные национальные кадры. В 1945—1951 гг. около 200 вы­пускников нарьянмарской школы-десятилетки окончили вузы и стали работать учителями, агрономами. Педагогическое училище в Нарьян- Маре выпустило немало учителей для ненецких школ округа. Окончившая местные десятилетние школы ненецкая молодежь отправляется для про­должения образования в Дудинку, Игарку, Красноярск и Ленинград. В 1955 г. в Ленинградском Государственном Педагогическом институте им. А. И. Герцена обучалось 68 ненцев.

Важное значение имеют школы подготовки колхозных кадров, имею­щиеся во всех национальных округах. Такая школа в Ямало-Ненецком национальном округе организована в 1945 г. За первые 7 лет своего существования школа подготовила около 300 работников различных спе­циальностей — председателей колхозов, оленеводов, звероводов.

В настоящее время эти школы, бывшие раньше одногодичными, пе­решли на двухгодичный курс обучения, с принятием всех расходов по со­держанию учащихся на счет государства. С переводом на двухгодичное обучение появилась возможность 40% учебного времени отвести на обще­образовательные предметы.

Помимо этих школ, повсеместно организуется массовое обучение кол­хозников. В Ненецком национальном округе в 1951 г. организованы трехлетние зоотехнические курсы. Обучение проводится в колхозах, куда специалисты сельского хозяйства — зоотехники, ветеринарные вра­чи, научные сотрудники зональных станций — выезжают для чтения лек­ций. Повсюду организованы вечерние школы рабочей молодежи.

Необходимо также отметить появление среди недавно отсталых ко­чевников ненцев кадров советского рабочего класса. Нет сейчас ни одного промышленного предприятия и новостройки в пределах ненец­ких национальных округов, на котором не работали бы ненцы и пенки.

Ненецкий народ выдвинул из своей среды талантливых общественных деятелей, ученых, художников. Ненец А. П. Пырерка, окончивший аспирантуру при Ленинградском институте народов Севера, работал 13 области лингвистики в Институте языкознания Академии Наук СССР; он пал смертью храбрых при обороне Ленинграда. Пер­вый председатель ненец­кого окрисполкома И. П.

Выучейский еще до орга­низации Ненецкого округа много сделал для просве­щения ненцев. Организатор первого колхоза «Победа» на Ямале коммунист Дми­трий Тесэда — председа­тель Тазовского райсовета, ныне депутат Совета На­циональностей Верховного Совета СССР. Широко из­вестно имя пеица И. К.

Вылко (Тыко Вылко). Бо­лее трех десятилетий он бессменно работает пред­седателем Новоземельского островного совета и поль­зуется большим авторите­том у местного населения.

Тыко Вылко большой зна­ток природы. В свое время он составил карту Новой Земли, был участником ря­да экспедиций В. Руса­нова. В. Русанов называл Вылко «живой картой Но­вой Земли». Вылко —член Всесоюзного Географиче­ского общества и ныне продолжает вести наблюдения над природой острова. Оп — первый ненецкий художник. Его талантливые рисунки и картины хранятся в областном краеведческом музее в Нарьян-Маре. В его переводе впервые на ненецком языке прозвучали стихи Пуш­кина и Лермонтова. Тыко Вылко награжден двумя орденами и не­сколькими медалями Союза ССР.

В 1955 г. исполнилось 25 лет существования Ненецкого, Ямало- Ненецкого, Таймырского и Долгано-Ненецкого национальных округов. За эти годы жизнь ненецкого парода изменилась неузнаваемо.