Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Скотоводство и рыболовство якутов
Этнография - Народы Сибири

Скотоводство и рыболовство якутов

Скотоводство исстари является господствующей отраслью хозяйства якутов, резко выделяя их из среды окружающих народов. В русских документах XVII в. якуты иногда называются «конными людьми». Но и тогда и позже наряду с коневод­ством основную роль в хозяйстве якутов играло разведение рогатого скота. Последний был распределен более равномерно между отдельными классами населения, чем лошади, которые были сосредоточены по пре­имуществу в тойонских хозяйствах.

В течение XIX в. коневодство в Якутии постепенно падало. В конце века в Якутии насчитывалось всего 115—130 тыс. голов лошадей и 220—260 тыс. голов рогатого скота. Помимо этих двух видов скота, якуты имели в качестве домашнего животного только собаку (охотничью и сторожевую) и кошку. В северных районах якуты, подобно эвенкам, разводили оленей. Другие виды домашних животных — овцы, козы, свиньи и домашняя птица —были незнакомы якутам до прихода русских и почти до самой революции отсутствовали в якутских хозяйствах.

Что касается способов содержания скота, то якуты издавна практико­вали оба основных способа: пастбищное и стойловое. Лошади содержались на подножном корму не только летом, но обычно и зимой: для них далеко не всегда запасали на зиму корм, и во многих хозяйствах лошади должны были всю зиму добывать его копытами из-под снега. Для конского молодняка и для рогатого скота якуты запасали на зиму сено.

Сенокошение было знакомо якутам еще до прихода русских (существую­щее мнение о заимствовании техники сенокошения от русских ошибочно), хотя, повидимому, имело меньшие размеры, чем впоследствии. Сохрани­лось предание, что косили в древности костяными косами. Но известная нам и сохранившаяся до недавнего времени (до начала XX в.) якутская коса — это железная коса-горбуша на короткой кривой рукоятке, кото­рой скорее рубили (направо и налево), чем косили траву. Позднее гор­буша была вытеснена русской косой-литовкой и ныне не употребляется. Траву косили якуты по аласам и речным долинам, собирая сено в мелкие копны, в которых оно нередко промокало и подгнивало, поэтому каче­ство этого сена часто было низкое.

Скот держали зимой в холодных, темных и тесных хотонах, строив­шихся обычно под одну крышу с жильем; но и в хотон загоняли обычно только на ночь, днем он оставался на открытом воздухе, на морозе. Кормили скот, по недостатку сена, скудно, поили ледяной водой из проруби. Суровые условия содержания, холодный климат сделали якут­ский скот выносливым, но малопродуктивным. Якутская корова давала в год в среднем до 60 ведер молока и в течение 2—3 зимних месяцев совершенно не доилась. Кобылицы вообще доились только летом.

И рогатый скот и лошади использовались более или менее одинаково: они давали молоко, мясо, шкуры, служили для передвижения (быков обычно запрягали, а лошадей седлали и вьючили).

С преобладанием скотоводческого хозяйства связано сохранение по­лукочевого образа жизни якутов. У них до недавнего времени сохранялся обычай переезжать дважды в год — примерно в мае и в октябре — с зим­ников на летники и обратно. Зимние жилища располагались обычно вблизи сенокосов, летние (отстоящие, впрочем, сравнительно недалеко от первых) — ближе к пастбищным угодьям.

Рыболовство

В многочисленных озерах водится много карасей и мелкой рыбки мунду, в реках — муксун, нельма и др. Для бедноты, не имевшей скота, ловля рыбы издавна была основным промыслом; термин балыксыт (рыболов) встречается еще в документах XVII в. в значении «бедняк». В то время существо­вали даже целые родоплеменные группы, жившие, повидимому, в ос­новном рыбным промыслом: это так называемые «пешие роды» якутов (осекуи, онтулы, кокуи, кирикийцы, кыргыдайцы, орготы). Эти роды, очевидно, остаток древнейшего доскотоводческого населения, были впер­вые обнаружены в XVII в. русскими на Вилюе. Для якутов-скотоводов рыболовство составляло существенное подспорье и сохранило это зна­чение до наших дней.

Ловили рыбу преимущественно летом, но практиковался и зимний подледный лов. Ловили неводами, которые делались главным образом из конского волоса, сетями, сачками, «мордами» (вершами), запорами и пр. Осенью обычно устраивалась общественная коллективная неводьба, с раз­делом полученной добычи между всеми участниками, согласно древнему обычаю.

Существует предположение (В. Л. Серошевского) о недавнем происхо­ждении якутского рыболовства, заимствованного будто бы от эвенков и русских. В действительности рыболовство — старейшая форма хозяйства населения Приленья, в том числе и предков якутов.

Охотничий промысел составляет третью, уже гораздо менее важную, отрасль якутского хозяйства. Так же как и рыболовство, он восходит к глубокой древности. В эпоху первого знакомства русских с якутами (XVII в.) у последних существовала как мясная, так и пушная охота, но и та и другая отступали на задний план сравнительно со ското­водством. В дальнейшем, по мере истощения пушных богатств края, удель­ный вес охотничьего промысла в хозяйстве якутов все более и более падал. В начале XX в. в центральных улусах Якутии практиковался зимний пушной промысел на белку, лисицу, зайца, колонка, горностая, медведя, сохатого и других зверей, а также на водяную и лесную птицу — уток, куропаток, рябчиков и др. В северных районах якуты гораздо больше занимались и занимаются охотой; для якутов этих областей, как и для эвен­ков, эвенов, юкагиров, охота составляет местами основной источник существования. Здесь охотятся главным образом на песца, зайца, дикого оленя, сохатого, на диких уток и гусей и т. д.

Техника охотничьего промысла якутов мало чем отличалась от тех­ники других охотничьих народов Сибири. Вместо луков в XIX в. повсе­местно вошли в употребление ружья (по преимуществу кремневые), с ко­торыми охотились на белку, птиц и пр.; при этом применялась собака. Широко употреблялись разные ловушки и охотничьи снаряды: пасти на песца, лисицу, медведя; волосяные петли и силки на зайца и птиц; плашки на белку; черканы на мелкого зверя; самострелы на сохатого, дикого оленя и т. д.

Чисто якутским способом охоты, незнакомым ни одному другому народу, является охота с быком: охотник подкрадывается к дичи, прячась за быка, которого он гонит перед собой, и, укладывая быка на землю, стреляет из-за него по намеченной цели. В этом способе охоты можно видеть видоизменение известного тунгусского приема охоты с оленем-манщиком, видоизменение, связанное с переходом от оленеводства к ското­водству.

У якутов существовал также еще один способ охоты, не известный населению тайги и представляющий собой традицию степных кочевников- скотоводов: гоньба зверя верхом на лошади, по следу, иногда с собаками.

Собирательство тоже играло немаловажную роль как существенное подспорье, особенно для бедняцких хозяйств. Широко практиковалось добывание сосновой заболони (внутренний слой коры). Ее собирали (обычно женщины) ранней весной и запасали на зиму в высушенном виде в больших количествах (от 10 до 100 пудов на семью — по некоторым; данным).

В северных районах, где сосна не растет, собирали лиственичнукУ заболонь, хотя она меньше ценилась, разные съедобные корни (сарана, чекана и др.), зелень (дикий лук, хрен, щавель и пр.).

Гораздо меньшее значение в хозяйстве якутов имел сбор ягод (брус­ники, голубицы).

Земледелие лишь недавно стало знакомо якутам. В момент прихода русских земледелие совершенно отсутствовало в Якутии, да и позже им занимались только немногочисленные русские поселенцы. Хотя в от­дельных случаях якуты заводили посевы еще с конца XVII в., однако только около середины XIX в. земледелие стало шире распространяться в якутском хозяйстве, главным образом под влиянием русских крестьян (особенно в Олекминском округе).

Способствовал ускоренному развитию земледелия и общий рост товарных отношений. Кое-где запашки проводились под нажимом адми­нистрации.

В конце XIX в. распространению земледелия среди якутов содейство­вали политические ссыльные, а также ссыльные скопцы.

И все же до самой революции оно было распространено среди якут­ского населения сравнительно мало. Сеяли ячмень, меньше пшеницу. Техника земледелия была весьма примитивной.