Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Хозяйство и быт западносибирских татар после Октябрьской революции
Этнография - Народы Сибири

Хозяйство и быт западносибирских татар после Октябрьской революции

Великая Октябрьская социалистическая революция коренным образом изменила условия жизни сибирских татар. У них началось социалистическое переустройство жизни. Однако первые шаги совет­ского национального строительства были прерваны колчаковщиной. В 1919 г. Колчак был окончательно разгромлен, и вся Сибирь была освобождена от белогвардейских банд. В рядах Красной Армии много было татар-добровольцев, героически боровшихся против белобандитов. Немало татар отдали свою жизнь в борьбе за власть советов.

Первые сельскохозяйственные артели сибирских татар организо­вались еще в 1928 г. Массовое же вступление в колхозы здесь развернулось в 1930—1931 гг.

Колхозы сибирских татар по своему направлению в большинстве сельскохозяйственные и в меньшем числе рыболовецкие. Рыболовецкие колхозы заболотной части Тобольского района расположены на неболь­ших сухих «островах» среди болот. В Барабинской степи (Новосибир­ская область) татарские сельскохозяйственные артели до укрупнения колхозов были небольшие. Это обстоятельство отрицательно сказалось на развитии татарских колхозов.

Мелкие, особенно земледельческие, колхозы экономически были не рентабельны. Они тормозили развитие колхозного хозяйства, так как не позволяли вести хозяйство в больших масштабах, применять мощную современную технику.

В татарских колхозах каждая производственная бригада имеет пору­ченный ей участок и несет за него полную ответственность. В колхозе им. И. В. другая ловит рыбу, бригада плотников строит дома, скотные дворы. Бригадиры большей частью молодые татары, среди которых много участ­ников Великой Отечественной войны, отличников производства.

Наряду с чисто татарскими существуют и смешанные, русско-татар­ские колхозы (например колхоз «Рабочий» в Нижних Аримзянах Тоболь­ского района), в которых дружно работают русские и татары. Рус­ские помогают отсталой в прошлом татарской национальной группе. Татарским колхозам Барабинского района при уборке урожая часто помогают русские рабочие и служащие из г. Барабинска. Каждый кол­хоз в Барабе имеет земли по государственному акту примерно от тысячи до четырех тысяч гектаров. Исчезли узкие земельные полоски с межами, прекратились и раздоры из-за земельных наделов. Созданы крупные земельные колхозные массивы, доступные обработке сложными сельско­хозяйственными машинами. На болотных участках проводится мелио­рация.

Наибольший процент посевной площади занимают зерновые культуры (пшеница, рожь, овес), за ними идут технические (лен, конопля), карто­фель и овощные культуры. В отдельных колхозах средний урожай пше­ницы достигает 18 ц с 1 га и выше (например в колхозе им. И. В. Сталина в Иртышатеких юртах Тобольского района). Впервые появилось и раз­вивается огородничество.

Вместе с земледелием растет и укрепляется социалистическое живот­новодство. В большинстве колхозов построены утепленные скотные дворы, улучшается племенной состав скота. К колхозам прикреплены зоотехники.

Рыболовством занимаются в основном заболотные татары. Татарские рыболовецкие колхозы имеют свои рыболовные участки. Рыбу ловят круглый год большими неводами (в 200—400 м в зависимости от размеров водных угодий). В таких колхозах имеется от одной до трех бригад* примерно по 10 человек в каждой. На озера выезжают рано утром. В бригады часто входит башлык — опытный старый рыбак. Бригады работают на неводниках, а бригадир отдельно на осиновке. Выловлен­ную рыбу сортирует бригадир, часть ее идет на питание рыбаков, основ­ная же масса улова продается заготовительным организациям. Рыбу отвозят на засолочные пункты и затем на каюках отправляют в Тобольск на рыбозавод. В Заболотье есть опытные рыбаки с большим стажем (30—40 лет), они перевыполняют план на 400—500% и учат рыбной ловле молодежь. На Тобольском рыбозаводе заболотные колхозы зани­мают из года в год одно из первых мест по выполнению плана рыбосдачи.

В некоторые годы, когда подъем весенних вод особенно высок, рыба расходится по болотам, а при спаде воды запутывается в траве и гибнет, В такие неурожайные годы бригады рыбаков Заболотья отправляются на рыбные угодья по р. Иртышу, и, таким образом, татарские колхозы не лишаются заработка. До революции, при единоличном хозяйстве и старой системе распределения участков, это было невозможно, и рыбаки Заболотья в таких случаях голодали.

Наряду с указанными выше отраслями сельского хозяйства татары имеют в колхозах пасечное пчеловодство, разводят домашнюю шицу (уток, гусей). В лесных районах с кедровыми насаждениями колхозы собирают кедровые орехи.

Охота не является основным видом хозяйства в татарских колхозах. Конторы заготживсырья заключают договоры на сезон охоты с отдель­ными охотниками и колхозами. Шкурки зверей охотники сдают упол­номоченным заготживсырья. Среди охотников есть отдельные мастера, имеющие значок отличника, почетные грамоты.

В последние годы, благодаря акклиматизации ондатры, у барабин­ских татар появился новый объект пушного промысла.

В связи с колхозным строительством год от года меняется внешний вид татарского колхозного селения: вместо кривых улиц, тупиков, оди­ночных отдаленных усадеб, планируются прямые улицы; в центре селения обычно располагаются общественные здания. Школы многих колхозов имеют опытные участки для выращивания зерновых культур, овощей, фруктовых деревьев. Большинство колхозников живет в новых простор­ных домах. В строительстве их часто принимают участие русские плот­ники. Вместо старой планировки с окнами во двор новые дома выхо­дят фасадом на улицу.

Изменилось и внутреннее убранство жилых домов колхозников. Вместо нар везде имеются столы и стулья, вместо чувалов сложены голландские печи и плиты. Подобие камина встречается еще в некоторых домах бара­бинских татар, сохраняется в них и «осло» — земляной фундамент чувала, огороженный бревнами. На этом фундаменте летом стоит кухонная посуда, а зимой ставится железная временная печь с трубой, выходящей через потолок на улицу. Часто встречаются плиты с широким дымовым ходом, напоминающим чувал. Спят на металлической кровати, покрытой в неко­торых домах коврами; на кровати свернуты в трубку перины и подушки. Старое поколение не пользуется новыми удобствами. Старики говорят, что не умеют и устают сидеть на стульях, некоторые из них предпочитают сидеть с подогнутыми ногами на кровати, заменяющей им нары. Запре­щенные мусульманской религией картины теперь часто встречаются в татарских домах.

Национальная одежда встречается изредка у пожилых колхозни­ков, колхозная молодежь носит обычное платье городского покроя. Национальные особенности в деталях костюма еще сохранились. Девушки и женщины носят, например, распространенные до революции платки разных размеров, ситцевые, шелковые с кистями, шерстяные. Изредка можно встретить старушку с головной бархатной повязкой (сарауц). покрытой платком. Распространенные в прошлом колфаки сейчас изме­нили размеры и назначение, но сохраняют свою форму. Раньше размеры колфака были 43.5 см на 25 см, т. е. соответствовали величине головы,

сейчас изредко встречаются еще миниатюрные шапочки размером 5 см на 7.5 см. Их прикрепляют на макушку, поверх накидывают платок. Украшения, как и раньше, носят многие. Любят бусы* серьги, браслеты, кольца, броши. Маленьким детям в виде украшений нашивают на рубашки разноцветные пу­говицы.

В результате развития новых видов хозяйства и подъема благосостояния на­селения улучшилось питание татар. Любимые националь­ные кушанья, употребляв­шиеся в прошлом, сохрани­лись и стали доступны всем. К тому же питание стало разнообразнее. Из новых видов питания нужно отме­тить особенно овощи, полу­чившие большое распростра­нение.

Основным видом пищи являются в большинстве случаев мучные блюда. В некоторых колхозах, особенно во время полевых работ, на ста­нах организуется общественное питание. Часто старики для этого ловят рыбу и сдают ее специально выделенной поварихе, которая готовит обед, кипятит чай, распределяет хлеб и другие продукты на весь день. Исчезли запреты в пище, установленные мусульманской религией, в част­ности на свинину. Большинством но соблюдаются  мусульманские посты.

Улучшение жилищных и бытовых условий, рост зажиточности и культуры улучшили и общую гигиену. Гигиенические навыки приви­ваются с детства дома, в дошкольных учреждениях и в школе. Женщины получают консультацию по уходу за детьми на медицинских пунктах, имеющихся во всех колхозах. Повсюду есть родильные дома. Медицинские работники систематически следят за здоровьем колхозников, выезжают летом на полевые станы, проводят беседы на профилактические темы. В необходимых случаях в отдаленные места врач вылетает па самолете.

Заново сооружены в районах расселения татар сотни километров дорог. Улучшились пути сообщения и появились современные виды связи.

Такие изолированные в прошлом районы, как территория Забо­лотья, связаны регулярным сообщением с центром. Татары Заболотья в первые годы советской власти прорубили на болоте узкие каналы- «резки» в 80 см шириной, по которым могла пройти долбленка-осиновка, и установили трассу от озера до озера протяжением 200 км. Путь от То­больска по резкам продолжается три дня с ночевкой в озерных избушках. Таким образом, сообщение с Тобольском с недавнего времени стало воз­
можным круглый год. Обычно на лодке едет не более двух человек. Доехав до резки, один из них выходит и идет по болоту, а другой складывает весла и подталкивает двумя шестами лодку. В настоящее время здесь курсируют гидросамолеты. В экстренных случаях гидросамолет вылетает специаль­ным рейсом. Такие рейсы совершаются по требованию колхозов для ока­зания медицинской или ветеринарной помощи, при пожарах и т. п.

В Тобольск, отстоящий на 300 км от железной дороги, летом курси­руют пароходы по Иртышу, Туре, Тоболу. По шоссейной дороге совер­шают регулярные рейсы автобусы. Перевозку различных грузов осу­ществляет в основном автотранспорт. Во многих колхозах есть свои автомашины, моторные лодки.

Часто ездят на лошади, запряженной в «ходок» с плетеным кузовом, иногда верхом.

В колхозах Барабинской степи особенно распространены велосипеды, которыми пользуются для поездок в сельсоветы, в город по колхозным делам. Урожай зерна увозят автомашины. Для этого в районных центрах организуются автоколонны в 60—70 машин, обслуживающие колхозы во все время уборочной кампании.

Широкая почтовая сеть обслуживает все колхозы Тюменской и Новосибирской областей. Из отдаленных районов почтальон ездит на лодке; так, например, из Нижних Аримзян, где находится два кол­хоза — русский и смешанный, татарско-русский, почтальон татарин ежедневно ездит на лодке в Бронниковский сельсовет за почтой, газетами и с колхозными поручениями. Из Заболотья почтальон ездит по резкам, идет пешком по болотам с почтовой сумкой. Газеты и почта в Заболотье летом доставляются еженедельно.

Все колхозы связаны с районными центрами телефоном. С Заболотьем срочная связь осуществляется рацией, работающей ежедневно в опре­деленные часы.

Новая колхозная жизнь обеспечивает всестороннее и свободное разви­тие национальной культуры татар. В колхозах выросли новые люди: трактористы, комбайнеры, бригадиры, председатели колхозов, мастера высоких урожаев, передовики производства. Наряду с татарами-колхоз- никами имеется много и татар-горожан, живущих в различных городах Западной Сибири. Городские татары работают в качестве служащих государственных учреждений и предприятий, рабочих заводов и т. д., и в большинстве своем знают хорошо русский язык. Татары и русские связаны общими интересами и одной целью.

Особенно резко сказалось социалистическое переустройство быта на положении татарской женщины. Все запреты и ограничения, связан­ные с мусульманством, исчезли навсегда. Советская татарская женщина заняла теперь равноправное положение в семейной и общественной жизни. Она работает в сельском совете, в правлении колхоза, педагогом и директором школы. Среди женщин много членов КПСС и еще больше комсомолок.

На медицинских пунктах работают почти исключительно женщины. В детских садах почти все воспитательницы — татарки. В сельских мага­зинах продавцами являются женщины. Большая сеть постоянных и сезонных детских яслей и очагов дает женщине возможность активно участвовать в общественной жизни. Быстро развивается народное обра­зование. Особенно широко развернулась в советский период сеть на­чальных и средних школ, в которых преподавание ведется на татарском языке.

Школы имеются во всех без исключения татарских колхозах. Даже в самых отдаленных и малодоступных юртах, например у татар Забо- лотья, куда трудно привозить школьные пособия, керосин для освещения, тетради, учебники, преподавание ведется бесперебойно. Учителя в боль­шинстве местные жители.

В крупных селениях работают средние школы. Осенью детей органи­зованно, в сопровождении учителя, привозят в селение, где есть средняя школа. Там их помещают в интернат или на частную квартиру.

В школах имеются библиотеки, где дети знакомятся как с произведе­ниями русских классиков — А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Го­голя, М. Горького и др., — переведенными на татарский язык, так и с та­тарской литературой (писатели Габдрахман Эпсэлэмов, Сахаб Урайский, Эхмэт Фэйзи, Мостай Кэрим, Газиз Иделле и др.).

Окончив среднюю школу, многие продолжают образование в татар­ских педагогических училищах ряда городов: Тобольска, Томска, Сверд­ловска, Казани и др. Тобольское татарское педагогическое училище существует с 1934 г., ранее оно было в Тюмени. Оно создано для под­готовки учителей начальных татарских школ не только для Тюменской, но и для Свердловской, Омской, Курганской и Новосибирской областей. Училище имеет 6 классов (с параллельными 12). В училище имеется библиотека, в которой насчитывается до 20 ООО книг.

За время своего существования училище подготовило свыше 700 учи­телей татар. Преподаватели Тобольского педагогического училища все с высшим образованием.

Летом учителя начальных татарских школ съезжаются в Педагоги­ческое училище на краткосрочные курсы для повышения своей квали­фикации.

Большую популярность в области приобрел драматический кружок педагогического училища. В нем участвует свыше 70 студентов. Кружок хорошо известен не только среди городского, но и окрестного колхозного населения. В своей работе кружок связан с видными татарскими драматур­гами, как, например, Гиззат Таэки. Колхозники Медянских, Саусканских, Кызылбаевских юрт приезжают в город на спектакли драматического кружка.

Большую роль в просвещении татарского населения играют татар­ская пресса и различные культурно-просветительные учреждения.

В Омске, Тюмени и Тобольске имеются татарские библиотеки: в Омске издается областная татарская газета. Большой популярностью поль­зуется кино, являющееся любимым видом развлечения не только татар­ской молодежи, но и старшего поколения. У колхозников татар появи­лись новые народные праздники, за которыми пока сохраняется их старое название. Так, например, весенний праздник «сохи» — Сабантуй, связанный с окончанием посева, празднуется у барабинских татар. Кол­хозы вступают между собой в социалистическое соревнование на пер­венство по проведению весеннего сева. Колхоз, закончивший первым свои посевы, становится победителем, в его ауле устраивается праздник Сабантуй, на который съезжаются все окрестные колхозы. Колхозы устраивают общественное угощение. После угощения происходят различ­ные состязания в беге. Бегут в мешках, перегоняя друг друга, бегут на определенное расстояние, держа в руке ложку с яйцом, бегают с завя­занными глазами. Соревнуясь в ловкости, взбираются по столбу, добрав­шиеся до вершины получают приз.

Современное устное творчество татар выражается преимущественно в песнях.

В колхозах создаются песни о современной жизни колхозников, обес­печенной и зажиточной. Песнями обычно откликаются на все важнейшие события.

Песни поют под аккомпанемент музыкальных инструментов. Моло­дежь в часы отдыха танцует, поет, водит хороводы. Исполняют как татар­ские, так и русские песни. Молодежь знает много русских и татарских стихов. Из последних популярны стихи народного татарского поэта Тукая.

Сибирские татары с большим вниманием и интересом следят за выдаю­щимися успехами в развитии татарской национальной социалистической культуры своих собратьев, объединившихся в Татарскую автономную социалистическую республику, и поддерживают с ними культурную связь.