Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Жилища и одежда тувинцев
Этнография - Народы Сибири

Жилища и одежда тувинцев

Указанные выше причины тормозили переустройство и развитие быта и культуры трудящихся тувинцев. Домашний быт аратов, несмотря на улучшение общих поли­тических, экономических и культурных условий жизни в период суще­ствования народной республики, сохранял в основном еще старые черты. Главным типом жилища была войлочная юрта, которая сохрани­лась местами до настоящего времени. Остов ее состоит из 6—8 звеньев деревянной решетки, поставленной в круг. Решетка, высотой около полутора метров, летом привязывается к кольям, вбитым в местах соеди­нения звеньев, для того чтобы придать юрте устойчивость, необходимую при сильных ветрах. Крыша тувинской юрты сферической формы (как у монголов). Она состоит из палок (ынаа), одним концом привязанных к верхней части решетки, другим — вставленных в деревянный круг (,хараача, или доона) дымового отверстия. Войлочное покрытие юрты состоит из 7 частей. Из них 4 покрышки нижние — адакьг, покрываю­щие решетку и частью заходящие на купол, две покрышки верхние — дээвиир(не следует путать с наименованием железа, которое на тюркских языках обозначается термином тебир или темир), покрывающие купол, и одна маленькая—дреге, прикрывающая дымовое отверстие. Любопытно, что названия деревянных частей юрты — монгольские, а названия войлоч­ных покрышек — тувинские. Объясняется это тем, что тувинцы покупали деревянные части юрты в готовом виде у монголов и таким образом заим­ствовали и названия их, а войлочные покрышки делали сами. Описанные покрышки юрты снабжены на концах 3—4 шерстяными тесемками (баг), которыми они привязываются к юрте, охватывая ее кругом. Для боль­шей устойчивости юрты от ветра через нее перебрасываются тесемки (ба- зырыг), на концах которых привязаны камни. Решетчатый остов стяги­вается белой шерстяной тесьмой (ыгатика кур). Снаружи поверх войлока юрту обтягивает внешняя опояска (даштыкы кур).


Посредине тувинской юрты стоит круглая маленькая железная печка, верх которой накрыт железным листом, снимающимся, когда на печку ставят большой чашеобразный котел. Труба печки, также железная, выведена вверх через дымовое отверстие. Направо от входа с низкой деревянной дверью располагается кухонная утварь, различная по­суда, по преимуществу покупная, деревянные кадки для кислого мо­лока, крашеные тувинские шкафчики с дверцами для посуды и продуктов. У одной из стен юрты поставлена деревянная кровать с резным или распи­санным красками орнаментом. На кровати лежит войлок, служащий мат­рацем, и узкая продолговатая подушка из войлока или травы, обшитая кожей, с расшитыми и украшенными пуговицами боками. Далее вдоль стены идут сундуки и кожаные мешки с различным домашним имуще­ством, стоящие в переднем углу (дёр), т. е. у стены против входа. Ре­шетчатые стены юрты украшены фотографиями, портретами, плакатами; можно встретить и зеркало, на сундуке в стопках книги и газеты, швейную машину. Вдоль левой стены от входа хранятся седла, сбруя, охотничье ружье и прочие немногочисленные вещи скромного домашнего обихода. Пол, на котором сидят и едят обитатели, покрыт простеганным войлоком.

У тувинцев Тоджинского района, занимавшихся охотой и оленевод­ством, сохранялся еще более архаический тип жилища из жердей в виде конического шалаша, покрываемого на зиму выделанными оленьими шку­рами, а летом — берестой и корой лиственницы. Этот тип жилища можно изредка встретить и теперь в хозяйственном обиходе тувинцев.

Летнее покрытие делается из берестяных покрышек — полос дли­ной 2—3, шириной 0.75 м. Таких покрышек бывает обычно 12 и кла­дутся они на остов в 4 ряда так, что верхний ряд ложится на нижний, и снаружи придавливаются жердями. Вход в жилище с южной стороны. Береста подтвергается специальной обработке. Ее сворачивают в трубку и вываривают в котле с водой в течение 2—3 дней, после чего ее кроят по ширине и сшивают каждую покрышку из 3 полос. Шьют нитками из овечьей шерсти.

Зимнее жилище по своей конструкции ничем не отличалось от летнего. Покрывалось оно шкурами. Покрышка — треугольное полот­нище из шкур сохатого. Покрышку клали на остов и привязывали с обоих краев ремешками к жердям, ограничивающим вход. Образующаяся над дверью щель закрывалась отдельным куском шкуры. Покрышка (чывыг) выкраивалась из 12—18 шкур, сшивавшихся жильными нитками. Снаружи она придавливалась, как и на летнем жилище, жердями. Чывых служила много лет. Размеры среднего шалаша: около 5 м в диаметре идо 3 м в высоту.

У скотоводов Тоджинского района имелся еще один тип жилища — алачдг, сходный с жилищем оленеводов. Это — тот же конический шалаш с остовом из жердей (алажы). У него берестой покрывалась лишь верх­няя часть, нижняя же — кусками лиственной коры (гианда).

По внутреннему устройству летнее и зимнее жилища оленеводов не различались. В центре — очаг, вернее, место для костра, либо железная печка. Котел (паги) с двумя ушками подвешивался на деревянных крю­ках к волосяной веревке, свисающей с вершины алачека. Убранство алачека было весьма простым. Вокруг стен расставлялись на подложен­ных жердях переметные сумы (барба), седла верховые и вьючные. На правой стороне подвешивалась на крючках из оленьего рога или дерева (аскы), привязанных к жердям, берестяная посуда, круглые берестяные ведерки (со), мешочки из шкур (хап) для чая, соли, муки, кожаные мешки (кёгээр) с молоком, матерчатые мешки с сыром (пыштак) и т. д. Правая половина жилища — женская, тут производились все женские хозяй­ственные работы. У очага расставлялась утварь: берестяные корытца (одуги) разных размеров, деревянные самодельные чашки (алк), камень или деревянный обрубок, на котором разбивали кирпичный чай в кожаном мешке, ударяя по нему обухом топора, здесь же можно было увидеть ко­палку для сараны (озук).

На правой же стороне, если имелся грудной ребенок, подвешивали ко­лыбель (хавай) — маленькое берестяное корытце, привязанное ремешками к жердям алачека. Кроватей не было. Хозяин и хозяйка спали обычно на полу на правой стороне, остальные члены семьи — где попало; на землю постилались шкуры, потники, покрывались снятой с себя шубой. Место у стены против входа считалось почетным. Здесь вешались обычно шаманские изображения духов — ээренъ. Предметы ламаистского культа встречались у оленеводов редко.

Одежда аратов в рассматриваемый период сохраняла по своему по­крою и виду дореволюционный облик, но ткани фабричного производства, завезенные из СССР, получили большое распространение и стали доступны широким слоям населения.

Пища тувинцев, как и одежда, сохранила национальные особенности и до настоящего времени.