Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Поселения и жилища народов Сибири
Этнография - Народы Сибири

Поселения и жилища

Заимка, деревня-починок в 1—2 дома, была типичной для первых русских переселенцев, pacселявшихся по незанятым пространствам Сибири.

Деревни-починки разрастались в большие селения. Они возникали пре­имущественно по побережьям рек, озер, являвшихся обычно путями сообщения, на водоразделах, у трактов, больших торговых путей.

В конце XIX—начале XX в. в равнинных земледельческих районах располагались села и деревни, состоявшие из нескольких сотен дворов, растянутых на несколько километров. В условиях таежной горной при­роды размеры селений были меньше (от 2—3 десятков до 1—2 сотен дво­ров). Были и такие селения (в тундре), которые насчитывали от 1 до 5 дво­ров. Вокруг старых деревень располагалась сеть заимок, выселков, хуторов.

По планировке в сибирских селениях можно наметить следующие типы: 1) со свободной, беспорядочной застройкой; постройки группи­руются как бы гнездами, преимущественно у малых рек или ручьев (ста­рый тип); 2) однорядные селения, вытянувшиеся вдоль реки, озера; фасады домов обращены к воде; 3) селения с уличной двусторонней застройкой, большей частью расположенные вдоль больших дорог и трак­тов; деревни и села этого типа либо вытянуты в одну линию, либо имеют улицы-ответвления. Селения первого и второго типов известны как старые и в европейской России (тип с рядовой планировкой характерен для севера). Типичной особенностью сибирского селения является поскотина,  о  которой говорилось выше.

Живописность сибирских селений отмечалась многими исследовате­лями. Большое своеобразие селениям придает суровый таежный или горный пейзаж, некоторая разбросанность в расположении построек, отсутствие тесноты и скученности, а также характер усадеб и архитек­туры построек.

В Сибири наблюдалось обыкновение ставить дома то вдоль, то поперек улицы, иногда даже под различными углами. Дом помещали в глубине двора фасадом, а иногда и боковой частью на улицу. На усадьбе, обнесенной изгородью, располагались дровяник, сенники, амбар, завозня — навес для телег, иногда здесь же стояла «клуня» для молотьбы и помещение для скота — поветь, катушок — хлева для мел­кого скота, «стайки» для коров и открытые пригоны. Амбары и бани часто ставили вне ограды — первые на улице, вторые на огороде или у ручья. Постройки были не только у дома. Кроме усадьбы в селении, возникали постройки на заимках, сначала временные, а затем и постоян­ные — жилые и хозяйственные. Часть семьи иногда в течение всего ра­бочего сезона жила на заимке, возвращаясь в селение лишь к осени. На отдаленных от селения пасеках и маральниках также имелись иногда постройки хозяйственного и жилого назначения.

Типы застройки в сибирской деревне довольно разнообразны. Из них общей с застройками центральных областей является усадьба, имеющая план в виде буквы «П». Ее называют еще замкнутым двором. Нередко такая застройка состоит из двух изб, выходящих на улицу; сзади них находятся хозяйственные постройки, расположенные по периметру прямоугольного двора, открытого в середине. Эта застройка характерна для Московской области, Поволжья, Приуралья и из этих мест, видимо, принесена была в Сибирь. При двухрядной застройке закрытый двор располагается рядом с избой. Она отмечена в Западной Сибири, но харак­терна для центральных областей России (в частности, Верхнего По­волжья).

Очень своеобразна усложненная двухрядная связь, которую можно назвать тройной (Западная Сибирь). Постройка состоит из избы, двора и второго хозяйственного помещения или второй избы (каждая постройка с двухскатной крышей, все три стоят рядом, перпендикулярно улице). Этот тип застройки отмечен еще в Приуралье (жилище нижнетагиль­ских рабочих XIX—XX вв.). Особенностью этих построек является устройство площадок-переходов различной высоты разнообразного хо­зяйственного назначения, служивших в летиее время для спанья. Необ­ходимо отметить застройку с открытым двором. Открытый двор со вклю­чением в его ограду хозяйственных построек распространен в Сибири и составляет своеобразие сибирской застройки. В сибирских условиях не получила распространения северная однорядная связь, хотя большая часть старожильческого населения состоит из выходцев из северных обла­стей России, где этот тип застройки является основным.

Основным типом жилья у русских крестьян в Сибири служила сруб- ная изба на подклети, т. е. с подпольем. Рубка сруба производилась «в зауголок» (старое русское «вобло», «вчашку»), менее была распростра­нена рубка «в привал», аналогичная великорусской «в крюк»; применялась также техника рубки «в лапу» — без зауголков (преимущественно при возведении хозяйственных построек).

Имеются данные о наличии в Сибири мазанок с плетеным каркасом и саманных построек. Последние два вида изб являлись жилищем ново­селов, приехавших из южных областей России (в частности, из Курской, Витебской губерний). Простейшим видом жилого дома являлась изба- четырехстенка (которая местами называется «одноколок»), без сеней. Изба-четырехстенка (с двухскатной крышей) с сенями в некоторых ме­стах называется «ординарна» или «круглая».

В сенях перегородкой выделяется чулан, кладовка (казна, казенка). Трехчленное деление жилища (изба—сени—клеть), столь типичное для старых изб России, не получило в Сибири широкого распространения. Зато расширение площади дома достигалось здесь соединением двух срубов или устройством сложных срубов.

Связь двух срубов изб посредством сеней к началу XX в. вытесняется постройкой изб пятистенком и шестистенком. Пятистенок — дом, со­стоящий из удлиненного сруба, разделенного пополам пятой капитальной стеной на две половины: избу и горницу. Наиболее сложной постройкой является так называемая крестовая связь, или дома-крестовики, строив­шиеся наиболее богатыми. Крестовик — соединение двух пятистенков. Он покрывался четырех скатной крышей. Более старые крестовики соеди­нялись посредством коридора. Позднин вид шестистенков представлял большой сруб, разделенный крестообразно двумя капитальными стенами на четыре помещения. Эти четыре части дома включали обычно две избы и две горницы с коридором, сепями и кладовой. Сибирские дома покрыва­лись преимущественно деревянной крышей из теса или дранки. Двух­скатная крыша (на старинных избах и хозяйственных постройках) по­коилась на «самцах» — бревнах, имела «курицы», поддерживающие «потоки» (водостоки), и охлупеиь — на коньке крыши. Давно уже применялась стропильная конструкция крыши.

Для украшения старинных изб концы охлуппей скульптурно обраба­тывались в виде птицы или конской головы (как па севере России); повалы верхних бревен, выступающих по фасаду, также получали художе­ственную форму. Причелины украшались на концах прорезью. Наличники окон украшались простой, но выразительной резьбой преимущественно геометрического характера; встречаются на старых наличниках мотивы полукруга или круга, разделенного радиусами (характерны и для старых изб центральной полосы). Дома, особенно в пригородных селениях и в го­родах, обильно украшались пропиловкой. Довольно значительное распро­странение получила раскраска (в 3—4 цвета); расписывались главным образом наличники и ставни окон. Резьбой украшали ворота, крыльцо. Старинные крыльца на столбах с длинной лестницей, крытые односкатной или двухскатной крышей сохранили сходство с крыльцами северных рус­ских изб. Встречались также крыльца глухие, прирубленные, с закрытой лестницей. Устраивались балконы и террасы.

Постройки XIX—начала XX в. отражали процесс классового рас­слоения в сибирской деревне. Двухэтажная связь, крестовик были нреиму щественно у наиболее зажиточных и только частью у средних слоев кре­стьянства; у последних были распространены пятистенки; более бедные имели обычно четырехстенную избу (одноколок или круглая). Некото­рые группы крестьян из новоселов в течение первых трех-пяти лет жизни на новом месте нередко жили в землянках, полуземлянках или мазанках.

На Крайнем Севере беднейшее население иногда ставило только юрту (балаган якутского тина), а не срубную избу. Резкая разница в жилище различных классовых групп проявлялась и в размерах двора-усадьбы, в количестве и составе хозяйственных построек на ней, во внутреннем убранстве жилья и устройстве его отдельных частей. Так, папример, при распространении у наиболее зажиточных стекла для оконных рам во второй половине XIX в. беднейшие жители (особенно в тундре) не большие оконца своих жилищ затягивали пузырем животного, а иногда вставляли в них льдины.

Своеобразие сибирских домов подчеркивалось количеством и располо­жением окон. Здесь нередко в фасаде имелось только 2 (иногда располо­женные несимметрично) или даже 1 окно, в пятистенке — 3—4 окна, в то время как в селениях европейской части окон было, как правило, 3, а в пятистенке — 5—6 (по фасаду, не считая боковых окон), распола­гающихся симметрично.

По планировке русская сибирская изба приближается к северно­великорусской избе (с печью в одном из углов у двери, устьем повернутой к окнам, идущим по фасаду). Между печыо и стеной образуется запечье для хозяйственных надобностей; раньше когда-то здесь помещался вход в подполье. По диагонали от печи располагался передний угол, где нахо­дилась божница. При входе в избу помещались полати — дощатый настил для спанья, у печи иногда устраивался голбец — деревянная лежанка. Русская печь делалась из кирпича на деревянном опечке, иногда она была глинобитной. Дополнительно ставили печи-голландки, обогреваю­щие также и горницу — более парадную половину дома. В боковой части русской печи, на шестке, нередко устраивалось особое место для камелька, служившего раньше и для освещения избы. Русские печи, распростра­нившиеся повсеместно, вошли и в быт местных народов Сибири, еще в дореволюционный период начавших переход к оседлости (буряты, якуты и др.). Русская печь отсутствовала лишь в немногих местах тундры, где жили русские: из-за дороговизны постройки печи имели здесь лишь представители духовенства, купцы, а крестьяне отапливали свои избы чувалом — примитивным камином якутского типа.

По своей внутренней отделке сибирские избы также имели особенно­сти. Стены и другие части избы оставались не крашенными бревенчатыми или дощатыми; в конце XIX в. распространяется обычай окрашивания .внутренних частей избы масляной краской разных цветов; окрашивали опечек, лавки, полати, «кутные заборки» — перегородки и пр. Наиболее богатые красили, кроме того, пол и потолок. Штукатурка и побелка стен и потолка начали распространяться в начале XX в. Отличительную особенность сибирских изб составляет роспись масляной краской по шту­катурке или дереву. Мотивами росписи являются частично геометриче­ские узоры — изображение круга, колеса (например у семейских в За- байкалье), но главным образом разнообразные растения, цветы, иногда птицы. Роспись выполняется в несколько цветов, иногда бывает очень яркой. Кроме традиционной растительной орнаментики, в росписи встре­чаются бытовые и даже исторические сюжеты: сцены охоты, эпизоды из похода Ермака и др.

Обстановка избы и горницы была различной. В избе-кухпе устраива­лись иногда неподвижные лавки, полки для хозяйственных надобностей — грядки и полавошники,1 имелась и подвижная самодельная или по­купная мебель. Стол ставили в переднем углу или же у простенка между окон у передней стены. Обычай ставить стол в переднем углу был типичен для большей части русских областей, второй способ характерен для архангельско-вологодского севера. В избе можно было встретить шкаф и иногда кровать. Меблировка и убранство горницы (чистой половины, летней избы) более приближалась к обстановке городского дома. Здесь стояла подвижная мебель, иногда с резными украшениями и окрашенная масляной краской, было много цветов, на окнах висели занавески. Видное место в горнице занимала кровать, обычно местной работы, с горой по­душек в цветных наволочках и стеганым одеялом. Иногда перегород­ками выделялись особые помещения, так называемые спальни, чаевушка, зало. Содержались дома сибиряков в большой чистоте, полы часто мыли и сплошь застилали ткаными половиками. Своеобразие убранства составляли ворсовые тюменские ковры и сундуки. Стены украшались фотогра­фиями, иногда картинами.

Первоначальные переселенцы в Сибирь освещали жилье при помощи камелька (на шестке) или жировика (плошкой, сальником) — глиняной или металлической посудиной с растопленным салом, с тряпочным фити­лем. Лучина — старый способ освещения русских крестьянских изб — в Сибири не получила распространения. В конце XIX—начале XX в. были в сибирской деревне и керосиновые лампы, но в отдаленных райо­нах (в связи с трудностями транспортировки) керосиновые лампы приме­нялись сравнительно редко, чаще употреблялись свечи из воска или сала, изготовлявшиеся домашним способом.

Русское народное зодчество оказало большое влияние на развитие строительства у народов Сибири. Переходившие к оседлости группы си­бирского населения создавали селения по русскому образцу с улицами и домами или юртами. У якутов уже в середине прошлого столетия наряду с юртой и урасой стали появляться избы русского типа. С переходом к срубному жилищу стали строить русскую печь (некоторые группы хан­тов, манси, эвенков, северных алтайцев и др.)* В домах, а иногда и в юр­тах, появлялась такая же обстановка, как у русских крестьян, а у более зажиточных — и городская обстановка. В окна вместо прежних бычьих пузырей и льда стали вставлять стекла. Беднота, не имевшая возмож­ности приобретать дорогостоящее стекло, использовала осколки раз­битых стекол, оправляя их берестой. Срубная изба с деревянным полом, окнами, русской печыо, побеленными стенами вытеснила первобытный шалаш или полуземлянку у значительной части алтайцев. Селения се­верных алтайцев приняли вид русских селений с их различными хозяй­ственными постройками: амбарами, банями, скотными дворами и т. п.

Буряты Балаганского и Иркутского уездоіз Иркутской губернии в XIX в. вместо войлочной юрты строили на зимниках избы с печами: в летниках жили еще в юртах, но для выпечки хлеба устраивали на от­крытом воздухе под навесом русскую печь.

Большое культурное значение имела русская баня и навыки регуляр­ного мытья, проникавшие в быт местного населения.

Усвоение плотничного и столярного дела представляло большое про­грессивное явление для тех народов, которые не владели ими или же у которых они были слабо развиты. Наряду с примитивными орудиями обработки — ножом, топором и др. — якуты, буряты и другие народы усваивают рубанок, циркуль, отвес, угольник и т. п., давшие возмож­ность применения более сложной техники.