Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Одежда сибирских крестьян.
Этнография - Народы Сибири

Одежда сибирских крестьян.

Одежда крестьян изготовлялась из домашней дежда   ткани: шерстяной, конопляной, частично льняной.

Довольно рано в быт сибирской деревни стали проникать китайские бумажные ткани — даба, далемба, бязь и дешевые шелка. Наряду с этим известны были и русские фабричные ткани: сукно, ситец, которые осо­бенно распространяются со второй половины XIX в., вытесняя из оби­хода «своедельщину». В начале XX в. своедельщина шла преимуще­ственно на рабочую, частью на обрядовую одежду, и лишь наиболее бедные крестьяне, особенно из новоселов, шили из нее значительную часть своей повседневной одежды. В это время покупные материалы уже довольно широко вошли в быт сибирской деревни. Кроме тканей, для одежды использовались в большей степени, чем и центральных областях России, меха, шкуры, кожа, замша.

С развитием капитализма город все сильнее оказывал влияние на одежду населения сибирской деревни. Уже к первой половине XIX в. относятся упоминания о том, что крестьянки носили кофты и юбки, т. е. одежду городского покроя, а в конце XIX—начале XX в. такая одежда становится общераспространенной. Старинные национальные формы костюма сохра­няли преимущественно группы старообрядцев — кержаков, которые в силу своих религиозных воззрений жили замкнуто и придерживались старинных обычаев, в частности в одежде. Однако и к ним проникали новые, иногда местные виды одежды, широко применялся фабричный материал. Старинный женский комплекс одежды старожильческого на­селения Западной и Восточной Сибири (включая Забайкалье) носит до­вольно ярко выраженные черты северорусского костюма. Основные его части: рубашка с прямыми поликами, сарафан и сложный головной убор, состоящий из кички (самшуры), кокошника и позатыльника.

Женская рубашка с прямыми поликами — ластовками — шилась в старину из холста; позднее верхнюю часть — «рукава»—шили пре­имущественно из фабричной, частью цветной ткани, а низ — «станушку» — пришивали из холста, нередко «губленого», окрашенного в кубовую кра­ску. Ворот рубашки собирался в сборку и пришивался к обшивке или имел небольшой отложной воротничок.

Второй тип женской рубашки—рубашка с «пелеринкой»—кокеткой. Ее стали носить не только с сарафаном, но и с юбкой, нередко превращая в нижнюю бельевую часть одежды, поверх которой надевалась кофточка.

Сарафан, надевавшийся на рубаху, назывался косоклинник, дубас, дубасик (термин, известный и в северо-восточных областях Европейской России), дабинник (сибирский термин — от материала — дабы), круглый, полукруглый сарафан. Косоклинный сарафан шился преимущественно из однотонной ткани. Очень старым вариантом косоклинного сарафана является сарафан с целым передним полотнищем (у «поляков» — да­бинник, у бухтарминцев — сарафан с ластовкой, т. е. клиньями по бокам).

Второй вариант косоклинного сарафана со швом спереди был распро­странен в Сибири более широко. Особенностью его на Алтае является отсутствие пуговиц и украшений вдоль шва, которые так характерны для этого сарафана в северной России. Другая, более поздняя форма сарафана, как бы вытеснившая старый сарафан с клиньями, — круг­лый сарафан из прямых полотнищ на лямках, который шили большей частью из покупной узорной ткани. Был известен в Сибири и сарафан с лифом.

Дополнительной частью женского костюма служил передник. Укажем основные виды передника: 1) нарукавники, которые шились из белого холщевого полотнища, перегнутого на плечах, с рукавами (праздничные нарукавники украшали вышивкой); 2) нарукавники с кокеткой, с при­шитыми к ней в сборку полотнищами, как правило, покупной, яркой с крупным узором ткани, которые заменили собой старую форму и были наиболее широко распространены; 3) передник, фартук, запон, укрепля­ющийся завязками на талии, надевался в качестве рабочей части одежды.

Данные о других видах женской одежды, надевавшейся поверх ру­башки и сарафана, относятся к Приангарью. Носили кабатку, хоба- туху — холщевую туникообразную одежду с рукавами и вырезом для головы, очень напоминающую южновеликорусский касталаи или навер- шник. «Гостеву» кабатку шили из льняной ткани, рабочую — из поскон­ной, окрашивали в темный цвет и носили на работу.

Известен был сушун (шушун) 2 — распашная кофта из штофа, с от­ложным воротником, и телогрея — на лямках, исчезнувшие из быта в XIX в.

Головной убор состоял из кички с твердой овальной или полуоваль­ной частью, часто называвшейся шамшурой, позатыльника — куска вышитой ткани, иногда украшенного стеклярусом, кокошника — верх­ней мягкой части шапочки из нарядной ткани. Кокошник здесь как бы соответствует «сороке» в сложном кичкообразном общераспространен­ном русском уборе. Подобный головной убор известен был в Вологодской области.

Общность головного убора сибирячек с головными уборами северо- востока Европейской России свидетельствует о происхождении этих групп сибирского населения с северо-востока России.

Кроме кичкообразного убора, известен был собственно кокошник, называвшийся наклонка, а также повойник — шапочка из легкой ткани, на вздержке, и «наколка».

Носили и разнообразные платки (косынки, шали, шаленки, полу- шалье), которые постепенно из дополнительной части к самшуре, ко­кошнику и другим уборам становятся основными. Девичьи головные уборы, как везде у русских, отличались от женских: носили платок, свернутый жгутом и повязанный по лбу, перевязку, украшенную бисе­ром; следует упомянуть о коснике из разноцветных лоскутов, украшав­шем косу, и о колпаке белевом — вязанном из белых льняных ниток (колпак носили девушки в Приангарье). 1 Была в употреблении шапка чебак с матерчатым верхом и меховым околышем, известная и на севере европейской России.

Сарафан, а иногда и верхнюю одежду, подпоясывали поясом.

Украшения женщин и девушек состояли из перстней (известны перстни- печатки местной работы у семейских). колец, серег и нагрудных укра­шений, качество и богатство которых зависело от зажиточности их хо­зяйки. Из нагрудных украшений встречались следующие: 1) анатари — янтарные ожерелья, бытовавшие у многих старожильческих групп Си­бири, 2) ряска — в виде воротника из стекляруса (Алтай), 3) гайтан — плоская или круглая цепочка из стекляруса или бисера (Приангарье, Алтай). Бисерные гайтаны отмечены также как старинные мужские на­грудные украшения у «поляков» и бухтарминцев.

Отмечено наличие подвесок к серьгам в виде пушков из лебяжьего или утиного пуха (у «поляков» и среди населения по Ангаре). Этот вид украшений, как и гайтаны, более характерен для населения южнорус­ских областей.

В некоторых районах Сибири в состав женской одежды входили штаны, что в старину у русских не встречалось. Жизнь в сибирских условиях, привычка к верховой езде, а также пример соседних буряток и казашек содействовали появлению этой части женской одежды.

Мужской костюм состоял из рубахи, пояса, штанов, головного убора, верхней одежды и обуви. Старым типом мужской рубашки является туни- кообразная холщевая рубашка общерусского покроя без «ошейника» — воротника, с разрезом преимущественно с левой, но иногда и с правой стороны.

Особенностью старинных праздничных рубах русских на Алтае является обильная нагрудная вышивка, отделка кумачом и даже кружевом (по подолу, рукавам). В конце XIX—начале XX в. были распространены косоворотки «ситковые» со стоячим воротником, ру­баха с кокеткой, сшитая из ситца, а у богатых — из яркой шерстяной

Старинная одежда различных групп русского населения Сибири с узорами ткани. Мужские рубахи, отмеченные в Енисейской губернии в начале XX в. как «стариковские», шились с прямыми поликами и отложным воротником. Другой тип, распространенный в б. Енисейской губернии, — рубашка со швами на плечах и нашитыми на них поло- сками и отложным воротником. Оба эти типа более характерны для бело­русов и части украинцев, и появление их связано с наличием в составе переселенцев белорусских или украинских групп.

Штаны, поверх которых выпускалась рубаха, подпоясанная поясом, назывались порты, гачи (старые славянские термины). Кроме обычного русского покроя штанов (с нешироким шагом), носили широкие штаны — чембары, шаровары (распространенные сибирские названия). Сибирской особенностью является использование для штанов овчины, козьего меха, кожи, замши. Старинные кожаные штаны, составлявшие часть кержац­кого костюма на Алтае, украшали вышивкой тамбуром, «по-киргизски».

Головные уборы состояли из валяных шапок с конусовидной, полу­сферической или цилиндрической тульей (эта форма аналогична треш­невику центральных областей). Носили валяные шляпы с полями, летом — соломенные. Праздничные шляпы украшали Селезневыми и павлиньими перышками. В конце XIX в. распространился картуз — курашка. Раз­нообразны были зимние шапки: с четырехугольным дном, полусфериче­ской формы с меховой опушкой, ушанки с длинными наушниками. На поясе (опояске, кушуке), тканом или ременном, мужчины носили нож в ножнах, кисет с табаком и крючок для прочистки курительной трубки.

Верхняя одежда мужчин и женщин имеет между собой много общего в покрое, отличаясь деталями. Из накидной одежды без рукавов в Си­бири еще в конце XIX в. употреблялась женская епанча — накидка на меху. Была одежда с рукавами, но носившаяся также в накидку и за­вязывавшаяся у шеи (женская праздничная шубка на меху в Енисей­ской губернии, халат из цветной ткани у семейских в Забайкалье). Основ­ной тип верхней одежды (для обоего пола) шился в виде кафтана из домо­тканного сукна и употреблялся в будни на работу, а у бедной части насе­ления составлял нередко единственную верхнюю одежду. Это — зипун, шайданник, однорядь (Енисей), шабур (Алтай) с клиньями по бокам, реже со сборками (более поздняя форма). Короткая одежда этого типа на­зывается куртка, куртик. Мужская и женская одежда с отрезной спин­кой и сборками, шившаяся из покупной ткани, большей частью явля­лась праздничной и лишь у наиболее зажиточных носилась и в будни; называлась она бекеша, куртачок, поддевка. Она была преимущественно двубортной, с застежкой на левой стороне, как это типично для централь­ных великорусских областей. Были и однобортные кафтаны, например, бухтарминская подоболочка, носившаяся всегда с широкой опояской, и др. Однобортной одеждой был лабашан, или азям, тканный из вер­блюжьей шерсти (близкий по покрою к среднеазиатскому халату), про­никший к русским, видимо, через татар.

Зимняя меховая одежда отличалась разнообразием. Кроме обще­русских шубы из овчины, полушубка, тулупа также из овчины, харак­терной является яга, или доха, надеваемая поверх обычной зимней одежды. Доха — однобортная прямая одежда, сшитая из собачьего, козьего, оленьего или маральего меха. Распространено было в Сибири ношение меховой и ровдужной одежды, приобретавшейся у соседних народов; эвенкийская одежда, теплая и легкая, носилась промысловиками-зверо- ловами, рабочими на золотых приисках. Оленьи кухлянки и замшевые парки носили русско-устинцы, марковцы, колымчане и др.

Обувь шили из кожи и меха.

Плетеная обувь (лапти) не была распространена в Сибири, ее можно было увидеть иногда лишь на недавно прибывших новоселах.

Обычной обувью для обоих полов были так называемые чарки, чары, черки 1 — род ко­жаных туфель, носившихся с чулками, сшитыми из сукна или вязаными. Праздничной обувью были русские сапоги. Для ра­боты в будни носили легкие сапоги — бродни, обутки — ха­рактерную обувь сибирских крестьян, шившуюся из сыро­мятной или чирочной кожи вну­тренним швом и затем выво­роченную. Широкое голенище бродней достигало колен и укреплялось ремешками у щи­колотки и выше икр. Летом их носили с портянками, зимой — с суконными онучами. Была м употреблении и мягкая обувь — якутские торбаса, сары; бурят­ские и эвенкийские унты и дру­гие, приобретавшиеся русски­ми у соседних народов. Кроме Старинная мужская одежда. Бывш. Томская меховой и кожаной обуви, изготовляли валеную, которую носили в зимнее время. Валенки (называемые в Западной Сибири пимы, а в Восточной — катанки) рас­пространились в XIX в., видимо главным образом через новоселов. Местами старожильческое население не умело катать валенки.

В одежде отражались возрастные, классовые различия: она подразде­лялась на праздничную и будничную; свои особенности имел промысло­вый, рабочий костюм, а также обрядовая одежда. Так, например, промы­словик-зверолов, кроме обычной нательной одежды и зипуна, имел спе­циальную одежду: лосевые штаны, крытые черным холстом, с большим кожаным карманом, меховую шапку с накухтарником (куском холста, пришитым к шапке сзади) и наушниками; «ошейник» — из беличьих хвостов (носившийся на шее), унты, кокольды (рукавицы). Термин «кокольды», видимо, местный, эвенкийский. Обычные вязаные варежки вкладывали для тепла в рукавицы, называемые варежками или голи­цами (из кожи), лосинками (из кожи сохатого), мохнатками (різ со­бачьей шкуры). Носили в Сибири и перчатки—«персцятки». Специаль­ной мужской одеждой для работы были холщевый кабаток и комарник (туникообразная рубаха, предохранявшая от комаров).

В одежде населения отражалось имущественное неравенство жителе и деревни. Деревенские богатеи широко использовали наряду с дешевыми тканями шелк, иногда парчу, шерстяную фабричную ткань, особенно для праздничной одежды; шубы подбивались беличьим мехом, для опушки использовалась ценная пушнина; носили покупные украшения из драго­ценных металлов. Беднейшая часть деревни носила одежду из наиболее дешевых тканей, нередко домашнего изготовления.

На крестьянской одежде, особенно мужской, сильно сказывалось влияние города. Чаще в деревню проникала одежда рабочих, которая значительно отличалась от крестьянской и фабричной тканью и покроем, а также некоторым щегольством. Праздничная одежда приискового ра­бочего в начале XX в. состояла из широкой рубахи, носившейся на вы­пуск поверх широких штанов и подпоясанной широким поясом, за кото­рый были заткнуты рукавицы, шапки с бобровой опушкой, тальмы на плечах и сапогов с медными подковками, производившими стук во время танцев. Приисковые рабочие часто использовали в качестве рабочей одежду местного коренного населения: хозяин снабжал, кроме лыж и нарт, еще эвенкийской одеждой.

В целом в одежде можно отметить преобладание черт севернорусского костюма у старожильческого населения и ярко выраженные связи с Севе­ром, Верхним Поволжьем — в одежде старообрядческих групп (бухтармин- цев, «поляков», семейских). Заметны связи с Приуральем, с населением которого сибиряки постоянно находились в общении (влияния здесь, ви­димо, были взаимными). Выделяются комплексы и более сложные, отра­жающие пестроту состава переселенцев. Так, например, в Енисейской губернии, кроме черт севернорусского костюма (рубаха, сарафан, тело­грея и др.), имеются белорусско-украинские элементы (мужская и жен­ская рубашка с прямыми поликами и отложным воротником и муж­ская рубашка с плечевыми нашивками), а также черты южновеликорус­ского комплекса (пушки, гайтан, туникообразный нагрудник-кабатуха). В Сибири выработалось и много своеобразных видов одежды, не извест­ных русским центральных областей (яга-доха, широкие чембары и многие другие). Вошли в обиход многие местные виды одежды (из меха, ровдуги), особенно в промысловом, рабочем костюме жителей тундры.

Заимствуя многие удобные местные формы одежды, русские, в свою очередь, оказали большое влияние на одежду народов Сибири, содей­ствуя распространению более усовершенствованной техники шитья и покроя русской одежды. Многие из местных народов впервые узнали нательную, а потом и верхнюю одежду из ткани только после освоения Сибири русскими.

Г. М. Попов так писал в начале XX в. о якутах: «. . .ныне уж редко можно встретить якута, одетого в первобытную его одежду, сшитую из скотской кожи, а чаще теперь якуты носят одежду, сшитую из фабричной материи. . . У мужчин уже обыкновенно теперь верхнее платье состоит из пальто или блузы, стянутых поясом, шаровар и cap (сапогов) на ногах; на голове у них летом фуражки, зимой шапки русского фасона». Якуты стали шить платье русского покроя; богатые якуты покупали шелк, бархат, а также русские сапоги и ботинки. Русскую одежду, особенно мужскую, стали носить алтайтты. Буряты шили свои халаты из русских тканей. Эвенкийские женщины перенимали покрой женской одежды — юбки.

Русское влияние на эвенков особенно сказалось в золотопромыш­ленных районах: в районе Бодайбо эвенки носили брюки, рубахи, кофты из ситца, сатина и других покупных тканей. У хакасов мужские и жен­ские рубахи до сего времени сохраняют отдельные элементы (полики, ластовицы), свидетельствующие об их русском происхождении. Русская обувь, платки, картуз получили широкое распространение в Сибири.