Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Сказки, классическая литература
Этнография - Народы Южной Азии

Древние индийские сказки зарождались и развивались, по-видимому, одновременно с другими жанрами древнеиндийской литературы. Повествовательные отрывки Вед и Брахман тоже могут быть признаны элементами сказочно-повествовательного творчества. В Артхашастре говорится, что еще в добуддийские времена практиковался обычай рассказывания принцам так называемых животных сказок (т. е. аллегорических повествований о жизни животных) для поучения их. Упанишады содержат ряд народных сказок, а в Ма- хабхарате и Рамаяне есть неоднократные упоминания об их сюжетах.

Манера вкрапливать отдельные эпизоды и сюжеты в основную ткань повествования, зародившаяся в ведической литературе и развивавшаяся в эпических поэмах, нашла наиболее яркое выражение в народных сказках. В каждом их сборнике есть общая сюжетная основа, которая структурно объединяет все сказки, входящие в этот сборник. Кроме того, широкое применение здесь нашел традиционный прием катхасамграха (т. е. строф, «охватывающих рассказ»). Эти строфы выражают основную идею сказки и по форме напоминают мораль басен. Ими начинается и заканчивается каждая сказка. Почти все сказки, а также отдельные их эпизоды, носят характер морализованных историй, являющих собой неисчерпаемую сокровищницу народной мудрости и юмора. В красочной и правдивой форме рисуется в этих сказках жизнь разных слоев населения древней Индии.

Известно пять основных сборников индийских сказок: «Панчатантра» (Пятикнижие), «Хитопадеша» (Доброе Поучение), «Шукасаптати» (Семьдесят рассказов Попугая), «Веталапанчавймшатика» (Двадцать пять сказок Ве- талы) и«Симхасанадватрймшатика» (Тридцать две сказки Львиного Трона).

Возникновение почти всех этих сборников исследователи относят к началу нашей эры и только последний из них возник, по-видимому, после XI в. н. э., так как в нем идет речь о царе Бходжа, который правил в начале XI в.

Сказки этих сборников тоже служили источниками многих более поздних литературных произведении. Но огромное количество древних сказочных сюжетов не вошло ни в какие сборники и до сих пор передается из уст в уста по всей Индии.

Важное место в сказочной литературе занимает «Брихаткатха» — поэтический сборник сказок и преданий, составленный в III в. н. э. Гунадхьей. Этот сборник не сохранился, но о его ценности дают представление более поздние пересказы («Катхасаритсагара», сделанный Сомадевой, и «Брихат- катхаманджари», сделанный Кшемендрой) и то, что многие великие поэты и драматурги Индии заимствовали из этого сборника сюжеты для своих произведений (как, например, Вишакхадатта для известной драмы «Мудраракшаса», написанной, вероятно, в период Гупта).

Индийские сказки получили широкую известность и за пределами Индии. Отдельные их сюжеты вошли даже в сказочную и басенную литературу европейских стран. Они переведены на все новоиндийские и многие западные языки.

Классическая литература

На рубеже нашей эры в Индии складывается новая Классическая литература, которую принято называть. Ее появление было подготовлено длительным развитием эпической литературы, фольклора, народной драмы и театра.

Этот новый этап развития индийской литературы явился высшей ступенью в развитии культуры народа, его общественной мысли в ту эпоху, которая предшествовала становлению .национальных языков и литератур на этих языках. По сравнению с литературой предыдущих исторических эпох классическую литературу отличает большое богатство и разнообразие жанров. Язык этой литературы известен под названием классического санскрита.

Классическая литература создавалась в эпоху начавшегося распада рабовладельческого строя и формирования феодальных отношений, в период дальнейшего укрепления экономической и политической мощи городов. Исторические условия определили и характер этой литературы: она была далека от народа, ее язык был понятен лишь образованной зажиточной верхушке общества. К IX—X вв. классическая литература совсем оторвалась от жизни, стала схоластичной и канонической, темы ее произведений черпались исключительно из мифологии.

Расцвет классической литературы падает на первую половину I тысячелетия н. э. Именно в это время в Индии творили такие известные всему миру поэты и драматурги, как Ашвагхоша, Гунадхья, Бхаса, Калидаса, Шудрака, Бхавабхути и др. Точные даты их жизни и творчества не установлены, и сведения даже о таких выдающихся поэтах и драматургах, как Калидаса и Бхаса, крайне противоречивы (существует даже предположение, что эти поэты жили до нашей эры).

Основными жанрами классической литературы являлись поэзия и драма. Уже в Рамаяне и Махабхарате встречаются зародыши классической поэзии панегирического характера, развившиеся впоследствии в стиль кавья, в котором придворные поэты-панегиристы писали поэмы, посвященные подвигам царей и их приближенных. Отдельные санскритские поэмы появились еще до нашей эры. Самые ранние из них относятся к IV в. до н. э. и приписываются грамматику Панини. В последующие три-четыре столетия поэзия часто пользовалась пракритами. Примером могут служить поэма-сказка Гунадхьи «Брихат-катха» и многочисленные драматические произведения, в которых некоторые действующие лица, например женщины и лица из «низших» каст, говорили на пракритах.

Гигантские куклы демонов на празднике Рамлила в Дели

Согласно древним трактатам о поэзии, поэт должен был знать грамматику, метрику, словари синонимов, науку эротики, политику, военное дело и т. д. Достоинство стихов определялось количеством и качеством украшений — аланкар, из которых первыми считались гиперболы, метафоры и игра слов, а затем уже аллитерация и рифма. Широкое распространение получило применение избыточного количества сложных слов (комцозитов), что подчас крайне затрудняло понимание стихов. В более поздний период развития классической поэзии, когда резче проявилась ее искусственная утонченность, от поэта требовалось умение строем своих стихов вызывать в слушателе определенные настроения — раса, создавать в его воображении условные образы, параллельные явному смыслу стихов.

Это особенно ярко выразил в своих произведениях поэт IX в. н. э. , Анандавардхана, который был крупным теоретиком индийской поэзии.

Его стихи содержали в себе разъяснения поэтических приемов и служили образцами для других поэтов. Он создал целое учение о скрытой сущности, о внутренней красоте стиха, воспринимаемой слушателем как отзвук (дхвани) услышанного (это учение было широко известно не только в средневековой Индии, но наложило отпечаток и на творчество многих поэтов нового времени).

Крупнейший из классических поэтов Калидаса (предположительно IV—V вв. н. э.) владел этим искусством в совершенстве. Его перу принадлежат поэмы «Кумарасамбхава», повествующая о рождении бога войны, «Рагхувамша», излагающая историю династии легендарных царей рода Рагху, и «Мегхадута», рассказывающая о тоске полубога-якшаса по своей возлюбленной. В последней поэме, в стихах, совершенных по своей стилистической отточенности, Калидаса дает замечательное описание природы Индии.

В VII—XII вв. на санскрите было написано много поэм на исторические сюжеты. Наиболее замечательными из них считаются написанная в VII в. поэтом Баной поэма «Харшачарита» (Жизнь царя Харши) и поэма прославленного кашмирского поэта Кальханы (XII в.) «Раджатарангинй» (Поток царей) — о жизни и деяниях царей Кашмира.

Исторические поэмы интересны тем, что содержат богатый материал о быте и нравах самых различных социальных слоев общества, современного поэту. Много поэм создавалось на мифологические и легендарные темы, источниками которых неизменно являлись Махабхарата, Рамаяна и Пураны.

В жанре лирической поэзии, кроме Калидасы, писали и многие другие поэты. Так, перу Бхартрихари (VII в.) принадлежат стихи, в которых основной темой является борьба плотского и духовного начала в человеке, трудность выбора между светской жизнью и жизнью аскета, полной воздержания. В этих стихах, по-видимому, много автобиографического: известно, что их автор, став монахом, семь раз возвращался к светской жизни. Поэту Амару принадлежат многочисленные стихи о любви, которые свидетельствуют о его тонкой наблюдательности и глубоком знании женских характеров.

Во второй половине I тысячелетия, в период начавшегося кризиса классической литературы, поэты стали увлекаться все большим грамматическим и фонетическим усложнением своих стихов. Многие стихи писались без тех или иных букв, могли читаться в любом направлении, одинаково звучащие строки содержали разный смысл, очень распространенным приемом была игра слов и т. д. Все эти искусственные и вычурные приемы свидетельствовали о погоне поэтов за формой стиха в ущерб его содержанию.

В классический период создавались также трактаты, глубоко анализирующие поэтическое и драматическое творчество. Эти трактаты свидетельствовали о высокоразвитой литературе и являлись как бы итогом се многовекового развития. Но в то же время они канонизировали многие искусственные приемы литературы, и в течение ряда последующих веков творчество поэтов, писавших на санскрите, строго ограничивалось рамками предписаний этих трактатов.

Выдающимся памятником классической прозы середины I тысячелетия н. э. является повесть Дандина «Дашакумарачаритам» (Похождения десяти юношей) в стиле плутовского романа.

Пожалуй, самого блестящего развития в эпоху классической литературы достиг жанр драмы. Драматургия к этому времени имела уже многовековую традицию. Зародыши драмы могут быть обнаружены в Риг- веде, о наличии профессионального театра рассказывают отдельные эпизоды Рамаяны и Махабхараты, а знаменитый трактат по государственной политике Артхашастра, датируемый IV в. до н. э., уделяет значительное внимание вопросам театра, актерскому мастерству и обязанностям правителя страны по отношению к театральному искусству и актерам.

Премьер-министр Индии Джавахарлал Неру с артистами Центрального Детского театра—участниками спектакля «Рамаяна» (Москва, сентябрь 1961 г.)

На классический театр значительное влияние оказывал народный театр, существовавший с незапамятных времен. Оттуда пришли и были включены в трактаты по драматургии («Натьяшастра» и др.) такие непременные элементы этого театра, как обязательная начальная молитва — нанди, открывающая действие, и интермедии, а также такие персонажи, как ведущий — сутрадхара и шут — видугиака. Театр народный и театр профессиональный ставили драмы, сюжеты которых черпались из одних и тех же источников и преимущественно из эпоса: до сих пор народное представление рамлила посвящено эпизодам Рамаяны, и до настоящего времени драматурги пишут пьесы, героями которых являются Рама и Сита, Кришна и Радха. По своему характеру индийская драма романтична, в ней отсутствует трагедийность греческой драмы, поскольку в ее основе лежат религиозно-философские доктрины, проповедующие покой и созерцание. Это одна из причин того, что концовка в индийской драме всегда (за редчайшими исключениями) благополучна.

Индийская классическая драма была чужда демократическому широкому зрителю. Она предназначалась прежде всего для «высших» каст, обладавших необходимыми знаниями для понимания представления. Кроме того, сам подбор действующих лиц (герои этих драм — боги, цари, военачальники) свидетельствовал об аристократизме драмы. На это же указы- вали и сложность композиции, и многообразие драматических жанров, (в трактате, относящемся к X в., упоминается до 30 видов драматических* представлений). Все это говорит о взыскательности аудитории, для которой писались пьесы. Основной трактат по драматургии и театральному искусству «Натьяшастра» предписывал драматургам создавать пьесы, углубляющие в зрителе знание Вед, философии и истории.

Классический период в драматургии открывает собой творчество поэта- буддиста Ашвагхоши, жившего в I в. н. э. В начале XX в. в Турфане были обнаружены части его драмы «Шарипутрапракарана» на сюжет, посвященный царевичу Шарипутре, который был обращен в буддизм.

В III в., по мнению большинства ученых, творил Бхаса — один из крупнейших драматургов того времени. В 1910 г. на юге Индии было обнаружено 13 его драм. Перу Бхасы принадлежат одноактные и многоактные пьесы, написанные на сюжеты мифологии и эпоса. Пьеса «Пратима»* написана на сюжет из Рамаяны, пьеса «Балачарита» рассказывает о Кришне., его детстве и юности, о его подвигах. Самой значительной драмой Бхасью является «Свапнавасавадатта» (Приснившаяся Васавадатта), повествующая о верной и стойкой супружеской любви царя Удаяны к царице Ва- савадатте. В пьесе много остроумных и интригующих зрителей ситуаций. До нас дошло также несколько актов его драмы «Даридрачарудатта»- (Бедный Чарудатта), которая послужила основой для десятиактной пьесы драматурга Шудраки «Мриччхакатика» (Глиняная повозочка).

Шудрака жил предположительно тоже в III в. н. э. и был, по преданию,, царем Андхры. Пьеса Шудраки в великолепных по поэтическим достоинствам стихах, уступавших, пожалуй, только стихам Калидасы, повествует об истории любви бедного брахмана Чарудатты к гетере Васан- тасене, брак с которой был для него невозможен из-за кастовых запретов. В пьесе дана обширная галерея мужских и женских образов, представлявших различные социальные слои населения древнего г. Удджайини. Примечательна смелая для той эпохи антикастовая направленность пьесы, придающая ей известную демократическую окраску.

Вершиной классической драматургии по праву признаются драмьг величайшего поэта Калидасы. Их три: «Шакунтала», «Малявика и Агни- мйтра» и «Мужеством добытая Урвашй». Сюжеты этих пьес построены на эпических преданиях. Лучшая из его драм — «Шакунтала». Пьесш рассказывает о любви царя Душьянтьї к прелестной Шакунтале — дочери отшельника Канвы. Пьеса насыщена драматическими ситуациями, но» ее завершение также благополучно, как благополучны концовки всех классических индийских пьес. Творчество Калидасы-драматурга велико* не только потому, что его драмы совершенны по своим поэтическим достоинствам. Беря в основу сюжета предание, говоря в пьесе о небожителях и чудесах, поэт заставляет зрителя видеть за этим земных людей, сочувствовать их переживаниям и радоваться их счастью. Это и создало ему славу «царя поэтов», «наставника всех поэтов» и окружило его имя многочисленными легендами и сказками, в которых сейчас уже трудно- отделить вымысел от правды.

К этой же эпохе относятся и пьесы Вишакхадатты. До нас полностью» дошла только одна из нях — «Мудраракшаса». Эта пьеса рассказывает об исторических событиях и лицах. В центре — фигура прославленного политика Чанакьи (которого считают автором «Артхашастры»), своими интригами содействовавшего созданию мощной империи Маурья. Композиция пьесы отличается четкостью, образы действующих лиц выразительны и выпуклы.

В VII в. писали драмы царь Харша, которому принадлежат три драмы*, и царь Махендра — автор древнейшей комедии «Маттавилас», которая, высмеивала буддийские обряды и восхваляла индуизм.

На рубеже VI и VII вв. творил Бхавабхути. Индийская традиция считает его вторым драматургом и поэтом после Калидасы. Он был брахманом и разносторонне образованным человеком, хорошо знал философию, логику, граммаїику, поэтику. Две из его пьес — «Махавирачарита» и Уттарарамачарита» — написаны на сюжет Рамаяны, третья — «Малатй- Мадхава» — повествует о любви молодых людей, которым приходится преодолеть множество всяких препятствий на пути к браку. Пьеса заканчивается счастливым соединением влюбленных.

Бхавабхути был в большей степени поэтом, нежели драматургом, и поэтому его драмы не столько сценические произведения, сколько поэмы в форме диалогов. Они вошли в сокровищницу санскритской классической литературы именно за свои высокие поэтические качества.

Несмотря на аристократический характер классической драмы, произведения Калидасы, Шудраки, Бхавабхути и других снискали широкую известность, потому что вышли за рамки куртуазной поэзии. Эти произведения широко отразили современную авторам жизнь Индии, а герои их пьес до сих пор не утратили своей притягательной силы.