Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Народы Бихара
Этнография - Народы Южной Азии

Большая часть населения штата Бихар, которая говорит на бихарских диалектах, т. е. на бходжпури, майтхили и магахи, может быть условно называна бихарцами. Это — подавляющее большинство населения штата[1]. Общая численность населения Бихара доходит почти до 46,5 млн. человек.

В южных областях Бихара живут также народы, лингвистически причисляемые к группе мунда, и немногочисленные дравидийские народы (главным образом ораоны). В пограничных с Бенгалией округах и во многих городах Бихара живут бенгальцы. Численность всех этих народов вместе не превышает 1 млн. человек.

В грамматическом отношении диалекты языка бихари отличаются от диалектов хинди (особенно западных) и стоят ближе к языку бенгали. Особенно близки к бенгали диалекты майтхили и магахи, но так как до периода правления Аурангзеба (1658 — 1707) Бихар был связан со среднегангскими районами более тесно, чем с Бенгалией, бихарцы считают себя более родственными населению Уттар Прадеша, а не Бенгалии. В городах Бихара многие говорят на хинди.

Наиболее крупным из бихарских диалектов является бходжпури, часть территории распространения которого заходит в штат Уттар Прадеш. Этот диалект и по грамматике и по лексике ближе к восточным диалектам хинди, чем остальные бихарские диалекты. На бходжпури говорит свыше 20 млн. человек.

Диалект майтхили распространен в северо-восточной области Бихара (к которой по традиции до сих пор иногда применяют ее древнее название Митхила). На нем говорит около 15 млн. человек. Жители этой области проявляли большой интерес к своему языку и, наконец, в конце 50-х годов текущего столетия добились введения в начальных школах Мит- хилы его преподавания.

В XX в. начала возрождаться литература на майтхили и появился ряд поэтов и прозаиков, пишущих на этом диалекте. В университетах Дарбханга и Патны читается курс языка и литературы майтхили; издаются книги и журналы на этом диалекте. Среди части интеллигенции этого^ района появилось движение за выделение Митхилы в особый штат. На это движение не имеет широкого размаха.

На диалекте магахи говорит примерно около 8 млн. человек в юго- восточном Бихаре. Магахи более близок майтхили, чем бходжпури, но литература на магахи не развивалась, хотя на этом диалекте имеется богатый фольклор, так как районы, где распространен этот диалект, принадлежат к отсталым районам штата Бихар.

Группы населения, говорящие на трех упомянутых выше диалектах бихари, отличаются друг от друга некоторыми обычаями и особенностями кастовой системы, еще недостаточно изученными.

Следует отметить, что многие бихарские мусульмане в быту говорят на диалекте хинди—авадхи.

Бихарский диалект, распространенный в южных районах, несколько отличается и от бходжпури и от магахи, он именуется в народе чеко- чекки или нагпурия.

Природные условия

Площадь Бихара равняется 168 тыс. км2. Плотность населения штата, составляет 276 человек на 1 км2. В городах живет около 4 млн. человек, в сельской местности — свыше 42 млн. человек. п Столицей штата Бихар является г. Патна. Территория расселения подавляющей части бихарцев — пригангский Бихар. Рекой Ганг он разделяется на северную и южную части.

Северный Бихар представляет собой однообразную, слегка волнистую равнину. Лишь на северо-востоке и северо-западе северного Бихара простирается полоса лесов и заболоченных травянистых тераев, пересекаемых многочисленными потоками и почти необитаемых.

Южный Бихар в основном также является равниной, постепенно- повышающейся к югу. Южную часть округа Шахабад занимает боковая ветвь гор Вивдхья-Каймур, образующая гористое плато с обильными пастбищными лугами. Плато имеет обрывистые и крутые откосы; в реках, стекающих по ним, быстрое течение, а их берега густо заросли лесом.

В округах Гая, Патна, Монгхир расположены отдельные невысокие горные цепи, изолированные горные вершины.

Ганг пересекает Бихар с запада на восток. Вдоль этой реки расположены крупные города Патна, Монгхир, Бхагалпур.

Основными левыми притоками Ганга являются реки Гогра, Гандак, Коси, из которых только Гогра судоходна. Единственным значительным правым притоком Ганга является р. Сон, протекающая по склонам гор Кайму р.

В период интенсивного таяния снегов в Гималаях (апрель—сентябрь), северный Бихар часто подвергается наводнениям в результате разлива Ганга и его притоков, русла которых расположены иногда выше уровня местности, через которую они протекают. Разливающиеся реки приносят на поля плодородный ил. При неудовлетворительном состоянии системы ирригации, разрушительная сила рек огромна. К тому же они часто меняют свой курс, занося плодородные поля песком и превращая целые деревни в пустыни и болота.

Климат Бихара — тропический. Различаются два основных сезона: сухой (ноябрь—май) и дождливый (июнь—октябрь). Наиболее жаркие Дни стоят в течение апреля-мая, когда дуют горячие ветры с равнин центральной Индии. Средняя годовая температура равна -f- 25,1° С.

Осадки приносятся летним юго-западным муссоном. Из-за более раннего, чем в Уттар Прадеше, начала муссонных дождей некоторые исследователи различают три сезона. Дожди нерегулярны, поэтому посевы часто страдают от засухи. Годовое количество осадков — 1000 мм (в районе г. Патна). Больше 4/£ всех осадков приходится на середину июня— конец сентября. В южном Бихаре климат более сухой по сравнению •с северным.

Растительный мир Бихара богат и разнообразен. На крайнем северо- западе и северо-востоке расположены глубокие травянистые тераи и леса. Летом часть озер и болот, высыхая, покрывается пышными и сочными травами, яркими цветами.

Склоны гор в южном Бихаре, в округах Гая, Патна, Монгхир, Бха- галпур, покрыты тропическими лесами.

Почвы северного и южного Бихара в основном аллювиальные; они, как правило, плодородны и интенсивно возделываются. В горных местностях южного Бихара почва бедна и дает скупые урожаи.

Исторический очерк

Тщательное изучение древней истории Бихара могло бы дозволить решить ряд проблем этногенеза народов иНДИИ в целом.

Территория, которая приблизительно соответствует территории современного штата Бихар, явилась, по-видимому, в I тысячелетии до н. э. той областью, где задержалось продвижение арийцев на восток.

Представляется возможным, что большая волна арийских племен, продвигаясь вдоль русла Ганга и оседая на нем, не смогла проникнуть дальше на восток и остановилась в районах нижнего течения рек Сон, Гогра и Гандак. А за этими реками осели группы отступавшего перед ними коренного неарийского населения долины среднего Ганга, образовавшие оборонительные союзы с народностями, населявшими тогда территорию Бихара.

По мере продвижения арийцев на восток на этой территории протекали взаимно ассимиляционные процессы, приведшие к значительному сближению пришельцев с местным населением.

Полагают, что язык пришельцев лег впоследствии в основу языка пали, т. е. языка, который исследователи-лингвисты считают древнейшим из среднеиндийских языков и который отличается от санскрита более заметно, чем санскрит от древнеперсидского.

В течение I тысячелетия до н. э. по долине Ганга распространились арийские племена, носители языков, известных нам под общим названием ведического санскрита. Это была, вероятно, основная масса арийцев, создателей Вед. Они осели в долине Ганга, и у некоторых из них стали складываться раннерабовладельческие государства, религией которых был брахманизм и учение о четырех варнах.

Из памятников ведической и эпической литературы известны войны, разгоравшиеся между отдельными государствами арийцев, расположенными по среднему течению Ганга, известны и общественно-исторические процессы, протекавшие здесь, но очень мало известно о том, что происходило в первую половину I тысячелетия до н. э. на территории современного Бихара. По указаниям, содержащимся в ведической и эпической литературе, ряду ученых удалось установить с той или иной степенью достоверности, что в Бихаре и в сопредельных районах жили следующие родо-племенные группы, в составе которых возможны как неарийские, так и более поздние арийские этнические компоненты.

1)       Коли — по среднему течению р. Гандак и у современной индонепальской границы (центром их расселения был город или селение Рама-Гама).

2)         Сакья, или шакья—их соседи.

3)      Малла (вероятно, объединение нескольких племен) — между реками Гогра и Гандак в их нижнем течении, — что примерно соответствует округу Горакхпур в современном штате Уттар Прадеш.

4)       Вадджи — объединение восьми племен (а может быть, — племен и родов): джантрика, вадджи, видехи, личчхави и др. Территория их лежала к северу от современного г. Патны и, вероятно, заходила за границу Непала. Возможно, р. Гандак составляла ее западную границу. Столицей вадджи и джантрика был г. Вайшали (современный г. Басарх на левом берегу р. Гандак в округе Музаффарпур в Бихаре), а столицей видехов была знаменитая Митхила — современный г. Джанакпур в Непале (к северу от бихарского округа Дарбханга).

Видехи были могущественным народом, и их страна описывается как богатая и прекрасная. Когда один из их царей, Джанака, правил страной, в Митхилу прибыл герой Рамаяны Рама, чтобы принять участие в состязании женихов и добиться руки красавицы Ситы, дочери царя Джанаки. Возможно, этот сюжетный стержень Рамаяны отражает истинные события и говорит о том, что арийские правители, осваивая новые земли, заключали династические браки, стремясь породниться с царствующими родами местных народов.

5)      Магадхи — народ, селившийся на территории современных округов Патна и Гая в Бихаре. Город, который был столицей магадхов, назывался Раджгир и находился на месте одноименного города в современном Бихаре.

6)       Анги — восточные соседи магадхов, имевшие столицей г. Чампу на правом берегу Ганга, близ современного бихарского города Бхагалпур.

Кроме этих народов, чьи территории, а быть может, уже и раннегосударственные образования, носили одноименные названия, здесь жили и другие народы, упоминаемые в памятниках ведической, эпической, буддийской и джайнской литературы. Можно только предположительно говорить о территориях их расселения. Так, народ нага жил к востоку и северо-востоку от Бихара или несколько южнее. В южных районах Бихара и на юго-востоке штата Уттар Прадеш селились народы андхра, гонды и калинги, бывшие носителями дравидийских языков. Андхра и гон- лы, вероятно, жили на правом берегу р. Джамны, на севере гор Виндхья и к югу от Магадхи, а калинги были их восточными соседями. Южнее их, а возможно, частично и на территории андхров, жили народы, упоминаемые под названиями якша, шабара, пулинда и нишада. Это, очевидно, были другие дравидийские народы и народы мунда. На севере Бенгалии жил народ пундра, этническую принадлежность которого трудно указать даже предположительно.

В ведической литературе говорится об этих неарийских народах то как о темных, то как о «безносых». Это, видимо, является указанием на темный цвет кожи дравидийских народов и на значительную широконо- сость предков народов мунда. При описании их жизни говорится, что они имели крепости (район, именуемый Восточной Дашарной, который простирался к востоку от р. Сон, даже назывался в некоторых древних памятниках Чхаттисгархом, что значит «36 крепостей»).

Все эти народы считались у древних арийцев аварна, т. е. не входящими в систему варн. Арийцы не только сражались против них, но и привлекали их в качестве союзников во время своих взаимных войн и подчиняли себе их правителей, превращая их в вассалов. Ассимилируя эти народы, арийцы заимствовали многие элементы их -материальной и духовной культуры. При этом они не могли полностью отгородиться от них границами варн. Это стало тем более невозможным, что, начиная с VII в. до н. э., в восточной части долины Ганга сталч скла- .дываться раннерабовладельческие государства, населенные и арийцами н местными народами.

Основную массу рабов составляли в этих государствах прежние свободные земледельцы и ремесленники из местного населения, а также солдаты армий местных правителей, захваченные в плен в завоевательных битвах.

В эту эпоху арийцы вынуждены были причислить к касте кшатриев воинов-неарийцев, под названием вратья-кшатрии, т. е. кшатрии по обету. Равным образом, когда местные, небрахманские боги арийцами осваивались и зачислялись в пантеон брахманизма, местных жрецов-* этих богов тоже приходилось причислять к брахманам (но опять же к более «низким» группам, чем арийские брахманы).

В среде местных народов, развивавшихся до этого вне системы варн,. не было ни соответствующего ей иерархического распределения профессий, ни правопорядка, связанного с этой системой. В ведической литературе магадхи описываются как народ вратья, отличающийся от арьев по своей культуре и живущий вне орбиты брахманизма.

В VI в. до н. э. в Магадхе воцарился Бимбисара Харьянта. Судя по его имени, он был арийцем, но из более ранних или более поздних пришельцев — сказать трудно. Он начал объединять народы, присоединив к Магадхе Ангу и некоторые соседние районы и установив связи с западными арийскими царствами и конфедерацией Вадджи. В VI—V вв. Магадха вела войны с государством (или, возможно, союзом племен) личчхави и заключила с ними союз. Арийское влияние стало интенсивно распространяться на области, населенные этими народами.

Принудительное внедрение норм кастовых отношений и всей системы брахманского законодательства, уже приходивших даже в арийских государствах в острое противоречие с развивающимися производительными силами, должно было естественно вызывать в среде неарийских народов- сильное сопротивление.

Кризис рабовладельческих отношений осложнялся здесь массовым недовольством местного населения. Идеологическим выражением протеста, нараставшего в широких слоях населения, явились многие сектантские вероучения, не случайно зародившиеся именно на территории Бихара. Два из таких вероучений — джайнизм и буддизм, наиболее полно отражавшие назревшую необходимость внесения изменений в существовавшие общественные отношения, получили в Индии той эпохи широчайшее признание.

В науке не решен вопрос об этнической почве, на которой зародились и развились эти учения; их основоположники Сиддхарта Гаутама (Будда) и Махавира Джина не были арийцами по происхождению. Джина родился в г. Вайшали, был в родстве с правителями личчхави и происходил из рода джантрика, а Будда был сыном правителя сакьев и принцессы' народа коли (судя по упоминаниям об этом в памятниках буддийской литературы).

0 существенной роли неарийской этнической среды в зарождении и развитии этих вероучений говорит и то, что брахманским культам, важной составной частью которых были кровавые жертвоприношения, в джайнизме и буддизме противопоставлялось учение ахимсы, т. е. «неубийства», восходящее к первобытному анимизму, к вере в то, что каждый предмет и каждое существо имеет душу, и убийство живого существа не может быть угодно богам и является величайшим грехом (религия древних народов Бихара пока не изучена, но можно полагать, что в ту эпоху эти представления играли существенную роль).

И буддизм, и джайнизм распространились в Индии далеко за пределы Бихара и прежде всего в районы, населенные неарийскими народами, что тоже- говорит об антибрахманской реакции, назревшей в среде этих народов.

В империи Маурья были чрезвычайно активными процессы взаимной ассимиляции, в которые втягивались и арийские и местные народы, включая на востоке и территорию Бенгалии. Происходило и, как уже указывалось, постепенное включение их в сословно-кастовую систему, несмотря на распространение буддизма г.

В Бихаре в эту эпоху имели хождение четыре основных языка: санскрит — язык арийцев долины Ганга, ардхамагадхи — пракрит районов, пограничных с Бихаром (бывший языком джайнской литературы), магадхи — пракрит, распространенный в Магадхе, и пали, ставший языком значительной части буддийской литературы.

Все эти языки были индоарийскими языками, но три последних заметно отличались от санкрита и в них под влиянием местных языков выступали новые типы словообразования, протекал процесс распада синтетической флективной системы и начиналась замена ее агглютинативной системой.

Таким образом, в Бихаре складывались крайне своеобразные этнические группы, которые легли в основу формирования современного его населения.

Начиная с эпохи Маурья, Бихар стал на несколько столетий центром культуры, к которому тяготели другие области Индии. Здесь позже был основан, недалеко от г. Паталипутры, ставший через несколько веков знаменитым буддийский монастырь-университет Наланда, куда стекались ученые и студенты не только из других районов Индии, но и из других стран.

После падения династии Маурья в начале II в. до н. э., в Магадхе правили цари династии Шунга, происходившие из брахманов и покровительствовавшие брахманизму (что, впрочем, не ослабило здесь позиций буддизма). В I в. до н. э. Шунгов сменили правители Канва.

История Бихара первых веков нашей эры очень плохо известна. В этот период он полностью или, вероятнее, частично входил на основах вассалитета в империю андхров — Сатаваханов. Это был период кризиса позднерабовладельческих отношений, распада империй и начала упадка буддизма.

В IV в. н. э. трон Магадхи занял Чандрагупта I. Он вступил в брак € принцессой личчхави, закрепив свои политические позиции на севере Бихара, и стал основателем империи Гупта, в которой начали развиваться феодальные отношения. Брахманизм, впитавший в себя многие элементы культов неарийских народов, а также буддизма и джайнизма, стал основой религиозной реформации в империи Гупта, где его новая форма — индуизм стал идеологическим выражением новых, общественных отношений г.

После крушения этой империи территория Бихара в VII в. вошла в североиндийскую империю Харши. В VIII—XII вв. Бихар подчинялся бенгальским правителям Пала, а после их падения здесь существовали отдельные феодальные княжества, частично подчинявшиеся бенгальским правителям Сена.

На рубеже XII в. границы Бихара с запада начинают осаждать мусульманские завоеватели, Хильджи, вскоре захватившие южные его районы. С этих пор и до XVIII в. Бихар подчинялся мусульманским правителям Дели или непосредственно или через их наместников.

В XVII в. сюда стали проникать англичане, а в XVIII в. Ост-Индская компания довела ограбление трудящихся Бихара уже до такой степени что вызвала здесь восстание, которое началось в Патне и вскоре охватило широкие массы бихарских крестьян и ремесленников. Это восстание было жестоко подавлено, и англичане закрепили свою власть в Бихаре, добившись от ослабевшего могольского шаха Алама передачи им Бихара и Бенгалии в качестве дара. Административно они включили Бихар в Бенгальское президентство.

По уже неоднократно упоминавшемуся выше Закону о постоянных заминдарах, крестьяне лишились наследственных прав на землю, а бывшие откупщики налогов, заминдары, были превращены в помещиков.

Бихарцы были активными участниками индийского национального восстания 1857—1859 гг. После подавления восстания английские колонизаторы, боясь бихарцев и оценив их способность к активному сопротивлению, резко сократили их вербовку в англо-индийскую армию.

В 1881—1882 гг. Бихар был охвачен широким крестьянским движением, но и оно было подавлено.

Жестокая эксплуатация подрывала бихарскую экономику; голод, болезни, нищета и безграмотность стали уделом трудящихся бихарцев вплоть до момента освобождения Индии от колониальной зависимости.

Бихарцы вместе с другими народами Индии участвовали в национально- освободительном движении в XX в. Ввиду небольшого количества промышленных предприятий в Бихаре и малочисленности бихарского пролетариата, это движение здесь носило в первой четверти XX в. в основном характер антифеодальных восстаний.

На базе стихийной борьбы крестьян против феодального гнета, коммунисты и демократические элементы развернули широкую деятельность по созданию крестьянских союзов — Кисан сабха. Резкий подъем крестьянского движения происходил в годы перед второй мировой войной. К 1938 г. Всеиндийская Кисан сабха, объединявшая в своих рядах местные союзы, насчитывала 600 тыс. человек, в том числе в Бихаре — 250 тыс. человек.

Накануне второй мировой войны крестьянство выступало как организованная и сознательная сила. Кисан сабха стала организацией активной борьбы крестьян против феодального гнета, инструментом вовлечения самых широких слоев крестьянства в национально-освободительную, антифеодальную борьбу; Кисан сабха являлась основным проводником влияния рабочего класса на крестьянство.

Усиление империалистического и феодального гнета во время второй мировой войны и особенно в послевоенный период вызвали в Бихаре, как и во всей Индии, новую мощную волну крестьянского движения.

Отличительной особенностью движения послевоенного периода является большая организованность, усиление влияния коммунистов, укрепление единого антиимпериалистического и антифеодального фронта. Большую роль в движении стали играть сельскохозяйственные рабочие.

Основными требованиями крестьян являлись: упразднение помещичьего землевладения йез компенсации и передача земли тем, кто ее обрабатывает; запрещение сгона крестьян с земель; возвращение крестьянам незаконно отобранных земель; сокращение грабительской земельной ренты и т. д.; нередко крестьяне выставляли и политические требования: освобождение политических заключенных, прекращение преследований коммунистической прессы штата и т. д.

По мере развития промышленности формировался и развивался рабочий класс Бихара и крепло его единство; в 20-х годах текущего столетия возникли первые профсоюзные организации. Росла политическая консолидация рабочего класса и трудового крестьянства.

Рабочее движение особенно развилось в годы второй мировой войны и после нее. Вырос авторитет руководимого коммунистами Конгресса профсоюзов штата, который и в наше время активно борется за права трудящихся.


[1] За последние годы, в связи с тем, что политика правительства Индии направлена на внедрение языка хинди в качестве государственного языка, наметилась тенденция объединить сходные диалекты, на которых говорит население северной Индии,, под названием хинди. Поэтому переписи 1951 —1961 гг. не приводят данных о численности людей, говорящих на диалектах бихари.