Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Искусство и литература Якутии
Этнография - Народы Сибири

Искусство и литература Якутии

После Великой Октябрьской социалистической революции в устном творчестве якутского народа произошли глубокие изменения. Многие жанры традиционного фольклора — шаманские мистерии, заклинания — отмерли, другие бытуют в весьма измененной форме (пес­нопения на ысыахе). Героические былины — олонхо остались люби­мым видом устного творчества: они часто исполняются по радио, на сце­нах клубов, вошли в постановки. Одаренные сказители этих былин—олон- хосуты — окружены вниманием советской общественности. Многие из них состоят членами Союза советских писателей. На учете состоит сей­час более 400 олонхосутов.

Появился и советский фольклор — революционные песни, импрови­зации о вождях, о героях Великой Отечественной войны, о колхозной жизни и т. д. Новые песни слагают как певцы, так и сказители — олон- хосуты. Выдающимися певцами-импровизаторами являются Н. Степа­нов, Р. Алексеев, Е. Иванова. Большим достижением советского якут­ского фольклора является «Сказание о Великой Москве» С. А. Зверева. Источником вдохновения певца послужила его поездка в Москву.

Якутская советская литература оказывает сильное влияние на фоль­клор, но и сама испытывает благотворное влияние народных творческих традиций.

Литература

Первые якутские писатели — А. Е. Кулаковский, Софронов и Н. Д. Неустроев — выступили как выразители интересов нарождавшейся национальной буржуазии.

Зачинателем якутской свветской поэзии выступил один из активных участников революционного движения в Якутии коммунист П. А. Слеп- цов-Ойунский (1893—1938).

Революционные песни и гимны Ойунского, его перевод «Интерна­ционала» распевали во всех уголках Якутии. Его перу принадлежит первая попытка создания сценического образа большевика (пьеса «Боль­шевик», 1928 г.).

Октябрьскую революцию и гражданскую войну воспевал также поэт П. И. Черных-Якутский,  писавший преимущественно на русском языке.

Советская литература Якутии зародилась в годы Октябрьской револю­ции и развивалась в дальнейшем, отражая все этапы социалистического строительства.

Якутский поэт А. А. Иванов (Кюндэ; 1898—1934) начал печататься в 1923 г. В 1926 г. вышел первый сборник его стихов. С большим чувством воспевал А. А. Кюндэ природу родной Якутии. Пьесы его о граждан­ской войне и революции долго не сходили со сцены якутского театра. Кюндэ — автор первого советского учебника якутской грамматики, а также ряда публицистических статей.

Одним из зачинателей советской якутской прозы был С. С. Яковлев (Эрилик Эристин; 1889—1942). Повесть Эрилика Эристина «Исполнение завета» и роман «Молодежь Марыкчана» широко известны читателям Якутии.

В середине 1920-х годов выступил со своим первым произведением якутский поэт С. Р. Кулачиков-Элляй. Стихи, песни и поэмы Элляя пользуются широкой популярностью среди якутских читателей.

Много сделал для развития якутской литературы Н. Е. Мординов (Амма Ачыгыйа), выступивший как писатель, драматург, поэт и перевод­чик. Одним из ведущих драматургов Якутии является С. П. Ефремов — автор лучшего произведения советской якутской драматургии пьесы «Братья». Видное место в якутской драматургии занимает Д. К. Сивцев (Омоллон). Им создан ряд пьес и либретто оперы «Ньюргун Боотур» и балета «Полевой цветок». За последние годы якутские писатели С. Кулачиков, Н. Мординов, Н. Золотарев, Д. Таас и другие создали ряд значительных произведений на современные темы, ставших достоя­нием широких кругов советских читателей. Таковы, например, «Счастье якута» С. Кулачикова, «Золотоносный ручей» Н. Якутского, «Весенняя пора» Н. Мординова, «Огни Кырсады» Д. Таас.

За годы советской власти выросло якутское на­циональное искусство, приняв новые формы, со­вершенно отсутствовавшие у якутов в дореволюционный период. До Октябрьской революции якутский народ не знал театрального искусства, музыкально-вокальное искусство проявлялось лишь в весьма примитив­ных формах. В 1925 г. из членов кружка при Народном театре (русском) в Якутске была создана якутская национальная труппа, а в 1930 г. был создан Якутский национальный театр-студия. Творческий коллектив с первых лет своей работы поставил перед собой задачу реалистического показа якутской жизни, разоблачал купцов, тойонов, помогал понять величие освободительной социалистической революции. Театр системати­чески пополнялся молодыми якутскими артистами, окончившими цент­ральные театральные училища и студии. С большим успехом ставились на сцене якутского театра произведения советских якутских драматур­гов. Крупным достижением была постановка в переводе на якутский язык пьес русских классиков: «На дне» Горького, «Женитьба» и «Ревизор» Гоголя, «Гроза» Островского, «Скупой рыцарь» Пушкина, «Недоросль» Фонвизина. В период Великой Отечественной войны театр поставил такие пьесы, как «Русские люди» Симонова, «Любовь Яровая» Тренева и др. В последнее время поставлены пьесы «Молодежь Марыкчана» Н. Якутского, «Свадьба с приданым» Дьяконова. Большим успехом поль­зовались произведения на якутскую тематику: опера-баллада «Нюргун Боотур» («Богатырь Нюргун») и балет «Полевой цветок» композиторов М. Н. Жиркова и Г. И. Литинского. За время своего существования Якутский национальный театр поставил 170 пьес.

Большой популярностью пользуется Русский драматический театр в г. Якутске, знакомящий якутского и русского зрителя с пьесами русских классиков и советских драматургов, а также произведениями зару­бежных прогрессивных писателей. В республике работает детская музы­кальная школа и хореографическое училище. Якутская оперная сту­дия открыта при Уральской Государственной консерватории.

Якутия издавна славилась своим прикладным орнаментальным искусством, но профессионалы художники появились только в последней четверти

XIX в. Большой известностью пользуются в Якутии произведения художников И. В. и П. В. Поповых, П. П. Романова, Г. М. Туралысова, художника-этнографа М. М. Носова. Союз советских художников Якутии организован в 1940 г. и насчитывает 18 членов и 2 кандидатов. В 1946 г. в Якутске открыт музей изобразительных искусств. Развивается и ста­ринное искусство резьбы по кости. Прекрасным резчиком по мамонтовой кости является А. В. Федоров.

Искусство резьбы по кости — древнее искусство якутов. Резьба по кости, по дереву и серебру существует и в настоящее время. Костерезы Федоров, Амосов и другие совершенствуют и развивают костерезное ис­кусство. Широко используется кость для создания барельефных пор­третов.

Обзор культуры, быта и хозяйства якутского народа в прошлом и в настоящем показывает, какие значительные изменения произошли в жизни якутского народа за советский период. Благодаря советской национальной политике и братской помощи русского народа якутский народ занял равноправное место в братской семье народов СССР. За годы советской власти исчезла характерная для дореволюционной Яку­тии экономическая и культурная оторванность и отсталость. Резко под­нялся культурный уровень якутского народа.

Своя государственность, полученная из рук российского рабочего класса, очаги промышленности, возникшие в Якутии, известная спе­циализация районов, развитие всех видов связи способствовали не только экономическому сближению отдельных местных групп якутского народа, ранее разобщенного, но и содействовали укреплению общенационального самосознания.

Этому способствовал также мощный подъем якутской национальной культуры социалистической по содержанию, в особенности создание якутского литературного языка.

Трудящиеся Якутской АССР в тесном содружестве со всеми народами Советского Союза активно участвуют в строительстве коммунистиче­ского общества и вносят свой вклад в дело борьбы за мир во всем мире.