Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Народное образование, искусство и медицина тувинцев
Этнография - Народы Сибири

 

Народное образование, искусство и медицина тувинцев

Крупнейшим показателем уровня современной культуры тувинцев является состояние их народного образования. Вхождение Тувы в СССР и уста­новление в ней советской власти создали исключительно благоприятные условия для развития народного образования и роста образованности тувинцев. Советское правительство, Коммунистическая партия уделили этому вопросу исключительное внимание. Ряд постановлений Совета ми­нистров РСФСР и СССР отразил эту заботу в конкретных практических формах.

Дети трудящихся тувинцев, обучающиеся в школах, были приняты на полное государственное обеспечение, до питания и обмундирования включительно. Это открыло дорогу к образованию массам тувинских де­тей. В Туве существует несколько десятков школ-интернатов, особенно в связи с тем, что еще не все тувинские араты перешли на оседлость. Уже за первое пятилетие ее существования в Тувинской автономной области бюджет народного образования вырос по сравнению с 1944 г. в семь раз и составил около 50 млн руб. Число школ по сравнению с 1943/44 учебным годом, когда Тува была еще Народной Республи­кой, выросло почти в два раза (с 86 до 160), а число учащихся тувинцев — в три с половиной раза. Грамотность населения возросла до 95%.

Уже через пять лет после того, как Тува вошла в состав Советского Союза, было выпущено около 3 тыс. учащихся тувинцев, окончивших четыре класса, 400 человек — семь классов и 45 тувинцев получили аттестат зрелости. Часть выпускников поступила в различные высшие учебные заведения нашей страны, другие остались работать в области на различных участках социалистического строительства.

Важной проблемой, которую приходится решать сейчас тувинцам в области народного просвещения, является подготовка национальных учительских кадров. За годы советской власти в г. Кызыле созданы институт по усовершенствованию учителей, педагогическое училище. В Абаканском учительском институте образовано отделение тувинского языка и литературы, готовящее преподавателей для тувинских школ. В г. Кызыле создан учительский институт — первое высшее учебное за­ведение, а с 1956 г. Педагогический институт. Сотни человек проходят заочно курс Иркутского и Красноярского педагогических институтов, Московских курсов иностранных языков, Абаканского учительского института и др. Указанные меры содействуют росту национальных учи­тельских кадров. Сотни тувинских учителей уже ведут преподавание в школах. Среди них имеются выдающиеся педагоги, носящие почетное звание заслуженного учителя, например учительница С. Ш. Дукежек, которую тувинский народ избрал депутатом в Верховный Совет СССР.

Большое значение придается преподаванию русского языка. Через русский язык тувинцы полнее приобщаются к сокровищнице знаний передовой социалистической культуры и науки и прежде всего к тру­дам классиков марксизма-ленинизма. Недостаточный уровень раз­вития современного тувинского литературного языка и письменности, недостаток кадров переводчиков и т. п. еще затрудняют образова­ние на родном языке среди широких масс тувинцев. Рабочие, колхоз­ники, учащиеся, городская и сельская интеллигенция стремятся парал- лельпо родному овладеть русским языком. Большую помощь в изучении русского языка начинает оказывать местная школа. С 1946/47 учебного года во всех тувинских школах введено преподавание русского языка.

С 1949/50 учебного года при всех тувинских школах созданы для детей семилетнего возраста подготовительные классы, в которых со второго полугодия введено преподавание русского языка.

Овладение русским языком откроет тувинцам еще более широкий простор для получения среднего и высшего образования, позволит им овладеть богатством великой русской культуры. Некоторые тувинцы, в том числе и выпускники тувинских средних школ, успешно учатся на разных курсах Восточного и Филологического факультетов в Ленин­градском университете. Есть среди них уже окончившие Государствен­ный университет и Военно-медицинскую академию в Ленинграде, Мо­сковский ветеринарный институт, Омский сельскохозяйственный инсти­тут и т. д.

Тувинская национальная школа занимается по учебникам на родном языке. Ведется большая работа по переводу и созданию учебной лите­ратуры; появился ряд специальных средних учебных заведений: сель­скохозяйственный техникум, торгово-кооперативная школа, училище механизации сельского хозяйства, медицинское училище, музыкальная школа, совпартшкола и др.

Большое значение имеет также массовая работа по ликвидаций неграмотности и малограмотности среди взрослого населения. Кружки по ликвидации неграмотности и малограмотности (ликбез) густой сетью покрывают всю Туву. В них взрослые тувинцы обучаются по спе­циально составленным учебным программам. Преподавателями этих круж­ков (как их называют «культармейцами») работают представители самых различных слоев населения: учителя, учащиеся старших классов школы, приезжающие на каникулы, рабочие, служащие, грамотные передовые колхозники и др. Огромная роль в ликвидации неграмотности и мало­грамотности среди взрослых принадлежит сельским комсомольским орга­низациям, работникам красных юрт-передвижек, библиотек и т. д. Районные исполнительные комитеты советов депутатов трудящихся и их отделы народного образования, районные комитеты партии и комсомола руководят и следят за развитием этой исключительно важной работы во всех районах Тувы. Большой размах приобрела эта работа и в наи­более отсталом в культурном отношении Тоджинском районе.

В повышении культурного уровня тувинцев большая роль принад­лежит системе политико-просветительных учреждений. Массовые и разно­образные формы, социалистическое содержание работы этих учреждений, ведущейся на тувинском языке, являются серьезными факторами не только расширения умственного кругозора, но и формирования социалистиче­ского мировоззрения тувинцев. Около 70 стационарных и передвижных кино, свыше 200 библиотек, в том числе одна областная и 14 районных^ 15 районных домов культуры, несколько десятков изб-читален, десятки сельских клубов, красные юрты-передвижки, десятки радиоузлов и т. п. ежедневно несут в массы тувинцев самые разнообразные конкретные знания по различным отраслям науки, искусства, культуры, поли­тики и т. д. Все это способствует самообразованию, помогает тувин­цам быстрее развивать социалистическую национальную культуру.

Специфической, хотя уже отживающей формой в системе тувинских политико-просветительных учреждений является красная юрта-пере­движка, а иногда просто красная палатка (Тоджинский район), которая, передвигаясь из колхоза в колхоз, из одного стойбища скотоводов-едино- личников в другое, несет тувинцам разнообразный комплекс теоретиче­ских и практических знаний и культурных развлечений. Красная юрта- передвижка имеет свежие газеты, библиотеку, плакаты, радиоприемник, музыкальные инструменты, там читаются лекции и доклады на важнейшие
темы международной и внут­ренней политики, по вопросам сельского хозяйства, ведется пропаганда естественно-науч­ных знаний и новой социали­стической культуры.

Работники юрт-передви­жек дают практические со­веты по вопросам организа­ции оседлого быта, по юри­дическим вопросам, устраи­вают слушание радиопередач, организуют художественную самодеятельность, помогают наладить выпуск стенгазеты в колхозе или сумонном (сельском) совете, в которой отражают хозяйственную и общественную жизнь, орга­низуют социалистическое со­ревнование.

Значительную лекцион­ную работу ведет Тувинское отделение Всесоюзного Об­щества по распространению политических и научных зна­ний, насчитывающее в со­ставе своих членов несколько сот тувинцев. Ежегодно по линии этого общества читается свыше тысячи лекций.

С включением Тувы в состав СССР выросли издательские возможности. Область издает 5 областных и 7 районных газет, большинство которых печатается на тувинском языке. Тувинское национальное издательство выпустило в свет несколько сот названий различных книг на русском и тувинском языках общим тиражом свыше 2 млн. экз. Тувинцы при всех трудностях и недостатках перевода впервые получили возможность чи­тать на родном языке произведения классиков марксизма-ленинизма, некоторые произведения классической русской, советской и мировой литературы, а также произведения тувинских национальных писателей и поэтов. В большом количестве издается учебная и научно-популяр­ная, политическая и сельскохозяйственная литература.

Развивается национальная художественная литература. Союз совет­ских писателей оказывает большую помощь молодой национальной ли­тературе тувинцев. В 1945 г. в Туве организовано Тувинское отделение Союза советских писателей. Тувинские писатели и поэты уже завоевали признание своего народа. Широкой известностью пользуются писатели С. Тока, О. Саган-оол, Л. Чадамба, С. Сарыг-оол и др. Некоторые из них получили известность далеко за пределами Тувы. С 1946 г. Тувинское отделение регулярно издает свой альманах «Улуг-хем». Альманахи издавались и раньше: «Заря революции», «Боевой клич», «За родину». Тувинская проза зародилась в советской Туве. Пер­вым значительным произведением ее была автобиографическая повесть С. Тока «Слово арата». Эта повесть переведена на русский язык, на неко­торые западно-европейские языки. Она широко известна советским читателям и является вкладом тувинской национальной литературы в братскую литературу народов СССР.

Впервые в истории тувинцев появилась и драматургия. Еще в период народной республики были написаны и поставлены в национальном театре первые пьесы тувинских писателей (С. Тока, А. Тэмир). В на­стоящее время драматургии уделяет много внимания писатель О. Саган-оол. В пьесе «Чуткуль» («Стремление») он показывает колхозное движение в Туве, пьеса «Осуществленная мечта» посвящена великому событию в исто­рии тувинцев — воссоединению с народами СССР.

Большой и важной темой, разрабатываемой тувинской национальной литературой, является тема дружбы советских народов. Она нашла удач­ное отражение в упомянутой повести С. Тока «Слово арата», в поэме «Саны-Могэ» С. Сарыг-оола, в рассказе «Дружба» О. Саган-оола и в ряде стихов тувинских поэтов.

Тувинская национальная литература является одним из важнейших и ярких показателей роста социалистической национальной культуры ту­винцев в братской, заботливой семье советских народов; она помогает делу завершения социалистических преобразований в Туве и строительству коммунизма в нашей стране.

В настоящее время в Туве имеется ряд научных учреждений: Научно- исследовательский институт языка, литературы и истории в г. Кызыле, Тувинская опытная сельскохозяйственная станция и Государственный краеведческий музей. Во всех научных учреждениях Тувы уже работают национальные кадры научных работников.

Медицина

Широко распространены в Туве медицинские учреждения. Бесплатная медицинская помощь уже вошла в повседневный быт тувинцев как горожан, так и колхозников и аратов-едииоличников. В Туве теперь нет ни одного сельсовета или кол­хоза без медицинского пункта. Медицинские учреждения тувинцев рабо­тают на основе достижений советской медицины и отличаются благо­устроенностью. Центральная больница в г. Кызыле обладает прекрасным современным оборудованием. То же следует сказать о поликлинике с ее фи­зиолечебницей, различными специальными кабинетами и лабораториями.

Медицина, доступная народу благодаря бесплатному лечению, развет­вленной сети медицинских учреждений и наличию специального сани­тарного транспорта (автомобильного и воздушного), завоевала широкое признание и доверие тувинцев. Еще за первое пятилетие советской власти в Туве число врачей и среднего медицинского персонала возросло по срав­нению с 1944 г. в четыре раза. В 1954 г. одних только врачей в области работало свыше 200 человек. В связи с развитием оседлости в колхозах появились новые медицинские пункты, амбулатории, больницы. Созданы женские и детские консультации, ясли, местные курорты и санатории, эпидемиологические станции. Исчезли из быта приемы «лечения», которые применяли ламы и шаманы.

Медицинские учреждения, особенно в районах, начинают обслуживаться национальными кадрами, что еще более облегчает внедрение в быт тувин­цев медицинской помощи. Широкой известностью пользуются имена вра­чей тувинцев С. Серрекея и К. Балчий-оола. Развивается профилактиче­ская работа. Резко увеличилась рождаемость и снизилась смертность. Вопросы медицины и профилактики здоровья широко освещаются у ту­винцев через радио, национальную прессу, путем издания популярной ли­тературы, листовок, плакатов, а также через лекции, доклады, беседы.

Народное искусство

На базе общего политического, экономического и культурного подъема развивается искусство тувинцев. Хувинскии областной театр состоит из двух трупп: тувинской и русской. Театр ставит пьесы на рус­ском и тувинском языках. На тувинском языке идут не только оригинальные, но и переводные пьесы. В репертуар театра входят произведе­ния советских и русских классических, а также иностранных драматургов. В национальную тувинскую труппу входят певцы, в том числе и солисты (мужчины и женщины), музыканты — исполнители различных произве­дений на национальных инструментах. Характерным и специфическим для тувинцев является так называемое двухголосое сольное или «горловое» пение, весьма распространенное в тувинской народной среде и почти нигде более не наблюдающееся. Певец поет двумя голосами. Низким голосом он ведет мелодию и сопровождает ее, как бы аккомпанируя, удивительно чистым и нежным звуком, похожим на звук флейты. Национальная труппа пользуется большой популярностью. Тувинские артисты исполняют наи­более известные и распространенные советские песни, как хоровые, так и сольные, танцы народов СССР. Они знакомят тувинский народ с искус­ством всех советских народов, с русской классикой, с творчеством выдаю­щихся советских композиторов и композиторов стран народной демокра­тии.

Тувинская труппа много внимания уделяет гастрольным поездкам по области, где выступает в колхозных селениях и на полевых станах. Во время таких поездок исполняются концертные программы и одноактные пьесы на тувинском и русском языках. Особенной популярностью поль­зуются тувинские и русские народные песни в хоровом и сольном исполне­нии артистов этой труппы. Среди тувинских артистов особенно выдаются М. Мунзук, Кара-кыс, Оскал-оол.

Тувинцы очень музыкальный народ. Из их среды уже вышли советские композиторы, дирижеры, режиссеры — композитор и режиссер театра М. Мунзук, композиторА. Чиргал-оол и др. Ведется сбор и музыкальная обработка тувинских народных песен для печати. Растут и крепнут таланты тувинцев-артистов. Некоторые из них уже широко известны всей советской стране, например талантливый артист и руководитель тувинской труппы циркового искусства Оскал-оол. С искусством Оскал-
оола и его труппы познако­мились москвичи, ленин­градцы. С большим успехом эта труппа выступала также в Риге, на Украине, в некото­рых областях Сибири. Созда­ние комплексного сцениче­ского искусства у тувинцев является большим дости­жением развивающейся со­циалистической националь­ной культуры. Зарождается также искусство живописи.

Художник С. Ланзы не толь­ко театральный живописец: он пробует свои силы в стан­ковой живописи.

Наряду с этим продолжает бытовать и прекрасное народ­ное изобразительное искус­ство тувинцев, образцы кото­рого имеются в крупных этно­графических музеях Совет­ского Союза. Оно представ­лено резьбой покамню (агаль­матолиту) и дереву, художе­ственным литьем из меди и бронзы, живописной рос­писью на деревянных предме­тах быта (шкафчики, кровати, ящики). Особенно высокими художественными достоин­ствами отличаются вырезан­ные из камня или отлитые из металла своеобразные фигурки тувинских шахмат, различные детские игрушки или статуэтки из камня и дерева, изображающие преимущественно зверей и домашних животных, представленных иногда в сложных борющихся позах. Резьба по камню сосредото­чена в Бай-Тайгинском районе. Камнерезы расширяют ассортимент и тематику своих изделий. Выделяются художественностью исполнения скульптурные изображения В. И. Ленина. Особенно нужно отметить работы талантливого резчика X. Тойбу-хаа, который создает новые сю­жеты, например «Пограничник на посту», «Арат Самбажик» (народный герой, руководитель антифеодального восстания «Алдан Маадыр»), «Та­бунщик», «Охотник» и др.

Кроме шахмат и статуэток, тувинцы-камнерезы изготовляют красивые чернильные приборы. Литье металла распространено в Монгун-Тайгинском районе; среди изделий выделяются художественные украшения для седел и сбруи из бронзовых и серебряных пластинок, гравированных тонким орнаментом. Хороши изготовляемые тувинцами костяные полированные пуговицы, украшенные тонким узором. Бытуют у тувинцев и теперь интересные игры, кратко описанные в этнографической литературе. Такова игра талы, напоминающая домино, а также своеобразные игры на рас­черченных досках: буга-шатра, черги-гиатра, тугул-шатра и др., совер­шенно отличные от шахмат или шашек.

Со времени вхождения в состав СССР у тувинцев начался быстрый рост национальной по форме и социалистической по содержанию культуры. Процесс завершения социалистических преобразований в Туве идет одновременно с процессом национальной консолидации тувинцев. Исчезает характерная для прошлого территориальная, эко­номическая, языковая и культурная изолированность отдельных районов Тувы. Создается и развивается единый национальный язык тувинцев, за крепленный в национальной литературе. Возникают и налаживаются эконо­мические связи между различными частями Тувы на основе нового разделе­ния труда, экономической специализации районов. У тувинцев форми­руются признаки социалистической нации, возникающей в условиях совет­ского строя. * Наметились и характерные черты социально-политического облика будущей тувинск^ш нации. Появляется тувинский рабочий класс, ведущая роль которого в деле социалистического переустройства жизни тувинцев растет с каждым днем. Под руководством рабочего класса Со­ветского- Союза и его Коммунистической партии у тувинцев укрепляется союз этого нарождающегося рабочего класса с трудовым колхозным кре­стьянством.