Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Новый быт якутов. Положение женщин
Этнография - Народы Сибири

Новый быт якутов. Положение женщин

Значительным препятствием для проведения культурных и санитарных мероприятий в Якутии в 1920—1930-х годах был разбросанный тип поселения якутов, связан­ный с их старым скотоводческим хозяйством; 1—2—3 юрты — таков был преобладающий тип «поселков» в Якутии. Укрупнения их требовала и повседневная хозяйственная деятельность колхозов.

Поселкование в условиях Якутии явилось крупным достижением в социалистическом переустройстве жизни якутской деревни. Появилась возможность радиофицировать, телефонизировать колхозы, обеспечить их лечебными и культурно-просветительными учреждениями. К 1950 г. поселкование в южных районах Якутии в основном было закончено. Обычно колхозные поселки располагаются на возвышенных берегах рек или озер и состоят из нескольких параллельных улиц. В новых посел­ках, как правило, строятся не юрты, а срубные дома. В центре поселка помещается школа, правление колхоза, медпункт, клуб. Юрты во многих колхозах используются как хозяйственные помещения. Немало колхоз­ных поселков, где построены электростанции. В одном Мегинр-Кангалас- ском районе выстроено 14 колхозных электростанций, мощностью более 510 киловатт. Во многих новых поселках отстроены радиоузлы.

В настоящее время проводится большая работа по благоустройству колхозных поселков. Штукатурятся дома, к ним пристраиваются тамбуры; строятся мосты, заборы. В поселке помещаются правление колхоза, торго­вая точка, склады, школа, медпункт, баня, дома для приезжающих колхоз­ников. В поселках колхозники живут в свободное от промыслов время.

Хотя разработано несколько типов колхозных домов, они еще далеко не являются совершенными. Суровый климат предъявляет особые тре­бования к жилищному строительству в Якутии. Своеобразные приемы утепления применяются в новых домах: тройные рамы — первая рама одинарная, вторая, вставляемая на зиму, застекленная с двух сторон,— тамбуры, завалинки. Широко практикуется обледенение домов на зиму с помощью снега, смешанного с водой. Двойные потолки, двойные полы, лежащие дымоходы, ставни применяются еще редко. Кирпичная или изразцовая печь нередко комбинируются с традиционным якутским ка­мельком. Во многих домах дополнительно к кирпичной печи устана­вливают железную печку.

Изменился и внутренний вид жилья. Мебель, известная и раньше якутам (столы, табуретки, скамьи), стала менее массивной и более разно­образной. Появились этажерки для книг, стулья, маленькие туалетные столики, зеркала. Фабричная посуда, утварь имеются в каждом доме. Обычными стали часы (ходики или будильники), письменные принадлеж­ности, книги, встречаются и патефоны. Стены в большинстве домов укра­шают плакаты, портреты руководителей партии и правительства, фото­графии, полки с книгами, над кроватью обычно вешают ковер из оленьих головных шкурок, расшитые бисером чепраки или обтягивают стены ма­терией. На окнах висят занавески.

Огромные изменения произошли в быту якутов. Во многих колхозах появилось электричество, радио. Чистая одежда, мытье в бане, забота о своем внешнем виде характерны для большинства якутских колхоз­ников. Изменились интересы, привычки, образ жизни. Расширился круго­зор населения. В каждом доме появились книги. В поселках население с большим интересом посещает кино, слушает доклады, беседы в избах- ьитальнях. Молодежь участвует в лыжных кроссах, шахматных и других спортивных состязаниях. Художественная самодеятельность в клубах интересует обычно весь поселок. Исчезла изолированность и замкнутость семей. Интерес к жизни колхоза, к работе всей республики сказывается в чтении газет, в вопросах, задаваемых агитаторам.

Характерно проникновение в быт городских детских игрушек: фигурок лошадей и коров, резиновых кукол, побрякушек, заводных автомашин и т. д. Наряду с ними бытуют и местные игрушки, схематические фигурки животных из дерева, маленькие луки и стрелы. В школах и интернатах дети увлекаются широко распространенными настольными играми. Вес­ной и летом играют в лапту, прятки, жмурки.

Многое изменилось в пищевом режиме якутов. Надо вспомнить, что до революции Якутия была страной хронических голодовок. Подавляющее большинство якутского на­рода страдало от них ежегодно, особенно в конце зимы и весной. Рез­ким контрастом этому прошлому является зажиточная жизнь населения советской Якутии. Не только в южных, но и в северных промысловых районах повседневной пищей стал хлеб. Крупа, макаронные изделия вошли в рацион населения. Значительно выросло потребление овощей и картофеля.

Колхозы многих районов практикуют посадку огурцов, ре­диски, капусты, лука, свеклы. В северные районы овощи завозят в сушеном виде. Повсеместно население обеспечено чаем, сахаром, табачными изделиями. В большинстве населенных пунктов при тор­говых точках открыты пекарни. Мясо и рыба употребляются якутами попрежнему в больших количествах, особенно в северных районах, где эти продукты являются основными в пищевом режиме населения. В южных районах Якутии значительный удельный вес в питании принадлежит молочным продуктам. В связи с общим повышением бла­госостояния населения прекратилось употребление в пищу заболони. Не употребляют в пищу и квашеную рыбу. В приготовлении молочных продуктов, мяса и рыбы сохраняются местные традиции. В северных районах мясо часто недоваривают. Из молока приготовляют своеобразные кушанья — суорат, хайах, чохоон, квбуер и др. В ряде районов Якутии едят в сыром виде, как лакомство, оленьи хрящи, олеыыо печень, кост­ный мозг. Во многих семьях зимой употребляют в пищу свежезаморожен­ную рыбу (строганина). Кое-где в северных районах из рыбы приготовляют юколу: для этого рыбу немного коптят над дымом очага, затем провяли­вают на солнце; практикуется засол и копчение рыбы. В центральных районах Якутии население добывает значительное количество зайцев; большим подспорьем в пищевом режиме населения северных районов служат куропатки, гуси, утки.

В настоящее время якутский верхний меховой костюм (дошка, меховые брюки, наколенники) сохраняется только как промысловая одежда. Зимой в поселках носят обычно пальто на вате или стеганки, ватные брюки. Обувь зимняя местного покроя из оленьих камусов (этэрбэс) и меховые чулки (кээнчэ) сохраняются в Якутии повсеместно. Их носят и приезжие. В поселках и городах носят зимой валенки.

Летние мягкие сапоги также не вытеснены фабричной обувью. В поселках носят сапоги, ботинки, туфли. На рыбной ловле упот­ребляют резиновые сапоги. В тайге, на охоте летом предпочитают ичиги.

Если высокие островерхие шапки вышли из употребления и их больше не шьют, то чепчикообразные шапки, крытые сверху материей и об­шитые внутри мехом, продолжают употребляться в большинстве север­ных районов. В настоящее время часто шьют шапки-ушанки мехом на­ружу. Редко употребляются шарфы-боа из беличьих хвостов (мойтурук), их заменили обычные шарфы. Вышли из употребления и широкополые летние шляпы из конского волоса.

В городах и деревнях костюмы мужчин и платья женщин близки по покрою к современной городской одежде. Повсеместно одежда из тканей вытеснила рубахи из ровдуги. Вошло в употребление нижнее и постель­ное белье. До революции многие якуты не стирали одежду, предпо­лагая, что так она сохранится дольше. Теперь белье стирают регулярно.

Положение женщин

В корне изменилось положение женщины в Якутян. Прежде женщины в якутских семьях занимали бесправное положение (более бесправное, чем у мно­гих других народов Сибири), а в общественной жизни не участвовали.

Дочь бедняка-якута М. Д. Нартахова стала видным общественным деятелем в Якутии. Она получила образование в Иркутском рабфаке и стала учительницей, затем работала инструктором ЦИК ЯАССР, пред­седателем райсовета, инструктором Обкома ВКП(б),секретарем РК ВКП(б), а с 1947 г. была министром социального обеспечения Якутской АССР. В настоящее время Нартахова является председателем Верховного Со­вета Якутской АССР.

В Верховный Совет Якутской АССР в 1952 г. избрано 44 женщины, а 3 женщины — депутатами Верховного Совета СССР и РСФСР, в мест­ные советы избрано свыше 2 тыс. женщин (34.5% ко всем избранным). Женщины-якутки в настоящее время занимают самые разнообразные долж­ности. Они работают и председателями правлений колхозов, и председате­лями наслежных советов, и на руководящей партийной и комсомольской работе. Много женщин-якуток стали педагогами, врачами, фельдшерами, культурными работниками. В органах народного образования — 1756 женщин, врачей — 500, научных работников — 24. В 1949 г. работало председателями сельских советов 55 женщин. Около 500 девушек из Якутии учатся в вузах страны. В северных районах Якутии, где в прошлом охот­ники по суеверным мотивам избегали при женщинах даже говорить об охоте, появились женщины-охотники; сейчас насчитывается до тысячи женщин-охотников и рыболовов. Многие из них завоевали звание пере­довиков охотничьего промысла.