Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Социалистическое строительство хантов и мансов
Этнография - Народы Сибири

Социалистическое  строительство хантов и мансов

Новую эру в жизни хан­тов и манси, как и в жизни других народов нашей стра­ны, открыла Великая Ок­тябрьская социалистическая революция. Первый совет на Тоболь­ском Севере был организован в Самарове весной 1917 г. с приходом туда красногвардейского отряда. Но в декабре  того же года власть была захвачена бандами белых. Два года продолжалось господство контрреволюционного режима. В конце 1919 г. партизанский отряд, состоявший из жителей Самаровского рай- она, уничтожил здесь колчаковцев и вновь организовал советы.

Советское строительство проходило здесь, как и в других районах, через организацию советов, которые первоначально назывались тузем­ными, иногда родовыми, а затем получили название сельских советов, организацию кооперативной и государственной торговли, развертывание сети культурных и медицинских учреждений. На Казыме в 1931 г. и на Сосве в 1934 г. были организованы культбазы Комитета Севера.

В 1931 г. постановлением ВЦИК от 10 декабря 1930 г. о национальном районировании Крайнего Севера был организован Остяко-Вогульский, в дальнейшем переименованный в Ханты-Мансийский национальный округ, охватывающий основную территорию расселения хантов и манси. На правом берегу Иртыша, в 8 км ниже бывшего центра с. Самарово, воз­ник новый окружной центр — Ханты-Мансийск.

Коллективизация коренного населения на территории Ханты-Мансий­ского национального округа началась в 1929 г., когда в дер. Заводной 10 бедняцких хантыйских и русских хозяйств объединились в первое про­стейшее производственное объединение — ППО. В 1931 г. процент коллек­тивизации достиг 49%, в 1932 г. 58%. С 1939 г. начался процесс слияния карликовых ППО в колхозы.

Советское государство оказало большую помощь хантам и манси при организации колхозов. Были отпущены большие средства на землеустрой­ство и мелиоративные работы, проводившиеся в связи с укрупнением ППО. В настоящее время ППО в Ханты-Мансийском национальном округе — пройденный этап колхозного строительства.

С 30-х годов в Ханты-Мансийском национальном округе созданы и ра ботают рыбоконсервный и рыбозаготовительный заводы, леспромхозы, маслозаводы, экстрактно-ягодный комбинат и разные кооперативные предприятия как в Ханты-Мансийске, так и в районных центрах.

Еще в 1936 г. Окружной исполнительный комитет утвердил план оседания населения и наметил строительство хозяйственных центров в наиболее удобных пунктах территории колхозов. С этого времени в округе развертывается строительство колхозных поселков и наблюдается процесс оседания колхозников. Прежние небольшие поселки—юрты, избранные в качестве хозяйственных центров, постепенно застраиваются и разрастаются. В них съезжаются жители таежных селений.

Многие маленькие селения, затерянные в таежных дебрях, были остав­лены населением. Опустевшие юрты превратились в рыболовные и охот­ничьи базы, куда промысловики приезжают только на сезон промысла. В один колхоз объединялись жители многих поселков, расположенных далеко один от другого.

Общее направление хантыйских и мансийских колхозов в настоящее время идет по линии развития и интенсификации как старых исконных отраслей хозяйства — рыболовства, охоты, оленеводства, сбора ягод, кедровых орехов, так и развития новых для них отраслей — скотовод­ства, пушного звероводства и земледелия.

Существенное значение получило земледелие в колхозах южных райо­нов округа. Наряду с работой в колхозах многие ханты и манси заняты сейчас работой в промышленных предприятиях, советских, партийных, хозяйственных и культурно-просветительных учреждениях своего на­ционального округа.

Большое значение в экономике колхозов Ханты-Мансийского на­ционального округа сохраняет рыболовство. Рыбная промышленность дает 50% всей продукции округа. По богатству рыбой Обь занимает одно из первых мест среди больших рек Сибири, но ее ценные естественные ресурсы используются далеко не полностью.

В советскую эпоху в корне изменились технические условия рыбного промысла, основного источника существования большинства коренного населения. Появились новые орудия лова и механизированный флот, ведутся работы по мелиорации и очищению рыболовных угодий. Для сохранения запасов ценной рыбы в Оби и других водоемах па некоторых нерестилищах созданы заказники; установлен особый режим рыболов­ства. Сургутская и Самаровская моторно-рыболовецкие станции (МРС) обслуживают рыболовецкие колхозы механизированными пловучими средствами. Раньше много сил и времени приходилось тратить рыбакам на то, чтобы завозить невода на лодках и вытаскивать их. Теперь на Оби большие колхозные неводы завозят катеры, а вытаскивают их спе­циальными воротами. Однако сохранили свое значение и старые способы лова, например запоры, атармы и пр.

В усовершенствовании способов лова, засолки и консервирования рыбы большую помощь оказали рыбакам хантам и манси русские рабочие го­сударственных рыболовецких организаций и кооперации.

Следующим по своему значению в хозяйстве хантов и манси после рыболовства является охотничий промысел, который в настоящее время также реорганизуется. Большую роль в организации охотничьего промы­сла играют промысловые охотничьи станции (ПОС) и промыслово-охот­ничьи хозяйства (ПОХ) округа. Повысилась техническая вооруженность охотников. Охота разрешается сейчас только в определенные, установлен­ные законом сроки.

В округе произведена акклиматизация новых промысловых видов — ондатры с 1932 г. и норки с 1935 г. Разведение ондатры в округе продол­жается, охватываются все новые и новые районы. Из Березовского рай­она, гдб>ондатра, выпущенная в 1932 г., акклиматизировалась и распло­дилась, в 1935 г. было отловлено несколько десятков этих зверей и выпу­щено на территорию Ямало-Ненецкого округа. Охота на ондатру в на­стоящее время уже играет весьма значительную роль в заготовках пуш­нины. Ондатру ловят обычно капканами и металлическими вершами.

В 1952 г. Тюменское областное управление охотничьим хозяйством стало проводить работы по разведению в округе баргузинских соболей, доставленных сюда из г. Иркутска. За выпущенными на волю соболями ведется наблюдение.

Большое значение для поднятия эффективности охотничьего промысла имела замена старых ружей-шомполок и даже кремневых, широко рас­пространенных у хантов и манси еще в недавнем прошлом, современными усовершенствованными ружьями. Помимо охоты с ружьем пушного зверя добывают теперь усовершенствованными капканами; на белку продолжают ставить старые ловушки-плашки.

Главными промысловыми зверями в Ханты-Мансийском округе яв­ляются: белка и ондатра, дающие большую часть всей пушнины, загото­вляемой в округе, а также лисица, горностай, лось, дикий олень. Реже добывают медведя, росомаху, выдру, волка, рысь и др.

В 1951—1952 гг. в округе было проведено закрепление за колхозами охотничьих угодий. На закрепленной территории организуется колхоз­ное охотничье хозяйство, где запрещается охота без разрешения правле­ния колхоза.

В тайге перед промыслом производятся разведки пушного зверя, а такжз лосей и диких оленей. Для этого совершают специальные объезды охотничьих угодий, на что затрачивается обычно много времени и труда. В 1953 г. в округе впервые были произведены опыты охотничьих разве­док с самолета.

Основной промысловой единицей является теперь колхозная охот­ничья бригада, осваивающая определенный участок в охотничьих угодьях колхоза. Формирование бригад, распределение их по участкам произво­дит правление колхоза. Для колхозных охотничьих бригад разрабаты­ваются маршруты, предусматривающие полное освоение охотничьих тер­риторий и рациональное использование кадров охотников. Размеры бригад бывают различны, но, как правило, не более 5—6 человек. Каждая бригада имеет свою базу — промысловую избушку и палатку с печью для ночевок вне базы. Специально выделенные колхозом или заготпунктами сборщики пушнины поддерживают связь охотников с колхозом и заготпунктом; они своевременно вывозят пушнину, доставляют охотникам боеприпасы и продукты питания. Таким образом, охотники не теряют вре­мени на поездки домой или на заготовительные пункты. Такое снабжение охотников на мосте в тайге намного увеличило производительность их труда.

В округе имеется немало охотников-передовиков, ежегодно сдающих государству по две и даже по пяти годовых норм пушнины. По специаль­ным решениям колхоза к старым опытным охотникам прикрепляется для обучения приемам охоты молодежь.

С 1936 г. в Ханты-Мансийском округе стало развиваться колхозное клеточное звероводство. Были построены две первые зверофермы в Сама- ровском районе. В настоящее время многие национальные колхозы округа имеют свои зверофермы черно-серебристых лисиц. В 1953 г. по сравнению с 1949 г. в Ханты-Мансийском округе количество звероферм увеличилось почти в три раза, а поголовье зверей, выращенных на фермах, в 11 раз.

В колхозе им. В. М. Молотова (р. Согом) в 1953 г. денежный доход от зверофермы составил значительную долю всего дохода колхоза. В 1954 г. звероводы этого колхоза вырастили от 74 самок ценных лисиц 149 щенков.

Звероводы колхоза разработали новый пищевой режим для зверей, включающий в себя значительное количество (свыше 70%) рыбы. Успеш­ный опыт выкармливания зверей рыбой в этом рыболовецком колхозе имеет большое значение для других рыболовецких колхозов округа.

Оленеводством в Ханты-Мансийском национальном округе занимаются 58 хантыйских и мансийских колхозов. Свыше 80% оленеводческого поголовья округа имеет Березовский район. Примером успешно развиваю­щегося оленеводческого колхоза в округе является укрупненный кол­хоз им. М. И. Калинина Березовского района Сартыньинского сельсовета.

С 1941 по 1954 гг. количество оленей в этом колхозе увеличилось почти в 5 раз только за счет воспроизводства. Денежный доход колхоза от оле­неводства за этот же период вырос более чем в 10 раз.

С развитием многоотраслевого хозяйства национальных колхозов оленеводство появилось и в тех колхозах северных районов округа (Бере­зовский и Сургутский), которые имели раньше основными отраслями рыбо­ловство и охоту. В этих колхозах развивается транспортное оленеводство, способствующее развитию охоты. Охотники до последних лет отправля­лись на промысел пешком, что затрудняло освоение всей площади охот­ничьих угодий.

Проводится работа по улучшению породы оленей. С 1953 г. в оленеводческих колхозах Березовского района стали организовывать племенные стада. Оленями улучшенной породы из этих стад впредь будут пополняться оленьи стада всех северных колхозов. С 1951 г. в Березов­ском и Сургутском районах проводятся землеустроительные работы, имеющие задачей правильное распределение пастбищ и их расширение. В ближайшие годы в этих районах будут созданы новые пастбища в горах и тундре путем осушки болот, подсева трав и ягеля. В связи с рас­ширением оленеводства перед оленеводческими колхозами встала за­дача выращивания специальной породы оленегонных собак. Такая со­бака помогает пастуху окарауливать оленей, вести их по определенному маршруту. В некоторых колхозах в 1951—1952 гг. заложены питомники оленегонных собак.

Не потеряли своего значения и старые подсобные промыслы. Увели­чились в колхозах, по сравнению с прошлым временем, сборы кедровых орехов, ягод и грибов. Большую роль в этом сыграли кооперативы, орга­низовавшие заготовки указанных продуктов. В ханты-мансийских кол­хозах развивается и укрепляется земледелие и животноводство.

До революции земледелие развивалось только в самой южной части территории нынешнего Ханты-Мансийского округа. За годы, прошедшие со времени организации округа, земледелие значительно продвинулось в северные районы, где раньше нельзя было и предположить о возможно­сти разведения каких-либо сельскохозяйственных культур.

В 1931 г. в округе была организована первая машинно-тракторная стан­ция (МТС). В 1952 г. в округе работали четыре МТС — в Самаровском, Кондинском, Микояновском и Сургутском районах. МТС обслуживают русские приобские, смешанные и национальные колхозы. Одним из пере­довых национальных колхозов Самаровского района является колхоз «Авангард». Упорным трудом члены этой артели раскорчевали участок сплошной т&йги площадью около 100 га. На отвоеванном у векового леса участке колхозники ханты получают урожаи ржи, пшеницы, ячменя по 12—15 ц с га.

Большую помощь оказывают национальным колхозам в освоении по­леводства и огородничества русские колхозы. Передовыми в Ханты-Ман­сийском национальном округе являются обские русские и смешанные зем­ледельческие колхозы, первыми внедряющие на своих полях достижения агрономической науки. Так, смешанный колхоз им. И. В. Сталина на р. Батлым Микояновского района, в котором дружно работают русские и ханты, увеличил посевную площадь в 1952 г., по сравнению с 1940 г., почти в 7 раз. Колхоз выращивает рожь, овес, пшеницу и получает вы­сокие урожаи огородных культур: картофеля, репы, моркови, лука, огурцов, помидоров и бобовых.

В развитии северного земледелия помогает зональная станция Инсти­тута полярного земледелия в г. Ханты-Мансийске и три опорных пункта этой станции в районах округа. В глухих таежных колхозах, осваивающих новую отрасль хозяйства, агрономы зональной станции ведут постоянные наблюдения. Выросли в колхозах округа национальные кадры полеводов- практиков.

Другой новой отраслью хозяйства хантов и манси является животно­водство. В национальных колхозах, где раньше не имелось крупного рогатого скота, теперь созданы молочные фермы. Многие колхозники имеют в личной собственности коров и мелкий скот. По сравнению с 1931 г. (годом организации округа) в 1952 г. поголовье лошадей, крупного и мел­кого рогатого скота выросло в округе в 20 раз. В некоторых районах ок­руга (например, в Ларьякском) животноводство стало развиваться с 1948 г. В' национальные колхозы Ларьякского района «Луч Севера», им. В. М. Молотова в 1951 г. впервые были завезены лошади и коровы. Успешно развивает животноводство национальный колхоз им. М. И. Кали­нина Микояновского района. Колхоз имеет молочно-товарную ферму, лошадей, овец и свиней. В 1951 г. за успехи в животноводстве этот кол­хоз был премирован Министерством земледелия СССР.

Овцеводство для многих хантов и манси является совершенно новым делом. Прежде только южные ханты держали по 2—3 овцы и выпасали их круглый год под открытым небом. В северных районах овец совсем не знали. Теперь овцеводство развивается во всех районах округа.

Большое промышленное значение имеет для Ханты-Мансийского окру­га наличие в нем богатых лесных массивов. Во всех районах округа имеются леспромхозы, проводятся лесозаготовки.

Работы на лесозаготовительных площадках механизированы. Под ру­ководством русских специалистов-лесорубов ханты и манси осваивают новую технику (электропилы и т. п.), получают новые профессии: лесо­рубов, плотовщиков, механиков, техников лесного дела. 1951 год и на Обском Севере ознаменовался переходом к новому этапу в колхозном строительстве. В Ханты-Мансийском округе начался процесс слияния мелких оседлых и полукочевых колхозов. В начале 1951 г. хан­тыйский колхоз «Путь Ленина» (с. Шеркалы) и русский колхоз деревни Лохтоткурт объединились в одну артель. В объединенном колхозе 106 хозяйств. После объединения колхозное хозяйство выросло и окрепло. Хантыйский колхоз посевов не имел. Русский колхоз в 1951 г. засевал только 20 га. В 1952 г. под зерновые и огороды было занято свыше 45 га. Выросло и поголовье скота. Теперь укрупненный колхоз имеет большую молочную ферму, насчитывающую свыше 200 голов, более 100 лошадей и около 200 оленей. В 1951 г. объединились хантыйские рыбо­ловецкие колхозы им. В. М. Молотова и им. М. И. Калинина (дер. Нюркой).

Объединенный колхоз им. В. М. Молотова имеет рыболовецкое на­правление. Колхоз владеет богатейшими рыбными угодьями — целой системой озер и речек, обеспечивающими богатый рыбный промысел. В укрупненном колхозе создано и успешно развивается клеточное зверо­водство. В 1952 г. звероводческая ферма колхоза имела свыше 100 голов черно-серебристых лисиц. В колхозе развивается также полеводство и жи­вотноводство. Уже в первый год после укрупнения колхозники получили большие доходы. В 1952 г. доходы от рыболовства составили свыше чет­верти миллиона рублей, от зверофермы — свыше 100 тыс. руб. Значительно повысилась стоимость трудодня. В 1952 г. трудодень стоил на 25% больше, чем в 1951 г.

Дер. Согом, расположенная на берегу оз. Согом, когда-то была глу­хой таежной деревушкой, отрезанной от мира бесконечными речками и болотами. Чтобы добраться до нее из г. Ханты-Мансийска зимой, нужно проделать путь в 130 км, а летом проехать по реке около 500 км. В досовет­ские годы жители деревушки влачили нищенское существование. Сейчас дер. Согом — хозяйственный и культурный центр богатого укрупненного рыболовецкого колхоза им. В. М. Молотова. На берегу оз. Согом белеют новые жилые дома для колхозников и ряд хозяйственных построек. В 1952 г. началось строительство электростанции, клуба, детских яслей и других культурно-бытовых учреждений. Налажена связь колхоза с окружным центром, зимой сухопутная, летом водная. Новые культурно­хозяйственные центры хантыйских и мансийских колхозов рождаются в самых глухих углах округа. Так, на высоком берегу р. Аган, где еще в 1951 г. была дремучая тайга, в 1952 г. появился новый хантыйский по­селок с несколькими десятками новых домов. Это — центр хантыйского колхоза им. С. М. Кирова Сургутского района.

В 80 км от центра Ларьякского района на маленькой речке Пасол вы­росло новое крупное хантыйское селение Большой Ларьяк. До револю­ции здесь стояли только две избушки, в которых жили купеческие приказ­чики, скупавшие у хантов пушнину. Теперь здесь центр многоотрасле­вого хантыйского колхоза «Ударник второй пятилетки». В благоустро­енном поселке имеются школа-интернат, медпункт, клуб, детские ясли, магазин и т. д.

Еще в 1930 г. вблизи слияния рр. Оби и Иртыша была непроходимая ке­дровая чаща. Сейчас здесь вырос новый город Ханты-Мансийск. За послед­ние годы город слился с речным портом Самарово, находившимся на бе­регу Иртыша в 8 км от города.

В новом городе имеется много культурных учреждений и учебных за­ведений: дом культуры, кинотеатр, краеведческий музей, библиотека и 14 учебных заведений. Город связан телефоном с Москвой и другими го­родами СССР, а также сельсоветами и многими колхозными центрами.

В настоящее время в округе продолжают свою деятельность две культ- базы (Казымская и Сосвинская), насчитываются многие десятки домов культуры, клубов, изб-читален, красных чумов и библиотек. Летом для обслуживания рыбаков местные советы создают культлодки.

Неузнаваемо изменился быт местного населения. Повсюду в поселках выстроены и продолжают строиться удобные, благоустроенные дома. Даже в самой глуши не встречаются сейчас архаические окна с льдинами вместо стекол.

Идет процесс освоения хантами и манси нового типа жилища. Однако еще наблюдаются случаи, когда летом семья колхозника живет не в избе, а в выстроенном рядом легком летнем шалаше; когда в избу переносится полностью обстановка кочевого жилища и в избе нет мебели; когда в зимний охотничий период вся семья охотника снимается вместе с ним с места и едет кочевать и т. п. Большую работу по освоению нового дома и внедрению новых навыков проводят организованные в*1951 г. во всех райкомах КПСС женотделы, а в колхозах и сельсоветах — женсоветы. Хантыйки и мансийки любовно заботятся о порядке в но­вых домах, штукатурят и белят комнаты. Жилище становится уютным. Исчезло в доме деление на женскую и мужскую половины. Стол, стулья, табуреты, кровати входят в быт. Во миогих домах колхозников горит электрический свет.

Изменилась и одежда хантов и манси, появилось нижнее белье, прочно вошла в быт стирка белья и платья. Женсоветы органи­зуют в колхозах кружки кройки и шитья. Хантыйки и мансийки на­учились кроить и шить белье и платье, вязать кружева. Летняя одежда, особенно мужская, в настоящее время покупается готовой. После Великой Отечественной войны мужчины, побывавшие в армии, принесли с собой мужской костюм военного образца — гимнастерку и брюки. Этот костюм быстро вошел в быт хантов и манси и стал распространенной мужской одеждой.

В северных районах зимняя одежда, особенно дорожная, сохра­няется прежняя, так как она прекрасно приспособлена к местным усло­виям; малица, совик, меховая обувь и т. д. восприняты также и рус­ским населением.

Национальная женская одежда и бисерные украшения сохранились и бытуют у северных (сосвинских и казымских) и восточных (сургутских и ларьякских) хантов. Молодежь в этих районах, сохраняя старый по­крой, употребляет для одежды новые материалы: летние халаты, напри­мер, теперь шьют из красивых шелковых тканей. Широко бытуют старин­ные женские платки, но женщина уже давно не закрывает платком лицо при встрече с мужчиной-родственником.

Сохранилась повсеместно и летняя обувь, сшитая из ровдуги, пре­красно защищающая от укусов комаров и мошек. Повсюду национальная одежда сохранилась в качестве праздничного костюма. В дни советских праздников ханты и манси надевают национальную одежду, которую тща­тельно хранят для таких случаев. Среди женщин сохранился обычай наде­вать в праздники один поверх другого несколько халатов. Прежде только богачки хантыйки демонстрировали подобным образом свое богатство. Сейчас колхозницы, надевая несколько красиво расшитых халатов, по­казывают этим свою зажиточность. На концертах самодеятельности де­вушки и юноши ханты и манси всегда выступают в национальных костю­мах.

С ростом и дальнейшим развитием многоотраслевого хозяйства колхозов, с появлением молочно-товарных ферм, огородов изменился и пищевой режим хантов и манси. Прочно вошли в пищевой рацион овощи, молоко, масло, крупы и т. п. На курсах и в кружках кулинарии активи­сты женсоветов обучают хантыек и мансиек новым способам приготовле­ния пищи, печению хлеба и т. п. Почти во всех колхозах имеются свои пекарни; пекарями нередко в них работают сейчас местные жен­щины.

В рыболовецких станах, оленеводческих бригадах и в школах-интер­натах организовано общественное питание. Широко вошла в быт хантов и манси эмалированная и алюминиевая посуда для варки пищи. Появи­лась также столовая посуда: тарелки, миски. В быту сохраняется и старинная берестяная и деревянная посуда, вошедшая также и в быт местного русского населения: туясы, коробочки, корытца, ведра, резные деревянные ложки и черпаки.

За годы советского строительства коренным образом изменилось миро­воззрение хантов и манси, исчезают старое обычное право, брачные нормы, многочисленные запреты.

Особенно большие изменения произошли в жизни женщины. В 1952 г. в округе, главным образом в колхозах, имелось более 60 женсоветов, в которых работали местные женщины учителя, медработники и жен­щины других профессий совместно с активистками-колхозницами. Дея­тельность женсоветов очень разнообразна. Женсоветы проводят среди хантыек и мансиек большую санитарно-просветительную работу, орга­низуют кружки по ликвидации безграмотности и малограмотности, помогают колхозным клубам и домам культуры в организации куль­турно-массовой работы. Женсоветы всемерно содействуют развитию (новых отраслей хозяйства в колхозах и вовлечению женщин в обще­ственное производство. Наиболее распространенными формами работы |кенсоветов являются кустовые собрания женщин, вечера «красных поси­делок», собрания сельского и районного актива женщин. В Ханты- Мансийском округе нет сейчас ни одного участка хозяйственного или культурного строительства, где бы не работали женщины коренной национальности.

Многие хантыйки и мансийки получают специальное образование. Среди них имеются врачи, учителя, воспитательницы и другие специа­листы.

В педучилищах, фельдшерско-акушерских, торгово-кооперативных, сельскохозяйственных школах округа и области в 1952—1953 гг. училось свыше 300 женщин и девушек местных национальностей. Хантыйки из далеких таежных Угутских, Болыпеюртовских и других юрт учатся сей­час в Ленинграде, в Государственном Педагогическом институте им. А. И. Герцена и других учебных заведениях.

В 1953 г. около 200 женщин хантыек и мансиек было выбрано депута­тами местных советов, 4 женщины — депутатами областного совета, 2 хан­тыйки в том же году успешно работали секретарями РК КПСС.

Интересна и поучительна биография хантыйки Хионии Петровны Пух- ленкиной. X. П. Пухленкина родилась в 1916 г. Детство свое она провела в То­больском детском доме. Впоследствии, получив педагогическое образо­вание, работала учительницей в Низямской школе Микояновского района. X. П. Пухленкина, завоевавшая авторитет и доверие населения, была из­брана депутатом Верховного Совета 2-го созыва. В 1950 г. она снова была избрана депутатом Верховного Совета 3-го созыва. В настоящее время X. П. Пухленкина является членом окружкома КПСС. Она руководит работой женсоветов округа. Вышедшей из недр самого народа Хионии Петровне особенно близка судьба ранее отсталых, эксплуатируемых хан­тыйского и мансийского народов.

Еще в недавнем прошлом лечение болезней находилось целиком в ру­ках у зиахарей-шаманов. Правда, шаманы-знахари и население употреб­ляли для лечения некоторые полезные травы и растения, встречающиеся в народной медицине и других народов, например корень сасаапарели, листья брусники и вересковые ягоды (от ревматизма и «ломоты»), мед­вежье сало, смешанное с грудным молоком (от кожных болезней). Но на­ряду с этими полезными средствами чаще применялись такие, которые при­носили вред. Особенно были распространены различные магические сред­ства, «предупреждающие», «изгоняющие» болезнь. Так, от укусов змей «предохранял» Марьин корень, стружки от медвежьего зуба будто бы спо­собствовали скорейшему заживлению ран и т. п. Универсальным «очи­щающим» (освящающим) средством, предупреждающим все болезни, счи­талась бобровая «струя», широко применявшаяся шаманами и знахарями. Лечебным средством считалась также и татуировка. Над местом перелома рук и ног и т. п. щучьей челюстью наносились тамга — изображение ро­дового знака и другие рисунки. При этом, если болью была поражена одна рука, то на ней наносился рисунок полностью, а на другой — на соответствующем месте делалось только несколько черточек.

Квалифицированной медицинской помощи ханты и манси до Великой Октябрьской социалистической революции почти совсем не имели. На тер­ритории Березовского уезда была лишь одна больница и пять фельдшер­ских пунктов. Отсутствие медицинской помощи создавало широкое поле для распространения эпидемических и социальных болезней. Известны случаи вымирания во время эпидемии кори, оспы целых поселков.

В 1952 г. в Ханты-Мансийском округе работало 33 больницы, 271 меди­цинский пункт. В районных центрах имелись, кроме того, 8 амбулаторий и поликлиник и 6 санитарно-эпидемиологических станций. Врачи и сред­ний медицинский персонал не только работают в стационарах, но и разъезжают при красных чумах, красных лодках по самым отдаленным уголкам округа, оказывая населению квалифицированную медицинскую помощь и проводя попутно большую санитарно-просветительную работу Сеть медицинских учреждений в округе с каждым годом растет. В меди­цинских учреждениях округа работает много специалистов хантов и манси. Медицинские кадры из среды коренного населения готовит окружная фельдшерско-акушерская школа в Ханты-Мансийске.

Значительным достижением в области культурного строительства в Ханты-Мансийском национальном округе является развитие народного образования. До Великой Октябрьской социалистической революции среди населения на территории округа грамотных почти не было. В 1923 г. Наркомат по делам национальностей просил прислать в Москву для ра­боты на сельскохозяйственной выставке грамотного ханта. Тобольский уездный исполнительный комитет ответил, что грамотных хантов не имеется.

В 1924 г. в юртах Муллигорт (Березовский район) открылась первая школа. Русский коммунист-учитель первые годы проводил занятия в обыч­ной хантыйской юрте. Учитель обучал грамоте и русскому языку детей и взрослое население.

В 1952 г. в 72 национальных школах-интернатах округа на полном го сударственном обеспечении училось свыше 3 тыс. детей хантов и манси. Только на эти школы в 1952 г. государство ассигновало 12 млн руб. Ко­личество школ и интернатов ежегодно увеличивается. В округе создана также широкая сеть дошкольных учреждений. К 1952 г. имелось 46 дет­ских яслей и садов, на содержание которых государство отпустило тогда около 2 млн руб. Каждый крупный колхозный поселок имеет началь­ную школу, после окончания которой ханты и манси могут продолжать образование в ближайшей школе-семилетке, десятилетке.

В округе имеется целый ряд различных школ, где ханты-мансийская мо­лодежь получает специальное образование: фельдшерско-акушерская шко­ла, торгово-кооперативная, мореходная школа юнг, политпросветшкола, сельскохозяйственная и окружная партийная школа. Особенно большое значение имеет Ханты-Мансийское педагогическое училище. Число уча­щихся в нем хантов и манси в 1951 г. возросло, по сравнению с пер­вым годом его организации (1932 г.), в 9 раз. В 1952 г. ассигнования на содержание училища достигли около 3 млн руб. В училище имеются прекрасно оборудованные кабинеты физики, биологии, химии и др., кабинет музыки, снабженный различными музыкальными инструмен­тами, в библиотеке — свыше 40 тыс. книг. Педучилище за время своего существования выпустило более 500 учителей. Из 50 хантов и манси, обучавшихся в 1952—1953 г. в Ленинграде (в Государственном универси­тете им. А. А. Жданова и Государственном Педагогическом институте им. А. И. Герцена), 40 человек — бывшие воспитанники этого училища.

В приобщении к социалистической культуре коренного населения, не владеющего в достаточной мере русским языком, сыграло большую роль создание хантыйского и мансийского литературных языков. Они служат базой первоначального образования, помогают овладеть русским языком. До революции ни на мансийском, ни на хантыйском языках письменности не существовало. После революции, когда была разработана письмен­ность, стала издаваться учебная, политическая и художественная лите­ратура на хантыйском и на мансийском языках. В 1930 г. был выпущен первый букварь для хантыйской начальной школы; в 1932 г. вышел из печати первый букварь на мансийском языке. Эти буквари были изданы на латинском алфавите, но в 1939—1940 гг. письменность на хантыйском и мансийском языках была переведена на русский алфавит, как более близкий и удобный.

В настоящее время на хантыйском и мансийском языках существует переводная литература, среди которой видное место занимают произведе­ния русских классиков. На язык хантов и манси переведены многие советские песни.

С 1933 г. на Обском Севере издаются местные газеты. В настоящее время в округе выходит окружная и 5 районных газет, в которых система­тически печатаются материалы на хантыйском и мансийском языках.

В советских условиях широкое развитие получило и народное творче­ство хантов и манси; продолжает бытовать традиционное поэтическое народное творчество, представленное мифами, мифологическими сказками и песнями, героическим эпосом, сказками, бывалыцинами, лирическими песнями и т. д. Различные исследователи собрали очень большое количе­ство образцов обско-угорского фольклора, однако богатство его еще да­леко не исчерпано. Из собранного материала издана лишь небольшая часть.

Мифы, мифологические сказки и песни содержат повествования космо­гонического характера, многие из них рассказывают о происхождении фратрий, о тотемных предках и т. д., отображая, таким образом, ранние периоды истории угорского общества. Героический эпос содержит песни и сказки, причем последние являются лишь пересказом песен. Этот эпос относится к более позднему времени и повествует о межродовых военных столкновениях, о войнах с соседними народностями, о похождениях от­дельных героев и т. д.

Большую группу среди сказок составляют мансийские сказки про Эква- пырища (вероятно, несколько трансформированный образ мифического предка фратрии мош). В сказках отразилась русская колонизация и по­явление классовой дифференциации. Очень много заимствованных рус­ских сказок, иногда они передаются целиком лишь с некоторой перера­боткой. Подобные сказки, несмотря на то что они заимствованы уже давно и подверглись некоторой переработке, называются обычно русскими.

Из всех народов северной Сибири только у хантов и манси были струн­ные музыкальные инструменты. Наиболее широко распространен был так называемый сангылтап (манс.) или нарас-юх (хант.) типа пятиструн­ной цитры. Несколько реже встречается «лебедь» — 9- или 13-струнная арфа. Кое-где, в частности на Лозве и в верховьях Сосвы, сохранялся одно- или двухструнный смычковый инструмент нэрнэ а в прошлом, видимо, имевший более широкое распространение. На нем играли смыч­ком в виде лучка с натянутым пучком конских волос. Струны для всех инструментов делались из лосиных сухожилий. Женским музыкальным инструментом был тумран — варган. Музыкальное творчество обских угров почти совсем не изучено.

Столь же богато, как и фольклор, изобразительное искусство манси и хантов. Разнообразные и обильные узоры украшают одежду, обувь и берестяную посуду. Деревянные предметы обычно украшались резьбой и круглой скульптурой.

У южных хантов широко применялась вышивка одежды овечьей шерстью. Вышивались мужские и особенно женские рубашки, а также мужские штаны. Хантыйские вышивки представляют собой большой интерес по красоте и разнообразию орнамента. Как об украшении, быто­вавшем еще в XIX в., следует упомянуть о татуировке у хантов. На­носили татуировку щучьей челюстью или иглой, втирая в пораненное место сажу. Татуировка обычно состояла из геометрических элементов; иногда встречались изображения .птиц.

Основным источником, питающим современное творчество хантов иманси, является социалистическая действительность, новая, свободная жизнь.

Первый хантыйский поэт Г. Лазарев начал писать с 1935 г. В его поэзии органична связь народной формы с новым социалистическим содержанием. В дальнейшем появляется ряд молодых хантыйских поэтов, произведения которых вошли в изданный в 1940 г. первый сборник «Хантыйская и мансийская поэзия». Из среды манси выдвинулась пи­сательница и научный работник М. Вахрушева. Особый интерес пред­ставляет ее биографическая повесть «На берегу малой Юконды». К числу талантливых писателей принадлежит мансийский прозаик М. Казанцев. В своей повести «Рассказ о себе» он говорит о пути манси к новой жизни и культуре. Молодые писатели изучают и переводят на родной язык русские классические и советские произведения, обогащая свой язык и повышая свое мас­терство. Появились свои национальные художники.

Картины ханта Н. Нату- скина, написанные им сов­местно с ненцем К. Пан­ковым и выставленные в 1939 г. в советском па­вильоне на Международ­ной выставке в Париже, были удостоены золотой медали.

В округе и районах систематически проводят­ся смотры художествен­ной самодеятельности. На смотрах обычно ис­полняются русские и на­циональные песни, старые национальные танцы: жен­ский и мужской — охот­ничий. Наряду с выступ­лениями оркестров рус­ских народных инструмен­тов звучат мелодии, ис­полняемые на националь­ных инструментах.

Большое место на смот­рах занимают спортивные состязания на оленях и лошадях, гонки на лыжах. В декабре 1955 г. исполнилось 25 лет существования Ханты-Мансий­ского национального округа. Трудящиеся округа под руководством партии и правительства, при постоянной помощи русских, развивают и укрепляют свое хозяйство и культуру.