Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Индия - английская колония
Этнография - Народы Южной Азии

К середине XIX в. власть англичан распространилась почти на всю Индию. Территории, находивпшеся под непосредственным управлением Индской компании, составляли так называемую Британскую Индию и были разделены на три президентства: Бенгальское, Мадрасское и Бомбейское, возглавлявшихся губернаторами. Во главе административного аппарата компании в Индии стоял генерал-губернатор, резиденция которого находилась в Калькутте. Административными и судебными делами ведали совет при генерал-губернаторе и верховный суд, состоявшие из английских чиновников.

Некоторые индийские князья были превращены в вассалов Ост-Индской компании. Наиболее крупными из вассальных княжеств были Хайдарабад, Майсур, навабство Аудх. Сохранилось и большое количество мелких княжеств. Все эти «независимые» государства составляли так называемую туземную Индию.

Завоеванные англичанами области Индии в течение второй половины XVIII в. подвергались жестокой военно-феодальной налоговой эксплуатации, осуществлявшейся через Ост-Индскую компанию. Ограбление Индии ускорило капиталистическое развитие Англии и одновременно нанесло тяжелый ущерб Индии. Рост производительных сил в Индии, а следовательно и развитие культуры, резко замедлились. К началу XIX в. Англия превратилась уже в мощную капиталистическую державу. Индия же продолжала оставаться отсталой феодальной страной. Более того, английские захватчики почти совершенно уничтожили индийскую морскую торговлю.

В начале XIX в. индийское ремесленное производство, прежде всего хлопчатобумажное ткачество, было сильно подорвано английской конкуренцией. Многие ремесла были совершенно уничтожены, десятки тысяч ремесленников разорены. Индийские ремесленники производили теперь "только грубые ткани, которые находили спрос главным образом на местном сельском рынке. Совершенно перестали производиться изделия знаменитого в свое время индийского ремесла, шедшие на экспорт. Секреты производства многих из них были потеряны.

Английские колонизаторы осуществили ряд административных и хозяйственных реформ, направленных на упорядочение системы колониаль- ного грабежа. В конце XVIII в. и в первой половине XIX в. английские правители провели несколько земельных реформ, важнейшим результатом которых были земельные системы заминдари на севере и райятвари на юге Индии. По системе заминдари произошла передача земель помещикам в частную собственность. Помещики были обязаны платить* Ост-Индской компании основную часть (9/10) феодальной ренты. Для того чтобы увеличить свою долю доходов, заминдары усилили эксплуатацию крестьян и лишили ряда привилегий верхушку сельской общины. По системе райятвари почти все земли были объявлены собственностью Ост-Индской компании, а крестьяне — арендаторами. С развитием товарно-денежных отношений и усилением налогового гнета со стороны Ост-Индской компании на севере, земли помещиков постепенно перешли к ростовщикам, а на юге из ростовщиков выросли новые помещики. Маркс назвал эти английские системы землеустройства и налогообложения в Индии позорными экспериментами. Систему заминдари он характеризовал как искусственную экспроприацию бенгальских земледельцев и карикатуру на английское крупное землевладение, а систему райятвари — как карикатуру на французскую систему крестьянской собственности *.

Ухудшение положения масс индийского крестьянства, в том числе- и верхних прослоек деревни, разорение ремесленников, продолжение- Ост-Индской компанией политики аннексии индийских княжеств вызвали недовольство широких слоев индийского общества, в том числе и части феодалов.

В Индии на протяжении второй половины XVIII в. — первой половины XIX в. постепенно поднимались на вооруженную борьбу против колониальной власти широкие народные массы. Восстания в Бенгалии в конце XVIII в. (движение санъяси и др.), выступления ваххабитов в Бенгалии и Бихаре на протяжении первой половины XIX в., восстание в Траванкуре в 1808—1809 гг., восстание на севере Малабарского побережья в 1793—1812 гг., крестьянское движение в Коймбатуре в 1793 г.,. выступления против англичан в центральной и западной Индии в 30— 40-е годы XIX в. и другие вооруженные выступления индийского народа против колониального закабаления подготовили тот взрыв народного возмущения, который вылился в восстание 1857—1859 гг. Особенно широкий размах в 20-х годах XIX в. приняло движение вахаббитов, боровшихся под лозунгами возрождения ислама и священной борьбы против неверных — англичан. Идеологи ваххабитов выступали против феодалов за улучшение жизни трудящихся масс — ремесленников и крестьян. Особенно сильным вахаббитское движение было среди крестьян-мусульман восточной Бенгалии. Антианглийская пропаганда вахаббитов оказала большое влияние на мусульман, участвовавших в восстании 1857—1859 гг.

К первой половине XIX в. относятся также антианглийские восстания в англо-индийских сипайских войсках. Эти соединения, сформированные из местного индийского населения, использовались Ост-Индской компанией не только для военных действий в самой Индии, но и за ее пределами. Индийские солдаты подвергались всевозможным оскорблениям' и унижениям со стороны командовавших ими английских офицеров. Восстания в сипайских войсках особенно усилились в 40-х—начале 50-х годов XIX в.

Превращение Индии в рынок сбыта английских товаров и в источник сырья для Англии имело далеко идущие общественные последствия. Эксплуатируя Индию как колонию английского капитала, Англия вынуждена была до некоторой степени способствовать развитию здесь капитализма. Англичане начали создавать плантации чая, кофе, индиго, строить джутовые фабрики. Для вывоза сырья им пришлось строить железные,дороги (с 1853 г.), а для обеспечения их работы — мастерские, угольные шахты и т. п. Но, если владельцами этих предприятий были англичане, то рабочими — индийцы.

В 1854 г. в Бомбее была построена первая хлопчатобумажная фабрика, принадлежавшая капиталисту-индийцу. С тех пор бомбейский район сделался оплотом национального индийского капитала. Основным предметом английского экспорта в Индию были хлопчатобумажные ткани, поэтому англичане избегали строить в Индии хлопчатобумажные фабрики; но индийские капиталисты, пользуясь дешевизной рабочей силы в Индии и близостью к источникам сырья, стали создавать именно эту отрасль промышленности. Так, помимо воли англичан, в Индии начал развиваться свой индийский капитализм. Стали появляться новые классы, свойственные капиталистическому обществу, а именно: рабочий класс, национальная буржуазия, а также прослойка национальной интеллигенции.

В Бенгалии зарождавшаяся буржуазия и буржуазная интеллигенция начали выступать против обычаев индуизма, не соответствующих новым общественным условиям. Еще в 1828 г. по инициативе Рам Мохан Рая, — бенгальского брахмана, состоявшего на службе Ост-Индской компании, — в Калькутте было создано религиозно-философское общество «Брахмо- самадж» (общество Брахмы), которое ставило своей задачей борьбу против вредных обычаев индуизма, против кастовой системы и т. д. Соратником Рам Мохан Рая был Дебендранатх Тагор (Тхакур), дед великого индийского писателя Рабиндраната Тагора.

Рам Мохан Рай был горячим поклонником идей французской буржуазной революции. Он написал первую бенгальскую грамматику, издавал газеты на бенгальском языке и на языке фарси.

В это же время появились первые национальные органы печати в Мадрасе, в Бомбее и в Бенаресе, издававшиеся индийцами на национальных языках и на английском языке. Газеты эти крайне робко отстаивали интересы зарождающейся индийской буржуазии. В них указывалось английским властям на необходимость прислушиваться к нуждам местного населения, открыть для него школы и т. д.

Таким образом, еще до восстания 1857—1859 гг. началось культурное пробуждение некоторых народов Индии — в тех ее областях, где быстрее развивались капиталистические отношения.

Наводнение Индии дешевыми английскими товарами и особенно хлопчатобумажными тканями нанесло тяжелый удар индийским ремесленникам и прежде всего наиболее многочисленной группе их — ткачам. Маркс приводит выдержку из доклада одного из чиновников Ост-Индской компании, который писал, что повсюду в Индии на полях белеют кости индийских ткачей, разоренных английской конкуренцией.

Английские земельные реформы, а также усиливающийся экспорт хлеба изменили социальные отношения в индийской деревне. Жестокая налоговая политика привела к разорению крестьян и к переходу их земель в руки ростовщиков и торговых посредников.

Проведенная в 30-х годах XIX в. реформа землевладения и налогового обложения в северных районах Индии устанавливала размеры обложения и повышала ответственность за уплату налогов высшей земледельческой прослойки деревни, так называемых паттидаров (которые состояли в этих районах из представителей каст раджпутов, джатов и частично брахманов). В случае неуплаты налогов земли паттидаров подлежали конфискации и продаже. Это вызвало их недовольство.

С 1848 по 1856 гг. генерал-губернатором Индии был лорд Дальхузи. Он стремился укрепить господство Ост-Индской компании и увеличить ее доходы. Он ввел закон о присоединении к землям Ост-Индской компании земель тех князей, у которых не было прямых наследников, и упразднил закон, разрешающий индийским князьям передавать власть в своих княжествах приемным наследникам. Таким образом ряд княжеств и в том числе маратхское княжество Джханси были объявлены территориями Ост-Индской компании. Эти меры вызвали недовольство многих индийских •феодальных владетелей.

Новые законы усилили также недовольства крестьян* английскими властями, что не могло не отразиться и на настроении сипаев. Когда же по синайской армии распространился слух о том, что патроны нового образца смазаны коровьим или свиным салом, что было воспринято как оскорбление религиозных чувств индусов и мусульман, в армии началось глухое брожение. Английское командование пыталось подавить его путем репрессий, и это ускорило взрыв. 10 мая 1857 г. восстали синайские полки, расположенные в г. Мерате. Гражданское население Мерата поддержало восставших. И мая мератские солдаты подошли к Дели, где к ним присоединились сипаи делийского гарнизона. Бахадур-шах, которого восставшие провозгласили императором Индии, не решился открыто выступить против англичан, но население Дели — ремесленники и торговцы в своем большинстве присоединились к повстанцам. Из Дели восстание перебросилось в Канпур; здесь во главе его встал приемный сын маратхского пешвы Баджи Pao II — Нана Сахиб и его соратники Азимджа- зан и Тика Сингх. Повстанцы были поддержаны горожанами Канпура и крестьянами ближних деревень. Затем поднялся Аудх, где в руководстве восстанием особенно видную роль играл Моулеви Ахмед-шах. Сипаев везде активно поддерживали горожане и крестьяне. На первых порах к восстанию примкнула и часть феодальных князей. Некоторые из них решительно боролись против англичан, например, правительница (рани) княжества Джханси Лакшми Бай, которая руководила повстанцами и погибла в бою.

Восстание охватило всю северо-западную часть Индии (современный Уттар Прадеш), Бихар и центральные провинции. Англичанам с трудом удалось разными методами предупредить присоединение к восстанию панджабских сипайских частей.

Восстание было направлено против англичан, в нем участвовали крестьяне и ремесленники — индусы и мусульмане, но лозунги восстания носили еще феодальный характер.

Разногласия среди повстанцев, неспособность руководителей восстания привлечь широкие массы крестьян, недостаточно активная борьба против английских частей, а затем предательство феодалов и переход их на сторону врагов дали возможность англичанам собрать свои силы и разгромить восстание.

После подавления восстания 1857—1859 гг. в Индии резко усилился террор со стороны колонизаторов. Печать на индийских языках подвергалась суровой цензуре. Индийцы, которых англичане подозревали в недостаточной лояльности, подвергались арестам и преследованиям.

Капитализм развивался уже во всех провинциях Индии. В индийской деревне начали производить продукты для рынка. Расширились посевы хлопка, джута и масличных культур, часть которых потребляла индийская промышленность, а часть вывозилась в Англию. В Бенгалии и Бихаре в широких масштабах стали культивировать индиго, на которое вырос «спрос со стороны текстильной промышленности Англии. Английские капиталисты в порядке полупринудительной контрактации заставляли крестьян сеять индиго, и затем скупали его.

В связи с ростом торгового земледелия усилился процесс классового расслоения крестьянства и перехода крестьянских земель в руки торговцев и ростовщиков.

Крестьянские волнения усилились. В 60-х годах XIX в. в Бенгалии ш Бихаре происходили выступления крестьян, культивировавших индиго; в 70-х годах — серьезные крестьянские волнения в северной части Мадрасской провинции (в районе расселения народа телугу); в 1879 г. маратхские крестьяне восстали против английских колонизаторов под лозунгом возрождения независимого государства маратхов.

В 1896—1897 гг. в Индии разразился неслыханный по своим размерам голод, сопровождавшийся эпидемией чумы. Голодало 68 миллионов жителей. В связи с этим в ряде провинций произошли бунты голодных крестьян и забастовки рабочих. В Панджабе в конце XIX в. волнения приняли форму восстаний сикхской секты намдхари, в просторечии именуемой купи.

Английские власти, после подавления восстания 1857—1859 гг., усилили в стратегических и экономических целях строительство железных дорог в Индии. Английские капиталисты строили фабрики, расширяли плантации, развивали добычу угля.

В связи с ростом железных дорог значительно вырос железнодорожный пролетариат. Появились крупные железнодорожные мастерские, где ремонтировались паровозы и вагоны.

Еще в начале XIX столетия английские колониальные власти, нуждавшиеся в низкооплачиваемых чиновниках, приняли решение о подготовке и привлечении в колониальный аппарат чиновников-индийцев. В этих целях детей индийцев, преимущественно из «высших» каст, стали привлекать в правительственные средние школы, где преподавание в старших классах велось на английском языке. Были основаны первые колледжи, где обучали индийцев. Еще в первой половине XIX в. были созданы университеты в Калькутте, Мадрасе, а позднее в Бомбее. Английские колонизаторы стремились оторвать интеллигенцию от народа и приблизить -ее в культурном и идеологическом отношении к себе.

Развитие капитализма сопровождалось складыванием местных рынков, охватывающих районы Индии, населенные отдельными народами, началом процесса складывания народов Индии в нации.

У бенгальцев, гуджаратцев, маратхов и тамилов Национальные процесс пробуждения национального самосознания движения и возрождения национальной культуры начался еще до восстания 1857—1859 гг., но во второй половине XIX в. он особенно усилился. К этому времени им были охвачены почти все народы Индии — от Ассама на северо-востоке страны и до Малабарского побережья на юге.

В эти же годы возрастает политическая активность индийской буржуазии и интеллигенции. В Калькутте, Бомбее и Мадрасе возникают общества, состоящие из представителей индийской буржуазии, помещиков и интеллигенции, которые содействуют развитию просвещения среди низших слоев населения и выдвигают даже, хотя и весьма скромные, политические требования, как, например, консультаций с представителями местных «влиятельных людей» (помещиков, капиталистов) при проведении властями различных реформ, привлечения индийцев в разные комитеты и комиссии, создаваемые колониальными властями. В 1885 г. этими обществами при содействии либерального вице-короля лорда Дафферина была создана всеиндийская политическая организация, которая получила название Индийский национальный конгресс.

Английские колониальные власти предполагали, что направят политическую активность национальной буржуазии и интеллигенции в русло^ лояльной к Англии конституционной оппозиции и противопоставят ее стихийному массовому движению. На первых порах Конгресс до некоторой степени оправдывал эти надежды английских правителей Индии. Конгресс признавал заслуги англичан в области установления «законности и порядка» в Индии и добивался только более широкого вовлечения представителей имущих классов Индии в различные правительственные органы. Но уже в конце XIX в. в Индии стала расти интеллигенция, связанная с мелкой буржуазией. Эти представители демократической интеллигенции требовали более активной борьбы против английского господства. К их числу принадлежали такие деятели, как Тилак в Махараштре, Ауробиндо Гхош и Бепин Чандра Пал в Бенгалии, Чадамбар Пиллаи в стране тамилов, Лал Ладжпат Рай в Панджабе. Под руководством этих деятелей сложилось левое крыло в Конгрессе, так называемые экстремисты (крайние); их антагонисты именовались модераты (умеренные). Экстремисты считали, что только полная независимость Индии создаст условия для ее быстрого развития, что индийцы могут завоевать независимость только в том случае, если в движении будут участвовать широкие* массы. Умеренные же считали, что индийская буржуазия должна добиваться своих прав путем апелляции к «просвещенному обществу» Англии и к английскому правительству.

В эти же годы были выдвинуты лозунги «свадеши» и «сварадж». Требование «свадеши» означало борьбу за развитие национальной промышленности; лозунг «сварадж» толковался или как самоуправление в рамках Британской империи (модераты) или же как полная независимость (экстремисты).

Развитие национально-освободительной борьбы против английского господства сплотило весь индийский народ в единый антиимпериалистический лагерь. Поэтому англичанам не удалось использовать языковые и в нашем понимании национальные противоречия для ослабления и раскола национального освободительного движения. Но они зато разжигали в этих целях религиозную рознь, и с 70-х годов XIX в. стали планомерна проводить политику противопоставления мусульман индусам.

В 1899 г. генерал-губернатором и вице-королем Индии был назначен консерватор, идеолог империализма лорд Керзон. Керзон всячески притеснял индийцев и проводил мероприятия, выгодные английскому капиталу. С 1903 г. Керзон в целях ослабления антианглийского движения в такой важной и передовой провинции, как Бенгалия, стал подготовлять раздел ее на две: Западную Бенгалию вместе с Бихаром и Ориссой, где преобладали индусы, и Восточную, где жило больше мусульман. Подготовка этого раздела вызвала тревогу среди буржуазии и интеллигенции Бенгалии.

В 1905 г. раздел Бенгалии был осуществлен. Этот акт послужил толчком к подъему национально-освободительного движения. В Бенгалии день опубликования акта о разделе был объявлен днем всенародного траура. С лозунгами «свадеши» и «сварадж» бенгальские студенты и рабочие устраивали демонстрации, организовывали бойкоты лавок, торговавших английскими товарами.

К этому времени Индия уже значительно продвинулась вперед по пути капиталистического развития: сеть железных дорог выросла до 43 тыс. км; число хлопчатобумажных фабрик увеличилось до 197 (в 1886 г. их была всего 95), а число рабочих этих фабрик — до 195 тыс. человек.

Таким образом, сформировался рабочий класс и интеллигенция Индии, окрепла и индийская национальная буржуазия.

Движение за развитие национальной промышленности охватило все слои национальной буржуазии и интеллигенции Индии. В борьбе против английского господства уже участвовал и индийский рабочий класс.

Волнения в Бенгалии продолжались на протяжении 1905 и особенно усилились в 1906 г. под влиянием революции 1905 г. в России.

 

С 1907 г. они начались в Панджабе и на юге Индии — в Тутикорине и Тинневели (Тирунелвели), а затем в Тривандраме. На съезде Национального конгресса в Сурате (декабрь 1907—январь 1908 г.) произошел раскол между экстремистами и умеренными. Экстремисты во главе с Тилаком были вынуждены выйти из Конгресса. Они создали свою особую партию, которую назвали Националистической.

В июле 1908 г. Тилакбыл арестован и осужден на каторжные работы за «подстрекательство к мятежу». Осуждение Тилака было встречено с негодованием индийской общественностью. Как только Тилак был отдан под суд, в Бомбее в знак протеста началось забастовочное движение, а 23 июля оно переросло во всеобщую политическую забастовку, в которой участвовало свыше 100 тыс. рабочих. Значение этой забастовки подчеркивал В. И. Ленин в статье «Горючий материал в мировой политике» \ указывая, что «пролетариат и в Индии дорос уже до сознательной политической массовой борьбы. ...» На движении в Индии в 1905—1908 гг. непосредственно сказалось такое событие, как революция 1905 г. в России.

В 1905—1908 гг. в Индии усилилось движение за создание так называемых лингвистических провинций.

В то время Индия делилась на провинции и княжества; большинство ее административных единиц были неоднородными в этническом отношении. Так, например, Мадрасская провинция была населена телугу, тамилами, каннара и малаяли; Бомбейская—маратхами, гуджаратцами и синдхами; Бихар—бихарцами и ория, и т. д. Движение за объединение территорий, население которых говорит на одном языке, в административные области — лингвистические провинции—носило национальный характер.

Говоря о национальном движении, развившемся среди народов России особенно бурно после революции 1905—1907 гг., Ленин писал: «Национальные движения не впервые возникают в России и не одной ей свойственны. Во всем мире эпоха окончательной победы капитализма над феодализмом была связана с национальными движениями. Экономическая основа этих движений состоит в том, что для полной победы товарного производства необходимо завоевание внутреннего рынка буржуазией, необходимо государственное сплочение территорий с населением, говорящим на одном языке, при устранении всяких препятствий развитию этого языка и закреплению его в литературе» [1].

Именно такого типа движения происходили и в Индии. Они были направлены против империализма и феодализма, и поэтому не противостояли общеиндийской борьбе против английского господства. Наоборот, эти движения усиливали ее, вовлекая в нее широкие слои населения разных частей Индии.

В целях раскола и ослабления национально-освободительного движения английские правящие круги разжигали в Индии религиозную рознь. В 1906 г. при прямом содействии вице-короля Минто была создана организация мусульманской знати — Мусульманская лига. В этом же году образовалась индусская партия — Хинду махасабха, отражавшая интересы крупных помещиков и реакционной части национальной буржуазии.

В 1909 г. была проведена реформа управления Индией, так называемая реформа Морли-Минто: в Индии создавались законодательные советы и часть членов их избиралась узкой имущей верхушкой индийцев из своей среды. Выборы проводились по религиозным куриям, и мусульманам; были предоставлены некоторые преимущества. Эту реформу приветствовали и некоторые слои индусской национальной буржуазии.

В 1914 г. Индия автоматически вступила в первую мировую войну на стороне стран Антанты.

Индийская буржуазия и Национальный конгресс поддерживали Англию в войне. Они надеялись, полагаясь на заверения правительственных деятелей Англии, что после войны Индия получит самоуправление. В годы войны Конгресс содействовал Англии в наборе солдат и в размещении военных займов.

В 1917—1918 гг. в Индии был неурожай и в ряде районов — голод. Принудительная вербовка рекрутов и распределение военных займов в деревнях вызвали недовольство крестьянства. Среди солдат тоже росло недовольство, в некоторых воинских частях вспыхивали бунты. Панджабская революционная партия Гадар пыталась поднять восстание в панджабских частях.

В 1916 г. состоялся очередной съезд Национального конгресса в Лакхнау. Одновременно там же заседала и Мусульманская лига. Между обеими партиями произошло сближение. Основой его были изменения в составе руководства Лиги, куда вошли буржуазные элементы. Обе партии приняли решение о борьбе за самоуправление.

За годы войны несколько развилась промышленность Индии. Еще в 1911 г. был построен чугунолитейный и сталеплавильный комбинат индийской компании Тата в Джамшедпуре.

Англия требовала для армии чугун и сталь с заводов Тата, холодное оружие — от индийских ремесленников, хлопковые и джутовые ткани и т. д. Пошлины на ввоз в Индию были повышены, и это благоприятствовало развитию индийской промышленности.

В годы первой мировой империалистической войны заметно увеличилось число хлопчатобумажных станков и фабрик. Увеличился и выпуск тканей; на внутреннем индийском рынке местные фабричные ткани уже стали преобладать над импортными. Выросли также и другие отрасли промышленности. Сильно окрепла национальная индийская буржуазия, и она не хотела мириться со своим бесправным положением.

Пользуясь благоприятной политической обстановкой в начале первой мировой войны, английское правительство добилось решения индийского законодательного собрания о том, что Индия отказывается от уплаты: Англией денег за товары, забранные ею во время войны, и от возмещения военных займов.

В это время одним из руководителей освободительного движения сталі Мохандас Карамчанд Ганди (1869—1948),- который в течение многих последующих лет был крупнейшим политическим деятелем Индии и идеологом Национального конгресса.

Ганди получил юридическое образование в Лондоне, а затем поступил на службу в крупную гуджаратскую фирму, которая торговала в Южной Африке. В то время в Южной Африке, особенно в Натале, проживало* много индийцев, и они подвергались расовой дискриминации. Ганди организовал индийцев Наталя в Южноафриканский национальный конгресс и повел борьбу против расовой дискриминации. В этой борьбе применялись «ненасильственные» методы: мирные демонстрации, закрытие лавок и отказ от всякой деятельности, помогающей правительству, петиции и т. д. Было достигнуто некоторое облегчение положения индийцев в Южной Африке. Именно в этот период окончательно сложились взгляды Ганди на вопрос о «ненасильственных» методах борьбы за национальную независимость. Но в отличие от умеренных лидеров Национального конгресса Ганди понимал, что Индия не может добиться независимости без поддержки народных масс.

Являясь представителем индийской буржуазии, которая, с одной стороны, была заинтересована в поддержке широких слоев трудящихся в борьбе против английской власти, а с Другой, — сама боялась рабочего движения, Ганди выработал тактику привлечения масс к борьбе в ненасильственных формах. Эта тактика именовалась сатъяграха, т. е. упорство в истине. Ганди выступал противником всяких решительных революционных методов и в этом отношении отличался от Тилака и его единомышленников.

Приехав в Индию, Ганди стал осуществлять там свою тактику. Первый опыт он произвел в провинции Бихар, где в борьбу против английских плантаторов вступили крестьяне, по контрактации сеявшие индиго. Ему удалось сплотить вокруг себя значительные слои крестьянства и добиться поддержки индийской буржуазии. Взгляды Гайди, которые являлись до некоторой степени синтезом идей умеренных и крайних, оказали огромное влияние на индийское национально-освободительное движение. Призыв Ганди к вовлечению в антиимпериалистическую борьбу масс способствовал пробуждению их национального самосознания. Своим личным поведением Ганди сильно влиял на своих последователей. Он отказался от всякой роскоши, одевался в национальную одежду из домотканой материи (кхади), вел аскетический образ жизни. Он игнорировал кастовые запреты и общался с представителями всех каст, включая «неприкасаемых». Впоследствии он повел решительную борьбу за ликвидацию тяжелых кастовых ограничений. Однако ненасильственная тактика Ганди сковывала революционную активность народа. Трудящиеся Индии сплачивались вокруг одного требования, а именно требования независимости, и руководство движением сохранялось за индийской национальной буржуазией.

Тяготы, которые пришлось выносить трудящимся: упадок сельского хозяйства, вербовка в армию, военные займы, голод, начавшийся в годы войны, тяжелейшая эпидемия инфлюэнцы, унесшая около 12 млн. человек, — все это еще более усилило недовольство широких масс английским господством. Мусульманская интеллигенция Индии выступила против навязанного Турции Севрского мира, ставившего ее в зависимость от стран Антанты и, в частности, от Англии. Это движение в защиту турецкого султана, который считался главой (халифом) всех мусульман- суннитов, было названо халифатистским.

Индийские крестьяне и ремесленники, мусульмане по религии, мало* интересовались Севрским договором и положением турецкого султана. Они поддерживали это движение главным образом потому, что оно было* направлено против англичан. Самый лозунг «хилафат» был воспринят ими как призыв к сопротивлению, ибо в языке урду слово «хилафат» имеет два значения — «сопротивление» и «халифат».

Это способствовало сплочению в антианглийской борьбе индусских и мусульманских масс и затрудняло для колониальных властей осуществление их традиционной политики противопоставления мусульман — индусам. В этой обстановке вести об Октябрьской революции в России, а еще ранее о крушении самодержавия, не могли не оказать влияния на Индию, где начался новый подъем национально-освободительного движения. Изменились его лозунги, выросло количество участников. Особенно сильно это сказалось в Панджабе, откуда вербовалась большая часть индийских солдат. Эти солдаты побывали на фронтах в Европе, знали о событиях в Европе и поняли, что народ может уничтожить даже такую сильную и жестокую власть, как власть русского царя. Под влиянием Октябрьской революции началась борьба за освобождение Афганистана. Индийцы сочувствовали этой борьбе. Создались условия для объединения мусульман и индусов в борьбе против английского господства.

С 1918 г. в Индии усилилось рабочее движение. В связи с попыткой капиталистов отменить военные надбавки к заработной плате в результате свертывания военного производства начались забастовки во многих отраслях промышленности. Во время этих забастовок стали складываться постоянные профессиональные союзы. В 1919 г. был опубликован проект новой реформы управления Индией, так называемой реформы Монтегю— Челмсфорда, или, кратко, Монфорда. Английские власти пытались выдать эту реформу за осуществление данных в годы войны обещаний о предоставлении Индии самоуправления. Реформа Монфорда, которая не делала индийской буржуазии серьезных уступок, была встречена враждебно ее большинством; против реформы Монфорда выступил и Национальный конгресс. В том же году, напуганные ростом национально- освободительного движения, английские власти провели через законодательное собрание так называемый закон Роулетта, предоставлявший полиции и военным властям право арестовывать и судить без соблюдения судебных норм всех лиц, которые покажутся подозрительными английским властям. Против этого закона выступила вся индийская общественность. В конце марта Национальный конгресс предполагал провести мирную демонстрацию протеста (хартцл) по всей Индии. Однако в ряде городов Индии, в том числе в Дели, в дни хартала произошли столкновения с полицией.

В первой декаде апреля 1919 г. английские власти выслали из Амритсара видных политических деятелй: Сатьяпала и Китчлу. Это вызвало возмущение населения; ряд английских учреждений был разгромлен, несколько англичан было убито и на одной из улиц была избита английская миссионерка. 13 апреля в город Амритсар были введены войска под командованием генерала Дайера. В этот же день на площади Джальянвала Баг была организована мирная демонстрация протеста против закона Роулетта. Генерал Дайер ввел войска через единственный проход на площадь и без предупреждения приказал войскам стрелять. Было расстреляно почти в упор свыше тысячи человек, многие были раздавлены во время паники. Генерал Дайер отдал приказ, запрещающий жителям подбирать раненых, а после восьми часов вечера был объявлен комендантский час, и жителям было запрещено выходить из домов.

На другой день Дайер создал на перекрестках улиц ряд постов для порки захваченных солдатами мирных жителей и приказал индийцам ползти на животе по улице, где была избита миссионерка. За невыполнение этого приказа людей тут же расстреливали.

Зверства войск и правительственный террор в Амритсаре вызвали возмущение во всей Индии, особенно в провинции Панджаб. В ряде Стена в Джалианвала Баг (Амритсар) со следами пуль англичан после расстрела демонстрации в 1919 г. городов произошли антианглийские выступления. В Панджабе из демобилизованных солдат стихийно возникали так называемые палочные отряды, которые требовали изгнания англичан из Индии. В Гуджранвале (Панджаб) движение приняло такой размах, что англичане бросили против этого города военную авиацию. Движение протеста усилилось в Дели, Калькутте; особенно острые формы оно приняло в Ахмадбаде и других городах Гуджарата. В Гуджарате рабочие пускали под откос поезда с воинскими частями. Национальный конгресс вскоре объявил ‘кампанию несо- трудничества и гражданского неповиновения.

В 1920 и 1921 гг. вновь усилилось рабочее движение, возникло первое профсоюзное объединение Индии — Всеиндийский конгресс профсоюзов. В 1920 г. на съезде партии Национальный конгресс в Нагпуре был разработан план кампании гражданского неповиновения. Партия была реорганизована и стала современной по своей форме, с низовыми ячейками б городах и деревнях.

К началу подъема национально-освободительного движения в 1918— 1923 гг. усилились требования реорганизации провинций таким образом, чтобы в провинции преобладал один язык. Нагпурская сессия Конгресса для обеспечения успеха агитации решила условно разделить территорию страны на «конгрессистские» лингвистические провинции, т. е. области с единым языком в каждой.

В соответствии с этим были перестроены все местные организации Национального конгресса. С 1920 г. большинство политических партий Индии также строило свои местные организации по лингвистическим провинциям.

В 1921 г. происходили крупные крестьянские волнения. В Панджабе выступили сикхи, принадлежащие к секте акали; они требовали, чтобы храмовые земли и доходы с них принадлежали всей сикхской религиозной общине, а не махантам (настоятелям храмов), захватившим эти земли и присваивавшим доходы с них. Движение носило форму ненасильственного сопротивления. Английские власти выступили на стороне махантов и жестоко расправились с участниками движения.

На юге Индии, в Малабарском округе Мадрасской провинции, вспыхнуло восстание батраков-мусульман — мопла, связанное с халифатист- ским движением. Мопла пытались создать в своем округе халифатист- скую республику. Восстание было жестоко подавлено англичанами, era руководители были казнены. Особенно сильным было движение крестьян в Аудхе (Соединенные провинции), где они выступали за облегчение условий аренды. Крестьяне нападали на помещичьи усадьбы и громили некоторые из них. Во главе этого движения стояла стихийно возникшая крестьянская организация, именовавшаяся «Эка» (Единение) и руководимая крестьянами из «низших» каст. Движение было подавлено англичанами.

В 1922 г. в местечке Чаури Чаура (Соединенные провинции) происходила демонстрация; на нее напала полиция, участники оказали активное сопротивление и убили нескольких полицейских. В Бардоли было созвано срочное заседание Рабочего комитета Национального конгресса и, но предложению Ганди, в виде протеста против применения насилия са стороны масс была принята резолюция о прекращении кампании гражданского неповиновения. Всем конгрессистам предлагалось выполнять распоряжения властей, платить налоги правительству и ренту помещикам. Продолжавшееся еще массовое рабочее и крестьянское движение, лишившись руководства, было подавлено англичанами.

Первые коммунистические группы зародились в 1921 г. под влияниэм Октябрьской революции в России. Они возникли в крупных промышленных центрах Индии: Калькутте и Бомбее и несколько позднее в Лахоре. Коммунистические группы появились и среди индийцев, учившихся в Лондоне. В 1922 г. стал издаваться первый коммунистический еженедельник «Социалист», редактором которого был Ш. А. Данге.

Первые коммунистические группы были численно очень невелики и состояли в основном из представителей демократической интеллигенции. Вскоре они начали работу в профсоюзах и пытались создавать под своим руководством крестьянские организации.

После подавления движения 1918—1923 гг. в Индии усилились репрессии со стороны колониальных властей. Внутри партии Национальный конгресс развернулась борьба по вопросу о признании или бойкоте законодательных собраний, создаваемых на основе акта 1919 г. об управлении Индией. Сторонники участия в выборах и работы законодательных собраний образовали отдельную партйю, которая именовалась партией «св ар аджистов».

В 1924 г. был арестован ряд коммунистов, работавших в профсоюзах. Они обвинялись в организации антиправительственного заговора. Процесс против них проводился в г. Канпуре. Все обвиняемые были приговорены к тюремному заключению.

В начале 1926 г. в г. Бомбее была создана коммунистическая партия, объединившая все коммунистические группы Индии. Она пыталась работать открыто, но вскоре была разгромлена полицией.

Но уже в 1927 г. появились признаки нового оживления движения.

В Бенгалии, Бомбее, Панджабе стали создаваться рабоче-крестьянские партии, которые способствовали развитию профсоюзного движения и организации крестьянских союзов. В этих партиях активное участие принимали индийские коммунисты. Наиболее сильной из них была Бомбейская рабоче-крестьянская партия. Она издавала еженедельник на языке маратхи «Кранти» (Революция). Бенгальская рабоче-крестьянская партия также выпускала издания на языке бенгали. Панджабская рабоче-крестьянская партия вела работу преимущественно среди крестьян. Наибольшим влиянием она пользовалась среди сикхского крестьянства.

В 1929 г. Индия, как и все капиталистические страны, была охвачена экономическим кризисом. Во время этого кризиса резко ухудшилось положение трудящихся и в первую очередь крестьян. В годы кризиса, чтобы удержать Индию в качестве своего рынка сбыта, Англия увеличила пошлины на иностранные товары, ввозимые в Индию, в частности на сахар. Это сыграло в известной степени прогрессивную роль, так как способствовало развитию в Индии сахарной промышленности. Одновременно значительно развилась цементная промышленность. В этих отраслях промышленности, как и в хлопчатобумажной, преобладал индийский капитал.

Разгон антианглийской демонстрации

В 1927 г. Англия назначила специальную комиссию для разработки новой реформы управления Индией. Комиссию возглавлял либерал Саймон; ни один индиец в нее не вошел. Деятельность комиссии вызвала возмущение индийской общественности. Национальный конгресс постановил бойкотировать ее работу. В 1927 г. на сессии в Мадрасе была принята резолюция, которая гласила, что целью Национального конгресса является достижение полной независимости Индии. В 1928 г. в Дели была созвана конференция всех буржуазных и помещичьих партий. Конференция пыталась разработать проект реформ, который удовлетворял бы индийскую буржуазию. Целью, к которой она стремилась, было предоставление Индии прав доминиона. Выработка этого проекта была поручена Мотилалу Неру (отцу Джавахарлала Неру).

В эти годы в руководстве Национального конгресса усилилось влияние более молодых и левонастроенных националистов. Их наиболее видными вождями были Джавахарлал Неру и Субхас Чандра Бос, молодой бенгальский адвокат. Под их руководством была создана из молодых конгрессистов Лига независимости. В эти же годы возникла партия молодых националистов Науджаван Бхаратсабха (Индийская лига молодежи), которая занимала значительно более последовательную антиимпериалистическую позицию, чем руководящие круги Национального конгресса. Под их влиянием на очередной сессии Национального конгресса в г. Мадрасе в 1927 г. было принято решение, что целью Конгресса является достижение полной независимости. Но на чрезвычайной сессии в Калькутте оно фактически было отменено. Национальный конгресс принял так называемую Конституцию Неру (имеется в виду Мотилал Неру), требующую статута доминиона для Индии.

В 1929 г. на сессии в Лахоре снова была утверждена резолюция, требовавшая предоставления Индии полной независимости.

Во время кризиса значительно окрепли профсоюзные организации. Общая численность их членов к 1928 г. составила свыше 200 тыс. человек. Обеспокоенные ростом профсоюзов английские колонизаторы в марте 1929 г. арестовали наиболее видных деятелей профсоюзного движения, среди которых было немало коммунистов. Судебный процесс проходил в г. Мерате и получил название мератского. Обвиняемые в своих выступлениях опровергли обвинения в заговорщической деятельности и доказывали, что являются последовательными борцами за интересы трудящихся масс Индии. Движение протеста против незаконного мератского процесса развернулось не только в Индии, но и во многих других странах мира.

В знак протеста против английского господства в 1930 г. была начата новая кампания гражданского неповиновения. Во главе этой кампании стал Ганди. Она должна была проходить под лозунгом протеста против существовавшей в Индии английской соляной монополии. Был начат поход на берег моря, где участники похода намеревались выпаривать соль. В походе должны были участвовать только близкие сподвижники Ганди, но в пути к шествию присоединилась масса людей. Эта кампания гражданского неповиновения вызвала самый живой отклик среди населения Индии. В городах происходили антиправительственные выступления, в некоторых местах дело доходило даже до баррикадных боев. Все требовали изгнания комиссии Саймона из Индии. Английские власти усилили репрессии против участников кампании гражданского неповиновения. Тысячи людей были брошены в тюрьмы, в том числе виднейшие деятели Национального конгресса.

В начале 30-х годов в некоторых районах Индии произошли важные события. Вспыхнуло восстание в г. Читтагонге. Оно было организовано «Читтагонгской республиканской армией» —мелкобуржуазной террористической группой и закончилось захватом на некоторое время арсенала. В 1930 г. в мае совершились крупные события и в г. Шолапуре, который в течение нескольких дней находился в руках демонстрантов. Движение было подавлено только после того, как на город были двинуты регулярные войска. Еще более серьезные события произошли в г. Пешаваре (Северо-Западная Пограничная провинция), где дело дошло до баррикадных боев. В течение десяти дней город находился в руках повстанцев. Солдаты, брошенные на подавление восстания, отказались стрелять, и восстание было подавлено только тогда, когда были вызваны английские войска. Но движение из города перебросилось в окрестные деревни. Крестьяне нападали на английские посты и на помещиков. К движению присоединились пограничные патанские племена, против которых была применена военная авиация. После этого состоялась встреча в Дели вице-короля Ирвина с Ганди. Они заключили пакт (известный под названием Делийского пакта,) по которому предполагалось выпустить из тюрем арестованных конгрессистов, а Конгресс со своей стороны обязался прекратить кампанию гражданского неповиновения.

В 1931 г. в г. Карачи проходила сессия Национального конгресса, резолюция которой представляла собой в общем развернутую программу демократических преобразований. Она исходила из требования полной независимости Индии, предоставления основных гражданских свобод народу; изменения устарелых земельных отношений; облегчения положения рабочего класса; реорганизации административно-политического деления Индии и создания лингвистических провинций. Но вместе с тем, сессия в Карачи утвердила Делийский пакт, что вызвало недовольство левого крыла Конгресса.

В 1931 г. в Лондоне состоялась Конференция Круглого стола, в которой принял участие и Ганди. Она была созвана якобы для того, чтобы привлечь индийцев к участию в разработке акта об управлении Индией, а в действительности — для того, чтобы углубить разногласия между лидерами религиозных общин. Конференция Круглого стола вследствие принятых англичанами мер не привела к выработке каких-либо согласованных решений, а правительство Великобритании после нее, в 1931 г., опубликовало закон о куриальной системе выборов (Общинный закон).

Закон о куриальной системе выборов делил все население Индии на несколько религиозных курий и был рассчитан на то, чтобы при каждых новых выборах натравливать индусов и мусульман друг на друга. Вернувшись из Англии, Ганди увидел, что английское правительство не соблюдает условий Делийского пакта и продолжает преследовать членов Национального конгресса. Тогда в январе 1932 г. он объявил начало второй кампании гражданского неповиновения, но она не имела такого успеха, как первая, так как массы уже знали нерешительность своих лидеров и не проявляли такого энтузиазма, как в кампании 1931 г.

В 30-е годы произошли стихийные выступления против феодальных порядков в княжествах Кашмир и Альвар. Выступление в Кашмире охватывало широкие массы. Организация, руководившая демократическим движением, вначале именовалась Мусульманской конференцией, а потом стала называться Национальной конференцией Кашмира. В Альваре движение носило более стихийный характер. В восстании участвовали крестьяне-мусульмане. Оба выступления были подавлены английскими войсками.

В 1933 г. мератские узники были освобождены из тюрьмы. В этом же году состоялась конференция коммунистов и был избран временный Центральный комитет Коммунистической партии Индии. Но вскоре после своего образования, в 1934 г., Коммунистическая партия Индии была вновь объявлена вне закона. Из левых элементов Национального конгресса образовалась социалистическая партия Индии, основная масса членов которой сочувствовала коммунистам, несмотря на антикоммунистические настроения руководства.

В 1935 г. был опубликован новый Акт об управлении Индией. Этот акт предполагал превращение Индии в федерацию провинций и княжеств, причем феодальным князьям отводилось очень много мест во всеиндий- ских законодательных органах. В провинциях Индии по новому акту создавались правительства, ответственные перед местными законодательными органами. Однако власть генерал-губернатора и губернаторов провинций не была ограничена, за ними сохранялось право отменять любое постановление законодательных органов.

Новый акт об управлении Индией был встречен большим возмущением широких слоев населения Индии; против него выступил и Национальный конгресс. Часть, относящаяся к управлению провинциями, все же была введена в действие; центральные же органы власти—Законодательное собрание и Государственйый Совет не были созданы, так как даже феодальные князья выступали против включения их в индийскую федерацию. В 1937 г. были назначены выборы провинциальных законодательных собраний на основе нового закона. Этот закон расширял количество избирателей провинциальных законодательных собраний с 2%, как это было по акту 1919 г., до 14% всего населения Британской Индии. Национальный конгресс принял решение участвовать в выборах в законодательное собрание. В это время Коммунистическая партия Индии проводила тактику единого фронта и стремилась усилить свое влияние внутри Национального конгресса как наиболее влиятельной в массах партии. Нарастающее обострение международной обстановки и назревание второй мировой войны волновали индийскую общественность. Все индийские антиимпериалистические партии, включая Индийский национальный конгресс, высказывались про^ тив участия Индии в войне в том случае, если Англия не будет обращаться с ней, как с равной стороной. Предполагалось, что даже в том случае, если Англия выступит против фашистской Германии, Индия не будет ее поддерживать, так как Англия будет вести войну ради сохранения старых порядков и увековечения порабощения Индии. Только партии Хинду махасабха и Мусульманская лига выступили за поддержку Англии.

Председателем Конгресса в 1935 г. был избран вышедший из тюрьмы Джавахарлал Неру, а в 1937 г. — Субхас Чандра Бос. На выборах 1937 г. Национальный конгресс одержал победу в восьми провинциях из 11. По вопросу о формировании конгрессистских правительств возникли разногласия между правыми и левыми элементами Конгресса. Левые выступали против участия Конгресса в правительствах. Победила линия правых, и в восьми провинциях Индии были созданы конгрессистские правительства. В этот период значительно возрастает сила и популярность Национального конгресса, число его членов накануне второй мировой войны составляло около 6 млн. человек.

В 1938 г. усиливается рабочее и крестьянское движение в Индии. Происходит объединение важнейших профсоюзных центров, создаются крестьянские союзы — Кисан сабха, организуется Всеиндийский крестьянский комитет. Как профсоюзы, так и крестьянские союзы боролись за увеличение роли рабочих и крестьян в национально-освободительном движении и поддерживали левых в Национальном конгрессе. Среди рабочих и крестьян активно действовали коммунисты, и их влияние в это время заметно возросло.

В предвоенные годы в Индии развивается демократическое движение в феодальных княжествах. Это движение, начавшееся в Майсуре, охватило почти все 600 княжеств. Во главе его стояли организации, именуемые Праджа мандал или Праджа паришад (Союзы подданных), в которых руководящую роль играла местная буржуазия, по своим целям и задачам близкие к Национальному конгрессу. Они не стремились уничтожить княжества или свергнуть князей; в их намерения входило лишь ограничение княжеской власти, создание в княжествах законодательных органов и ответственных перед этими органами правительств. Они выдвигали также требование уничтожения наиболее тяжелых из существовавших феодальных обычаев (принудительного труда, феодальных поборов и т. д.). Движение в княжествах было подавлено с помощью английских войск.

В августе 1939 г. английские власти в Индии стали готовиться к войне. Часть индийских войск была направлена на Ближний Восток, а другая — в Сингапур. Этот акт вызвал протест со стороны Национального конгресса. После начала войны в Европе Индия была объявлена английскими властями воюющей стороной. Это вызвало возмущение индийской общественности. Не только индийские коммунисты, но и Национальный конгресс выступили против вовлечения Индии в войну без ее согласия. В Индии началось антивоенное движение.

Индийская буржуазия снова сумела использовать военную конъюнктуру и наживалась на военных поставках. Но она отказывалась активно поддерживать Англию в войне, ибо противоречия между ней и английским империализмом обострились. Экономическое положение Индии во время войны стало чрезвычайно тяжелым. Индия нуждалась во ввозе продовольствия; после вступления в войну Японии и оккупации ею Индокитая, Индонезии и Бирмы Индия оказалась отрезанной от стран, в основном снабжавших ее продовольствием. Помещики и ростовщики забирали продовольствие у крестьян в счет ренты и процентов. Кроме того, английские власти выкачивали из Индии продовольствие для снабжения своих войск на Ближнем Востоке и в Африке. Состояние сельского хозяйства Индии резко ухудшилось. В результате этого в 1943 г. в Индии начался голод, особенно тяжелый в Бенгалии. Здесь вымерло свыше 3 млн. человек. Дороги были усеяны трупами; массы голодающих сосредоточились в городах, но города не могли обеспечить их пропитанием и здесь также наблюдалась огромная смертность.

Промышленность Индии в годы войны развивалась сравнительно слабо. Только до 1943 г. происходил известный рост производства; затем производство некоторых отраслей промышленности начало резко падать. Даже в годы войны английские власти отказывались давать индийским капиталистам лицензии на постройку паровозостроительных и автомобильных заводов. Положение рабочих и служащих в связи с быстрым возрастанием цен ухудшалось, усиливалось недовольство английским господством в Индии.

В 1941 г. Германия напала на Советский Союз; вскоре в войну вступила Япония. Япония оккупировала страны, находящиеся к востоку от Индии, и готовилась вторгнуться в Индию. Однако японским войскам удалось вступить только в небольшое пограничное княжество Индии Манипур, где они и были остановлены. В июле 1942 г. Национальный конгресс принял резолюцию, требующую немедленного окончания английского управления, так как только свободная Индия сможет активно повлиять на исход войны.

В начале 1942 г. Англия пыталась договориться с основными буржуазными партиями Индии и особенно с Национальным конгрессом. С этой целью в Индию была послана миссия военного кабинета во главе сКриппсом. Миссия обещала предоставить Индии статут доминиона после войны, но во время войны управление Индией должно было оставаться в руках английских властей. Создать национальное правительство уже во время войны, что было основным требованием Национального конгресса, английское правительство отказалось. Тогда Национальный конгресс заявил, что будет бороться за свои требования путем гражданского неповиновения.

В начале августа 1942 г. лидеры Национального конгресса были арестованы и брошены в тюрьму. Это вызвало в Индии бурное движение протеста. Английское правительство жестоко расправилось с участниками этого движения, тысячи людей были посажены в тюрьмы, целые деревни облагались коллективными штрафами и вымирали от голода. В стране нарастали антианглийские настроения. Росла численность профсоюзов, усиливалась роль крестьянских союзов, были созданы прогрессивные организации интеллигенции (писателей, артистов и т. д.). Компартия Индии выросла с 2 тыс. до 16 тыс. членов, и ее влияние среди рабочих, крестьян и интеллигенции усилилось. В 1942 г. с нее был снят запрет.

Весной 1943 г. состоялся I съезд Коммунистической партии Индии. Он призвал массы к борьбе за независимость и к мобилизации всех сил страны для сопротивления блоку фашистских агрессоров.

После разгрома фашистских войск в 1942 г. на Волге, который вызвал в Индии бурный рост симпатий к Советскому Союзу, у индийской буржуазии, возглавлявшей национально-освободительное движение, окрепли надежды на то, что крушение фашистского режима в Германии и у ее союзников повлечет за собой и уступки со стороны Англии. Индийские партии повели борьбу за достижение независимости. Это движение усилилось после капитуляции Германии и Японии в 1945 г.

Национальные движения

В годы второй мировой войны позиции Англии в Индии ослабли. Английские капиталисты, считав- подъем положение здесь неустойчивым, стали продавать свои акции индийским компаниям, и относительная доля местного капитала в промышленности страны увеличилась. Кроме того, Англия, закупая в это время в Индии товары, не могла расплатиться за них.

Но политическая обстановка уже не позволяла заставить индийскую буржуазию отдать эти товары Англии безвозмездно, в виде дара английскому правительству, как это было сделано после первой мировой войны. К концу войны долг Англии Индии превысил уже 1 млрд.. фунтов стерлингов.

Кроме того, в годы войны Англия не могла снабжать Индию многими товарами и даже вынуждена была брать в долг товары у США. Военные поставки Америки в Индию в это время привели к тому, что доля Америки во внешней торговле этой страны превысила долю Англии, что означало подрыв в монополии.

В 1945 г. в Индии были назначены выборы в Законодательное собрание. В это же время начались антианглийские выступления городских масс. Непосредственным их поводом было использование индийских войск для подавления национально-освободительного движения в Индонезии и суд над так называемой индийской национальной армией. Эта армия была создана в Бирме С. Ч. Босом, бывшим лидером Конгресса, во время оккупации Бирмы Японией. С. Ч. Бос считал, что всякий враг Англии может быть союзником Индии. Армия была навербована из военнопленных индийских солдат и из индийцев, проживавших в Малайе и Бирме,, с целью изгнания англичан из Индии. Английские власти надеялись, что индийцы не будут поддерживать эту армию, но в Индии ее не рассматривали как предательскую. Организуя суд над индийской национальной армией, англичане надеялись укрепить свой авторитет. Суд вызвал особенное возмущение в Калькутте. Калькуттские студенты и рабочие организовали демонстрации, требуя освобождения осужденных офицеров. Волнения в Калькутте переросли в баррикадные бои. Английские власти бросили против жителей Калькутты войска. В феврале 1946 г. был осужден еще один офицер индийской национальной армии. На этот раз движение протеста приняло еще более массовый характер и охватило большее количество городов. К движению протеста стали присоединяться и некоторые воинские части, персонал аэродромов, летчики и т. д. В феврале 1946 г. началось антианглийское восстание моряков индийского военно- морского флота. Только благодаря уговорам лидеров Национального конгресса и Мусульманской лиги моряки сдались английским властям.

Однако восстание моряков показало английскому правительству, что борьба за независимость имеет общеиндийский характер, и что если оно не хочет совсем лишиться своих экономических позиций в Индии, ему придется пойти на уступки. С этой целью в Индию была послана миссия английского кабинета, чтобы вместе с индийцами разработать новую конституцию.

Во время войны английские власти, использовали прежнюю тактику разжигания розни между мусульманами и индусами. В индийской прессе стали появляться статьи, требующие расчленения Индии на два государства — индусское и мусульманское. Будущее мусульманское государство стали именовать Пакистаном, что значит «страна чистых».

Миссия английского кабинета в мае 1946 г. выдвинула проект новой конституции для Индии. Согласно этому проекту она должна была стать доминионом, центральное правительство которого получало ограниченные права. Внутри доминиона предполагалось создать три зоны; одну — с преобладанием индусов (в центре страны) и две — с преобладанием среди населения мусульман (на северо-западе и северо-востоке). Однако ни Национальный конгресс, ни Мусульманская лига не соглашались принять предложение миссии безоговорочно.

Летом 1946 г. вице-король Индии предложил лидеру Конгресса Джа- вахарлалу Неру создать правительство, причем Неру должен был занять в нем пост вице-премьера, а премьером стал вице-король — Уэйвелл. Конгресс согласился, и в августе 1946 г. было создано временное правительство. Оно пыталось проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику. В своей декларации Неру заявил, что Индия установит добрососедские отношения со всеми государствами, в том числе и с Советским Союзом, что она будет бороться против колониализма во всех его проявлениях и будет укреплять свою самостоятельность. Однако в стране все еще находились английские войска, поэтому возможности временного правительства были очень ограничены.

После окончания второй мировой войны в Индии усилилось рабочее движение. Бастовали не только рабочие, но и служащие банков, учителя и даже полицейские. Антифеодальное и антиимпериалистическое движение крестьян носило особенно бурный характер в Бенгалии и в Теленгане (восточной части княжества Хайдарабад). Отдельные народы (телегу, маратхи, малаяли) стали требовать создания автономных провинций.

Рост национально-освободительного движения, подъем антиколониального движения в соседних странах Юго-Восточной Азии, успехи национально-освободительной борьбы в Китае, общее ослабление Англии среди империалистических держав — все это вынудило Англию отказаться от власти в Индии. В начале февраля 1947 г. было опубликовано заявление, что английская администрация до июня 1948 г. обязуется передать власть, индийцам — центральному правительству или таким областным правительствам, которые будут к тому времени существовать. Английское правительство увидело, что оно уже не в состоянии удерживать Индию на положении колонии и было вынуждено предоставить ей самоуправление. Однако своим заявлением о том, что власть может быть передана не только центральному правительству, но и областным, английское правительство поощряло сепаратистские устремления и создавало условия для разжигания индо-мусульманской розни. Результаты не замедлили последовать.

В марте 1947 г. в Панджабе произошли крупные столкновения между мусульманами, с одной стороны, и индусами,— с другой. В провокации этих столкновений были замешаны колониальные власти.

2 июня 1947 г. английское правительство приняло закон о предоставлении Индии независимости. По этому закону страна делилась по религиозному признаку на два государства — Индостан.и Пакистан. Оба государства получили права доминиона, в каждом из них создавалось свое правительство. Прежде чем создать эти государства, было проведено их разграничение. В состав Индии вошли следующие области: Соединенные провинции, Бихар, западные округа Бенгалии, Орисса, Ассам, Центральные провинции, Раджпутана, княжества Восточного Панджаба, восточные округа Панджаба, Бомбей и вся южная Индия. Пакистан был создан из двух частей — Западного Пакистана в составе западных округов Панджаба, Северо-Западной Пограничной провинции, Синда и Белуджистана и Восточного Пакистана, состоящего из восточных округов Бенгалии и Силхетского округа Ассама. Расстояние между этими двумя частями Пакистана достигало полутора тысяч километров. Князьям было предложено присоединиться к одному из вновь образованных доминионов или сохранить прежние отношения с Англией.

 


[1] В. И. Ленин. Сочинения, т. 20, стр. 368.