Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Искусство и литература бурятов
Этнография - Народы Сибири

Искусство и литература бурятов

Утверждению и распространению единого бурят-монгольского литературного языка в значительной мере способствовала газета «Бурят-Мон- голой унэн», издающаяся на родном языке. Она была создана вскоре после образования Бурят-Монгольской АССР. Бурят-мон­гольский народ впервые в своей истории получил газету на родном языке. Она ежедневно знакомит его с современными событиями, мобили­зует на борьбу за осуществление социалистических преобразований хо­зяйства и культуры, является пропагандистом и агитатором. Параллельно с газетой на бурят-монгольском языке с первых же лет образования респуб­лики начала выходить и газета на русском языке «Бурят-монгольская правда», а несколько позднее «Бурят-монгольский комсомолец» на родном языке. Кроме этих трех газет, в республике в настоящее время издаются 23 аймачные, 2 городские и 3 заводские газеты. Общий разовый тираж газет, выпускаемых в республике, составляет 96 тыс. экз. Вокруг национальной периодической печати создался рабселькоров­ский актив, насчитывающий сотни рабочих, колхозников, служащих. Если в начальный период своей работы газета испытывала трудности, обусловленные отсутствием кадров журналистов, переводчиков и профессиональных газетчиков, то теперь под многими статьями в газе­тах стоят подписи токарей, литейщиков, комбайнеров, трактористов, зоотехников, агрономов, учителей и т. д. Важное значение в раз­витии бурят-монгольской национальной культуры имеет знакомство с русской литературой, искусством и наукой. На бурят-монгольский язык переводятся труды классиков марксизма-ленинизма, произведения совет­ских писателей и классиков русской литературы — Пушкина, Горького, Л. Н. Толстого и др., на сценах театров ставятся классические рус­ские драмы и оперы. Все это свидетельствует о культурно-политическом росте населения. Сокровища марксистской мысли и достижения передо­вой русской культуры стали достоянием широких бурят-монгольских масс.

Зарождение бурятской литературы следует отнести к первым го­дам XX в., когда появились первые рукописные пьесы Д. Абашева, И. Салтыкова, Варлукова и др., не получившие однако широкого распро­странения.

Современная бурят-монгольская литература тесно связана с народными массами. Творцы ее — выходцы из среды трудящихся. Свое твор­чество они посвящают созидательной работе — строительству социалисти­ческого общества. Старейшим писателем Бурят-Монгольской АССР является Хода Намсараев. Его перу принадлежит много поэтических и прозаических произведений, в которых отражены различные этапы раз­вития бурят-монгольского народа. В первых своих произведениях — пьесах «Темная жизнь», «Революция», «Смотри на свою слепоту» и др. — он выступает в роли обличителя эксплуататорского класса (лам, кула­ков, нойонов) и прославляет борцов за новый мир.

Жизнь дореволюционной Бурят-Монголии нашла свое отражение в одном из лучших произведений X. Намсараева — повести «Цыремпил».

В собрании новелл «Так было» им ярко подчеркнуты остроумие, сметли­вость и находчивость трудового бурят-монгольского народа. В дни Великой Отечественной войны X. Намсараевым написаны пламен­ные патриотические стихи, в которых показан героизм бурят-монголь­ских воинов и тружеников тыла. Не один раз воспеты в стихах X. Нам- сараева социалистическое отечество и советский народ. Высокую обще­ственную оценку получил роман Намсараева «На утренней заре», на­писанный в послевоенное время. В романе изображена жизнь бурятского народа в период от начала XX в. до Великой Октябрьской социалисти­ческой революции.

Большой известностью пользуется писатель и поэт Жамсо Тумунов. Его роман «Степь проснулась», построенный на материалах гражданской войны в Забайкалье, принадлежит к числу лучших произведений бурят- монгольской литературы. Он переведен на русский и многие иностран­ные языки. Следует назвать также писателя Чимита Цыдендамбаева, исторический роман которого «Доржи сын Банзара» очень популярен. Появление романов является показателем творческого роста бурятских писателей.

В предвоенные годы ведущим жанром бурят-монгольской литературы была поэзия. Одним из старейших поэтов является Бавасан Абидуев, литературная деятельность которого связана с периодом возникновения «и становления бурят-монгольской литературы. Значительное место в его шоэзии занимает тема колхозного строительства. Из поэтов следует также отметить Бато Базарона, Иннокентия Кима, Шираба Нимбуева, Данри Хилтухина.

Писатели А. Шадаев, Н. Болдано, X. Намсараев, Цыденжапов и др. создали национальные драматические произведения, способствовавшие развитию в республике профессионального бурятского театра.

Постоянный творческий рост бурят-монгольских писателей нераз­рывно связан с русской культурой. Бурятские писатели не только знакомятся с лучшими образцами русской классической и советской литературы, но и воспитываются на ней, усваивая ее лучшие традиции.

В послеоктябрьский период получило свое дальнейшее развитие и устное народное творчество. Создаются новые улигеры. Большую попу­лярность среди бурят приобрели сказители Тороев, Тушемилов, Соро- ковиков-Магай и др.

Для послеоктябрьского устного творчества бурят-монголов особенно ха­рактерно развитие песенного жанра. Новая песня по своему содержанию значительно отличается от старой. Она повествует о пережитом гнете, о борьбе за построение социалистического общества.

Много песен посвящено партии и комсомолу, колхозному движению и механизации сельского хозяйства, школе, просвещению, а также анти­религиозным темам.

По своей форме новые песни обычно представляют одно или несколько четверостиший с аллитерацией в начале строк.

Искусство

За послереволюционные годы широкое развитие получили и другие области искусства. Впервые появилось театральное искусство, которого до революции буряты не имели. В настоящее время в республике работают Государственный ордена Ленина Бурят-Монгольский театр оперы и балета, Бурятский драматический театр, театр русской драмы, Государственная филармония, дом народного творчества, художественный музей, театрально-музыкаль­ное училище* детская музыкальная школа, художественная мастерская. В репертуаре театров имеются национальные постановки: «Энхэ-Булат Батор», «Кнут тайши», «Эржэн», «Рыбаки Байкала», «Баян-Гол», «Ключ счастья» и др. Наряду с этим успешно осуществляются постановки про­изведений русской классической, советской и западноевропейской драма­тургии. Пьесы Островского, Горького, Симонова, Корнейчука, Шекспира, Мольера и др. приобрели широкую известность. Возросшие националь­ные кадры театрального искусства позволили в послевоенный период осуществлять постановку оперных и балетных произведений, среди кото­рых «Евгений Онегин», «Русалка», «Бахчисарайский фонтан», «Лебединое озеро», «Юность» и другие.

Успехи молодого бурят-монгольского театрального искусства кроются в том, что с первых же шагов своего возникновения оно опиралось на тра­диции русской сцены.

Наряду с профессиональным театром широкое развитие получила ху­дожественная самодеятельность. Во дворцах и домах культуры, в клубах и красных уголках работают сейчас тысячи драматических, хоровых и му­зыкальных кружков. Трудно найти предприятие, учреждение или колхоз, где бы не было самодеятельных художественных коллективов. В репер­туаре вечеров художественной самодеятельности большое место занимают выступления национальных драматических, хоровых и танцевальных коллективов.

Изобразительное искусство бурятского народа своими корнями"уходит в далекие времена. Следует отметить, что искусство это, развившееся в условиях кочевого и охотничьего образа жизни, не только не описано, но и не собрано в полной мере. Между тем резьба по кости, чекан по металлу, орнамент, встречающийся в качестве украшений одежды, обуви, на войлочных коврах, сундуках, кроватях, кожаных чепраках, наседель- никах и других бытовых предметах, говорят о широком и самобытном народном искусстве.

У бурят в XIX п начале XX столетия большое место занимало ис­кусство, связанное с культом. У восточных бурят ламаизм (буддизм), проникший в Бурят-Монголию в XVIII в., удерживал развитие искусства в рамках буддийских канонов и в значительной мере препятствовал сво­бодному развитию народного творчества. В районах распространения ламаизма искусство, концентрировавшееся в дацанах, находилось исклю­чительно в руках лам и было подчинено религиозным требованиям. В даца­нах была распространена иконопись, в меньшей степени изготовление скульптурных бурханов (буддийских божеств). Этим занимались пре­имущественно низшие ламы. Они обычно изготовляли формы и шаблоны, при помощи которых делали отливки и оттиски на глине, полотне или бумаге, и далее без труда расписывали отштампованные произведения красками. Творческая инициатива талантливых мастеров сковывалась необходимостью строго следовать буддийскому канону.

Проникшие вместе с буддизмом символические элементы индо-китай­ского и тибетского искусства в виде изображений дракона, белого слона, лотоса, стилизованных облаков и т. д. являлись характерными для дацан- ского искусства,

У западных бурят, среди которых в большей степени было распростра­нено шаманство и отсутствовал буддизм, было распространено изготовление онгонов. Изображения духов рисовали на материи, коже или вырезы­вали из войлока, дерева и металла. Чаще всего это было изображение людей, реже животных, птиц, а также солнца, луны и звезд. Линейные рисунки человека всегда были обращены лицом к зрителю, они имели круглую голову, слегка расставленные ноги и растопыренные пальцы на ру­ках, все они были сходны друг с другом. Животных всегда изображали в профиль и в движении.

Несмотря на распространение культового искусства, препятствовав­шего в значительной мере широкому развитию народного творчества, в ор­наменте, встречающемся на национальной бурятской одежде, обуви, домашней утвари и др., проявлялись изобретательность, вкус и талант народных художников.

Задолго до революции за пределами Бурят-Монголии славились изде­лия местных мастеров: резьба по дереву и кости, изделия из цветного камня, работа чеканщиков по металлу.

Бурятское народное художественное производство делилось и делится на профессии мужские и женские. К первым относятся резьба по кости, дереву и камню, литъе, чекан по металлу, раскраска деревянных предме­тов, ко вторым — вышивки, вязанье из шерсти, изготовление апплика­ций на коже, войлоке и тканях.

Из камня буряты вырезают шахматы, мундштуки для трубок, пряжки для поясов. Из костей выделывают шахматы, накладки и бляшки на се­дельные луки. Чеканным металлом украшают рукоятки ножей, уздечки и седла.

К мужским профессиям относятся и ювелирные работы. Мужчины-юве­лиры изготовляли кольца, украшения для женских уборов, мужских поясов, курительных трубок и др.

Вышивание производится женщинами ручным способом. Наиболее распространены вышивки тамбуром. В этих случаях применяется бумажный трафарет, который слегка приметывается к ткани. На национальную обувь и чапраки нашиваются кожаные аппликации с тисненым орнаментом. Для изготовления его употребляются деревянные доски с врезным рисунком, па который накладывается мокрая кожа; при помощи тупого ножа она вдавливается в вырезы рисунка. После высыхания кожи по контуру рисунка наносятся шильцем проколы, через которые аппликация нашивается на необходимый предмет.

Из войлочных изделий обычно простегиваются ковры, нитками для стежки служат конский волос и сухожилия животных.

К числу художественных изделий следует отнести украшение женской национальной одежды, хотя уже и значительно упрощенной в настоящее время. Наряду с вышивкой рукава, подол, края правой полы и вырез вокруг ворота обшиваются полосами разноцветной материи.

Широко распространенным орнаментальным мотивом является спи­раль (бараний рог). Она встречается на головных уборах, обуви (из бар­хата или плиса), ящиках и других предметах. На войлочных коврах распро­странены квадраты, ромбы, зигзагообразные линии, зубцы. Тот же орна­мент повторяется и в резьбе по дереву.

В настоящее время национальное изобразительное искусство в Бурят- Монголии получило широкое развитие. Художники буряты рассказывают в своих полотнах о строительстве новой жизни, о героических подвигах бурят-монгольского народа, показывают красочную природу родного края. Уже в первые годы после Октября из среды бурятского народа появи­лись первые художники-самоучки. Среди них особенно выделялся Ц. Сампилов, впоследствии известный бурятский художник. Несмотря на стремление бурятских буржуазных националистов перенести в совет­скую живопись символику и приемы дацанского искусства, передовые советские художники остаются в пределах реалистического искусства. В этом им помогает изучение богатого наследия русского и зарубежного изобразительного искусства.

Первым общественным смотром достижений бурятского националь­ного искусства явилась декада бурят-монгольского искусства в Москве в 1940 г. Художники Бурят-Монголии — Ц. С. Сампилов, Р. С. Мэрдыгеев, А. П. Ажигиров и др. приняли активное участие в оформлении спектаклей, ими было написано и представлено на выставку много картин, отражающих историческое прошлое и настоящее бурятского народа.

В 1944 г. в Улан-Удэ был открыт Государственный художественный музей, видное место в котором заняли картины художников Бурят-Монго­лии. За последние годы творческая продукция художников Бурят-Мон­голии значительно выросла. Художники Ц. С. Сампилов, Р. С. Мэрды- геев, Г. Н. Павлов, А. И. Тимин и другие создали ряд талантливых произведений. Особо следует отметить созданные за годы войны про­изведения Ц. С. Сампилова: «Конный рейд», «Разрешите на фронт», «Байкал перед бурей» и ряд портретов героев художника Р. С. Мэр- дыгеева.

Нельзя не отметить и талантливых народных мастеров резчиков по ме­таллу — Чагдурова, Тубикова, Толбуреева, Намжилона, Немаева, по дереву — Бадеева, Дашиева, Нероева, вязальщицу Жану Дугарову и др.