Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Жилища, одежда и пища хакасов
Этнография - Народы Сибири

Жилища, одежда и пища хакасов

Новые социально-экономические условия оказали сильное влияние на домашнии быт хакасов и на их семейные отношения. Наиболее распро­страненным жилищем хакасов теперь является дом в несколько, комнат, с кухней, кладовой, закрытыми сенями и крыльцом, поставленный на фундаменте, покрытый тесовой крышей, возведенной на стропилах. В доме много больших окон, деревянный пол и русская печь, стены внутри его обмазаны глиной и побелены. Этот дом вытесняет распространив­шийся до революции и в первые годы после революции однокамерный дом с земляной крышей, с глинобитной русской печыо, но без трубы, или с маленькой железной переносной печкой. Пол в таком доме также деревянный, но уложен прямо на землю, стены выбелены. Нередко дом имеет бревенчатые сени с земляным полом и очагом в одном цз углов для приготовления пищи летом. В южных районах Хакассии еще и теперь можно встретить старые юрты, как архаического типа (корьевой шалаш, одаг или аш-иб в таежных улусах), так и более позднего, в виде срубной 6—8-гранной юрты с корьевой крышей. В шалашах живут охотничьи бригады во время промысла в тайге или сторожа иа бахчах в летнее время. Юрты служат обычно хозяйственным помещением, где хранится различная утварь, ненужная в доме, продукты, а в летнее время оби­татели дома готовят в ней пищу и даже спят.

Внутреннее убранство и обстановка дома современного хакаса состоит главным образом из покупной мебели и посуды и близка к быту горожа­нина. Столы, стулья, железные кровати, различные шкафы, комоды, зеркала, книжные полки, цветы и шторы иа окнах, скатерти на столах картины и фотографии на стенах, разнообразная современная посуда и прочее вошли в быт хакаса-колхозника. Более простой и скудной яв­ляется обстановка отживающей однокамерной избы, в силу ограниченности размеров жилого помещения.

То же стремление к городской культуре ясно сказывается и иа одежде хакасов. Это касается не только городских жителей, по и хакасов, живущих в сельских местностях. Широкое развитие совет­ской торговли с ее большим ассортиментом готового платья, уровень цен и материальное положение колхозников, удобство связи хакасских улусов с городом способствуют внедрению в быт хакасов городской одеж,ды. Это относится прежде всего к белью (для обоих полов) и верх­нему легкому платью, особенно мужчин. Верхний легкий костюм, как военного, так и гражданского покроя, совершенно вытеснил старый мужской хакасский костюм. Женский национальный костюм ещо со­храняется, и не только у жительниц колхозных улусов и железнодо­рожных станций, но и у отдельных горожан, в виде легкого платья в его старом широком и свободном покрое, с наплечниками, от­ложным воротником и обшлагами из яркой материи, отличающейся по цвету от платья, хотя хакасская женская молодежь носит костюмы городского покроя и готовое платье. То же самое относится и к зимней верхней одежде, из которой еще бытуют хакасские овчинные шубы, но уже более узкие и короткополые. Старинные тяжелые шубы с обильными украшениями стали достоянием сундуков, семейной реликвией. Не отве­чающие новому образу жизни, они должны были исчезнуть, так же как и породивший их кочевой быт с необходимым в его условиях постоянным пре­быванием на лошади и обитанием в холодной юрте в зимнее время. Из ком­плекса старой хакасской одежды в новый быт переходят лишь отдельные элементы ее (например красочная вышивка шелковыми нитками).

В характере пищи, в ассортименте и способе приготовления отдель­ных блюд наблюдается улучшение и большее разнообразие. Молочная пища перестала быть сезонной, так как коровы у хакасов теперь доятся в течение круглого года, в связи со стойловым содержа­нием. Печеный хлеб, крупы, овощи (особенно картофель) вошли в повседневный пищевой рацион, как и различные жиры и сахар. Мясная пища у колхозников, питающихся дома, более характерна для зимнего времени. Кроме продуктов, получаемых колхозниками в порядке распределения колхозных доходов (хлеб, масло, мясо, мед и т. д.), продуктов их личного хозяйства (молоко, овощи, яйца, домаш­няя птица, мясо), они покупают продовольственные товары в магазинах (крупы, макароны, сахар, конфеты, консервы, колбасные изделия и т. д.). Следовательно, способы приготовления пищи и ассортимент пищевых продуктов у современных колхозников хакасов весьма расширились и в этом отношении приближаются к городским. Этому сходству в спосо­бах приготовления пищи и ассортименте блюд способствует распростране­ние русской печи и разнообразной кухонной посуды. Домашнее питание горожан (хакасов и русских) и колхозников почти не отличается. Из ста­рых хакасских блюд, порожденных в подавляющем большинстве убогостью и спецификой кочевого быта почти ничего не осталось. Только в отдель ных местах можно встретить кислое молоко «айран», приготовленное по старинному способу. Когда колют овцу или корову, то и теперь варят кровяную колбасу (кан), а мясной суп некоторые заправляют ячменным зерном, как это было принято до революции. Все большее и большее значение в быту хакасов-колхозников начинает приобретать обществен­ное питание в общественных столовых и чайных.

Таким образом, быт современных хакасов перестраивается по образцу городского советского быта.

Современный социалистический домашний быт, сменивший тяжелый быт прошлого, весьма способствует быстрому культурному развитию хакасов, особенно хакасской женщины, на плечи которой в основном ложилась вся тяжесть дореволюционного домашнего быта. Хакасская женщина при советском строе получила фактическое равноправие во всех областях общественной, производственной, культурной жизни, так же как и в семье. Коренным образом изменились семейные отношения у хака­сов. Браки заключаются иа основе добровольности, вытесняя браки по старому обычаю. Элементы принуждения или материального расчета, характерные для браков в прошлом, исчезли в силу изменившихся социально-экономических условий. Ушел в прошлое и старинный свадеб­ный обряд, не только отражавший, но и закреплявший своим содержанием подчиненное и зависимое положение женщины в семье мужа. Труд женщины занял прочное и очень важное место в колхозах, в промышлен­ности и в различных областях интеллигентного труда. В трудные годы Великой Отечественной войны женщина в Хакассии была решающей силой, обеспечившей необходимый уровень производства. Это не означает, что у хакасов уменьшилось значение женщины в семье. Социалистическое переустройство быта хакасов создало условия, облегчившие женщине ее домашний труд и высвободило у нее время и энергию, которые она раньше отдавала только семейным делам. Колхозные и совхозные детские сады и ясли освобождают хакасскую женщину от заботы о детях на время работы. Они обеспечивают детям лучшие уход, питание, развлечение и воспитание, чем обычные домашние условия. В Хакассии введено все­общее обязательное обучение. Большую помощь родителям в воспитании детей оказывают комсомольская и пионерская организации. Таким обра­зом, советские общественные учреждения помогают хакасской женщине растить и воспитывать детей и дают возможность матери заниматься общественно полезным трудом.

Многие из женщин избраны в качестве депутатов в Красноярский краевой и Хакасский областной советы депутатов трудящихся. Сотни хакасских девушек получают образование в Абаканском учительском и педагогическом институтах. Среди многочисленных кадров хакасов-учи- телей женщины составляют внушительную силу. Хакаски учатся в различных высших учебных заведениях нашей страны. Их можно встретить в числе студентов Красноярского медицинского института. Красноярского лесотехнического института, Ташкентского текстильного института, Московского университета и педагогического института, Томского университета и других учебных заведений. Из среды хакас­ских женщин появились врачи, агрономы, ветеринары, зоотехники, юристы, артистки и т. д. Хакаска А. И. Инкижекова защитила диссер­тацию на ученую степень кандидата филологических наук в Институте языкознания Академии Наук СССР. Женщину хакаску можно встретить и в должности заведующего кафедрой или сектором Педагогического и научно-исследовательского местных институтов. Эти примеры достаточно убедительно говорят о том, как быстро достигла высокого культурного уровня современная хакасская женщина, раскрепощенная советским государственным строем.

Теперь становится уже трудным представить себе, что та женщина еще недавно была бесправной, невежественной, с узким кругом интересов и забот, замкнутым в рамки домашнего быта.