Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Западносибирские татары. Общие сведения
Этнография - Народы Сибири

Западносибирские татары. Общие сведения

Западносибирские татары живут главным образом в сельских: — местностях, селения их вкраплены среди русских селений. В меньшем количестве они живут в городах Западной Сибири: Тюмени. Тобольске, Томске, Таре, Барабинске, Новосибирске, Омске и лр. В Тю­менской области — тюменские и тобольские татары живут в районах Байка- ловском, Велижанском, Вагайском, Дубровинском, Тобольском, Тюмен­ском, Ялуторовском, Ярковском и в меньшем количестве в других, по берегам рр. Тобол, Иртыш, Тура,Тавда, Исеть, Пышма, Ачиры, Носка, Лайма.

Тарские татары расселены в Тарском районе Омской области по берегам Иртыша и Тары. Барабинские татары живут дальше на юго-восток, в Новосибирской области (в районах Барабинском, Куйбышевском, Чановском, Каргатском, Кыштовском, Северном и др.) по берегам Оми и ее притокам и в Барабинской степи. Томские татары живут в окрест­ностях г. Томска.

Сами себя татары называют, сохраняя территориальные (географи­ческие) названия: тоболик (тобольские), тар лик (тарские), бараба (барабинские). В конце XVI в., когда татары стали платить московскому царю дань пушниной (ясак), в отличие от населения, освобожденного от ясака, они называли себя ясаклы, т. е. ясачные. Существовало также название топ-аерлы-халк, т. е. старожилы, которым коренные татары отличали себя от пришедших в этот же период в места их расселения выходцев из Бухары. Последние иногда называли себя бухарлык, но боль­шинство из них именовало себя сартами. а некоторые — узбеками.

Наряду с этими территориальными названиями существовали пле­менные и родовые: шибанцы — из фамилии Шейбанидов, к которой при­надлежал Кучум; тарские, которые делились на племена: Аялы, Туралы, Курдак, Сарт; еуштинские от названия одного татарского рода Еушта,. жившего около Томска; тобольские — Курдак, Тугус, Яскалбы, Нанга; ишимские — Саргачики, по имени властвовавшего над ними хана Сар- гачика; барабинские — Терена, Тара, Барама, Келебе, Лонга, Ловей Карганы. Соседи — ханты и манси, башкиры и казахи — называют татар хатанъ, турали, ногай, селькупы—тын. Позднейших татарских переселенцев из-за Урала русские называли захребетными.

Язык тобольских и барабинских татар относится к кыпчакской группе тюркских языков. Он распадается на ряд диалектов, нодразт деляющихся в свою очередь на говоры: тюменский, ялуторовский — у тюменских татар, тарлыкский — у тарских, барабинский — у бара- бинцев, иртышский — у тобольских и др.

Следует отметить близость культуры сибирских татар к казанским. Это объясняется не только тем, что предки современных татар в прошлом близко соприкасались с казанскими, были тесно связаны с ними эконо­мически и культурно, но также и многочисленными переселениями ка­занских татар из европейской России в районы расселения сибирских татар. Первая группа переселенцев появилась в XVIII в. В XIX и начале XX    в. переселенческое движение усилилось. Переселенцы иногда созда­вали отдельные селения, но селились и вместе с сибирскими татарами. Различие между коренными и пришлыми татарами поддерживалось принадлежностью их к разным сословиям: инородческому и крестьян­скому.

По данным всесоюзной переписи населения в 1926 г. тюменских татар насчитывалось 22 636 чел., тобольских — 32 102 чел., тарских — И 517 чел., барабинских — 7528; томские татары не были выделены, бу­харцев учтено И 659 чел.

Ближайшими историческими предками различных территориальных групп современных сибирских татар считаются кыпчакские тюрко-языч- ные племена, обитавшие в XII—XIII вв. на широких пространствах от Западно-Сибирской низменности до низовьев Волги. В XIII в. кыпчак­ские племена были покорены монголами и включены в состав империи Чингис-хана. В это время происходит смешение тюркских этнических элементов с монгольскими. Позднее упомянутая территория была засе­лена главным образом тюркоязычными кочевыми племенами, в том числе и предками сибирских татар, и входила в Золотоордынское госу­дарство, образованное внуком Чингис-хана Бату (Улус Джучи). Восточ­ная часть этого государства именовалась Белой Ордой. После смерти хана Бату (1255 г.) Белая Орда была поделена между его сыновьями. В связи с распадом Золотой Орды и политическим раздроблением этого государства в первой половине XV в. в результате междоусобий распа­лась и Белая Орда. Из Белой Орды возник ряд улусов, из которых наи­более крупными были улусы: Ногайский, управляемый ханом Едигеем и его потомками, занимавшими степи между Волгой и Уралом; Шей- банидский, управляемый династией из рода Шейбани, объединявший ряд тюркоязычных племен, этногенетически связанных с современными узбеками. К этому же времени относится образование Сибирского хан­ства, расположенного к северу от Шейбанидского улуса с центром вна­чале в Чинги-туре (Тюмень), позднее в Кызыл-Туре (Усть-Ишим) и нако­нец в г. Искер (близ Тобольска). Здесь также правили ханы Шейбанид- екой династии. Историческим памятником этого времени является герои­ческий эпос современных сибирских татар (тюменских, тобольских, барабинских, ишимских), в котором сохранились сказания о золото­ордынских ханах Едигее, Тохтамыше, астраханском хане Касыме и т. д.

Границы Сибирского ханства простирались на запад до Уральских гор, на севере граничили с р. Тавдой, на юге — с ишимскими степями, а на востоке доходили до Барабинской степи.

С Монголией, Западным Китаем и Русским государством Сибирское ханство вело торговлю и было посредником между перечисленными госу­дарствами, с одной стороны, и северными племенами Сибири — с другой. Торговля велась по караванным дорогам, проложенным в отдаленные времена. Одна из дорог шла через нынешний Тобольск, Иртыш, Вагай, верховья Ишима на Туркестан, через пески Кзыл-Кума в Бухару; другая дорога шла на запад через Уральские горы, Поволжье в Москву. Прохо­дившие по ним караваны часто подвергались нападению со стороны обитавших на этих путях кочевников. Из Сибири вывозились меха, кожа, рыба, мамонтовая кость, шерсть и др. Из Средней Азии в Сибирь ввозились хлеб, чай, бумага, сушеные фрукты, украшения, железные изделия, сундуки, посуда, зеркала и т. д. Торговлей занимались в основ­ном бухарцы, хотя и новгородские купцы знали уже эти земли.

Сибирское ханство было феодальным. Население его резко делилось на две части: основная масса представляла собой трудовые слои татар, выполнявшие различные повинности своим феодалам; меньшая часть составляла господствующий слой, состоящий из хана, его еыновей-сул~ танов, вельмож при хане — уланов, татарских князей-беков и их детей мурз. К господствующей верхушке принадлежали и мно1ие бухарцы, которые вели торговые сношения со среднеазиатскими государствами, знали все их порядки и законы.

Рядовые тюркоязычные кочевники-скотоводы, а также иноязычные зависимые племена (в том числе ханты и манси), обитавшие по Иртышу и Оби, платили ясак. В одной из летописей говорится: «весна же близу, лриспе время Кучуму ясак с подданных собирати, соболи и лисицы и прочих зверей и рыб».

Население делилось на административные единицы, которые воз­главлялись князьями, старшинами и т. д. Позднее царские воеводы воспользовались этой системой для сбора ясака в казну русского царя. Бывшие татарские административные деления были превращены в волости.

В связи с падением ханства Кучума (1582 г.) при столкновении с рус­скими отрядами под предводительством Ермака ряд тюркоязычных кочевых племен продвигается далеко на восток. Часть этих племен ока­зывается на территории современного Томска, другие осваивают Чулым­ский бассейн, где образуют, в смешении с другими тюркоязычными пле­менами, группу чулымских татар. На запад от территории теперешнего Тобольска в заболотном районе по рр. Носке, Лайме, Ачирке и мелким притокам осели так называемые заболотные татары, которые считали себя потомками Кучума, пришедшими в эти места после падения Сибир­ского ханства.

С включением Западной Сибири в состав Русского государства у сибир­ских татар наступает новый период в их истории, изменивший во многих отношениях их жизнь. Русская экономика и культура быстро были вос­приняты татарами: изменились хозяйственные занятия, тип татарского жилища, усовершенствовалась одежда, стала разнообразнее пища, были заимствованы многие орудия труда.

С приходом русских в Западной Сибири стали возникать города и острожки: Тобольск (1587 г.), впоследствии ставший административным центром Сибири, Тюмень (1586 г.), Тара (1594 г.) и многие другие. Своей политикой Московское государство закрепило социально-экономическое неравенство среди татар; оно поддерживало татарскую феодальную знать, давая ей при этом различные льготы. Появилось особое сословие служилых татар, которые поступали на административную и военную службу , в русских городах (острожках). В XVIII в. среди татар наса­ждалось христианство. Для этого в городах строились церкви, приехавшее духовенство заняло лучшие места, получило большие земельные наделы.

Основная масса татарского трудового населения должна была платить ясак и другие подати. Ясачные татары не в состоянии были полностью выплачивать налоги, недоимки с годами накапливались, переходили на сыновей и внуков и составляли в итоге очень крупные суммы. Дополнительные налоги в несколько раз превышали размеры ясака. Это положение служило поводом к неоднократным открытым восстаниям татар против царской администрации.

В первой четверти XIX в., согласно «Уставу об инородцах», вырабо­танному Сперанским (1822 г.), сибирские татары были отнесены к осед­лым инородцам. С этого времени еще более возросли налоговые недоимки. Многие татары вынуждены были бросать сельское хозяйство и идти на заработки в города, на предприятия русских и татарских мелких хозяеь*. (в районе Тюмени в это время было развито кожевенное производство, в Тобольске — лесопильное). В конце XIX в. появились рабочие из татар и усилился рост национальной буржуазии, преимущественно* мелкой.

К моменту Великой Октябрьской социалистической революции си­бирские татары составляли меньшинство среди русского населения и жили главным образом в сельских местностях, часто смешанно с рус­скими.

Тесное общение с русским народом не могло не оказать прогрессивного влияния на культуру татар. Однако дружбе татар с русскими вплоть до Октябрьской революции мешала колониальная политика царизма, разжигавшая национальную рознь, угнетавшая трудящихся татар и пре­пятствовавшая их культурному развитию.