Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



История республики Индии
Этнография - Народы Южной Азии

Многолетняя борьба индийского народа за свою свободу окончилась его победой. К власти пришла партия Индийский национальный конгресс, возглавлявшая национально-освободительное движение в Индии. Опасаясь обострения классовых противоречий, возникших после раздела страны, правительство не спешило с проведением ранее провозглашенной программы: национализацией предприятий, принадлежащих иностранному капиталу, аграрной реформой, ликвидацией феодальных княжеств, а также административной реформой и созданием так называемых лингвистических провинций.

В 1947 г., после предоставления Индии статута доминиона, особенно тяжелые последствия для развития экономики страны имело расчленение ее на два государства — Пакистан и Индийский Союз. В этом искусственном расчленении страны решающую роль сыграл английский империализм, который тем самым надеялся ослабить национально-освободительную и антиколониальную борьбу индийского народа. Раздел производился только по религиозному принципу: ни экономические связи, ни национальный состав населения не принимались во внимание. Расчленение сопровождалось кровавыми столкновениями мусульман и индусов, переселением большого количества жителей из Индии в Пакистан и наоборот. В частности, при размежевании провинции Панджаб в ней произошли кровавые столкновения между мусульманами, с одной стороны, и сикхами и индусами — с другой. Всего в стране в результате этих столкновений погибло свьппе 500 тыс. человек; 12 млн. человек лишились крова и понесли большие материальные потери.

Переселение жителей из одной страны в другую продолжалось и позднее; в общей сложности число беженцев из Пакистана в Индию достигло 8 млн. человек, примерно столько же бежало из Индии в Пакистан.

Свыше 90% разведанных ископаемых, 90% промышленных предприятий оказалось в Индийском Союзе. Но в первые годы независимости промышленное производство росло чрезвычайно медленно, кроме того, Индийский Союз нуждался в ввозе продовольствия из-за границы.

Сельское хозяйство Пакистана находилось в более благоприятных условиях, так как области, вошедшие в Западный Пакистан, давали известный избыток риса, пшеницы и хлопка, а Восточный Пакистан имел избыток джута.

Обострились политические отношения между Индией и Пакистаном. Прежде всего начался конфликт из-за присоединения пограничных княжеств. Наиболее серьезным и затяжным был конфликт из-за княжества Бомбей. Ворота Индии, через которые последний английский солдат покинул ее территорию в 1947 г.

Кашмир. Даже мусульманское население Кашмира не поддерживало Пакистан, поэтому правитель княжества принял решение вступить в Индийский Союз. Тогда в Кашмир вторглись пакистанские войска, обученные английскими и американскими офицерами. Войска заняли г. Барамула и подошли к г. Сринагар. Правитель княжества, испуганный этим вторжением, освободил из тюрьмы осужденных лидеров Национальной конференции Кашмира и создал из них временную администрацию, оказавшую сопротивление пакистанскому вторжению; созданное ею ополчение, а также переброшенные t в Кашмир индийские войска отбросили пакистанские части на запад. Но северо-западная часть княжества осталась в руках Пакистана. В 1952 г. между Индией и администрацией Кашмира было достигнуто соглашение о включении Кашмира в состав Индийской республики. В 1954 г. это соглашение было подтверждено учредительным собранием Кашмира.

Созданная Генеральной Ассамблеей ООН Комиссия по Кашмирскому вопросу не смогла разрешить кашмирской проблемы. Представители США в этой комиссии стремились разрешить вопрос в интересах Пакистана. Наконец Индия потребовала отзыва американских экспертов из Кашмира и заявила, что Конституция Индии распространяется и на Кашмир. В настоящее время Кашмир является штатом Индии.

Пакистан, однако, не согласился признать существующее положение, и до сих пор кашмирская проблема является одной из причин обострения отношений между Индией и Пакистаном.

Восточная часть княжества Хайдарабад, Теленгана, в период раздела страны была охвачена широким крестьянским движением за демократизацию режима княжества и включение его в состав Индийского Союза. Попытки низама Хайдарабадского (правителя княжества) подавить это движение не имели успеха.

В 1948 г. восстание охватило значительную часть княжества; правительство Индийского Союза, встревоженное развитием этого движения, ввело на территорию княжества свои войска, и вскоре восстание в Теленгане было подавлено. В конце 1949 г. низам Хайдарабадский заявил о вступлении княжества в Индийский Союз.

Музей в Джайпуре.

В 1947—1948 гг., после длительных переговоров правительства с князьями, был проведен ряд реформ. Некоторые мелкие княжества были включены в состав провинций Индии. Правительство Индии обязалось выплатить князьям крупные пенсии и сохранить за ними их персональные земельные владения.

В январе 1948 г. в Индии все еще продолжались индусско-мусульманские столкновения. М. Ганди резко выступал против религиозной розни и требовал установления нормальных отношений с Пакистаном. Это вызвало нападки на него индусских реакционеров. 30 января 1948 г. М. Ганди был убит членом одной из шовинистических индусских организаций Натхурамом Годзе. К убийству М. Ганди косвенно причастны и те круги западных колонизаторов, которые не могли забыть, что в течение длительного времени он являлся организатором и вдохновителем национально-освободительной борьбы индийского народа.

Весной 1948 г. состоялся второй съезд Коммунистической партии Индии. Съезд постановил, что коммунисты в провинциях, отошедших к Пакистану, должны создать отдельную партию — Коммунистическую партию Пакистана.

В 1948 г. в Джайпуре происходил очередной съезд партии Индийский национальный конгресс. На этом съезде многие делегаты требовали от правительства скорейшего осуществления программы Конгресса и реорганизации административного деления — создания лингвистических провинций. Для рассмотрения этого вопроса была создана специальная комиссия.

Весной 1949 г. комиссия пришла к выводу о несвоевременности реорганизации административного деления Индии и отложила вопрос о создании лингвистических провинций на десять лет, ссылаясь на то, что это мероприятие может ослабить Индию политически.

В конце 1949 г. Учредительным Собранием была утверждена Конституция. Республика Индии состоит из отдельных штатов, провозглашенных автономными.
По новой конституции административное деление страны было изменено следующим образом. Провинции были реорганизованы в штаты, а штаты разделены на три группы А, В, С. Штаты группы А—Ассам, Бенгалия, Бихар. Бомбей, Мадрас, Орисса, Панджаб, Мадхья Прадеш, Уттар Прадеш имели законодательные учреждения, избираемые населением; исполнительная власть осуществлялась губернатором, назначаемым президентом из числа четырех кандидатов, выдвинутых законодательными органами штата.

Во главе штатов группы В (Хайдарабад, Майсур, Траванкур-Кочин, Раджастхан, Мадхья Бхарат, Виндхья Прадеш, Пепсу, Саураштра) стояли раджпрамупхи (дословно — главный правитель), назначаемые правительством из наиболее крупных и влиятельных князей, наделенных правами губернаторов. Законодательные органы этих штатов избирались населением.

В штаты группы С включались небольшие территории (главным образом бывшие комиссарские провинции), которые управлялись из центра или имели законодательные органы с ограниченной юрисдикцией.

Таким образом, Индия приобрела черты федеративного государства, но за президентом были оставлены большие права, что несколько уменьшало автономию штатов.

Конституция предоставила избирательные права всем гражданам Индии, достигшим 21 года, без различия пола, национальной, кастовой и религиозной принадлежности, грамотности или имущественного состояния.

Парламент Индии состоит из двух палат — Народной палаты и Совета штатов. Законодательные органы крупных штатов также состоят из двух палат — нижней и верхней, а более мелких — из одной палаты.

Конституцией язык хинди был объявлен государственным. В течение 15 лет разрешалось пользоваться для официальных целей английским языком, причем предусматривалась возможность продления этого срока парламентом.

26 января 1950 г. Учредительное собрание провозгласило Индию суверенной республикой, которая входит в Британское содружество наций.

Первым президентом был избран один из старейших деятелей партии Национальный конгресс — Раджендра Прасад, а премьер-министром — Джавахарлал Неру.

Зимой 1951/52 гг. были проведены всеобщие выборы в парламент и в законодательные органы штатов. В голосовании приняло участие 60% избирателей.

Партия Индийский национальный конгресс получила на выборах в Народную палату 44,5% от общего числа голосов и 74,3% депутатских мандатов (363), а на выборах в законодательные собрания штатов — 42% голосов и 65,7% мест (2248). Второе место по числу депутатов в Народной палате заняла Коммунистическая партия Индии. Она получила 26 мандатов. В законодательные собрания штатов коммунисты и их союзники провели 234 кандидата.

Завоевав политическую независимость, Индия стала на путь самостоятельного развития. Первостепенной задачей правительства было поднять уровень экономики страны. Для быстрейшего подъема хозяйства страны правительство Индии решило создать государственный сектор экономики. Этому в значительной степени способствовал ряд мероприятий, в результате которых в руки государства перешли принадлежащие прежде англичанам железные дороги, некоторые предприятия фабрично- заводской промышленности, гражданская авиация.

В период первого пятилетнего плана (1951—1956 гг.) для быстрейшей ликвидации продовольственных затруднений основная часть капиталовложений была направлена на развитие сельского хозяйства. Капиталовложения в промышленность занимали второе место. Тем не менее с 1951 г. состояние индийской промышленности начало улучшаться. Уровень производства уже в 1952 г. поднялся до 128% по сравнению с 1946 г.

 

В 1953—1954 гг. продовольственное положение в Индии в результате проведенных правительством мероприятий, а также хороших урожаев значительно улучшилось. Производство зерновых и бобовых достигло 68,7 млн. т, превысив на 7 млн. плановые цифры.

Еще в 1948 г. правительства ряда штатов приступили к разработке проекта аграрных реформ.

С 1953 г. эти реформы начали проводить в жизнь. В тех районах, где господствовала система замин- дари, часть заминдарских владений подлежала отчуждению за выкуп. Аграрные реформы не ликвидировали помещичье землевладение, а лишь ограничили его. Положение беднейших крестьянских масс, получивших право выкупать в личную собственность изъятые

у помещиков земли, оставалось тяжелым, так как выкупная плата была высокой; поэтому сделаться собственниками земли — бхумидарами — могли только зажиточные крестьяне; беднота же в большинстве своем до сих пор арендует земли у правительства и помещиков.

Принятые в большинстве штатов законы запрещают бхумидарам сдавать землю в аренду и требуют, чтобы ее обрабатывал владелец силами своей семьи или наемных рабочих. Однако, как отмечает индийская пресса, до сих пор эти законы обходят; помещики и зажиточные крестьяне по-прежнему сдают в аренду значительную часть своей земли безземельным крестьянам.

В начале 50-х гг. в Индии происходили крестьянские движения. Заверения правительств штатов о проведении земельных реформ повлияли на крестьянство, и в ожидании этих реформ крестьяне ослабили борьбу. Но помещики, стремясь сохранить при отчуждении наибольшую площадь земли, начали сгонять со своих земель арендаторов. Для того чтобы ввести в заблуждение правительство, помещики утверждали, что эти земли обрабатываются ими при помощи наемных рабочих, и, следовательно, по условиям реформы не подлежат отчуждению. Сгон арендаторов с земли способствовал росту безработицы, отрицательно сказывался на уровне развития сельскохозяйственного производства. В ряде штатов началось движение^ направленное против сгона арендаторов.

В 1951 г., стремясь ослабить крестьянскую борьбу, организации Национального конгресса выступили инициаторами «движения бхудан». Во главе этого движения встал соратник Ганди Виноба Бхаве, который обратился к помещикам с призывом жертвовать крестьянам часть своих земель. И действительно, к 1 апреля 1956 г. таким путем было собрано 4306 тыс. акров земли. Но из них только 370 тыс. акров оказались пригодной для пахоты землей, которая и была распределена между крестьянами.

В 1952—1954 гг. происходили забастовки экономического характера в различных отраслях промышленности. Рабочее движение было ослаблена расколом в профсоюзных организациях. В это время существовало четыре основных профсоюзных объединения: Всеиндийский конгресс профсоюзов^ отражавший наиболее прогрессивные тенденции в рабочем движении (численность членов около 1 млн. человек); Индийский национальный конгресс профсоюзов, объединяющий свыше миллиона членов и находящийся под влиянием партии Национальный конгресс; Хинд Маздур Сабха — этим объединением руководила Народно-социалистическая партия Индии и Объединенный конгресс профсоюзов, возглавляемый мелкобуржуазными деятелями профдвижения.

В настоящее время Хинд Маздур Сабха и Объединенный конгресс профсоюзов превратились в небольшие организации, сохранившие влияние лишь в некоторых районах Индии.

Рабочим Индии удалось добиться некоторого улучшения своего положения. Почти во всех отраслях промышленности рабочий день сократился до 8—8,5 часов. Несколько выросла номинальная заработная плата. Было введено страхование рабочих, частично за счет самих рабочих, а частично за счет предпринимателей, установлены еженедельные выходные дни и ежегодный отпуск рабочим, оплачиваемый предпринимателями. Однако доходы предпринимателей и розничные цены росли гораздо быстрее, чем заработная плата. Поэтому положение рабочего класса улучшалось медленно.

Безработица до сих пор является одной из острых проблем в Индии. К 1955 г. в стране, по индийским официальным данным, насчитывалось около 10 млн. безработных и полубезработных.

В декабре 1953 г. в Мадурай происходил третий съезд Коммунистической партии Индии. Съезд уделил большое внимание внешней политике индийского правительства, направленной на укрепление мира, установление нормальных дипломатических отношений со всеми странами, в том числе и со странами социалистического лагеря, и на поддержку движения колониальных народов за национальное освобождение. Съезд вынес решение содействовать развитию государственного сектора индийской экономики. Вместе с тем он подверг резкой критике слишком медленное проведение аграрных реформ и поддержал требование о резком ограничении земельного надела. На съезде была принята новая программа партии.

В 1955 г. было заключено соглашение между СССР и Индией о постройке при участии советских инженеров и об оборудовании советскими машинами металлургического комбината в Бхилаи мощностью до 2 млн. т стали в год. СССР предоставил для строительства этого комбината льготный кредит на длительный срок.

В апреле 1955 г состоялась Бандунгская конференция стран Азии и Африки, которая выступила против колониализма, за мир и мирное сосуществование государств с различной социально-экономической системой. Одним из инициаторов ее созыва была Индия.

В июне 1955 г. Неру посетил Советский Союз; после его встреч с руководителями партии и правительства было опубликовано совместное коммюнике, где говорилось о заинтересованности обеих стран в сохранении мира и в ликвидации колониальной системы.

В ноябре-декабре 1955 г. Индию посетил Н. С. Хрущев. При этом посещении было заключено новое соглашение о поставках из Советского Союза металла и о предоставлении нового кредита Индии.

Эти визиты положили начало развитию личных контактов между государственными деятелями Индии и Советского Союза и явились большим вкладом в укрепление экономических, торговых и культурных отношений между обеими странами.

Парламент Республики Индии. Нью-Дели

Во внутреннем положении Индии в эти годы тоже наступил ряд изменений. В 1955 г., под давлением усилившихся требований о реорганизации административного деления Индии, была создана комиссия по реорганизации штатов.

Еще в 1952 г., т. е. после первых всеобщих выборов, северные округа штата Мадрас, населенные телугу, бьиїи выделены в особый штат Андхра. Однако в этот штат не была включена хайдарабадская Теленгана.

После длительных дискуссий и споров комиссия предложила создать следующие 14 штатов, которые были утверждены парламентом: Бомбей, Мадхья Прадеш, Раджастхан, Уттар Прадеш, Андхра Прадеш, Джамму и Кашмир, Ассам, Майсур, Бихар, Орисса, Мадрас, Панджаб, Западная Бенгалия, Керала. Из этих штатов Мадрас, населенный тамилами, Майсур — каннара, Керала — малаяли, Андхра — телугу, Орисса — ория и Западная Бенгалия — бенгальцами, являются лингвистическими штатами. В других районах Индии этот принцип не был проведен.

Кроме этих штатов, которые имеют свои полноправные парламенты и управляются губернаторами, были созданы так называемые союзные территории, а именно: Химачал Прадеш, Манипур, Трипура, Дели, Андаманские и Никобарские острова, Лаккадивские острова, остров Миникой и Аминдивские острова. Они управляются комиссарами, назначаемыми из центра, хотя их население участвует в выборах центральных законодательных учреждений.

Реорганизация штатов привела к полной ликвидации бывших княжеств. Должность раджпрамукхов была упразднена, и князья потеряли все свои административные права.

Исключением является только штат Джамму и Кашмир, где вместо губернатора имеется саддар-и-риясат. На эту должность выбран сын бывшего махараджи.

В некоторых районах вопрос о создании штатов по национальному и языковому признакам все же не был разрешен полностью. Так, например, в штате Бомбей началось движение, особенно широкое среди маратхов,. но поддержанное и гуджаратцами, за разделение штата Бомбей на две части и создание лингвистических штатов Гуджарат и Махараштра.

В мае 1960 г. правительство Индии разделило эти штаты. Был организован штат Махараштра, охватывающий все маратхские районы, со столицей в городе Бомбей, и штат Гуджарат, включающий все районы, населенные гуджаратцами, со столицей в Ахмадабаде.

В 1960 г. в штате Ассам начались конфликты по вопросу об официальном языке.

В связи с решением законодательного собрания штата об объявлении ассамского языка официальным языком штата, бенгальцы, составляющие значительную часть населения, потребовали, чтобы наряду с ассамским официальным языком был признан и бенгальский. Затем в движение втянулись и горные народы Ассама: нага, кхаси, гаро и другие. Они добивались, чтобы в их районах официальным языком оставался английский, л когда в масштабе всей Индии он будет заменен хинди, то был бы введен хинди. В противном случае они настаивали, чтобы их районы были выделены из состава штата Ассам. В результате длительной борьбы племена нага добились создания отдельного штата, подчиненного центру через посредничество губернатора Ассама.

В 1960 г. население Манипура и Трипуры также выдвинуло требование о создании на их территориях полноправных законодательных учреждений, так называемых видхансабха.

Однако ассамский вопрос окончательного разрешения до сих нор не получил.

В штате Панджаб также имело место движение за выделение особой области, население которой говорит на панджаби (так называемый панджаби суба). Это движение не увенчалось пока успехом.

В 1956 г. вступил в действие второй пятилетний план. Этот план был рассчитан на более быстрое развитие тяжелой индустрии. К этому времени начали строиться уже три государственных металлургических комбината: в Бхилаи (штат Мадхья Прадеш) при помощи Советского Союза; в Дургапуре (штат Западная Бенгалия) с помощью Англии и в Руркела (штат Орисса) при помощи западногерманской фирмы Круппа.

Для улучшения быта деревни индийское правительство начало осуществлять так называемые Проекты общинного развития. Эти проекты предусматривали ремонт и реконструкцию дорог в деревенских местностях, повышение санитарного состояния деревни, строительство больниц и школ с привлечением местного населения, организацию агрономических станций для внедрения сортовых семян и т. д. Общинные проекты не затрагивали социальных отношений в деревне, но способствовали улучшению быта крестьян. В настоящее время общинные проекты охватывают около V3 индийских деревень.

Одной из важных проблем современной жизни индийского общества является проблема организации самоуправления в деревнях. Эту проблему всегда рассматривают в тесной связи с вопросом повышения производительности сельского хозяйства и скорейшей его реорганизации.

Органы сельского самоуправления играют важную роль не только в переустройстве сельской жизни и во внедрении технических усовершенствований в трудовые процессы, но и в местном судопроизводстве, касающемся мелких гражданских и уголовных дел.

Традиционной формой индийского деревенского самоуправления являются выборные советы старейшин — панчаяты. После освобождения Индии от колониального гнета ее политические и общественные круги стали уделять большое внимание проблеме возрождения пан- чаятов.

Сначала в разных штатах были приняты постановления о создании панчаятов, а затем, в 1954 г., был издан специальный Закон о панчаятах. В этом законе разработаны методы создания панчаятов в соответствии ‘С местными особенностями каждого штата Индии, подробно описаны их функции и указаны их права.

Новый закон предписывал панчаятам внедрять агротехнические усовершенствования, содержать в порядке общественные здания, рынки, дороги, мосты и водоемы, строить или способствовать строительству больниц, школ и библиотек, поощрять кустарные промыслы и ремесла, надзирать за лесами и пастбищами, способствовать организации борьбы со стихийными бедствиями и т. п. Через панчаяты может проводиться также государственное кредитование и перепродажа сельскохозяйственной продукции. В некоторых штатах сельские панчаяты имеют право заниматься и судопроизводством по вопросам мелких правонарушений.

Оказывать помощь в организации и деятельности панчаятов и осуществлять контроль за их работой предписывается в основном чиновникам окружных административных органов и министерств местного самоуправления штатов или чиновникам проектов общинного развития, а также государственным служащим деревни. В специальных школах подготавливают секретарей панчаятов.

Бюджет панчаятов, несмотря на помощь со стороны правительств штатов, очень ограничен и состоит в основном из небольших отчислений от налогов, а также дохода от земли, находящейся в распоряжении панчаятов, и из штрафов, налагаемых по их решению на жителей деревни.

Индийское правительство встречает значительные трудности в финансировании планов развития хозяйства. До настоящего времени расходы покрываются главным образом путем увеличения косвенных налогов, налогов на импортные товары, а также путем иностранных займов и дефицитного финансирования, т. е. дополнительным выпуском бумажных денег.

Планирование в Индии почти не распространяется на частный сектор экономики, и, хотя в пятилетних планах намечаются определенные меры для поощрения развития частного сектора и правительство финансирует частные предприятия, практическое - осуществление этих мероприятий весьма затруднено.

В годы независимости устранение иностранного контроля над промышленностью способствовало значительному развитию частнокапиталистического сектора и, несмотря на абсолютный рост английских капиталовложений и ввоз в Индию капиталов других стран, в первую очередь США, доля национального капитала в промышленности Индии резко увеличилась.

Весной 1956 г. в г. Пальгате проходил четвертый съезд Коммунистической партии Индии. Съезд одобрил внешнюю политику правительства, направленную на укрепление мира и борьбу с колониализмом, а также поддержал планы развития экономики страны. Вместе с тем он подверг критике политику финансирования этих планов, половинчатость аграрных реформ и политику запрещения забастовок рабочих и служащих государственных предприятий.

Весной 1957 г. были проведены очередные выборы в центральные и местные законодательные органы. Эти выборы показали, что, как и в 1951 — 1952 гг., Национальный конгресс пользуется большим влиянием среди широких слоев населения, в особенности в северных штатах. На юге же Индии и в Бенгалии значительно усилилось влияние коммунистической партии. Коммунистическая партия и поддерживающие ее независимые на выборах в местные законодательные органы штата Керала получили незначительное большинство голосов.

Поэтому право сформировать правительство штата было предоставлено компартии Индии и поддерживавшим ее независимым.

Было сформировано правительство во главе с одним из членов ЦК Коммунистической партии Индии Е. М. С. Намбудрипадом, обязавшееся

строго придерживаться рамок конституции и в этих рамках сделать все возможное для улучшения положения масс.

Было намечено проведение последовательной аграрной реформы и реформы образования.

Прежде всего правительство Намбудрипада снизило жалованье высокооплачиваемым служащим, включая министров. Затем было повышено вознаграждение низкооплачиваемым служащим. Было повышено жалованье учителям, причем реформа охватила и те школы, которые финансировались христианской церковью.

Все эти мероприятия коммунистического правительства Кералы вызвали жестокую оппозицию реакционных элементов. Особенно решительно- выступила против этого правительства католическая церковь Кералы. Оппозицию поддержали местные организации Национального конгресса* Народно-социалистической партии и Мусульманской Лиги.

Начался резкий нажим со стороны этих групп на правительство Индии, и в 1959 г., после двух с лишним лет правления, коммунистическое правительство Кералы было отстранено от власти, введено президентское правление и назначены новые выборы.

Все реакционные партии Кералы объединились во время этих выборов и, хотя коммунистическая партия получила больше голосов, чем на предыдущих выборах, она не смогла провести столько депутатов, чтобы сформировать правительство снова. Правительство в Керале было сформировано Национальным конгрессом в блоке с другими партиями.

Весной 1959 г. в городе Амритсаре происходил пятый Чрезвычайный съезд Коммунистической партии Индии. Этот съезд принял новый устав' партии, предусматривавший реорганизацию ее центральных и местных органов, и подтвердил прежнюю линию партии.

Председатель Совета Министров СССР Н. С. Хрущев в феврале 1960 г. вторично посетил Индию. В Дели Н. С. Хрущев выступил с большой речью в парламенте, побывал в Бхилаи и Калькутте и на государственной сельскохозяйственной ферме в Суратгархе. Во время пребывания Н. С. Хрущева в Индии были подписаны советско-индийские соглашения по экономическим и культурным вопросам. По новому соглашению правительство СССР предоставило Индии кредит в размере 1,5 млрд. рублей; предусмотрено расширение Бхилайского металлургического завода, проведение работ по разведке и добыче нефти и т. д.

С апреля 1961 г. вступил в действие трётий пятилетний план, по которому намечено дальнейшее развитие и укрепление государственного сектора в экономике страны. В этом плане большое внимание уделяется повышению жизненного уровня индийских крестьян и улучшению условий их жизни. Однако в нем аграрные преобразования не получили своего дальнейшего развития. Значительную часть капиталовложений (30%) для осуществления мероприятий, намеченных по третьему пятилетнему плану, предусмотрено получить в виде кредитов и займов от иностранных государств.

В апреле 1961 г. в городе Виджаявада состоялся шестой съезд Коммунистической партии Индии. Съезд явился важной вехой в жизни индийских коммунистов.

Летом 1960 г. Советский Союз посетил президент Индии Р. Прасадг а в декабре 1961 г. Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев прибыл в Индию с ответным визитом. За две недели пребывания в стране Л. И. Брежнев побывал во многих городах, осмотрел промышленные предприятия и достопримечательности молодой республики.

В сентябре 1961 г., после Белградской конференции неприсоединив- шихся стран премьер-министр Индии Джавахарлал Неру прибыл с официальным визитом в Советский Союз. В Москве Дж. Неру имел встречи с советскими руководителями. В опубликованном коммюнике выражены стремления народов Индии и Советского Союза к сохранению и упрочению мира во всем мире, ликвидации колониализма и решению спорных международных проблем мирным путем.

Н. С. Хрущев и Джавахарлал Неру беседуют в резиденции премьер-министра

К концу 1961 года относятся события по освобождению Индией своих исконных земель — Гоа, Диу и Дамана, которые 450 лет были колонией Португалии. Советский Союз поддержал законные действия Индии и воспользовался своим правом вето, когда западные державы хотели обсудить в Совете Безопасности жалобу Португалии на «агрессию» Индии.

В феврале 1962 г. состоялись очередные выборы в Народную палату парламента и в Законодательные ассамблеи штатов. Как и на предыдущих выборах, в этот раз победу одержала партия Национальный конгресс, получившая 356 мест в Народной палате и 1771 место — в штатах. Основной оппозиционной силой в стране осталась Коммунистическая партия Индии, завоевавшая 29 мест в Народной палате и 153 места — в штатах.

В то же время реакционным партиям типа Сватантры, Джан Сангха и ДР- удалось усилить свои позиции в центральных и местных законодательных органах, используя кастовые пережитки, недовольство населения правящей партией по вопросам местного характера и т. д.

Особенности национальногоразвития

В мае 1962 г. президентом Индии был избран С. Радхакришнан, «а вице-президентом 3. Хуссейн. Правительство Индии вновь возглавил Дж. Неру.

В период общего кризиса капитализма процесс формирования наций пошел по новому пути и протекает ныне в условиях, когда отношения и между отдельными странами и между отдельными народами внутри одной страны стали качественно иными. В колониальных странах, переживающих эпоху освобождения от колониализма, и в странах, недавно освободившихся от колониальной зависимости, национальный вопрос приобретает особую остроту. Большинство этих стран — государства многонациональные. В них процесс складывания отдельных народов в нации цли не был завершен, или только начинался к моменту их освобождения.

Сложны и многообразны аспекты национальной проблемы и в современной Индии. Буржуазно-помещичьи круги отдельных национальных районов страны стремятся к захвату местных национальных рынков и к установлению на них своей монополии. Но эта тенденция приходит в столкновение с тенденцией, проявляемой представителями тех же классов, стремящихся к упрочению своих позиций на всеиндийском рынке. Сепаратистские тенденции, имеющиеся в некоторых районах Индии, находятся в противоречии со стремлением к укреплению международного престижа и быстрейшему развитию экономики страны. Административное районирование Индии по принципу создания так называемых лингвистических штатов отвечает политике, направленной на всестороннее развитие страны и одновременно на развитие национальной культуры каждого отдельного народа. Стремления буржуазно-помещичьих кругов некоторых штатов (например, штата Мадрас) к сепаратизму, естественно, встретили отпор со стороны правительства и прогрессивной общественности Индии.

Некоторые представители интеллигенции и буржуазно-помещичьих кругов отдельных штатов под флагом борьбы за права национального языка выступают против введения хинди, объявленного официальным языком страны. Правительство предоставило широкие права основным языкам страны, а также отказалось от существовавшего прежде проекта упразднить с 1965 г. английский в качестве второго официального языка.

Необходимо подчеркнуть, что ни принадлежность к различным языковым семьям, ни разница в культуре и общественных институтах всех народов Индии не послужили препятствием в формировании их исторического единства, которое в настоящее* время очень велико.

Те черты, которые постепенно стали общими для всех или почти для всех народов Индии, начали складываться в глубокой древности. Уже в эпоху цивилизации долины Инда сложились многие черты материальной и духовной культуры, в дальнейшем ставшие общими для населения Индии и во многом донесенные до нашего времени. И позднее продолжался процесс формирования сходных форм хозяйственной деятельности, типов орудий, одежды, строительной техники и других элементов материальной культуры, развитие общих основ политических и правовых институтов, а также литературы, изобразительного и прикладного искусства, танца, музыки и т. д. Этот процесс принимал все более широкие масштабы в ходе складывания больших империй, на многие столетия объединявших в своих границах разные народы страны.

Достоянием всех индийцев стали эпические поэмы Махабхарата и Рамаяна, творчество поэтов эпохи классицизма, древнеиндийские трактаты по медицине, астрологии, математике, праву и т. п.

Уже два с лишним тысячелетия тому назад выработались и основы различных идеологических учений, к которым можно было применить слово «общеиндийский», а к первым векам нашей эры в основном сложился общественный строй, тоже ставший общеиндийским, — кастовый строй. Широко распространились в Индии сходные или одинаковые формы

брака, свадебные и похоронные обряды, семейные отношения, традиционная система воспитания и обучения детей.

Ритуальные отправления и обряды, отличаясь некоторыми частными деталями, в целом стали носить одинаковый или крайне сходный характер у всех индусов (и, что чрезвычайно интересно, во многом совпадают с ритуальными отправлениями и обрядами горных и лесных племен Индии, по-видимому, донесших до наших дней древнейшие формы культуры индийских народов).

Принадлежность к различным религиозным общинам не нарушает исторически сложившейся культурной близости, и, например, индийским мусульманам или христианам свойственно осознание себя прежде всего индийцами. На почве большой близости культуры отдельных народов почти каждое новое явление в области идеологии или общественных отношений того или другого из них часто принимало характер общеиндийского. Это проявлялось и в социальных движениях эпохи позднего средневековья и колониального периода, которые были, как правило, общенациональными.

Осознание единства интересов в борьбе против иноземного господства послужило особенно мощным фактором сплочения народов страны. В этот период все основные партии и политические организации тоже стали носить общеиндийский характер. После освобождения страны возникло также большое количество культурных организаций и научных обществ \ деятельность которых охватывает все народы Индии. Все мероприятия правительства по экономическому, общественному и культурному строительству проводятся в общеиндийском плане. Все это способствует дальнейшему укреплению единства страны, которое является необходимым условием ее самостоятельного развития.